Сыскная система в России в 17-18 вв.

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:32, реферат

Описание работы

Задача данной работы описать историю розысыска в России в 17 – 18 веках. Должна быть описана деятельность органов, осуществляющих по-лицейский надзор в стране, и рассмотрены основные законодательные акты, регулирующие деятельность этих органов.

Работа содержит 1 файл

Курсач финал 2.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

После тревожных  лет власти Петра II, бироновщины и дворцовых переворотов двадцать лет царствования Елизаветы Петровны значительно успокоили и укрепили Россию.

Почти не было элементов, недовольных императрицей, твёрдо державшей власть в своих руках. Сыск терял всякий смысл, ибо государственной крамолы не было. С 1753 года, когда Елизавета Петровна отменила смертную казнь, чиновники Тайной канцелярии стали получать лишь половинное жалованье.

В1756 году были учреждены  на несколько губерний главные сыщики, при которых назначались помощники и военные команды. Главные сыщики были назначены: один для губерний Нижегородской, Казанской, Оренбургской и Астраханской, другой - для губерний Московской, Новгородской и Смоленской; третий - для Белгородской и Воронежской; четвертый - для Архангельской.

Губернаторы и  начальники отдельных волосных команд должны были оказывать всяческое  содействие этим сыщикам. Для сыщиков  была создана особая инструкция, в которой были определены их обязанности. Они были обязаны:

- принимать  меры к поимке разбойников  и требовать содействия не  только воинских команд, но и всех местных жителей;

- разыскивать  всех пристанодержателей ("кто им пристань чинит");

- производить  розыск с целью выяснения места  нахождения преступников, мест сбыта ворованного имущества и их связей;

- изъятые у  воров и разбойников вещи возвращать  по принадлежности.

Они имели право  отправлять суд над пойманными ими  ворами, разбойниками, укрывателями и пристанодержателями. Однако, такое совмещение в одном лице функций сыщика и уголовного судьи, сделало эту должность скоро несостоятельной. Учреждение таких сыщиков не служило надежным средством в борьбе с преступностью.

21 февраля 1762 года Петр III издает Манифест, который провозглашал, что Канцелярия тайных розыскных дел больше не нужна и прекращает свою деятельность. Запрещалось также употреблять выражение "слово и дело" и за него устанавливалось наказание тем, кто им пользовался. Еще до издания Манифеста Петр III учредил при Сенате Тайную экспедицию, куда и были переданы все дела Канцелярии тайных розыскных дел. В это же время была организована и Московская Тайная экспедиция при конторе Сената. Штаты Тайной экспедиции были укомплектованы бывшими сотрудниками Канцелярии тайных розыскных дел во главе с С. Шелковским, который получил ранг сенатского секретаря.

Этот манифест "Об уничтожении Тайной розыскной  канцелярии, о хранении дел оной в Сенате и о воспрещении произносить «Слово и дело» гласил, что, так как уже нет налицо причин, побудивших Петра I учредить Тайную розыскных дел канцелярию,  то в ней нет теперь необходимости. Однако если бы всё-таки возникли дела по «первому» и «второму» пунктам указа 14 апреля 1730 года, то такие дела должен ведать Сенат, и в последующих пунктах манифеста предусматривалось, как и куда надо подавать доносы по этим пунктам, что делать с доносителями и прочее; при этом делалась оговорка, что виновными по этим пунктам и ложными доносчиками императрица мыслит в дальнейшем только людей «подлых», т. е. солдат, матросов, людей господских, крестьян, бурлаков, фабричных, мастеровых и совсем не думает, чтобы благородные дворяне, офицеры или кто-либо из знатного купечества были бы способны на подобные преступления, а также чтобы они могли быть ложными доносчиками.

Эпоха Екатерины II

 

7 августа 1762 года Екатерина II своим указом отменила должность главных сыщиков и возложила их обязанности на губернаторов, а Сенату поручено вести общее наблюдение за исполнением губернаторами предписаний правительства. Обязанности по сыску воров, укрывателей и пристанодержателей возлагались на городскую и земскую полицию под главным ведением губернаторов.

По случаю увеличения количества грабежей и мошенничеств, нередко давались полицейским органам инструкции, из которых, при составлении свода Законов и выбраны общие начала, помещенные в Губернских учреждениях, и в XIV томе Устава предупреждения и пресечения преступлений. На основании данных инструкций, органы исполнительной полиции обязаны были задерживать лиц, которые на торгах и рынках продавали, меняли, отдавали на хранение или закладывали украденные вещи. Задержанные доставлялись судебному следователю или мировому судье. Согласно Устава предупреждения и пресечения преступлений, «всякий кто узнает о разбое, воровстве, грабеже, «пристано-держательстве» или скопище воров и разбойников, обязан был уведомить полицию, которая незамедлительно должна принять все меры к их поимке»12. Данные меры заключались в учреждении разъездов и пикетов, в преследовании и поимке преступников, а также в возбуждении против них судебного преследования. Границы другого уезда или губернии не могли быть помехой в преследовании преступников.

Екатерина II внесла в систему Тайной экспедиции существенные изменения. Согласно ее распоряжения она теперь находилась в подчинении только у одного генерал-губернатора, а Московская Тайная экспедиция с 1763 года была подчинена Московскому главнокомандующему П.С.Салтыкову. Такая реорганизация обеспечивала органам сыска независимость от других учреждений, полную централизацию и сохранение секретности расследования. Деятельность Тайной экспедиции проходила под непосредственным контролем со стороны Екатерины II. Она утверждала наиболее важные приговоры. В деятельности Тайной экспедиции так же широко применялась пытка, которая была отменена только в 1801 году Александром I. От подследственного прежде всего требовали раскаяния, т.е. признания в содеянном и раскаяния в нем. Раскаяние упрощало следствие, упрощало и даже исключало понятие "улики" и "доказательства". Все решало раскаяние, как форма признания и доказательства виновности. На основании раскаяния осуждали, принимая его за веские вещественные доказательства. И никого не интересовало, сколь соответствует раскаяние содеянному. Кроме использования доносов, в Тайной экспедиции вводились и новые способы контроля за народными массами - перлюстрация частной переписки подозрительных лиц и организация слежки за населением.

В связи с  участившимися народными восстаниями  и увеличившимся количеством дел, Тайная экспедиция не справлялась с возлагаемыми на нее обязанностями. Поэтому Екатерина II отдает распоряжение о создании особых секретных следственных комиссий, которым поручалось расследование отдельных дел.

Возглавил комиссии П.С.Потемкин. Им были созданы специальные, воинские команды для проведения карательных операций в деревнях. Начальники команд имели право производить расследование на местах, по своему усмотрению наказывать виновных кнутом и плетьми, а также выносить смертные приговоры, но только после утверждения Потемкиным.

Параллельно с  утверждением Тайной экспедиции, в 1763 году была учреждена вместо упраздненного Розыскного и Сыскного приказа при Московской губернской канцелярии особая экспедиция. Предметы ведомства Сыскного приказа, существовавшего в Москве с 1730 года, перешли в Розыскную экспедицию. К ней были приписаны 12 канцелярий, которые не имели права производить пыток. Экспедиция была также центральным пересылочным местом для ссыльных в Сибирь и Оренбург. Ведомству экспедиции подлежали все преступления и против собственности, к какому бы сословию не принадлежали преступники. Деятельность экспедиции продолжалась до 1782 года, когда ее функции перешли к палате уголовных дел.

Тайная экспедиция не располагала сетью агентуры, которая держала бы её в курсе всех важнейших явлений в области общественной мысли и общественного движения.

Следственные  документы Тайной экспедиции определённо  говорят, что главный материал, на котором строились процессы –  это доносы. Широко развитые в практике русской жизни в течение всего XVIII века доносы в последней трети этого века получили особое значение во всех судебных процессах, и в политических в частности, изменив только после манифеста 13 октября 1762 года свою форму. Этим манифестом было запрещено произносить «Слово и дело», но все подданные императрицы обязывались доносить в указанные места обо всём, что им станет известно по «первому» и «второму» пунктам; устанавливалась ответственность за недонесение, за ложный донос; последними в практике судебных процессов стали считаться такие доносы, которые не подтверждались или сознанием обвиняемого, или уликами третьих лиц. Поэтому донос о чём-либо сказанном с глазу на глаз был очень рискованным, он легко мог стать ложным, в то же время умолчание о таком факте могло повлечь тяжёлые последствия, если автор сказанного сам мог рассказать об этом кому-нибудь третьему и донос поступал от того. Требовалось, чтобы донос следовал непосредственно за получением сведения о проступке.

В практике Тайной экспедиции было немало процессов, где констатирован ложный донос, и потому такие дела оканчивались тем или иным наказанием доносчика.

Содержание  доносов, а также сведения, поступавшие  к ней, Тайная экспедиция проверяла и дополняла: вызывались и допрашивались свидетели, устраивались очные ставки, составлялись «вопросные пункты». Обвиняемые или свидетели или собственноручно писали показания, или с их слов составлялся протокол допроса чиновниками Тайной экспедиции, наконец, для проверки сведений, содержавшихся в доносах или в показаниях обвиняемых и свидетелей, чиновники Тайной экспедиции посылались в места, так или иначе связанные с данным процессом. Кроме того, аресты обычно сопровождались обысками, при которых забирались вещественные доказательства, в виде записок, писем, документов всякого рода и пр.; широко применявшаяся тогда перлюстрация также часто доставляла Тайной экспедиции важные сведения для производимого ею следствия.

Таким образом, следствие в Тайной экспедиции как  будто обставлялось всеми необходимыми гарантиями для выяснения истины, но тем не менее следственный материал, сохранившийся в делах экспедиции, во многих случаях страдает дефектами. Так, например, в ряде процессов его участники делали ссылки на различных высокопоставленных лиц. Но в делах экспедиции ни одного случая допроса таких лиц нет; это, очевидно, считалось неудобным и нежелательным. Затем, и это особенно важно, Тайная экспедиция часто не интересовалась мотивами поступков и теми целями, которые ставили перед собой обвиняемые.

Наоборот, главной  своей задачей чиновники экспедиции считали добиться признания подсудимого и раскаяния в содеянном, хотя известно, что признание не всегда открывает истину: всё зависит от того, при каких условиях это признание вины получено и в силу каких побуждений оно могло быть сделано.

 

 

 

 

 

Заключение

 

По сравнению с европейскими странами, где розыскной процесс являлся достаточно развитой на то время сферой деятельности государства, уголовно-политический розыск в России в 17-18 вв. еще только становится на путь развития. На рубеже XVII – XVIII веков специальных органов полиции в России не существовало. Основные полицейские обязанности выполнялись различными органами государства, как в центре, так и на местах. Стало заметно стремление правительства возложить исполнение полицейских обязанностей на местах на те органы, которые способны были проводить политику царской власти (губные старосты и воеводы). Правительство стремится любым способом централизовать и взять под контроль сыск и суд по политическим преступлениям, которые были законодательно закреплены в "Соборном Уложении" 1649 года. И в то же время дела, вызывающие внимание царя привели к становлению нового порядка следственного процесса и к формированию особого государственного органа – Приказа тайных дел.

В начале 18 века Петром I была предпринята попытка формирования специального следственного органа. Можно сказать, что в общем эта попытка удалась. Во второй четверти 18 века порядок розыска и наказания были ужесточены, но при императрице Елизавете, Россия смогла вздохнуть с облегчением – Елизавете, в отличие от предыдущих правителей, не было свойственно подозревать во всем государственную крамолу.

Изменения, внесенные  Екатериной II в систему Тайной экспедиции, привели к самостоятельности и независимости розыскного процесса от прочих органов власти, что обеспечило доступную на то время централизацию розыскной системы.

 

 

Список литературы

 

 

  1. Анисимов Е.В. Россия без Петра. СПб, «Лениздат», 1994г. 496с.

 

  1. Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М., 1993г. 133с.

 

  1. Грибовский В.М. Высший суд и надзор в России в первую половину царствования императрицы Екатерины II. СПб, Изд.дела «Труд», 1901г. 259с.

 

  1. Ефремова Н.Н. Судоустройство России в XVIII – первой половине XIX веков. М., «Наука», 1983г. 149с.

 

  1. Гартунг Н. История уголовного судопроизводства и судоустройства Франции, Англии, Германии, России, принаровленная к университетскому курсу. СПб, 1868г. 206с.

 

  1. Веретенников В.И. История тайной канцелярии петровского Времени. Харьков, 1910г. 306с.

 

  1. Исабель де Мадариага. Россия в эпоху Екатерины Великой. М., «Литературное обозрение», 2002г. 973с.

 

  1. Семевский М.И. Тайный сыск Петра I. Смоленск, «Русич», 2001г. 633с., ил.

 

  1. Елинский В.И. История уголовного сыска в России (X – начало XX веков). М. «ИНФРА-М», 2004г. 73с., 1 портр.

 

  1.  Кошель П.А. История сыска в России. Кн.1. www.bookz.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

1 Веретенников В.И. История тайной канцелярии петровского Времени. Харьков, 1910г.

2 Веретенников В.И. История тайной канцелярии петровского Времени. Харьков, 1910г.

3 Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М., 1993г.

4 Кошель П.А. История сыска в России. Кн.1. www.bookz.ru

5 Веретенников В.И. История тайной канцелярии петровского Времени. Харьков, 1910г.

6 Елинский В.И. История уголовного сыска в России (X – начало XX веков). М. «ИНФРА-М», 2004г.

7 Семевский М.И. Тайный сыск Петра I. Смоленск, «Русич», 2001г.

Информация о работе Сыскная система в России в 17-18 вв.