Театр Пушкина, Лермонтова, Гоголя

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 10:47, контрольная работа

Описание работы

XIX век в истории России был наполнен множеством событий, оказавших сильнейшее влияние не только на жизнь современников и дальнейшую историю страны, но и на культурное развитие. Театральная жизнь в XIX веке не просто развивалась, она по настоящему зацвела. Именно в это время стали появляться первые театры, сохранившиеся по сей день, писаться пьесы, тематика которых актуальна и сегодня и, наконец, именно в этом столетии появились первые актеры и театральные критики, чьи имена вошли в историю искусства.
Театральное искус

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Театр А.С. Пушкина…………………………………………………………….3
Театр М.Ю.Лермонтова………………………………………………………...6
Театр Н.В.Гоголь……………………………………………………………….10
Вывод……………………………………………………………………………15
Литература………………

Работа содержит 1 файл

Театр в первой половине XIX века.docx

— 49.08 Кб (Скачать)

     Юный  Лермонтов сочинял для кукольного театра сценарии, сценки и либретто. Позднее он искал сюжеты для драм и трагедий на исторические и современные  темы, а в студенческие годы и  для своих первых пьес. В пансионские  и университетские годы Лермонтов  участвует в бурных спорах, которые  вела молодежь о пьесах Шиллера и  Шекспира и их постановках на сценах московских и петербургских театров.

     Лермонтов считал, что Шекспир - величайший из драматургов во всей вселенной. Он резко  критикует скверные переводы шекспировской  пьесы на русский язык и горько сетует на то, что «эти  переводы, к сожалению, играются у нас на театре». Он бранил дельцов театра за произвольное исключение замечательных  сцен «Гамлета» из текста пьесы в  дурных ее постановках. И Фридриха Шиллера считал великим драматургом и поэтом. В ранних лермонтовских пьесах чувствуется влияние Шиллера и в построении, и в романтически приподнятых над окружающей их средой главных героях. Однако это не помешало молодому автору сказать правду о крепостничестве в России

     С 1830 по 1836 гг. - протекало все творчество Лермонтова-драматурга. В 1830-1831 гг. он написал  драму «Испанцы», «Люди и страсти», «Странный человек». В 1835-1836 гг. у  него шла работа над «Маскарадом»; в 1836 г. написаны  «Два брата». В это  время  Лермонтов начал создавать  свой театр - романтический театр.

     Лермонтов начал его создавать со страстным  напряжением: за эти шесть лет  он создал пять пьес, и сохранилось  до десятка планов и наметок других драматических произведений. Он  не оставил нам ни дневников, ни переписки, по которым можно было бы проследить ту умственную и сердечную почву, на которой выросла его драматургия.  По высказываниям Герцена драматургия  Лермонтова выросла на политической почве, на которой очевидно обнаруживаются жизненные задачи и идейное устремление.  Крик негодования на гнетущую тесноту жизни, на безысходную темничность,  тюремность  русской жизни, тот страстный и горький крик, который слышится в стихах Лермонтова 1837-1840 гг., был слышен уже в первых его пьесах

     Чрезвычайно замечательно, что драмы «Испанцы»,  «Люди и страсти», «Странный человек», «Два брата» Лермонтова - все стоят  на почве освободительного романтизма и вполне чужды романтическим  влияниям иного оттенка.

     Драмы Лермонтова - не просто «романтические пьесы» с повышенными чувствами  и возвышенными героями, каких немало появлялось в те времена. Романтические  драмы юноши Лермонтова все были преисполнены чувств, мыслей и драматических  положений, призывавших к освобождению человека от цепей всяческого порабощения. Они богаты идеями, горячо осуждающими  насильничество и произвол всех видов  и обличий; они богаты призывами, которые в условиях царской России не могли бы не звучать политически, если бы эти драмы вышли на подмостки  театра. Оружие Лермонтова-драматурга - романтический кинжал, но этот романтический  кинжал всегда направлен против настоящих  зол и злодеяний русской жизни  и действительности 1820-1830-х гг.

     Своими  драмами Лермонтов создал репертуар  для освободительно-романтического театра в России.

     Возникновение драматургии освободительного романтизма, возглавлявшейся Лермонтовым, было одним из первых признаков пробуждения  после политического сна, вызванного разгромом декабрьского движения. В  форме романтической драмы был  заявлен протест против этого  рабьего сна и благонамеренного безмолвия.

     Но  юношеские драмы Лермонтова были напечатаны только через полвека  после того, как были написаны. Лермонтов  никогда не делал попытки к  их изданию и к постановке на сцене, и если бы и была сделана им такая  попытка, она привела бы к запрету  пьес и к плохим последствиям для  самого драматурга. Николаевской эпохе  нужен был совсем другой романтический  театр. 

     Вершина драматургии Лермонтова - драма «Маскарад» (1835-1836). Это единственная пьеса, которую он хотел видеть на сцене. Он  страстно желал видеть «Маскарад» на сцене, упорно борясь с цензурой, а цензура столь же упорно отказывала ему в разрешении. Она так и не пропустила ее, хотя поэт вынужден был в процессе работы идти на некоторые уступки. Название пьесы приобретает символическое значение. В «Маскараде» Лермонтов изображает тех, кто раболепствует   перед Николаем I, романтическая драма о трагической судьбе мыслящего героя, о его безуспешных попытках преодолеть свое роковое одиночество. Арбенин дан в драме как бунтарь, восстающий против лицемерия окружающего его общества: 

...Я  все видел, Все перечувствовал, все понял, все узнал,

Любил я часто, чаще ненавидел,

И более  всего страдал!

Сначала все хотел, потом все презирал я,

То сам  себя не понимал я,

То мир  меня не понимал. 

     Вся жизнь светского общества - маскарад, где нет места подлинным чувствам, где под маской внешнего приличия и светской благопристойности скрываются порок, интриги, клевета, предательство  и разврат.

     В сложной и яркой картине Лермонтов  показывает в драме то дворянское стадо, которое вызвало в нем  эти гневные строки. В этой драме  общий фон, общая почва одна для  всех - это жажда золота. Безумная погоня за ним на зеленом поле составляет самый сюжет пьесы.

     В своей долгой и упорной борьбе за «Маскарад» Лермонтов отстаивал  не только свою пьесу: он отстаивал  свое право быть драматургом.

     Своим  произведением Лермонтов зачинал  в России театр освободительной  романтики. Эта драма завершала  собой долгий путь Лермонтова к новой  драме, еще небывалой на русском  театре. Вот почему Лермонтов так  упорно боролся за выход «Маскарада»  на сцену.

     В те годы (1835-1836), когда «Маскарад» трижды подвергся запрещению, был запрещен весь театр Лермонтова. Уже после  гибели поэта драма была опубликована с цензурным сокращением в 1842г. Полный текст - 1873г. В 1862г. поставлена в  Малом театре. Еле терпимый в царские  годы на сцене, «Маскарад» в советское  время стал одной из самых излюбленных  пьес русского классического репертуара.  В «Маскараде»  живет и всегда будет жить нестареющая правда любви  и ненависти одного из самых свободолюбивых поэтов в мире.

     Запрет  «Маскарада» навсегда отстранил  Лермонтова от драматургии. До окончательного запрета «Маскарада» (1836 г.) Лермонтовым  написано, кроме этой драмы, еще четыре пьесы и набросано несколько  планов драматических произведений. После 1837 г. Лермонтов не написал  и не запланировал ни одного драматического произведения: он понял, что трибуна  театра при Николае I для него закрыта навсегда. Запрет «Маскарада» лишил русский театр великого драматурга.

     Его драматургия сыграла значительную роль в развитии театрального искусства. Наследие Лермонтова нашло многообразную  интерпретацию в живописи, театре, кинематографе. 
 
 
 
 

Театр Н.В. Гоголя. 

     Николай Васильевич Гоголь был гениальным учеником, другом и продолжателем пушкинского эстетического наследия, первым, кто оценил его подлинное значение. Гоголь был знаком с театром с детства. Его отец, Василий Афанасьевич, писал стихи и комедии, сам играл в театре в Кибинцах. В этом селе было имение его дальнего родственника Дмитрия Прокофьевича Трощинского. В Кибинцах Н.В. Гоголь видел пьесы - "Недоросль" Фонвизина, «Подщипу» Крылова, малороссийские сцены. В Непишской гимназии писатель сам играл в театре, открывшемся в 1824 году. В трагедии В.А. Озерова «Эдит в Афинах» Гоголь играл роль Креона, а также готовил декорации для спектакля. Он участвовал в малороссийской комедии, присланной ему отцом. По словам Золотусского, Гоголь обладал сценическим талантом: «Гоголь в этой роли не произносил ни слова, он только двигался по сцене, покряктывал, посапывал и почихихивал, но зал не мог удержаться от хохота». П.А. Кулиш писал о нежинском театре: «...Театр сделался страстью Гоголя и его товарищей, так что, после предварительных опытов, ученики сложились и устроили себе кулисы и костюмы, копируя, разумеется, по указаниям Гоголя, театр, на котором подвизался его отец: другого никто не видал».

     Гоголь  видел достоинство театра в том, что этот вид искусства способен объединить одним чувством сразу  множество народу,  общественную трибуну, имеющую огромное воспитательное значение.  Он писал в своем письме: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображение то, что в нем может поместиться вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек и что вся эта толпа, ни в чем, ни схожая между собой, разбирая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом». Подобную этому мысль Гоголь высказывал в «Театральном разъезде после представления новой комедии»: «А вон стонут балконы и перила театров: все потряслось снизу доверху, превратясь в одно чувство, в один миг, в одного человека, и все люди встретились, как братья, - в одном душевном движенье..»

     В письме, обращенном к графу А.П. Толстому, отразились мысли Гоголя о театре, которые руководили им при написании  его собственных пьес. Гоголь смотрел  на театр как на искусство, которое  может послужить и благим целям. «Это такая кафедра, с которой  можно много сказать миру добра», особенно оно могло быть важно  для светского общества, для людей, далеких от Христа. Он писал: «...Свет не в силах встретиться прямо со Христом. Ему далеко до небесных истин христианства. Он их испугается, как мрачного монастыря, если не подставить ему незримые ступени к христианству.  Есть много среди света такого, которое для всех, отдалившихся от христианства, служит незримой ступенью к христианству. В том числе может быть и театр, если будет обращен к своему высшему назначению». Имея ввиду прежде всего это «высшее назначение» Гоголь писал свои пьесы. В письме  «О театре» он писал: «..Надобно смотреть на вещь в ее основании и на то, чем она должна быть, а не судить о ней по карикатуре, которую на нее сделали.» 

     Отец Матфей Константиновский  не считал нужным отыскивать смысл в таком виде искусства и дал отрицательную оценку влияние театра на общество.

     Гоголь  объяснял в письме к о. Матфею цель своей статьи: «... Статью о театре я писал не с тем, чтобы приохотить общество к театру, а с тем, чтобы отвадить его от развратной стороны театра ..»

     На  протяжении всего своего творческого  пути Гоголь постоянно обращался  к вопросам театра и драматургии, неизменно отстаивая принципы национальной, общественно направленной драматургии. Гоголь создал цельную и глубокую теорию социальной комедии, обосновал  эстетику театра жизненной правды. Выдвигая принципы социальной сатиры и жизненной правды в комедии, Гоголь являлся непосредственным  продолжателем Пушкина

     Принципы  гоголевской драматургии складывались в борьбе с той казенно-благонамеренной  и художественно неполноценной  «продукцией», которая заполняла  сцены театров. Основное место в  тогдашнем репертуаре занимали переводные, пустопорожние, бессодержательные  водевили или нелепые мелодрамы  и их переделки на русский лад, ограничивавшиеся, впрочем, лишь переменой  имен и отдельных подробностей. В  «Петербурских  записках» Гоголь резко выступил против этого засилья  мелодрам и водевилей, видя в них  искажение жизненной правды, измену подлинному искусству.  Во всех своих  высказываниях о театре и драматургии  Гоголь настойчиво проводил основное требование - требование жизненной правды, идейности, изображения основных  явлений действительности в свете тех прогрессивных и демократических идеалов, которые и определили реалистический и обличительный характер его собственных пьес.

     Новое понимание роли театра появляется в статьях Н. В. Гоголя,  «Из театра мы сделали игрушку вроде тех побрякушек, которыми заманивают детей... Позабыли, что театр - это кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок... Театр - великая школа.» 

     Его комедии «Мертвые души» и «Ревизор» призваны была хоть отчасти заполнить этот вакуум. Впервые о намерении написать комедии мы узнаем из письма Гоголя к Пушкину, в котором он сообщает, что начал писать «Мертвые души», сюжет которых подарил Пушкин, но что остановился на третьей главе, и просит Пушкина подсказать ему сюжет для комедии, написать которую у него «чешутся руки» и которая, по его словам, «будет смешнее черта». Пушкин подсказал Гоголю идею «Ревизора». Эти вещи стали главными свершениями Гоголя.

     Гоголь  вёл себя с Пушкиным так мило и  хитро, что выклянчил у него несколько  сюжетов, которые тот придумал для  себя. Гоголь ссылался на отсутствие достойных тем и высоких идей, которые бы его могли увлечь, на хандру и невозможность писать, сумел разжалобить Пушкина. А тот,  шутя, жаловался друзьям, что «хитрый малоросс украл» у него лучшие сюжеты.

     Пушкин  был очень привередлив на знакомства, а похвалиться дружбой с ним  могли во всей России два-три человека.  Но мечты Гоголя сбылись - он обрёл  дружбу с первым поэтом России! В  России одновременно появилось два  рассказчика - Гоголь и Пушкин. 

     Гоголь  происходил из хуторских, захудалых  дворян, не имел ни хороших манер, ни блестящего образования, ни вида и звания. Пушкин почувствовал в Гоголе такой  талант, который всё искупал. Пушкин уважительно и задушевно обращался  с Гоголем. Великий поэт в зените своей славы навещал малоизвестного молодого сочинителя. Пушкин требовал новых рассказов, рылся в бумагах  Гоголя, выуживал и читал их. Гоголь сочинял всё по-своему, выдумывал  новые слова, использовал малороссийские выражения, нарушал правила правописания и грамматики. Получалось смешно и увлекательно - «неправильный» язык Гоголя передавал приключенческий и волшебный дух его историй. Гоголь знал образ жизни, облик культуры, который сохранялся с незапамятных времён. Пушкин увлекался не только рассказами Гоголя, он пытался «прочитать» самого Гоголя, получше узнать «хитрого малоросса». 

Информация о работе Театр Пушкина, Лермонтова, Гоголя