Тайные общества Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:19, реферат

Описание работы

Предметом нашего изучения являются тайные союзы, под которыми подразумевается особый тип традиционных тайных обществ, отличавшихся от других (религиозных сект и объединений самообороны) наличием профессионально-корпоративных и отчасти политических (в самом общем плане) целей деятельности; фактическим отсутствием, несмотря на мистические обряды, веры в богов и духов, религиозной основы в виде учения; принципами побратимства во взаимоотношениях между членами.

Содержание

Введение………...……………………………………………………...3
1 Политическая ситуация в Китае в начале ХХ века……………......4
2 Типология тайных обществ……………………………………...….9
2.1«Красные пики»…………………………………….…………....9
2.2 Тайные общества Хуацяо……………………………………...12
2.3«Белые тигрицы»………………….……………………………15
2.4«Триада»………………………………………………………...18
Заключение………………………….………………………………...23
Список использованных источников………………………………..24

Работа содержит 1 файл

реферат по истории китая.docx

— 57.10 Кб (Скачать)

                                              Содержание

Введение………...……………………………………………………...3

1 Политическая ситуация  в Китае в начале ХХ века……………......4

2 Типология тайных обществ……………………………………...….9

    2.1«Красные пики»…………………………………….…………....9

    2.2 Тайные общества  Хуацяо……………………………………...12

    2.3«Белые тигрицы»………………….……………………………15

    2.4«Триада»………………………………………………………...18

Заключение………………………….………………………………...23

Список использованных источников………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Введение

      В начале XX в. широкое распространение в Китае получили тайные общества. Являясь одним из элементов традиционной социальной структуры, они возникали лишь в наиболее острые моменты исторического развития и представляли собой своеобразную реакцию населения на изменяющиеся условия жизни, когда происходила ломка традиционных отношений, жизненного уклада. В «смутное время» велись постоянные междоусобные войны, разорялись крестьянские хозяйства, налоги были увеличены в 30 раз, зажиточные крестьяне стали бедняками, бедняки стали нищими, в стране свирепствовали террор и бандитизм.

         По составу участников в описываемый период существовало три вида тайных обществ: смешанные, крестьянские и из деклассированных элементов. Наибольшее распространение получили смешанные общества. Движение тайных обществ было настолько мощным, что с ним вынуждены были считаться все политические силы того времени.

         Предметом нашего изучения являются тайные союзы, под которыми подразумевается особый тип традиционных тайных обществ, отличавшихся от других (религиозных сект и объединений самообороны) наличием профессионально-корпоративных и отчасти политических (в самом общем плане) целей деятельности; фактическим отсутствием, несмотря на мистические обряды, веры в богов и духов, религиозной основы в виде учения; принципами побратимства во взаимоотношениях между членами. Именно эти объединения получили наибольшее распространение в начале XX в., были самыми массовыми, оказались в эпицентре стихийной борьбы широких народных масс, участвовали в революционном движении и Синьхайской революции.

 

 

               1 Политическая ситуация в Китае в начале ХХ века

        В 1902 году после полуторагодичного отсутствия в Пекин вернулась вдовствующая императрица Цы Си. Она была вынуждена объявить о программе реформ, включавшей сокращение раздутого и коррумпированного бюрократического аппарата, поощрение торговли, реорганизацию армии и коренное изменение системы образования, которое становилось доступным и для девочек. Государство, однако, было почти банкротом, и, несмотря на повышение налогов, вызвавшее новую волну недовольства, в казне не хватало денег для реализации программы реформ.

        Но самое главное, что после возвращения в Китай комиссии, изучавшей конституционный образ правления в Европе, Америке и Японии, император объявил о начале подготовительного периода, который через девять лет должен был завершиться принятием конституции. В результате реформы уголовного кодекса были отменены такие варварские обычаи, как смертная казнь четвертованием, публичная демонстрация отрубленных голов, обезглавливание трупов и клеймение; под запрет попали коллективная ответственность и пытки, а порка бамбуковыми палками заменялась штрафом.

       Япония стала играть решающую роль в политике Китая, и это влияние сохранялось на протяжении многих лет. Китайское правительство знало о потенциальной угрозе, исходившей от китайских студентов в Японии, и пыталось принять профилактические меры, но пользы от них было мало. Столь же безуспешными оказались попытки погасить как мелкие искры революции, вспыхивавшие по всему Китаю, так и крупный пожар, раздуваемый выдающимся политическим деятелем, христианином и врачом по образованию, которого звали Сунь Ятсен. Организация поддерживала связи с многочисленными тайными обществами в Китае, и поначалу её членами были в основном бедняки, но после победы Японии над Россией в неё стали вступать дворяне и торговцы.

      Со смертью вдовствующей императрицы фактически закончилась эпоха династии Цин. Более важным делом, чем государственные похороны, стали первые шаги к введению конституционного образа правления - выборы провинциальных ассамблей. Эти органы, в которые попали преимущественно дворяне, выполняли консультативную функцию при губернаторе провинции. В этом же году началось формирование Национальной ассамблеи, которая собралась на первое заседание в следующем году. Это был тоже исключительно консультативный орган, и в его состав по указу императора назначались члены провинциальных ассамблей. Появилась и система ассамблей на местах.

     Вдовствующая императрица Цы Си перед смертью (на следующий день после смерти императора) назначила новым Сыном Неба своего племянника Пу-И.

    На рубеже 1909 и 1910 годов реформаторское движение получило новый импульс. Оно развивалось параллельно со спорадическими восстаниями на местах. Деятельность революционеров всех мастей, а также непоследовательность руководителей провинций и уездов создавали атмосферу нестабильности во всей стране. Сами революционеры делились на тех, кто хотел избавиться от маньчжуров и маньчжурского императора, и тех, кто требовал конституционных изменений и введения по примеру Японии парламентской системы при правящем императоре. Многие активисты революционного движения на местном и национальном уровне поддерживали Сунь Ятсена и его «Объединенный союз», выражавший первую точку зрения, тогда как более радикальные элементы объединились вокруг другой фигуры, влиятельного военачальника с севера страны. Его звали Юань Шикай.1 

          В конце года накалилась обстановка в провинции Сычуань - после того как правительство объявило о намерении прибегнуть к иностранным займам, а также о планах национализации железных дорог, принадлежавших частным компаниям. Условия займов были выгодны для Запада, а размер компенсаций за железнодорожные компании привел в ярость держателей акций. Когда люди, вложившие средства в железные дороги, отказались платить налог, а ассамблея провинции Сычуань потребовала для себя законодательных прав, лояльный трону генерал-губернатор арестовал организаторов протеста. Возмущение охватило всю провинцию. Разные революционные группы, поддержанные «Объединенным союзом», приступили к активным действиям, но их оттеснили на второй план разгневанные крестьяне, члены тайных, обществ и просто бандита, которые уничтожали полицейские участки и налоговые инспекции, открывали ворота тюрем, грабили склады и обрезали телеграфные линии. Правительственные войска, ослабленные революционными идеями, не могли противостоять стотысячной разъяренной толпе.

        Пламя восстания в Сычуани продолжалось уже насколько недель, когда в соседней провинции Хубэй произошли события, положившие начало китайской революции. В ночь с 10 на 11 октября 1911г. после ожесточенного боя мятежники захватили власть в городе Учане. Затем революционеры сформировали военное правительство провинции Хубэй и объявили о создании республики. За последующие семь недель были уничтожены почти все гарнизоны правительственных войск в пятнадцати провинциях, и эти провинции, к руководству которых пришли «Объединенный союз» и военные, объявили о своей независимости.

       Вскоре после восстания в Учане двор, напуганный таким поворотом событий, вручил свою судьбу генералу Юань Шикаю, который занял должность премьер-министра.

       Страну охватил самый глубокий за всю се историю политический кризис. По всему Китаю бушевало пламя революции. В отличие от революции в России, до которой оставалось лишь несколько лет, в Китае главенствовала не идеология, а желание избавиться от маньчжуров. Основной задачей революционеров было определить форму республиканского правления, хотя идея конституционной монархии тоже имела своих сторонников. Старый порядок был уничтожен практически полностью, и на его развалинах возникал новый Китай.

        12 февраля 1912 года нелегкие переговоры закончились заявлением от имени императора, который, подчиняясь «воле провидения и народа», отрекался от престола. На смену монархии пришла республика. В Нанкине Сунь Ятсен вышел в отставку и рекомендовал на должность президента Юань Шикая. Юань Шикай был официально избран в октябре 1912 года, и иностранные государства признали новую власть.

         Север Китая находился под властью генералов, а на юге сторонники Сунь Ятсена сформировали оппозиционное правительство. Все это время Япония оказывала финансовую помощь военным и мятежникам.

         Таким было положение в стране, когда в 1919 году в Париже собралась мирная конференция по Китаю. Принятое решение закрепляло права, которые Юань Шикай втайне предоставил японцам после изгнания Германии из арендованных районов Шаньдунского полуострова в 1914 году. Ненависть к японцам, вызванная «21 требованием», вспыхнула с новой силой, когда известия о соглашательстве Юань Шикая и решениях мирной конференции достигли Пекина. Днем 4 мая 1919 года три тысячи студентов собрались на митинг протеста у Ворот небесного спокойствия. Мирные намерения уступили место насилию. День 4 мая стал легендарным. Само по себе это событие не имело серьезных последствий, но оно дало название целой эпохе в интеллектуальной, культурной и политической жизни Китая, для которой характерен разрыв с привычками, идеями и убеждениями прошлого.

       Лидер южных провинций Сунь Ятсен теперь получил звание генералиссимуса, а его партия снова сменила название на Гоминьдан; ее сторонников часто называли националистами. Одновременно с этим при поддержке Советской России формируется коммунистическая партия.

         В 1926 году на втором конгрессе Гоминьдана, проходившем в Кантоне, безусловным лидером партии стал Чан Кайши. Перед ним стояла непростая задача объединить четырехсотмиллионную нацию. Посредством дипломатии и военной силы он подчинил себе всех оппозиционных вождей. Захватив Шанхай, он повернул оружие против бывших союзников. Он уволил или казнил русских советником, убил тысячи коммунистов, вознамерившись уничтожить их всех, чем посеял семена будущей гражданской войны.

       В октябре 1934 года было принято важное решение. Девяносто тысяч человек покинули Цзянси и выступили в «великий поход», направляясь на север Китая через западные районы страны. Потеряв пятьдесят тысяч человек, они остановились в городе Яньань, расположенном в северной провинции Шэньси. Здесь лидером коммунистов стал Мао Цзэдун, оказавший решающее влияние на судьбы китайского народа в XX веке.

        Мао Цзэдун разрабатывал и усовершенствовал тактику партизанской войны. Националисты были деморализованы. Они сдали коммунистам Шаньдун, а в 1948 году - после решающего сражения оставили Пекин. За Пекином последовал Нанкин, а потом и другие города. Чан Кайши бежал на Тайвань, который после капитуляции Японии был возвращен Китаю.

Именно в Пекине 1 октября 1949 года Мао Цзэдун объявляет о  создании Китайский Народной Республики. Родилась новая династия, и в ее основе лежала не генеалогия и не семья, а коммунистическая партия.

 

 

 

 

 

 

                               2 Типология тайных обществ

                                      2.1. «Красные пики»

      В начале XX в. широкое распространение в Китае получили тайные общества. Являясь одним из элементов традиционной социальной структуры, они возникали лишь в наиболее острые моменты исторического развития и представляли собой своеобразную реакцию населения на изменяющиеся условия жизни, когда происходила ломка традиционных отношений, жизненного уклада. В «смутное время» велись постоянные междоусобные войны, разорявшие крестьянские хозяйства, налоги были увеличены в 30 раз, зажиточные крестьяне стали бедняками, бедняки стали нищими, в стране свирепствовали террор и бандитизм.

     Организация, ставившаяся главной целью самозащиту сельского населения от набегов бандитов и армий захватчиков, объединяли преимущественно деревенских жителей, крестьян.

     Действия «Красных пик» по охране деревень в конкретных условиях китайской действительности являлись той формой борьбы, которая давала возможность крестьянству продолжать экономическую и социальную жизнь. К тому же защита имущества сельских жителей от бандитов и солдат предполагала также сохранение того же имущества от разорения, ибо непомерные налоги и поборы, вводившиеся местными властями, угрожали не меньше, чем обычные грабежи.

      Основное назначение и цели общества отражали самые насущные интересы достаточно широких слоев сельского населения. По свидетельству самих членов этого общества, оно нужно было богатым для сохранения имущества, бедным - для сохранения жизни. Это в значительной степени предопределяло массовость организации, ее живучесть, способность к возрождению. «Красные пики» становились особенно активными в периоды, когда деревне угрожала внешняя, разрушительная сила.

     Оборонное назначение «Красных пик» неизбежно выдвигало на первый план их военную, боевую активность, усиливало тенденцию превращения общества в военную организацию. Это подметил, в частности, Р. Славинский. Сравнивая уставы разных лет, он пришел к выводу, что первоначально «Красные пики» больше напоминали тайное общество, а позднее (конец 20-х и особенно 30-е годы) - боевую, военную организацию.

       Важным документом для изучения деятельности тайных обществ является листовка «Обращение объединенного штаба «Красных пик» к населению города. Различные тайные общества часто прибегали к распространению такого рода листовок для популяризации своих лозунгов среди населения. Данное «Обращение» интересно тем, что в нем нашли отражение в концентрированном виде основные лозунги и требования, выдвигавшиеся практически всеми тайными обществами в то время. Листовка написана весной 1926 г.

Информация о работе Тайные общества Китая