Театр Пушкина, Лермонтова, Гоголя

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 10:47, контрольная работа

Описание работы

XIX век в истории России был наполнен множеством событий, оказавших сильнейшее влияние не только на жизнь современников и дальнейшую историю страны, но и на культурное развитие. Театральная жизнь в XIX веке не просто развивалась, она по настоящему зацвела. Именно в это время стали появляться первые театры, сохранившиеся по сей день, писаться пьесы, тематика которых актуальна и сегодня и, наконец, именно в этом столетии появились первые актеры и театральные критики, чьи имена вошли в историю искусства.
Театральное искус

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Театр А.С. Пушкина…………………………………………………………….3
Театр М.Ю.Лермонтова………………………………………………………...6
Театр Н.В.Гоголь……………………………………………………………….10
Вывод……………………………………………………………………………15
Литература………………

Работа содержит 1 файл

Театр в первой половине XIX века.docx

— 49.08 Кб (Скачать)

       «Театр одного актера» Николая  Гоголя видели лишь его друзья  и близкий круг знакомых. Гоголь  читал «Ревизора» на вечере  у Василия Андреевича Жуковского. По воспоминаниям современников,  читал он великолепно, спокойно, просто. Он сам как бы разыгрывал  всю пьесу. И при этом ни  разу не смеялся сам. И только  когда слушатели не могли удержаться  от смеха, он лукаво усмехался.  Можно полагать, что это было  самое яркое и самое верное  исполнение «Ревизора», потому что  оно было авторским. Самую суть  его артистизма с особой зоркостью  и точностью уловил Иван Сергеевич  Тургенев. Он писал о чтении  «Ревизора»: «читал Гоголь превосходно..., поразил меня чрезвычайной простотой  и сдержанностью манеры, какой-то  важной и в то же время  наивной искренностью, которой словно  и дела нет - есть ли тут слушатели и что они думают. Казалось, Гоголь только и заботился о том, как бы вникнуть в предмет, для него самого новый, и как бы вернее передать собственное впечатление. Эффект выходил необычайный». Все прочие постановки были попытками понять Гоголя, приблизиться к нему. И никому, наверное, это не удалось в полной мере…

     Комедия, по мнению Гоголя, должна не забавлять  смешными ситуациями, прикрывая этим подлинные, кровоточащие противоречия и язвы общественной жизни, а смело  и правдиво их вскрывать, сдергивать маску лицемерия с представителей господствующих классов. Эта общественно -обличительная «идея» комедии, глубина  отражения ею действительности и  определяют ее художественную структуру: «… правит пьесою, - указывает Гоголь, - идея, мысль: без нее нет в ней единства». 

     В январе 1836 года актеры  Александровского театра в Петербурге приступили к репетициям новой комедии «Ревизор». Премьера состоялась в апреле и была  отмечена шумным успехом, однако Гоголь расценил постановку как провал и настолько огорчился, что спешно уехал за границу.

     Автор остался недовольным, несмотря на замечательный  прием и на резонанс, вызванный  этой премьерой. Главная причина  недовольства Гоголя заключалась даже не в фарсовом характере спектакля - стремлении рассмешить публику, - а в том, что при карикатурной манере игры сидящие в зале воспринимали происходящее на сцене без применения к себе, так как персонажи были утрированно смешны. Между тем замысел Гоголя был рассчитан как раз на противоположное восприятие: вовлечь зрителя в спектакль, дать почувствовать, что город, обозначенный в комедии, существует, не где-то далеко, а в той или иной мере в любом месте России. Гоголь обращается ко всем и каждому. В этом заключено громадное общественное значение «Ревизора». В этом и смысл знаменитой реплики городничего: «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!» - обращенной именно к залу, потому что на сцене в это время никто не смеётся.

     По  признанию некоторых актеров  и постановщиков, они встретились с чем - то небывалым на русской сцене: незнакомыми оказались характеры, включая главный, интрига, обстановка, даже язык комедии. «Ревизор» был поставлен как традиционная комедия с характером плута в центре, с использованием фарсовых приемов, что больше всего и огорчило Гоголя.

     Но  исполнителей трудно винить, потому что  автор создал произведение новое  и оригинальное во всех отношениях, он настолько преобразил и форму, и содержание самого жанра комедии, что актеры не знали, как играть, а зрители - как на это реагировать, ведь новая комедия нисколько не походила на французский водевиль, переделанный на русский лад. Сам Гоголь считал, что со времен Аристофана с его высокой комедией этот жанр претерпел большие изменения, его тематика сузилась до частных домашних моментов.

     Борьба  Гоголя за театр жизненной правды, за создание «комедии общественной»  сочеталась с борьбой за создание русского национального театра. Резко  выступая против засилья иностранных  мелодрам и водевилей, против переделки  и перелицовки бессодержательных  развлекательных  пьес Скриба, Дюканжа и их подражателей, Гоголь призывает к созданию драматургии, продолжающей национальные традиции русского театра. 

     Гоголь  настаивал, прежде всего, на правдивом изображении жизни, на раскрытии в драматургическом произведении «ран и болезней» общества, на смелой и широкой постановке основных общественных проблем. Тем самым он заложил уже глубокое теоретическое обоснование комедии, основанной на показе общественных конфликтов, определяющих самый характер пьесы, типичность ее образов. Осуществление этих принципов общественной комедии он видел, прежде всего, в русской драматургии, в пьесах Фонвизина и Грибоедова.

     С подлинным реализмом драматургии  Гоголя тесно связаны и его  взгляды на искусство актера, на сценическое воплощение образов  пьесы. И здесь Гоголь далеко опередил свое время, наметив те художественные реалистические принципы актерского мастерства, которые полностью осуществлены были лишь в дальнейшем в наше время, прежде всего в деятельности Художественного  театра. Гоголь выступал против примитивного, упрощенно бытового или водевильно-фарсового  подхода к постановкам комедии  на русской сцене начала XIX века, против разностильности и разнобоя в игре актеров, продолжавших или устаревшие условно-классицистические ходульные приемы, или игравших в буффонадно-водевильном духе.

     Гоголь  выдвинул и требование тщательной режиссерской постановки спектакля «актером-художником»: «Только один истинный актер-художник может слышать жизнь, заключенную  в пьесе, и сделать так, что  жизнь эта сделается видною и  живою для всех актеров…»

     От  игры актера Гоголь прежде всего требовал естественности, жизненной правдивости.

Гоголь  пьесой «Ревизор» внес новаторство  в построении драматургии :

  1. отказался от затертых комедийных амплуа, противопоставив им многообразие живых повседневных образов;
  2. требовал от комедии современности, новизны сюжета, выведенного не из театральной традиции, а из повседневной русской жизни;
  3. характеры каждого действующего лица выписаны очень подробно и, главное, натурально. В изображении характеров добился максимального реализма;
  4. создал схему действия, где завязка предшествует экспозиции. Последняя фраза пьесы становится одновременно и ее кульминацией, и ее развязкой, и возвращает к самому началу действия, т.е. становится своеобразной новой завязкой, за которой, однако, не следует никакого реального действия. При таком принципе изображения благополучная развязка невозможна как таковая, потому что идеальный большой мир в комедии отсутствует, как отсутствует он и за пределами ее мира.

     Комедии Гоголя являлись школой сценического мастерства, на них воспитывались  поколения русских актеров. Щепкин, Садовский, Давыдов, Яковлев и многие и многие другие в постановке гоголевских  пьес подняли русское драматическое  искусство на огромную высоту. Но с  особенной полнотой раскрылось социальное и реалистическое содержание пьес Гоголя на сцене, в классических спектаклях «Ревизора» на сцене Малого театра и в инсценировке «Мертвых душ» в  постановке МХАТа

     Газета  «Молва», определяя место Н.В. Гоголя как национального драматурга, утверждала: «Его оригинальный взгляд на вещи, его умение схватить черты характеров, налагать на них печать типизма, его неистощимый юмор, все это дает нам право надеяться, что наш театр скоро воскреснет, что мы будем иметь свой национальный театр, который будет нас угощать не насильственным кривляньем на чужой манер, не заемным остроумием, не уродливыми переделками, а художественными представлениям» нашей общественной жизни,... что мы будем хлопать не восковым фигурам с размалеванными лицами, а живым созданиям, которых, увидев раз, никогда нельзя забыть».

  Таким образом, пьесы Гоголя с их необыкновенной верностью правде жизни, гневным осуждением пороков общества, естественностью в развертывании происходящих событий, оказали решающее влияние на русское театральное искусство. 
 
 

Вывод 

     Итак, что из себя представлял репертуар русских театров в XIX веке? Самобытные, яркие пьесы отечественных авторов были явлением крайне эпизодическим на их сценах. Основную массу постановок осуществляли на материале переводных французских пьес и подражательных русских; излюбленным жанром стал водевиль, и значение театра воспринималось как развлекательное, увеселительное. К середине XIX века русская сцена испытывала настоятельную потребность в принципиальном обновлении репертуара; она стремилась обратиться к национальным образам и отечественным проблемам.

     Тяга  к драматургии явственна у  всех выдающихся русских писателей начала XIX века. В пьесах Пушкина, Лермонтова, Гоголя общее свойство - краткость и быстрота рассказа.  Не только по глубине идей и образов, но и по совершенству сюжетного развития, с особенной полнотой передающего идейный замысел. Их творчество сохранило свою жизненную силу, свое художественное воздействие и в наше время. Сохраняя свое национальное своеобразие, творчество  этих великих людей  принадлежит всей мировой культуре. Любовь  к человеку,  ненависть ко всему тому, что мешает человеку жить свободно, смелое и беспощадное осмеяние всего косного, пошлого, рожденного собственническим, эксплуататорским строем, делают и поныне творчество близким передовому человечеству.

     Пытаясь объединить драмы Пушкина, Лермонтова, Гоголя в едином смысловом и художественном ряду, можно отметить, что Пушкина  более всего интересует социально-исторический аспект, Гоголя - национально-исторический, а Лермонтова - нравственно-исторический. Они во всем этом близки: в понимании патриотизма, народности и национальности искусства.

     Созданные образы Пушкиным, Лермонтовым и Гоголем  помогают нам разоблачать пережитки  прошлого в сознании людей нашего времени, вооружают нас на борьбу со всяческими проявлениями тех чуждых нам черт зазнайства, корыстолюбия, лицемерия, эгоизма, которые должны выжигаться огнем сатиры. 

Литература: 

  1. Асеева  Б.Н  Русский драматический театр М.: изд. Просвещение,1976 382с.
  2. Гоголь Н.В. - http/ www.russianculture.ru - 14.01.2012г.
  3. Лермонтов М. Ю.   Полн. собр. соч., т. 5, с. 123.
  4. Лермонтов М. Ю. - feb/lermont/critics/mas/mas1015-.htm - 10.01.2012г.
  5. Пушкин А.С   Собр.соч. в 10 т Т.7 М.: Худож.лит 1976 398с.
  6. Пушкин А.С   Мои замечания об русском театре// Наука 1964 Т.6

    c.247-248

    7.  С. Машинский   «Художественный мир Гоголя», М., «Просвещение»,

         1971 г.

Информация о работе Театр Пушкина, Лермонтова, Гоголя