Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:31, реферат
Мужскую рубаху можно рассматривать одновременно с женской, так как покрой очень схож. Имеется материалы, подтверждающие, что женская рубаха отличается от мужской только большей длиной. Как мужская, так и женская рубаха надевалась прямо на голое тело и очень часто служат одновременно и верхней одеждой, т.е. являются единственной одеждой для верхней части туловища. Полтавские украинцы работают на поле в одних рубахах: лишь женщины одеты ещё и в безрукавки.
Распространенным типом сарафана у севернорусских называют московским сарафаном без клиньев, которое носит также название круглый. Этот сарафан отличается множеством сборок, которые придаю ему пышность и делают очень красивым. Разрез, ничем не украшенный, делают на груди, а иногда под мышками. По покрою это длинная юбка с лямками. Южнорусские называют его саян. Его надевают выше груди, а под грудью подвязывают тесемками передника или специальным поясом, и по виду он отличается от первого типа сарафана главным образом отсутствием спереди разреза и отделки.
Третий тип характеризуется наличием приитого нагрудника( грудинка, нагрудник).Нагрудник пришивают к юбке, ничем 7не отличающейся от круглого сарафана. Сарафан с нагрудником часто называют шубка.
Хотя сарафан считатю русской национальной одеждой, появился он сравнительно недавно. Временем его массового распространения у севернорусских следует считать XV-XVI в. Беспорно, что к концу XVIII в все севернорусские женщины носили сарафаны, и остатки их прежней одежды- летников и понев к этому времени бесследно исчезли. У южнорусских распространение сарафана продолжалось еще в XIX. Одновременно происходила смена разных типов сарафанов, из которым самым поздним следует считать круглый сарафан.
Хотя слово срафан по происхождению персидское, все же не исключена возможность проникновение его с Запада, по крайней мере некоторых его видов. Персидское serapa или sarapaj дословно значит « с головы до ног» . Некоторые другие названя сарафана западного происхождения, например шубка. Название ферези проникло к восточным славянам через польское посредство.
На крайнем западе и на востоке Украины шарахваном называют обычную юбку из любого материала. У белорусов сарафаны очень редки и встречаются главным образом в областях, граничившие с русскими.
ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА
Верхняя одежда восточных славян отличается разнообразием не столько в покрое и фасонах, сколько в ее названиях. Нередко один и тот же вид одежды имел разное название в разных местах.
По покрою верхнюю одежду можно разделить на четыре типа , которые отражают этапы эволюции одежды восточных славян. Постепенно в верхней одежды изменился покрой спины, он становится более сложным. Поначалу спина кроилась на одном полотнище материи, без каких-либо надрезов на талии. Потом на талии стали вшиваться клинья, так что появился перехват. Русские называют такой фасон на острый клин, украинцы на уси, при этом на спине часто делают подрезы. Позднее ниже талии вдоль спины стали закладывать мелкие сборки или складки, для чего на спине длали поперечный разрез. Наконец, сборки ниже талии стали делать не только на спине, но и спереди.
Разновидности верхней одежды с прямой спиной имеют фасон плаща, рубахи или халата.
В древней Руси
плащи имели широкое
Обычно роль плаща играет чуга, а также чугай, чуганя, которая известна как западным украинцам, так и русским, например на Дону и Сибири.
Форму плаща имеет манта и гугля украинских гуцулов, похожая на большой мешок, открытый с одной из длинных сторон. Она надевается на глову дном этого мешка, играющая роль капюшона, и закрепляется на плечах специальными шнурками.
Фасон рубашки имеет рабочая верхняя одежда для обоих полов; обычно её делают из холста. Это верховица, верховница, рядовка, кабат.
Общепринятой верхней одеждой с прямой спинкой был в старину русский опашень.
У всех восточных славян широко распространен покорой верхней одежды, требующих клиньев, которые вшиваются сзади по бокам ниже талии: стрый конец клина доходил до пояса , а основание находится на уровне подола. Украинцы называют такие вшитые клинья усы, а белорусы усы или хванды.
Следующий тип покроя отличается тем, что на спинке на уровне талии делают поперечный разрез и, заложив на верхней части крупные складки или собрав её в мелкую сборку, пришивают к верхней части. Последний вид русские называют шить в посадку, а крупные складки называют трубы.
В последнем типе покроя сборки делают не только на спине, но и спереди, т.е. кругом по талии. Такой одеждой является украинская чемера, чемерка, чамарка.
ПОЯС
У восточных славян обязательной частью любой, а особенно нижней одежды считается пояс. Мужчины обычно надевали на верхнюю одежду кожаный пояс 5-9 см шириной, с медными бляхами, железной пряжкой и железной скобкой для топора.
Мужчины носят на поясе, надетой на рубаху кожаную сумку: раньше она предназначалась для огнива, теперь же в ней держали деньги.
Русские подпоясывались
двумя различными способами: кое-где
пояс надевали высоко под грудь, однако
гораздо большее
ГОЛОВНЫ Е УБОРЫ
Мужские головные уборы у восточных славян очень разнообразны по форме, материалу и особенно по названиям, среди которых преобладают иноязычные. Основным материалом является мех ( особенно овчинный) , шерсть в иде войлока, сукна и иногда другие ткани. По форме преобладают головные уборы в виде конуса, цилиндра и полушария. Форма не зависит от материала, посольку головной убор одного и того же вида может быть сделан из любого материала.
В старой Москве головной убор являлся внешним признаком принадлежности к определенному сословию, откуда и пословица: «По Сеньке и шапка, по Фоме колпак.»
Менее знатные люди из народа и бедняки обычно носили в старой Москве конические шапки из сукна или меха. Этот тип головного убора восточных славян имеет признак большой древности. Вплоть до последнего времени он под названием магерка был наиболее распрострнен и типичный голоной убор у белорусов. Белоруская магерка, и украинская магирка происходят от magierka (польс) - так называли поляки венгерскую шляпу.Более старинные названия этого головного убора : колпак, шлык, еломок.
В форме полушария шьется кабардинка, распространенная у восточных словян почти повсеместно. У нее узкая опушка и плотно прилегающее к голове суконное донышко, расшитое крест накрест позументом и с пуговицей вцентре.
К головным уборам с полушаровидной формой относится и меховая шапка с наушниами, которое чаще всего носит название малахай.
Среди многих шапок цилиндрической или почти цилиндрической формы следует упомянуть севернорусский гречушник, или гречневик , получивший название от печенья из гречишной муки. Этот вид валяных русских шляп обычно бывает с переломом или с подхватцем, т.е. стенка цилиндра немного сужена к середине.
Очень широко распространена у восточных славян шляпа с четырёхугольной тульей, похожей на тулью полькой конфедерантки.
ЖЕНСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
Все существующее разнообразие женских головных уборов восточных славян можно отнести к 4 типам: платок, чепец, шапка и девичий венец.
Эволюция женского головного убора была в значительной мере обусловлена религиозными воззрениями, в числе прочего требовавшими, чтобы замужняя женщина тщательно зарывала свои волосы от посторонних, ибо непокрытая голова для неё была позором.
Головным убором замужней женщины было покрывало ( древнерус.убрус). Это длинное полотенце из тонкого, большей частью белого полотна, до 4-5 метров длины и 60-70 см ширины. В наши дни этот оловной бор редко где сохранился, только на западе Украины и Белоруссии.
Всем восточным славянам известен также рогатый женский головной убор. У восточных славян издавна очень щироко распространён головнй убор с двумярогами. Лучш всего двурогий головной убор под названием кичка сохранился у южнорусских. Рога на кичке обычно лубяные и прежде достагили в высоту 20 см и более. В XIX веке сельское духовенство и помещики стали боротся с «рогатыми» головными уборами.
Под влиянием новой моды и современной культуры женщины изменили рогатую кичку, так что рога больше не возвышались над лбом, а лежали на голове горизонтально, и их острые концы больше были напралены назад, чем вверх. Так появился новый головной убор, под названием кибалка.
У южнорусских широко распространен особый тип головного убора в виде маленькой шапочки, в которой очень легко узнать сшитую сороку. Такую шапочку делают обычн из малинового бархата и украшают на лбу и на затылке золотым и серебряным шитьем. Покрой этой шапочки, так же как и маленькие рожки сзади, не оставяют никаких относительно её близкого родства с сорокой. Но распространены шапочки и другого фасона. Её называют кокошник, но он отличается от обычного кокошника, для которого характерен гребень. В этом головном уборе мы также видим сороку, сшитую по образцу женской шапки.
Вместо тяжелой кибалки появился мягкий чепец, который завязывался шнурком, продернутый сквозь обшиву. Чепец шьют из куска тонкой ткани разных цветов, с поперечным подрезом на лоб. Этот подрез делают так, что надо лбом образуются мелкие сборки, в то время как на лбу ткань остается гладкой. На затылке закладывается рубец, через который продергвают шнурок. Этот фасон самого простого вида чепца встречается у всех восточных славян.
Женские меховые шапки обычно имеют тот же фасон, что и мужские. Исключением является кораблик- недавно исчезнувший из обихода украинский головной убор. Его делали из парчи или бархатас оторочкой из дорого меха. Спереди и сзади эта оторочка переходила в торчащие кверху заостренные рога. Их было или 2, или 4.
Девичий головной убор отличался от замужних тем, что девушки не закрывали темени и открывали волосы. При этом они не прячут косу, которая свешивается на спину. Непокрытые волосы считаются признаком девственности, и поэтому женщине, родившей ребёнка, не полагается носить девичий головной убор; отсюда и её название- покрита.
ОБУВЬ
В качестве матерала дл изготовления обуви восточные славяне использовали шкуры животных, дыблённую кожу или, реже, мех, древесную кору или, ещё реже, пеньковые веревки.
Из существуюих в наши дни востчнославянской обуви древнейшей следует считать кожаную обувь. Которую не шьют, а закладывают складками, морщат.
Кожаную обувь с высоким голенищем называют сапоги. Они сначала были без каблуков, что в Галиции называют русский крой. Иногда каблук заменяла небольшая жлезная подкова на пятке.
Лапти плетут из древесного лыка ; по своему виду они почти полностью повторяют кожаную обувь, но не сшитую, а морщеную. Эта же низкая обувь, типа сандалий, которая привязвается к ноге длиными шнурами (оборы). В простейшей разновидности лаптей оборы продевают сквозь петли или ушки, которые соответствуют отверстиям на кожаных поршнях.
К концу XIX века
моду преобретают резиновые галоши.
ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕДА РУССКИХ
Материалы изготовление
Материалы для изготовления одежды у русских были как растительного — лен, пенька, кора деревьев, так и животного происхождения—шкуры, кожи, шерсть.
Лен и коноплю обычно выдергивали из земли руками, оставляли на некоторое время на поле, затем из них выбивали семена, из которых выжимали масло. Стебли растений вымачивали в воде, мяли на мялке, трепали деревянным ножом, расчесывали. Получалась кудель, из которой на прялке при помощи веретена скручивали нить. Так же получали шерстяную нить. Из нити на ткацком станке ткали материю. Станки были разных типов—и упрощенные, для тканья рогож, поясов, сит, и более совершенные, для получения ткани из льна, конопли (холстов) и шерсти (сукна). Ткани затем подвергались отбеливанию, которое включало в себя несколько процедур—запаривание в зольном растворе, вымачивание, отбивание деревянными вальками. Холсты могли также отбеливать в навозе или в растворе из сыворотки, муки и гашеной извести. После этих процедур ткань становилась белее и мягче.
Материю при необходимости красили. Красители получали из трав (горец, подмаренник, дрок), коры деревьев (дуба, ольхи), грибов и др. С XIX в. популярной становится так называемая кубовая краска (индиго). Узорная окраска делалась набойкой. На одной стороне деревянной дощечки (манер) вырезался или набивался металлическим штифтом узор. Эту сторону погружали в краску, потом дощечку накладывали на ткань и били по ней молотком, получая таким образом узор на материи. Другой способ нанесения разноцветной окраски—погружение ткани поочередно в емкости с различными красителями, при этом места, которые окраске не подлежали, покрывали специальным составом — вапой.