Традиционная одежда восточных славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:31, реферат

Описание работы

Мужскую рубаху можно рассматривать одновременно с женской, так как покрой очень схож. Имеется материалы, подтверждающие, что женская рубаха отличается от мужской только большей длиной. Как мужская, так и женская рубаха надевалась прямо на голое тело и очень часто служат одновременно и верхней одеждой, т.е. являются единственной одеждой для верхней части туловища. Полтавские украинцы работают на поле в одних рубахах: лишь женщины одеты ещё и в безрукавки.

Работа содержит 1 файл

Мужскую рубаху можно рассматривать одновременно с женской.doc

— 297.00 Кб (Скачать)
 

Мужскую рубаху можно рассматривать одновременно с женской, так как покрой очень  схож. Имеется материалы, подтверждающие, что женская рубаха отличается от мужской только большей длиной. Как  мужская, так и женская рубаха надевалась прямо на голое тело и  очень часто служат одновременно и верхней одеждой, т.е. являются единственной одеждой для верхней части туловища. Полтавские украинцы работают на поле в одних рубахах: лишь женщины одеты ещё и в безрукавки.

Различные типы современной восточнославянской мужской рубахи отличатся друг от друга главным образом характером разреза для надевания рубахи, фасоном воротника и манерой носить рубаху - поверх штанов или иначе. Менее существенные моменты – вшивание особых кусков материи под мышками  и на плечах и подкладка на спине и на груди.

Что касается разреза  для надевания рубахи (рус. пазуха, пелька, ворот; укр. пазушина), то во всех русских рубахах этот разрез делают не посреди груди, а сбоку, иногда у самого плеча. В большинстве случаев он идёт вертикально к низу, реже - косо, от плеча к середине груди. Этот тип русской рубахи называется косоворотка, белорусам и украинцам неизвестен. Но она появилась не раньше XV века. Во всяком случае, косовортка как модная и праздничная рубаха с прямым разрезом на груди вытеснила ещё в XIX веке издавна существовавшую у русских рубаху с прямым разрезом на груди.

Рубахи могут  быть трёх типов- со стоячим или отложным воротником или же без воротника. Этот последний тип( южнорус. голошейк) следует считать древнейшим. Ворот рубахи при этом в большинстве случаев собирают в сборку, точно так же как на женских рубахах. Эти сборки обшивают тесьмой или узкой полозкой материи, так что получается низкостоящий воротник, особенно широко распространенный на Украине. Такой низкий стоячий воротник украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Более высокие стоячие воротники, нередко вышитые, обязательно придерживались косого разреза на груди. В старину такие украшения( древнерус. гривна; старорус. обнизь, ожерелье, жерелок) были широко распространенны у восточных славян. Позднее их стали пришивать к вороту рубахи. Широкий отложный воротник, белорусская передня, распространён у украинцев и белорусов, но совершенно неизвестен русским.

Рубаху застёгивали  или завязывали у ворота с помощью  запонок, обычных пуговиц или тесёмок. Запонки ( укр.шпонка) с круглыми разноцветными стеклянными бусинками достаточно часто встречаются и в настоящее время.

Носят рубаху, как  это принято у славян, поверх штанов, и лишь украинцы отказались от этого, переняв манеру восточных народов заправлять подол рубахи в штаны. Эта манера возникла у восточных народов – наездник, которые значительную часть своей жизни провёл в седле. Русским и белоруса совершенно чужд этот способ ношения рубахи.

Полотняная подкладка  на груди и спине рубахи, от плеча до пояса (рус.подоплёка, подстанье, подспинье) распространена у всех восточных славян. Кое-где однако сохранился старых тип рубах без подкладки, тем более что сборки у ворота затрудняют её пришивание.

Вставка на плечах ( рус. прорамки), так часто встречающиеся на женских рубахах, на мужских бывают редко; плечи часто прошивают стрелками. У украинцев бывают на плечах как нашивки, напоминающие погоны, так и вшитые вставки - уставки.

Старинные мужские  рубахи обычно отличаются свое длиной. Они бывают до колен, а иногда ещё длиннее. Рукава у них двух видов: либо широкие на конце, у запястья, либо с обшлагами( укр.чохла) Этот последний вид рубахи, укр. чохлата сорочка, у украинцев и белорусов является преобладающим, у русских же встречается редко.

ЖЕНСКАЯ РУБАХА

Женская рубаха( рус. рубаха, сорочка, исподка, подноска; белорус. сарочка, кашула; укр. кошуля, сорочка) длинее мужской, и как правило, шьется из двух частей: нижнюю часть, охватывающую тело ниже пояса, обычно делают из более грубой материи). Эта пришитая нижняя часть у русских называется становина, стан, стануха, подстава, постань.

Русское название нижней части (стан) может быть истолковано  так, что именно она и является той основой, из которой возникла русская рубаха, рукава стали пришивать позднее. Украинцы иногда называли стан верхнюю часть рубашки (кроме  рукавов) от шеи до шва, которым прикреплена нижняя часть, облегающей тело. Для русских, однако, известно характерное противопоставление общего смысла слова стан его частному значению применительно к рубахе. Устойчивость этого терминологического противопоставления может служить доказательством того, что в данном случае в терминологии сказывается старая традиция.

Верхнюю часть  женской рубахи, от пояса до верха, русские называют воротушка, вороток, поворотье, рукава; белорусы - чехлик. У русских распространены верхние рубахи, состоящие только из одной верхней части. Это так называемая пуповиха, т.е. одежда доходящая до пупка, воротушка, надевы, вороток, рукава. Всю рубаху русские часто называют по её нижней части станушка.

Встречаются также не составные, а цельные рубахи, чаще всего у украинцев.именно цельные, несоставные рубахи считаются у украинских женщин нарядными и праздничными; существует обычай надевать такие рубахи на покойниц. Обе части рубахи сшиваются особым способом: пришивают друг к другу два пришибленных края. Это делают для того, чтобы легче было заменить сношенную часть новой.

Бывают также  женские рубахи без воротника  и с воротниками, очень похожей  на мужские рубахи. Рубаха без воротника древнейший вид восточнославянской женской рубахи. Ворот такой рубахи обычно собран в мелкие сборки и иногда обшит сверху. У русских такие рубахи известны под специальным названием русская рубашка; рубаха с воротником- польская.

Часто воротник рубашки бывает стоячим, низким. У русских он носит название ожерелок, остебка. Широкий отложный воротник распространен у украинцев и белорусов.

Обычно украшали подол рубахи вышивкой особенно распространено у украинцев, где подол рубахи всегда был виден из под верхней одежды. Украинцы вышивают подол каждой рубахи, не только праздничной, но и повседневной. Обычай выпускать нижнюю часть из-под верхней, заимствованный украинцами с Востока, совершенно чужд русским и белорусам, зато у них широко распространен обычай подтыкаться или подгибаться, т.е. поднимать подол одежды, особенно поневы, и затыкать его за пояс. При этом виден подол рубахи. Вероятно, именно поэтому вышитые подолы встречаются и у русских. У южнорусских узоры чаще всего тканные: в полотно, предназначенное для подола, вотканы параллельные красные полосы и т.п.

Кроме вышитой  каймы ( поподольницы) чаще всего с  узором в виде лошадок, севернорусские используют кружева: ниже колен подол  севернорусской праздничной рубахи представляет собой горизонтальные ряды кружев, чередующихся с вшитыми между ними лентами. Франтихи надевают по три и более таких нарядных рубах сразу, чтобы показать, какие они искусницы. Как известно, почти у всех народов девушки, выходя замуж, должна продемонстрировать свое искусство и усердие в изготовлении нарядов. Для южнорусских девушек таким пробным камнем обычно служила понёва, для севернорусских и украинцев - рубаха.

С не меньшим  искусством и усердием украшают рукава рубахи, особенно в местах соединения рукава с плечом. Украшения эти очень разнообразны; их русское и украинское название полик со старой формой двойственного числа полика (белор и укр уставка). У южнорусских полика часто тканевые, у украинцев всегда вшитые, причём вшивка может быть  самой разной. Нередко на плече нашивают и вшивают кусок материи, у украинцев обычно четырехугольной формы и вшитый, у русских иногда другого цвета или того же, что и ластовицы, треугольный, вшивается между рукавом и плечом острым углом вниз.

Рукава женской  рубахи также весьма разнообразны: особенным многообразием отличаются у севернорусских, которые носят рубаху с сарафаном в качестве верхней одежды. Рубаху с прямым рукавами, без клиновидных вставок, без сборок и обшлагов севернорусские называют русская: рубаха с широкими рукавами, расширенная к запястью с помощью вшитых в них острием к плечу клиньев называется полянки. Севернорусские любят также широкие короткие рукава, которые доходят до локтя и обычно подвязаны на конце лентой или присобраны почти до плеча. Такая рубаха называется засыкушка. У белорусской брындёхи ширина рукавов- до 80 см. У украинцев и белорусов преобладают рукава с манжетами у запястья (укр. чохла;севрус. заперстье,остёбка; южрус. брызжи.

Можно предположить, что пышно украшенные рукава женских  рубах заимствованы от старинного летника, который, в сущности, и был женской верхней рубахой. Вошвы, т.е вшитые в летникдетали, полностью соответствует поликам и уставкам рубахи, которые также вшиваются и покрыты узором. Помимо этих украшений женские рубахи взяли от старинного летника также необычную длину рукавов. Летник имел вид узкой блузы из белого холста и доходило примерно до колен; женщины носили его поверх рубахи. Рукава были недлинные и довольно узкие и ими не пользовались: пришиты была в пройме лишь задняя часть рукава, засунутых на спине за белый полотняный пояс.

ШТАНЫ

Штаны ( рус. штаны, портки, шаровары, брюки) у восточных славян носят только мужчины. Женщины начали носить их как бельё лишь под влиянием современной городской культуры. В старину мальчики не носили штанов до 15-летнего возраста и даже до самой свадьбы.

Характерным признаком  восточнославянских штанов является способ, которым им закрепляют на теле: верхний  край штанов загибают внутрь, так что  образуется широкий рубец( укр. очкурня), сквозь который продёргивает шнурок или ремень( рус.гашник, подживотник; укр. очкур, гачник; белор. матуз, матарок). Шнурок завязывался узлом и не дает штанам спадать. Ремень с пряжкой употребляет с этой же целью  только украинцы, которые, застегнув ремень на пряжку, ещё раз оборачивают его свободный конец вокруг талии.

Между штанинами( рус. гача, солпа, сополя, штанина, колоша; укр. холоша) вшиавется матня(рус. матня, укр. матня; белорус. сесло). В широких штанах она сделана из прямоугольных кусков мтерии с подшитым внизу параллелограммом и образует нечто вроде мешка между двумя штанинами. В брюках обычной ширины матня состоит из двух клиньев, вшитых между штанинами, которые соединены матней под углом к продольной оси штанов.

Штаны шьют их холста и сукна. Нарядные русские шаровары делают из черного плюща. В прежние времена такие штаны делали недлинными, чуть ниже колена, т.к. раньше русские носили штаны исключительно в сапоги. Другая манера носить штаны навыпуск появилась у русских недавно. Украинские гуцулы украшают с изнанки вышивкой нижней край красных суконных штанов; вышивают светло-желтыми и зелеными шерстяными нитками, и вышитые концы штанин всегда отогнуты наверх.

Понева, запаска  и плахта

По издавна  заведенному обычаю восточнославянские девушки до 15-летнего возраста и  даже до самой свадьбы носили только подпоясанную рубашку. Об этом распространненом среди южнорусских, украинцев и белорусов обычае сохранился ряд сообщений, относящихся к середине XIX  века и к последующему времени. По праздникам девушки носили поверх рубахи передник с рукавами- шушпан, а в холодное время шубу или какую-нибудь другую верхнюю одежду. Но ей запрещалась носить поневу или плахту, так как это одежда замужней женщины.

Понева относится  к старинной женской одежде, которая  соответствует позднейшей юбке и  в своей  примитивной форме совсем не имеет швов: кусок ткани закрепляется с помощью пояса на талии, покрывая тело главным образом сзади. У украинцев 3 типа такой одежда: различаются повседневная и рабочая одежда запаска и дерга, без рисунка и праздничный наряд- плахта, в крупную клетку. У южнорусских такого раграничения еще нет: типы поневы один и рисунок ткани-рупная клетка- всегда одинаков.

Отсутствие такого разгроничения является верным признаком  древнсти. Само навание понева, понява- общеславянское и свидетельствует о большой древности, нежели все другие славянские наименования для одежды этого типа. Существующие по сей день варианты поневы характеризуют различные стадии развития этого вида одежды. Отражая различные этапы эволюции, эти варианты дают представление о постепенном развитии такой одежды у разных славянских народностей.

Выделяется три  основных типа народной одежды:

1) белоруская  понева

2) украинская  запаска

3) украинская  плахта

ЮБКА И САРАФАН

У южнорусских  также распространена понева, но она  состоит из четырех полос ткани, сшитых друг с другом длинными сторонами так, что образуется замкнутый круг.Последняя четвертая полоска обычно другого цвета и из другой ткани и назвается прошва, а вся понева такого покроя носит название глухая.

Как правило  раньше прошву не делали из клетчатой шерстяной ткани, из которой шили остальные части поневы. Но постепенно стали шить всю поневу из одного материала, увеличив при этом, количество сшиваемых полотнищ до восьми. В этих случаях понева ничем не отличается от обычной европейской юбки. Но если такая юбка сшита из клетчатой шерстяной ткани, южнорусские называют её поневой; сшитая из другого материла- юбка.

Севернорусские  женщины давно уже не носят  понев. Юбка заимствована ими совсем недавно. Национальный костюм севернорусских женщин считается сарафан, который до реформ Петра Великого носили в Москве также и высших классах общества.

Восточные славяне  называют сарафаном самые различные  виды одежды. Основной признак сарафана - отсутствие рукавов, но старинные  мужские сарафаны, которые носили в XVII  веке. Московские цари, были с рукавами, так же как и более поздние женские сарафаны.

Все разнообразие русских сарафанов можно свести к трем типам.Самый старый называентся  косоклинный, так как для его  покрова характерны вшитые в полы юбки клиновидные треугольники.

Информация о работе Традиционная одежда восточных славян