Сыскная система в России в 17-18 вв.

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:32, реферат

Описание работы

Задача данной работы описать историю розысыска в России в 17 – 18 веках. Должна быть описана деятельность органов, осуществляющих по-лицейский надзор в стране, и рассмотрены основные законодательные акты, регулирующие деятельность этих органов.

Работа содержит 1 файл

Курсач финал 2.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

 

 

 

Восемнадцатый век

Эпоха Петра I. Преображенский приказ

 

Еще в начале своего царствования Петр I создал Преображенский приказ, который первоначально был обычным судебно-административным органом. В его задачи входило управление «потешными» полками Петра, руководство полицейской службой в Москве, выполнение функций царской канцелярии, откуда шли распоряжения царя в другие учреждения и где по его указу расследовались дела различного характера. Возглавлял Преображенский приказ Ф.Ю.Ромодановский. Полномочия приказа распространялись на всех подданных государства без различия сословий.

Возникший в конце XVII века, как орган управляющий Преображенским и Семеновскими полками, Преображенский приказ вскоре получил исключительное право вести следствие и рассматривать дела по политическим государственным преступлениям. Никто не имел право вести расследование «по слову и делу» без ведома Преображенского приказа. Указом от 25 сентября 1702 года Преображенский приказ получил полномочия привлекать должностных лиц к судебной и административной ответственности за любое вмешательство в сферу их деятельности.

В распоряжении Преображенского  приказа находились солдаты и  офицеры Преображенского и Семеновского полков, которые использовались для производства обысков и арестов. Иногда местным властям Преображенский приказ поручал расследование отдельных мелких дел и производство повальных обысков, которые проводили почти по всем делам. "Повальный обыск" был малый и большой. Малым "повальный обыск" назывался тогда, когда допрашивались лица, проживающие от обвиняемого не далее пяти дворов в каждую сторону, а также лица, работающие или служащие с ним. При "большом обыске" допрашивались лица, проживающие не далее двадцати пяти дворов от него в каждую сторону.

От "повального обыска" могли освобождаться: 
- душевнобольные; 
- глухонемые; 
- моложе пятнадцати лет; 
- дети против родителей; 
- крепостные люди, отпущенные на волю, по делам их помещиков; 
- лица, находящиеся в услужении тех, по делам которых ведется следствие; 
- лица, знающие о данном преступлении понаслышке.

Законодательство данного  времени еще не разделяло процесс на стадии предварительного следствия и суда. Преображенский приказ вел как следствие, так и суд. Все более широко применяется розыскной процесс, идущий на смену состязательному. Основными источниками информации о готовящихся или совершенных преступлениях, оставались доносы. Основным методом дознания была пытка, которая применялась не только к обвиняемым, но и к свидетелям.

К каким способам прибегали  судьи в застенках, чтобы добыть истину, вернее показания, лучше всего  говорит документ: "Обряд, как  обвиняемый пытается"4.

Для пытки обвиняемых в  преступлениях отводилось особое место, называемое застенком. В застенке для пытки была устроена дыба, состоящая их трех столбов, из которых два врыты в землю, а третий положен сверху поперек. Ко времени, назначенному для пытки, кат, или палач, должен был явиться в застенок со своими инструментами, а именно: шерстяным хомутом, к которому пришита длинная веревка, кнутами и ремнем для связывания пытаемым ног. На кратком совещании судьи определяли круг вопросов подлежащих выяснению и затем обвиняемого передавали палачу. Палач перекидывал длинную веревку через поперечный столб дыбы, затем закручивал пытаемому руки за спину, заправлял их в хомут и вместе со своими помощниками тянул за веревку до тех пор, пока человек не повисал в воздухе. При этом руки выворачивались из суставов и он испытывал сильную боль. После этого палач связывал ноги пытаемого, упомянутым выше ремнем, а другой конец прикручивал к столбу, врытому в землю перед дыбой. Растянув таким образом обвиняемого, палач бил его кнутом, а секретарь подробно записывал каждое слово, сказанное под пыткой.

Если пытался человек, обвиняемый во многих и тяжких преступлениях, и на дыбе он не винился, то вправив  ему кости в суставах, пытали его еще жестче.

Пытать по закону было положено три раза, через десять или более дней, "чтобы злодей оправился, но если на пытках он будет говорить по-разному, то его следует пытать до тех пор, пока на трех пытках подряд не покажет одно и то же, слово в слово. Тогда, на последней пытке, ради проверки, палач зажигает веник и огнем водит по голой спине висящего на дыбе, и так до трех раз или более, глядя по надобности"5.

Когда пытки заканчивались  и обвиняемый, повинившийся во всем, подлежал ссылке на каторгу или смертной казни, палач особо приспособленными щипцами вырывал у него ноздри и, сверх того, на щеках и лбу ставил знаки. Для этого он брал клейма, в которых острые железные спицы набиты словами, и сильно бил в лоб и щеки, а затем натирал порохом, после чего слова были ясно видны.

Применявшиеся меры наказания также были весьма разнообразны и включали в себя такие, как: колесование, сожжение, четвертование, аркебузирование (расстрел), повешение, отсечение головы, членовредительные и болезненные телесные наказания, каторга, ссылки и т.д.

Указом Петра I от 25 сентября 1702 г. старый общий для 17в. порядок производства дел по «слову и делу» был нарушен: в большинстве изъятые из общей подсудности, дела эти были сосредоточены в ведении испытанного в своей верности слуги Петра I князя Ф. Ромодановского, в Преображенском приказе.

Дела этого  приказа начинают регулярно появляться в столбцах с 1696г. Характер этих дел чрезвычайно однообразен; и все дела эти определенно разбиваются на четыре категории: во-первых, дела по нарушению общественной тишины и порядка на улицах и площадях Москвы; во-вторых, дела о мелких взысканиях по гражданским искам, при чем обычно ответчика приводит истец; в-третьих, дела о нарушениях обязательных постановлений в городе, т.е. пение песен в неуказанном месте, или езда там, где запрещено, или оскорбление священного места ит.п.; в-четвертых, дела по «слову и делу». В.И. Веретенников отмечает, что преобладающее количество дел относятся к первому и третьему роду, т.е. к делам полицейского характера; немного дел второго рода: дел мелкой юстиции и мелкой расправы; чрезвычайно мало дел четвертого рода, т.е. по обвинениям по «слову и делу».

Из всего вышеизложенного  ясно видно, что основная роль Преображенского приказа была чисто полицейской для города Москвы. Преображенский приказ был тогда в сущности канцелярией полицеймейстерских дел Москвы и не более того, занимавшийся делами по «слову и делу» не больше, чем остальные административные и судные учреждения тог времени. «Ясной к этому иллюстрацией служит следующий факт: для 1696г., из 605 сохранившихся дел Преображенского приказа, по «слову и делу» имеется не более 5 дел»6. Следовательно, в первые годы своего существования – до 1702г. – Преображенский приказ не являлся учреждением специальным по делам о государственных преступлениях.

С 1702г. Положение немного изменяется, но все-таки Преображенский приказ не делается специальным и исключительным по предметам своего ведомства учреждением для преследования государственных преступлений; указ 1702г. Только вводит в ведение Преображенского приказа  и все дела из провинций по «слову и делу». В этом сказывается желание царя поручить эти дела близкому и доверенному человеку. Однако, в ведении Преображенского приказа по-прежнему остаются полиция и хозяйственно-оружейная часть в управлении гвардией, в отчасти и армией. Т.о. и теперь Преображенский приказ вовсе не являлся исключительно специальным учреждением по расследованию государственных преступлений.

Такое нагромождение  разнообразных дел, мало имеющих общего друг с другом, вызвало, вероятно, недоразумения, которые заставили Петра особым указом в 1722г. Точнее определить область ведения Преображенского приказа. В этом указе Петр пишет: «чтоб делам быть в Преображенском следующим:

  1. которые в государственных делах, а именно: в дурных словах или деле в возмущению и тому подобных делах.
  2. полки гвардии чтоб ведомы были попрежнему.
  3. посторонних дел… никогда не примать», а если такие имеются – «отдать к своим местам»; но тут делается исключение для  крупных разбойных дел»7.

Из указа  видно, что ведение дел по «слову и делу» в Преображенском приказе  выдвигается теперь на первое место. В то же время, как замечает В.И.Веретенников «в кабинетных делах времени Петра  сохранилось за время 1702 – 1725 гг. многое из переписки с Ромодановским, и при беглом только просмотре этой переписки ясно уже, что дела полков гвардии (их обмундирование, вооружение, набор и пр.) составляют главнейший предмет дел Преображенского приказа.

В именном указе  от 25 января 1715 года Петр I объявлял дела, о которых необходимо было доносить лично государю:

  1. «о каком злом умысле против персоны Его Царскаго Величества или измены;
  2. О возмущении или бунте;
  3. О похищении казны, а о прочих делах доносить, кому те дела вручены»8.

Вести указанные дела Петр поручал своим приближенным лицам, но сохранял за собой право личного надзора за ходом производства этих дел.

Тайная канцелярия

 

Стремление  Петра, выраженное в указе 1702 года, было зерном, из которого шестнадцать лет спустя выросло новое государственное учреждение в России – Тайная канцелярия. «Учреждение, одно название которого заставляло содрогаться современников и оставляло неприглядную память в потомках»9.

В 1718 г. возникло дело царевича Алексея Петровича. Царевич вернулся из-за границы в Россию, и на другой же день было начато следствие по обвинению его в измене и умысле против царя-отца. По воле Петра следствие было поручено, главным образом, Петру Андреевичу Толстому, потратившему немало усилий, хитрости и изворотливости, чтобы выманить царевича из-за границы и убедить его вернуться в Россию, и ведшему в Москве розыски по этому делу Андрею Ивановичу Ушакову. В помощь им были назначены капитан-поручик Григорий Григорьевич Скорняков-Писарев, которому указом поручено было произвести обыск и арест в Суздале бывшей царицы Евдокии и её предполагаемых единомышленников, и Иван Иванович Бутурлин.

День открытия действий этой следственной комиссии был днём фактического возникновения и началом расцвета политического сыска в России.

«Всё, что творилось ранее в стенах Преображенского приказа, ведавшего до 1718 года делами по государственным преступлениям и проступками «противным персоне Его Царского Величества», бледнеет по сравнению с застенками «Тайной розыскных дел Канцелярии» петровского времени»10.

Стоявшие во главе этого учреждения Пётр Андреевич  Толстой и Андрей Иванович Ушаков были мастерами и любителями своего дела.

С этими лицами – Толстым и Ушаковым – связан и в значительной степени определён характер нового учреждения первого периода.

Тайная канцелярия была создана в 1718 г. Целью создания канцелярии было расследование дела царевича Алексея и его сообщников, обвинявшихся в государственной измене. С 1719 года Тайная канцелярия действовала параллельно с Преображенским приказом. В Тайной канцелярии сосредотачивались в основном дела, возникшие в Петербурге и прилегающих к нему районах и, в отличии от Преображенского приказа, занималась только следственно-судебной деятельностью. Большая часть рассматриваемых канцелярий дел относилась к политическим преступлениям. В 1724 году Тайная канцелярия по указу Петра передала все дела в Преображенский приказ. 

Россия после Петра«Смутное  время» сыскных дел: главные сыщики и Тайная экспедиция

 

13 января 1725 года царь Пётр I скончался, но созданная им Тайная канцелярия не только не исчезла, но даже стала развиваться ещё шире.

При Петре I канцелярия имела дело почти исключительно с людьми низших сословий. В случае, когда обвинялись военные или люди, более или менее близкие к верхам, допрос чинили доверенные лица.

Пётр II считал такой порядок лишним. При нём в застенок отправляли всех, без различия звания; исключение делалось редко: когда обвиняемый стоял слишком на виду. Одним из этих немногих «счастливцев» был князь Александр Данилович Меншиков, самый близкий к Петру Великому сановник. Его не пытали, а по личному распоряжению царя без суда и следствия сослали в Сибирь, в глухой городишко Берёзов.

Вообще за три  года царствования Петра II у Тайной канцелярии было очень много дел, начатых по личному указанию царя.

В 1730 году был  восстановлен Сыскной приказ, ликвидированный  Петром I. Сыскной приказ вел "...татиные, разбойные и убийственные дела, которые воры и разбойники пойманы будут в Москве и приведены в Полицмейстерскую Канцелярию, тех, записав, в то же время отсылать в Сыскной приказ"11.

Восстановление  Сыскного приказа и существование  его параллельно с полицмейстерской канцелярией в Москве не помогло  в борьбе с преступностью. Наоборот, это только еще больше «замутило воду», в которой действовала и полиция и преступники и способствовала, отчасти, появлению такого известного персонажа отечественной истории и литературы, как Ванька Каин, который был «доносителем Сыскного приказа» и одновременно главарем шайки воров и разбойников.

В апреле 1729 года был ликвидирован Преображенский приказ. Расследование политических преступлений было передано Верховному тайному совету и Сенату. Большой важности дела разбирали Тайный совет, а остальные Сенат. Оба учреждения имели широкий круг обязанностей и не могли уделять должного внимания расследованию преступлений. 4 марта 1730 года указом Анны Иоановны Тайный совет прекращает свое существование. Указом от 24 марта 1731 года дела бывшего Преображенского приказа были переданы в введение А.И.Ушакова.

Шестого апреля 1731 года была создана канцелярия тайных розыскных дел. Канцелярию возглавил А.И.Ушаков, бывший министр Петровской тайной канцелярии. Канцелярия тайных розыскных дел была создана для расследования в основном политических дел и была освобождена от многофункциональности, присущей Преображенскому приказу. Она возникла как отраслевое учреждение, штат которого выполнял следственно-судебные функции по борьбе с политическими преступлениями и только в исключительных случаях она расследовала уголовные преступления. Штат Канцелярии тайных розыскных дел первоначально состоял их нескольких секретарей и около двух десятков канцеляристов и в дальнейшем постоянно увеличивался. А.И.Ушаков не отчитывался перед Сенатом за деятельность Канцелярии и имел регулярные доклады императрице. Канцелярия тайных розыскных дел имела статус выше, чем любой государственный орган данного времени.

Информация о работе Сыскная система в России в 17-18 вв.