Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 10:47, контрольная работа
XIX век в истории России был наполнен множеством событий, оказавших сильнейшее влияние не только на жизнь современников и дальнейшую историю страны, но и на культурное развитие. Театральная жизнь в XIX веке не просто развивалась, она по настоящему зацвела. Именно в это время стали появляться первые театры, сохранившиеся по сей день, писаться пьесы, тематика которых актуальна и сегодня и, наконец, именно в этом столетии появились первые актеры и театральные критики, чьи имена вошли в историю искусства.
Театральное искус
Введение…………………………………………………………………………3
Театр А.С. Пушкина…………………………………………………………….3
Театр М.Ю.Лермонтова………………………………………………………...6
Театр Н.В.Гоголь……………………………………………………………….10
Вывод……………………………………………………………………………15
Литература………………
Юный
Лермонтов сочинял для
Лермонтов считал, что Шекспир - величайший из драматургов во всей вселенной. Он резко критикует скверные переводы шекспировской пьесы на русский язык и горько сетует на то, что «эти переводы, к сожалению, играются у нас на театре». Он бранил дельцов театра за произвольное исключение замечательных сцен «Гамлета» из текста пьесы в дурных ее постановках. И Фридриха Шиллера считал великим драматургом и поэтом. В ранних лермонтовских пьесах чувствуется влияние Шиллера и в построении, и в романтически приподнятых над окружающей их средой главных героях. Однако это не помешало молодому автору сказать правду о крепостничестве в России
С 1830 по 1836 гг. - протекало все творчество Лермонтова-драматурга. В 1830-1831 гг. он написал драму «Испанцы», «Люди и страсти», «Странный человек». В 1835-1836 гг. у него шла работа над «Маскарадом»; в 1836 г. написаны «Два брата». В это время Лермонтов начал создавать свой театр - романтический театр.
Лермонтов
начал его создавать со страстным
напряжением: за эти шесть лет
он создал пять пьес, и сохранилось
до десятка планов и наметок других
драматических произведений. Он
не оставил нам ни дневников, ни переписки,
по которым можно было бы проследить
ту умственную и сердечную почву,
на которой выросла его
Чрезвычайно замечательно, что драмы «Испанцы», «Люди и страсти», «Странный человек», «Два брата» Лермонтова - все стоят на почве освободительного романтизма и вполне чужды романтическим влияниям иного оттенка.
Драмы Лермонтова - не просто «романтические пьесы» с повышенными чувствами и возвышенными героями, каких немало появлялось в те времена. Романтические драмы юноши Лермонтова все были преисполнены чувств, мыслей и драматических положений, призывавших к освобождению человека от цепей всяческого порабощения. Они богаты идеями, горячо осуждающими насильничество и произвол всех видов и обличий; они богаты призывами, которые в условиях царской России не могли бы не звучать политически, если бы эти драмы вышли на подмостки театра. Оружие Лермонтова-драматурга - романтический кинжал, но этот романтический кинжал всегда направлен против настоящих зол и злодеяний русской жизни и действительности 1820-1830-х гг.
Своими
драмами Лермонтов создал репертуар
для освободительно-
Возникновение драматургии освободительного романтизма, возглавлявшейся Лермонтовым, было одним из первых признаков пробуждения после политического сна, вызванного разгромом декабрьского движения. В форме романтической драмы был заявлен протест против этого рабьего сна и благонамеренного безмолвия.
Но юношеские драмы Лермонтова были напечатаны только через полвека после того, как были написаны. Лермонтов никогда не делал попытки к их изданию и к постановке на сцене, и если бы и была сделана им такая попытка, она привела бы к запрету пьес и к плохим последствиям для самого драматурга. Николаевской эпохе нужен был совсем другой романтический театр.
Вершина
драматургии Лермонтова - драма «Маскарад»
(1835-1836). Это единственная пьеса, которую
он хотел видеть на сцене. Он страстно
желал видеть «Маскарад» на сцене, упорно
борясь с цензурой, а цензура столь же
упорно отказывала ему в разрешении. Она
так и не пропустила ее, хотя поэт вынужден
был в процессе работы идти на некоторые
уступки. Название пьесы приобретает символическое
значение. В «Маскараде» Лермонтов изображает
тех, кто раболепствует перед Николаем
I, романтическая драма о трагической судьбе
мыслящего героя, о его безуспешных попытках
преодолеть свое роковое одиночество.
Арбенин дан в драме как бунтарь, восстающий
против лицемерия окружающего его общества:
...Я все видел, Все перечувствовал, все понял, все узнал,
Любил я часто, чаще ненавидел,
И более всего страдал!
Сначала все хотел, потом все презирал я,
То сам себя не понимал я,
То мир
меня не понимал.
Вся
жизнь светского общества - маскарад,
где нет места подлинным
В
сложной и яркой картине
В своей долгой и упорной борьбе за «Маскарад» Лермонтов отстаивал не только свою пьесу: он отстаивал свое право быть драматургом.
Своим
произведением Лермонтов
В те годы (1835-1836), когда «Маскарад» трижды подвергся запрещению, был запрещен весь театр Лермонтова. Уже после гибели поэта драма была опубликована с цензурным сокращением в 1842г. Полный текст - 1873г. В 1862г. поставлена в Малом театре. Еле терпимый в царские годы на сцене, «Маскарад» в советское время стал одной из самых излюбленных пьес русского классического репертуара. В «Маскараде» живет и всегда будет жить нестареющая правда любви и ненависти одного из самых свободолюбивых поэтов в мире.
Запрет «Маскарада» навсегда отстранил Лермонтова от драматургии. До окончательного запрета «Маскарада» (1836 г.) Лермонтовым написано, кроме этой драмы, еще четыре пьесы и набросано несколько планов драматических произведений. После 1837 г. Лермонтов не написал и не запланировал ни одного драматического произведения: он понял, что трибуна театра при Николае I для него закрыта навсегда. Запрет «Маскарада» лишил русский театр великого драматурга.
Его
драматургия сыграла
Театр
Н.В. Гоголя.
Николай Васильевич Гоголь был гениальным учеником, другом и продолжателем пушкинского эстетического наследия, первым, кто оценил его подлинное значение. Гоголь был знаком с театром с детства. Его отец, Василий Афанасьевич, писал стихи и комедии, сам играл в театре в Кибинцах. В этом селе было имение его дальнего родственника Дмитрия Прокофьевича Трощинского. В Кибинцах Н.В. Гоголь видел пьесы - "Недоросль" Фонвизина, «Подщипу» Крылова, малороссийские сцены. В Непишской гимназии писатель сам играл в театре, открывшемся в 1824 году. В трагедии В.А. Озерова «Эдит в Афинах» Гоголь играл роль Креона, а также готовил декорации для спектакля. Он участвовал в малороссийской комедии, присланной ему отцом. По словам Золотусского, Гоголь обладал сценическим талантом: «Гоголь в этой роли не произносил ни слова, он только двигался по сцене, покряктывал, посапывал и почихихивал, но зал не мог удержаться от хохота». П.А. Кулиш писал о нежинском театре: «...Театр сделался страстью Гоголя и его товарищей, так что, после предварительных опытов, ученики сложились и устроили себе кулисы и костюмы, копируя, разумеется, по указаниям Гоголя, театр, на котором подвизался его отец: другого никто не видал».
Гоголь видел достоинство театра в том, что этот вид искусства способен объединить одним чувством сразу множество народу, общественную трибуну, имеющую огромное воспитательное значение. Он писал в своем письме: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображение то, что в нем может поместиться вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек и что вся эта толпа, ни в чем, ни схожая между собой, разбирая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом». Подобную этому мысль Гоголь высказывал в «Театральном разъезде после представления новой комедии»: «А вон стонут балконы и перила театров: все потряслось снизу доверху, превратясь в одно чувство, в один миг, в одного человека, и все люди встретились, как братья, - в одном душевном движенье..»
В письме, обращенном к графу А.П. Толстому, отразились мысли Гоголя о театре, которые руководили им при написании его собственных пьес. Гоголь смотрел на театр как на искусство, которое может послужить и благим целям. «Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра», особенно оно могло быть важно для светского общества, для людей, далеких от Христа. Он писал: «...Свет не в силах встретиться прямо со Христом. Ему далеко до небесных истин христианства. Он их испугается, как мрачного монастыря, если не подставить ему незримые ступени к христианству. Есть много среди света такого, которое для всех, отдалившихся от христианства, служит незримой ступенью к христианству. В том числе может быть и театр, если будет обращен к своему высшему назначению». Имея ввиду прежде всего это «высшее назначение» Гоголь писал свои пьесы. В письме «О театре» он писал: «..Надобно смотреть на вещь в ее основании и на то, чем она должна быть, а не судить о ней по карикатуре, которую на нее сделали.»
Отец Матфей Константиновский не считал нужным отыскивать смысл в таком виде искусства и дал отрицательную оценку влияние театра на общество.
Гоголь объяснял в письме к о. Матфею цель своей статьи: «... Статью о театре я писал не с тем, чтобы приохотить общество к театру, а с тем, чтобы отвадить его от развратной стороны театра ..»
На протяжении всего своего творческого пути Гоголь постоянно обращался к вопросам театра и драматургии, неизменно отстаивая принципы национальной, общественно направленной драматургии. Гоголь создал цельную и глубокую теорию социальной комедии, обосновал эстетику театра жизненной правды. Выдвигая принципы социальной сатиры и жизненной правды в комедии, Гоголь являлся непосредственным продолжателем Пушкина
Принципы
гоголевской драматургии
Новое понимание роли театра появляется в статьях Н. В. Гоголя, «Из театра мы сделали игрушку вроде тех побрякушек, которыми заманивают детей... Позабыли, что театр - это кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок... Театр - великая школа.»
Его комедии «Мертвые души» и «Ревизор» призваны была хоть отчасти заполнить этот вакуум. Впервые о намерении написать комедии мы узнаем из письма Гоголя к Пушкину, в котором он сообщает, что начал писать «Мертвые души», сюжет которых подарил Пушкин, но что остановился на третьей главе, и просит Пушкина подсказать ему сюжет для комедии, написать которую у него «чешутся руки» и которая, по его словам, «будет смешнее черта». Пушкин подсказал Гоголю идею «Ревизора». Эти вещи стали главными свершениями Гоголя.
Гоголь вёл себя с Пушкиным так мило и хитро, что выклянчил у него несколько сюжетов, которые тот придумал для себя. Гоголь ссылался на отсутствие достойных тем и высоких идей, которые бы его могли увлечь, на хандру и невозможность писать, сумел разжалобить Пушкина. А тот, шутя, жаловался друзьям, что «хитрый малоросс украл» у него лучшие сюжеты.
Пушкин был очень привередлив на знакомства, а похвалиться дружбой с ним могли во всей России два-три человека. Но мечты Гоголя сбылись - он обрёл дружбу с первым поэтом России! В России одновременно появилось два рассказчика - Гоголь и Пушкин.
Гоголь
происходил из хуторских, захудалых
дворян, не имел ни хороших манер, ни
блестящего образования, ни вида и звания.
Пушкин почувствовал в Гоголе такой
талант, который всё искупал. Пушкин
уважительно и задушевно