Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:32, реферат
Задача данной работы описать историю розысыска в России в 17 – 18 веках. Должна быть описана деятельность органов, осуществляющих по-лицейский надзор в стране, и рассмотрены основные законодательные акты, регулирующие деятельность этих органов.
После тревожных лет власти Петра II, бироновщины и дворцовых переворотов двадцать лет царствования Елизаветы Петровны значительно успокоили и укрепили Россию.
Почти не было элементов, недовольных императрицей, твёрдо державшей власть в своих руках. Сыск терял всякий смысл, ибо государственной крамолы не было. С 1753 года, когда Елизавета Петровна отменила смертную казнь, чиновники Тайной канцелярии стали получать лишь половинное жалованье.
В1756 году были учреждены на несколько губерний главные сыщики, при которых назначались помощники и военные команды. Главные сыщики были назначены: один для губерний Нижегородской, Казанской, Оренбургской и Астраханской, другой - для губерний Московской, Новгородской и Смоленской; третий - для Белгородской и Воронежской; четвертый - для Архангельской.
Губернаторы и начальники отдельных волосных команд должны были оказывать всяческое содействие этим сыщикам. Для сыщиков была создана особая инструкция, в которой были определены их обязанности. Они были обязаны:
- принимать меры к поимке разбойников и требовать содействия не только воинских команд, но и всех местных жителей;
- разыскивать всех пристанодержателей ("кто им пристань чинит");
- производить
розыск с целью выяснения
- изъятые у
воров и разбойников вещи
Они имели право отправлять суд над пойманными ими ворами, разбойниками, укрывателями и пристанодержателями. Однако, такое совмещение в одном лице функций сыщика и уголовного судьи, сделало эту должность скоро несостоятельной. Учреждение таких сыщиков не служило надежным средством в борьбе с преступностью.
21 февраля 1762 года Петр III издает Манифест, который провозглашал, что Канцелярия тайных розыскных дел больше не нужна и прекращает свою деятельность. Запрещалось также употреблять выражение "слово и дело" и за него устанавливалось наказание тем, кто им пользовался. Еще до издания Манифеста Петр III учредил при Сенате Тайную экспедицию, куда и были переданы все дела Канцелярии тайных розыскных дел. В это же время была организована и Московская Тайная экспедиция при конторе Сената. Штаты Тайной экспедиции были укомплектованы бывшими сотрудниками Канцелярии тайных розыскных дел во главе с С. Шелковским, который получил ранг сенатского секретаря.
Этот манифест "Об уничтожении Тайной розыскной канцелярии, о хранении дел оной в Сенате и о воспрещении произносить «Слово и дело» гласил, что, так как уже нет налицо причин, побудивших Петра I учредить Тайную розыскных дел канцелярию, то в ней нет теперь необходимости. Однако если бы всё-таки возникли дела по «первому» и «второму» пунктам указа 14 апреля 1730 года, то такие дела должен ведать Сенат, и в последующих пунктах манифеста предусматривалось, как и куда надо подавать доносы по этим пунктам, что делать с доносителями и прочее; при этом делалась оговорка, что виновными по этим пунктам и ложными доносчиками императрица мыслит в дальнейшем только людей «подлых», т. е. солдат, матросов, людей господских, крестьян, бурлаков, фабричных, мастеровых и совсем не думает, чтобы благородные дворяне, офицеры или кто-либо из знатного купечества были бы способны на подобные преступления, а также чтобы они могли быть ложными доносчиками.
7 августа 1762 года Екатерина II своим указом отменила должность главных сыщиков и возложила их обязанности на губернаторов, а Сенату поручено вести общее наблюдение за исполнением губернаторами предписаний правительства. Обязанности по сыску воров, укрывателей и пристанодержателей возлагались на городскую и земскую полицию под главным ведением губернаторов.
По случаю увеличения количества грабежей и мошенничеств, нередко давались полицейским органам инструкции, из которых, при составлении свода Законов и выбраны общие начала, помещенные в Губернских учреждениях, и в XIV томе Устава предупреждения и пресечения преступлений. На основании данных инструкций, органы исполнительной полиции обязаны были задерживать лиц, которые на торгах и рынках продавали, меняли, отдавали на хранение или закладывали украденные вещи. Задержанные доставлялись судебному следователю или мировому судье. Согласно Устава предупреждения и пресечения преступлений, «всякий кто узнает о разбое, воровстве, грабеже, «пристано-держательстве» или скопище воров и разбойников, обязан был уведомить полицию, которая незамедлительно должна принять все меры к их поимке»12. Данные меры заключались в учреждении разъездов и пикетов, в преследовании и поимке преступников, а также в возбуждении против них судебного преследования. Границы другого уезда или губернии не могли быть помехой в преследовании преступников.
Екатерина II внесла в систему Тайной экспедиции существенные изменения. Согласно ее распоряжения она теперь находилась в подчинении только у одного генерал-губернатора, а Московская Тайная экспедиция с 1763 года была подчинена Московскому главнокомандующему П.С.Салтыкову. Такая реорганизация обеспечивала органам сыска независимость от других учреждений, полную централизацию и сохранение секретности расследования. Деятельность Тайной экспедиции проходила под непосредственным контролем со стороны Екатерины II. Она утверждала наиболее важные приговоры. В деятельности Тайной экспедиции так же широко применялась пытка, которая была отменена только в 1801 году Александром I. От подследственного прежде всего требовали раскаяния, т.е. признания в содеянном и раскаяния в нем. Раскаяние упрощало следствие, упрощало и даже исключало понятие "улики" и "доказательства". Все решало раскаяние, как форма признания и доказательства виновности. На основании раскаяния осуждали, принимая его за веские вещественные доказательства. И никого не интересовало, сколь соответствует раскаяние содеянному. Кроме использования доносов, в Тайной экспедиции вводились и новые способы контроля за народными массами - перлюстрация частной переписки подозрительных лиц и организация слежки за населением.
В связи с
участившимися народными
Возглавил комиссии П.С.Потемкин. Им были созданы специальные, воинские команды для проведения карательных операций в деревнях. Начальники команд имели право производить расследование на местах, по своему усмотрению наказывать виновных кнутом и плетьми, а также выносить смертные приговоры, но только после утверждения Потемкиным.
Параллельно с утверждением Тайной экспедиции, в 1763 году была учреждена вместо упраздненного Розыскного и Сыскного приказа при Московской губернской канцелярии особая экспедиция. Предметы ведомства Сыскного приказа, существовавшего в Москве с 1730 года, перешли в Розыскную экспедицию. К ней были приписаны 12 канцелярий, которые не имели права производить пыток. Экспедиция была также центральным пересылочным местом для ссыльных в Сибирь и Оренбург. Ведомству экспедиции подлежали все преступления и против собственности, к какому бы сословию не принадлежали преступники. Деятельность экспедиции продолжалась до 1782 года, когда ее функции перешли к палате уголовных дел.
Тайная экспедиция не располагала сетью агентуры, которая держала бы её в курсе всех важнейших явлений в области общественной мысли и общественного движения.
Следственные документы Тайной экспедиции определённо говорят, что главный материал, на котором строились процессы – это доносы. Широко развитые в практике русской жизни в течение всего XVIII века доносы в последней трети этого века получили особое значение во всех судебных процессах, и в политических в частности, изменив только после манифеста 13 октября 1762 года свою форму. Этим манифестом было запрещено произносить «Слово и дело», но все подданные императрицы обязывались доносить в указанные места обо всём, что им станет известно по «первому» и «второму» пунктам; устанавливалась ответственность за недонесение, за ложный донос; последними в практике судебных процессов стали считаться такие доносы, которые не подтверждались или сознанием обвиняемого, или уликами третьих лиц. Поэтому донос о чём-либо сказанном с глазу на глаз был очень рискованным, он легко мог стать ложным, в то же время умолчание о таком факте могло повлечь тяжёлые последствия, если автор сказанного сам мог рассказать об этом кому-нибудь третьему и донос поступал от того. Требовалось, чтобы донос следовал непосредственно за получением сведения о проступке.
В практике Тайной экспедиции было немало процессов, где констатирован ложный донос, и потому такие дела оканчивались тем или иным наказанием доносчика.
Содержание доносов, а также сведения, поступавшие к ней, Тайная экспедиция проверяла и дополняла: вызывались и допрашивались свидетели, устраивались очные ставки, составлялись «вопросные пункты». Обвиняемые или свидетели или собственноручно писали показания, или с их слов составлялся протокол допроса чиновниками Тайной экспедиции, наконец, для проверки сведений, содержавшихся в доносах или в показаниях обвиняемых и свидетелей, чиновники Тайной экспедиции посылались в места, так или иначе связанные с данным процессом. Кроме того, аресты обычно сопровождались обысками, при которых забирались вещественные доказательства, в виде записок, писем, документов всякого рода и пр.; широко применявшаяся тогда перлюстрация также часто доставляла Тайной экспедиции важные сведения для производимого ею следствия.
Таким образом, следствие в Тайной экспедиции как будто обставлялось всеми необходимыми гарантиями для выяснения истины, но тем не менее следственный материал, сохранившийся в делах экспедиции, во многих случаях страдает дефектами. Так, например, в ряде процессов его участники делали ссылки на различных высокопоставленных лиц. Но в делах экспедиции ни одного случая допроса таких лиц нет; это, очевидно, считалось неудобным и нежелательным. Затем, и это особенно важно, Тайная экспедиция часто не интересовалась мотивами поступков и теми целями, которые ставили перед собой обвиняемые.
Наоборот, главной своей задачей чиновники экспедиции считали добиться признания подсудимого и раскаяния в содеянном, хотя известно, что признание не всегда открывает истину: всё зависит от того, при каких условиях это признание вины получено и в силу каких побуждений оно могло быть сделано.
По сравнению с европейскими странами, где розыскной процесс являлся достаточно развитой на то время сферой деятельности государства, уголовно-политический розыск в России в 17-18 вв. еще только становится на путь развития. На рубеже XVII – XVIII веков специальных органов полиции в России не существовало. Основные полицейские обязанности выполнялись различными органами государства, как в центре, так и на местах. Стало заметно стремление правительства возложить исполнение полицейских обязанностей на местах на те органы, которые способны были проводить политику царской власти (губные старосты и воеводы). Правительство стремится любым способом централизовать и взять под контроль сыск и суд по политическим преступлениям, которые были законодательно закреплены в "Соборном Уложении" 1649 года. И в то же время дела, вызывающие внимание царя привели к становлению нового порядка следственного процесса и к формированию особого государственного органа – Приказа тайных дел.
В начале 18 века Петром I была предпринята попытка формирования специального следственного органа. Можно сказать, что в общем эта попытка удалась. Во второй четверти 18 века порядок розыска и наказания были ужесточены, но при императрице Елизавете, Россия смогла вздохнуть с облегчением – Елизавете, в отличие от предыдущих правителей, не было свойственно подозревать во всем государственную крамолу.
Изменения, внесенные Екатериной II в систему Тайной экспедиции, привели к самостоятельности и независимости розыскного процесса от прочих органов власти, что обеспечило доступную на то время централизацию розыскной системы.
Оглавление
1 Веретенников В.И. История тайной канцелярии петровского Времени. Харьков, 1910г.
2 Веретенников В.И. История тайной канцелярии петровского Времени. Харьков, 1910г.
3 Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М., 1993г.
4 Кошель П.А. История сыска в России. Кн.1. www.bookz.ru
5 Веретенников В.И. История тайной канцелярии петровского Времени. Харьков, 1910г.
6 Елинский В.И. История уголовного сыска в России (X – начало XX веков). М. «ИНФРА-М», 2004г.
7 Семевский М.И. Тайный сыск Петра I. Смоленск, «Русич», 2001г.