Театр Пушкина, Лермонтова, Гоголя

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 10:47, контрольная работа

Описание работы

XIX век в истории России был наполнен множеством событий, оказавших сильнейшее влияние не только на жизнь современников и дальнейшую историю страны, но и на культурное развитие. Театральная жизнь в XIX веке не просто развивалась, она по настоящему зацвела. Именно в это время стали появляться первые театры, сохранившиеся по сей день, писаться пьесы, тематика которых актуальна и сегодня и, наконец, именно в этом столетии появились первые актеры и театральные критики, чьи имена вошли в историю искусства.
Театральное искус

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Театр А.С. Пушкина…………………………………………………………….3
Театр М.Ю.Лермонтова………………………………………………………...6
Театр Н.В.Гоголь……………………………………………………………….10
Вывод……………………………………………………………………………15
Литература………………

Работа содержит 1 файл

Театр в первой половине XIX века.docx

— 49.08 Кб (Скачать)

Содержание:  

Введение…………………………………………………………………………3

Театр А.С. Пушкина…………………………………………………………….3

Театр М.Ю.Лермонтова………………………………………………………...6

Театр Н.В.Гоголь……………………………………………………………….10

Вывод……………………………………………………………………………15

Литература………………………………………………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     XIX век в истории России был наполнен множеством событий, оказавших сильнейшее влияние не только на жизнь современников и дальнейшую историю страны, но и на культурное развитие. Театральная жизнь в XIX веке не просто развивалась, она по настоящему зацвела. Именно  в это время стали появляться первые театры, сохранившиеся по сей день, писаться пьесы, тематика которых актуальна и сегодня и, наконец, именно в этом столетии появились первые актеры и театральные критики, чьи имена вошли в историю искусства.

     Театральное искусство этого времени прощалось  «с екатерининской эпохой, с ранним русским классицизмом». XIX век в первую очередь ознаменован годами Великой отечественной войны с армией Наполеона. В театре с огромным успехом идут пьесы, посвященные борьбе за отечество, прославляющие подвиги героев.

     Вторым  по значимости историческим событием, оказавшим влияние на становление  театра в XIX веке стало восстание декабристов. Декабристы требовали от театра правдивого изображения жизни, обличения крепостничества и самодержавия, пропаганды высоких гражданских идеалов, любви к свободе.

     Театр постепенно становится в центре внимания общественной жизни России. Огромное значение искусству сцены придавала  передовая революционно-демократическая  интеллигенция во главе с В. Г. Белинским, считавшим, что театр  есть «...исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый  во всякое время и при всех обстоятельствах  возбуждать и волновать их».

     Силу  влияния театра понимало и царское  правительство. Над театром устанавливается  строгий цензурный надзор. Особенно был тяжел гнет цензуры во время  царствования Николая I, после поражения восстания декабристов в 1825 г. с большим трудом, исковерканные цензурой попадают на сцену пьесы Пушкина, Лермонтова. Этапное значение для судеб русской сцены имела постановка «Ревизора» Гоголя в 1836 г. Впервые театр с такой остротой и смелостью вмешивался в жизнь, стремился оказывать влияние на решение злободневных социальных проблем. 
 
 

ТЕАТР    А. С. ПУШКИНА  

     Величайшие  преобразования в русском театре связаны с именем Александра Сергеевича Пушкина .

     Великий поэт считал театр важнейшей частью национальной культуры.

Заветное  в начале XIX века слово «театр» рождает у Пушкина желание воспеть это славное детище русской культуры в романе «Евгений Онегин»  

«Волшебный край! там в стары годы,

 Сатиры  смелый властелин,

 Блистал  Фонвизин, друг свободы,

 И  переимчивый Княжнин;

 Там  Озеров невольны дани

 Народных  слез, рукоплесканий

 С  младовой Семеновой делил,

 Там  наш Катенин воскресил

 Корнеля  гений величавый;

 Там  вывел колкий Шаховской

 Своих  комедий шумный рай…» 

     Пушкин  был страстным театралом, чутким зрителем, которого еще в его юности ценили лучшие русские актеры. Любовь поэта к театру была любовью деятельной: вместе с группой молодых любителей  сценического искусства он постоянно  участвовал в обсуждениях спектаклей, писал глубокие статьи.

     Раздумывать о театре поэт начал еще в лицейские  годы. По выходе из лицея он жадно  потянулся к его волшебному миру кулис, к тайнам сценического искусства. Он постоянно посещал Петербургский Большой театр, обширный репертуар которого давал пищу для размышлений. Много нового узнавал поэт на вечерах у Шаховского, где шли дискуссии о сценическом мастерстве и где он многое слышал из уст самих актеров и авторов пьес, опер, балетов. Пушкин страстно проповедует идеи самобытного театра и выступает против  подражания западным образцам, против приспособления «всего русского ко всему европейскому».

     В 1820г. Пушкин пишет статью «Мои замечания  о русском театре», предназначенная  для прочтения на одном из заседаний общества «Зеленая лампа». Уже в этой ранней статье Пушкин поднял самые важные проблемы - актерского мастерства, национальной исполнительской манеры, для которой характерны «игра всегда свободная, всегда ясная, благородство одушевленных движений». Самым ценным и примечательным в игре русских актеров он считает истинную взволнованность и вдохновение, умение свободно распоряжаться голосом, жестом, пластикой, способность подчинить их созданию характера.

     Многожанровым представлял себе поэт русское театральное  искусство. Он не обходил вниманием  оперу, балет. Первый заметил своеобразие русской школы танца - «душой исполненный полет».

     Особое  внимание проявлял Пушкин к творчеству реформатора русской сцены М. С. Щепкина. Искусство Щепкина представлялось ему столь значительным, что он настаивал на передаче опыта великого артиста грядущим поколениям. Пушкин своей рукой написал первую фразу «Записки Щепкина».

     Огромной  заслугой Пушкина перед отечественным  театром является создание русской  народной драмы.

     «Борис  Годунов» - первая народная трагедия России. Трагедия, обнажающая сущность самодержавия, его антинародный характер. Естественно, что царь долго отказывался разрешить ее опубликование, издана она была только в 1831 году, но была запрещена для сцены. Даже отрывки из нее цензура не разрешала исполнять в театре. Впервые трагедия Пушкина была поставлена лишь в 1870 году на сцене Александрийского театра.

     Дальнейшим  утверждением театральной эстетики Пушкина стали «Маленькие трагедии»: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время  чумы».

     Замыслы Пушкина были необъятными. Он думал  и над историей Петра I и над историей царствования Александра 1. Его волновала тема декабристов и самого восстания 14 декабря 1825 года.  «Маленькие трагедии» родились от живой заинтересованности поэта в развитии русского театра, от желания создать глубокие социально-психологические образы, не просто рассказать о действии, но развить само действие.

     «Маленькие  трагедии» были с волнением встречены  передовыми умами России 30-х годов  XIX  века, но сценическая судьба их при жизни поэта не состоялась. Театр не был подготовлен к тем тонким требованиям «жизни человеческого духа», которые предложил Пушкин.

        Как и Шекспир, Пушкин смешивает стихотворную и прозаическую речь. Внутри стихотворной речи рифмованный стих соседствует с белым стихом. Стихотворные размеры меняются со смелостью дозволенной только гению.

      Свои драматические произведения  Пушкин писал не для чтения, не как поэмы в диалогической  форме, а как театральные пьесы,  для постановки на сцене. Он  прекрасно знал театр с детства  и хорошо различал драмы чисто  литературные, то есть такие, все  содержание которых, идейное и  художественное, полностью воспринимается  при чтении, - и произведения, написанные  для театра, в которых в расчеты  автора входит игра актеров,  театральное действие, непосредственно  воспринимаемые зрителем.

         Поэт уверен был в том, что  театр есть, прежде всего, взаимодействие  между поэтом и народом, и  в силу этой психологической  предпосылки он не представлял  себе театра иначе, как в  очертаниях и формах большого  искусства. И ранее в неоконченной, к сожалению, статье, относящейся  к 1825 году, Пушкин с совершенной  точностью указывает, что народность  определяется «не выбором предметов  из отечественной истории», а  также «не словами, оборотами  и выражениями», а внутренним  отношением поэта к этой теме, «его образом мыслей и чувствований».  Поэтому театр является народным  даже тогда, когда поэт выводит  на сцену иностранную жизнь  с ее неожиданным для зрителя  бытом, если только душа поэта  остается при этом верной и созвучной душе народной. Тогда театр в существе своем оправдан. Это первая и основная мысль Пушкина.

     Вторая  мысль Пушкина не менее значительна: формы театра должны быть условны.

  • «Правдоподобие положений и истина разговоров - вот настоящие законы трагедии».

    `-    «Истина страстей, правдоподобие  чувствований - вот что требует  наш   

           ум от драматического писателя».

          Разительна твердая определенность, с какою Пушкин настаивает  на условности театра.

          Театр Пушкина един и целен.  Это театр власти, богатства, творчества  и любви. Пушкин настаивал на  том, что театр должен быть  народным и романтическим, театр  должен существовать не для  «малого ограниченного круга  зрителей», а для широких масс, доводя до них передовые идеи  и такой театр создал.

        При жизни Пушкина были инсценированы некоторые его эпические произведения:

   30 октября 1832 года в петербургском  Большом театре поставлен был балет «Руслан и Людмила;

   9 июня, в бенефис М. С. Щепкина, представлены были «Цыгане»;

   в 1823 году на петербургской сцене шел балет «Кавказский пленник»;

   в 1847 году в Александринском театре был поставлен «Каменный гость»;

    «Борис Годунов» был впервые поставлен на александринской сцене в 1870 году.

       Пушкин как драматург и театральный  деятель оказал решающее влияние  на всю последующую историю  театра. Глубина социально - психологических  характеристик исторических персонажей, умение динамически строить действие, а не рассказывать о нем,  жизненность образа народа - героя  истории, а не исторического  фона, богатство и красочная образность  языка - все это остается по  сей день образцом в драматургии.  Теоретические работы Пушкина,  его размышления об актерском  мастерстве в реалистическом  театре стали основой будущей  реформы театральной культуры, предпринятой  К.С.Станиславским и его соратниками  на рубеже XIX - XX столетий. 
 
 

ТЕАТР  М. Ю. ЛЕРМОНТОВА 

     Пушкин  и Лермонтов. Эти два имени  стоят рядом в русской литературе. Они современники и вместе с тем - люди разных поколений.

     Пушкин - поэт эпохи расцвета передовой  мысли, Лермонтов же сформировался  как поэт в эпоху тирании и  реакции, наступившей после восстания  декабристов. И все же есть что-то, сближающее эти имена. Это люди, искренне тревожившиеся о судьбах Родины, люди-борцы, страстно любившие свободу и ненавидевшие рабство во всех его проявлениях, люди, ставшие гордостью и совестью своего народа. Это люди похожей судьбы.

     Говорить  о лермонтовской драматургии - необыкновенно  сложное  дело. Трудно сейчас сказать, какое из искусств раньше других увлекло  Лермонтова: поэзия, музыка или живопись. Еще труднее установить, когда  он увлекся театром. Известно, что  ему шел всего пятый год, когда  он впервые «переступил порог» театра в Москве, куда его привезла Е. А. Арсеньева летом 1819 года. 1 июля он смотрел  с бабушкой оперу «Невидимку»1. Видимо, она произвела на него впечатление, так как в 1827 году он снова смотрел  эту оперу, о чем написал своей  двоюродной тетушке М. А. Шан-Гирей. В том же письме тринадцатилетний Лермонтов просит прислать принадлежащие  ему «воски» и вот для чего: «…мы сами делаем Театр, который довольно хорошо выходит и будут восковые фигуры играть…» «Устроителями» этого  театра были сын Марии Акимовны Шан-Гирей - Аким, дети соседей Мещериновых и будущий художник М. Н. Меликов, познакомившийся с Лермонтовым в 1826 году.

Информация о работе Театр Пушкина, Лермонтова, Гоголя