Как бы то ни было, но Хазарский
каганат был сокрушен Святославом.
Конец Хазарии означал объединение
в едином государстве, Киевской
Руси, большей части восточнославянских
племен. Во время похода были
сокрушены и зависимые от каганата
земли булгар, буртасов, ясов и
касогов. Власть хазар была
сокрушена не только в центре Хазарии,
но и на ее окраинах. Конец Хазарии означал
свободу проезда Руси в Каспийское море,
Хорезм и Закавказье. Русь открыла себе
свободную дорогу на Восток. Торговые
связи Руси с Востоком укрепились, благодаря
устранению посредников Хазарии. Победа
князя Святослава означала и мировоззренческую
победу Руси в праве выбора особого пути
своего духовного развития
Сокрушение Хазарии, верхи которой
исповедовали иудаизм и поддерживали
его среди подвластных и окружающих
народов через распространение
выгодного для их мировоззрения
- порабощения, рабства, покорности
и превосходства иудеев, означало
сокрушение оков наиболее тяжкого
угнетения - духовного, которое
могло погубить основы яркой,
самобытной духовной жизни славян
и других народов Восточной
Европы. Не случайно, при выборе
вер одним из основных недостатков
иудеев святой равноапостольный
князь Владимир считает отсутствие
у них собственного государства.
Поход князя Святослава, сопровождавшийся,
как сообщают восточные источники,
разорением мусульман и христиан,
на долгое время приостановил
проникновение мусульманства в
Поволжье. Этому не помогло даже
временное закрепление Хорезма
в Нижнем Поволжье. Победа князя
Святослава означала, что верховенство
над кочевыми народами Причерноморья
и Прикаспия от хазарского
кагана перешло к киевскому
князю. Поэтому в последовавшем
в 967 году походе Святослава
на Дунайскую Болгарию участвуют
на его стороне угры и печенеги.
Именно победа над Хазарией
дала возможность Святославу
заявить в Переяславце на Дунае:
"Хочю жити в Переяславцы
на Дунай, яко то есть середа
земли моей, яко ту вся благая
сходятся: от Грек злато, паволоки,
вина и овощеве разноличныя,
из Чех же, из Угорьсребро икомони,
и из Руси же скора и воск,
мед и челядь".
Не случайно князь Владимир, сын
Святослава называет себя каганом.
Чтобы скрепить части огромного
государства Владимир первоначально
пытается укрепить на Руси
язычество, введя в число киевских
богов восточных, близких и
понятных союзным кочевникам. Вскоре,
однако, князь Владимир делает окончательный
выбор, остановившись на Православии.
Уже
в XIII в. киевский князь Мстислав Романович
говорил: "Пока я в Киеве, то от
Яика и до Черного моря и до реки
Дунай никому с саблей не воевать".
Следовательно, значение победы Святослава
понимали не только его ближайшие, но
и отдаленные потомки.
Сокрушение Хазарии вовсе не
означало крушение заслона от
кочевников на востоке Руси. Мы
помним, как огромные орды угров
в IX в. наводнили южно-русские
степи. В 915 г. печенеги приходили
на Русь, когда еще была Хазария.
Трудно согласиться с утверждением
(это наиболее свойственно западным
ученым), что Хазария спасла Русь
и Европу от арабов. События
837 г. показали, коков на самом
деле был этот заслон.
Русские летописи и былины
помнят о хазарах, о борьбе
с ними, об их последующей судьбе.
Хазарские воины были в составе
дружин князей Игоря и Мстислава.
Русские летописи вспоминают
о хазарах в Тмутаракани Х1-ХП
вв. Но если после разгрома
Хазарии и восточные и западные
источники отождествляют хазар
с иудеями, то русские летописи
и былины этого не делают.
В русских былинах есть два
образа - Козарина и Жидовина. Первый
наряду с русскими богатырями
воюет против врагов Руси. Со
вторым сражается Илья Муромец.
В былинах и духовных песнях
в народе сохранилась память
о борьбе с "царем иудейским"
и "силой жидовскою". То есть
русский народ видел разницу
между простыми хазарами и
правителями Хазарского каганата.
Истинных хазарских памятников
до сих пор не обнаружено. Потомками
хазар в Крыму считают караимов
- особую секту в иудаизме. Литовский
князь Витовт часть их вывел
из Крыма в Литву и поселил
возле Вильно. Небольшая часть
продолжает жить в Крыму.
Киевская Русь оказалась самым
могучим и последовательным врагом
иудейского хазарского каганата.
Почти полутора столетняя освободительная
война восточных славян против
хазарского каганата была завершена
походом князя Святослава. Сокрушив
основные военные силы каганата во главе
с каганом и разрушив основные опорные
узлы хазар на Средней и Нижней Волге,
на Северном Кавказе и Нижнем Дону, князь
Святослав лишил власти и торгово-ростовщическую
верхушку Хазарии основы их паразитического
существования. "Хазарское царство
исчезло как дым сразу же после ликвидации
основного условия его существования:
военного превосходства над соседями
и тех экономических выгод, которые доставляло
обладание важнейшими торговыми путями
между Азией и Европой. Поскольку других
оснований для его существования не было,
оно под ударами более сильного Русского
государства рассыпалось на составные
свои части, в дальнейшем растворившиеся
в половецком море", - заключает историю
хазар крупнейший ее знаток М. И. Артамонов
([2], с. 456).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Святослав
Игоревич - отважный воитель, совершивший
ряд успешных походов.
Последним
взмахом славяно-русского богатырского
меча князь Святослав как бы очертил
границы Руси и предопределил
исконные устремления славян к единству
и дружбе с другими народами в
борьбе с мировым злом. Его наследникам
и продолжателям оставалось лишь
кое-что подправить, добавить в этом
чудном и небывалом замысле, чтобы
во всем могуществе и великолепии
изумленному миру предстала Великая
Русь. Задача потомков - сохранить и
приумножить силу, величие и благополучие
Русской Державы, ее всемирное значение
в устроении высоконравственного,
справедливого общества, ее огромных
усилий по защите Божьей Правды.
Литература:
- Повесть временных
лет. М.-Л., 1950.
- Артамонов
М.И, История хазар. Л., 1962.
- Греков
Б.Д. Киевская Русь. М., 1949.
- Мавродин
В.В. Древняя Русь, Л., 1946.
- Магомедов
М.Г. Образование Хазарского каганата.
М., 1983.
- Новосельцев
А.П. Хазарское государство и его
роль в истории Восточной Европы
и Кавказа. М., 1990.
7.Плетнева
С.А. Хазары. М., 1986.
8. Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава.
М., 1982.