Святослав - князь воитель

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:28, реферат

Описание работы

Князь Святослав, сын князя Игоря и княгини Ольги, первый из князей Киевской Руси подлинным и великим делом доказавший всем - и славянским своим подданным, и внешнему, огромному миру - что государство его, что его власть великокняжеская существуют не зря, что не напрасно его государство протянулось от моря и до моря с севера на юг и вольно раскинулось на восток и запад, пошел по первому пути. В основном...
Рассказы о походах своего отца и потрясение от его смерти, месть матери за эту смерть - месть неотвратимая и беспощадная, породившая новые, многие смерти - навсегда войдут в его душу символами веры, примерами для подражания. Но запомнит он и иное - несправедливость отца по отношению к людям, ставшую именно поэтому, из-за нанесенной неправедной обиды, поправшей стародавний обычай, причиной его смерти.

Содержание

1. Предопределение жизненного пути Святослава
2. Дружина вождя-воителя
3. Дипломатия Святослава
4. Падение Хазарии в восточных летописях и споры ученых
5. Заключение
6. Литература

Работа содержит 1 файл

Святослав_воитель.docx

— 54.64 Кб (Скачать)

       Как бы то ни было, но Хазарский  каганат был сокрушен Святославом.  Конец Хазарии означал объединение  в едином государстве, Киевской  Руси, большей части восточнославянских  племен. Во время похода были  сокрушены и зависимые от каганата  земли булгар, буртасов, ясов и  касогов. Власть хазар была  сокрушена не только в центре Хазарии, но и на ее окраинах. Конец Хазарии означал свободу проезда Руси в Каспийское море, Хорезм и Закавказье. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток. Торговые связи Руси с Востоком укрепились, благодаря устранению посредников Хазарии. Победа князя Святослава означала и мировоззренческую победу Руси в праве выбора особого пути своего духовного развития

      Сокрушение Хазарии, верхи которой  исповедовали иудаизм и поддерживали  его среди подвластных и окружающих  народов через распространение  выгодного для их мировоззрения  - порабощения, рабства, покорности  и превосходства иудеев, означало  сокрушение оков наиболее тяжкого  угнетения - духовного, которое  могло погубить основы яркой,  самобытной духовной жизни славян  и других народов Восточной  Европы. Не случайно, при выборе  вер одним из основных недостатков  иудеев святой равноапостольный  князь Владимир считает отсутствие  у них собственного государства. 

         Поход князя Святослава, сопровождавшийся, как сообщают восточные источники,  разорением мусульман и христиан, на долгое время приостановил  проникновение мусульманства в  Поволжье. Этому не помогло даже  временное закрепление Хорезма  в Нижнем Поволжье. Победа князя  Святослава означала, что верховенство  над кочевыми народами Причерноморья  и Прикаспия от хазарского  кагана перешло к киевскому  князю. Поэтому в последовавшем  в 967 году походе Святослава  на Дунайскую Болгарию участвуют  на его стороне угры и печенеги. Именно победа над Хазарией  дала возможность Святославу  заявить в Переяславце на Дунае: "Хочю жити в Переяславцы  на Дунай, яко то есть середа  земли моей, яко ту вся благая  сходятся: от Грек злато, паволоки, вина и овощеве разноличныя,  из Чех же, из Угорьсребро икомони,  и из Руси же скора и воск, мед и челядь".

        Не случайно князь Владимир, сын  Святослава называет себя каганом.  Чтобы скрепить части огромного  государства Владимир первоначально  пытается укрепить на Руси  язычество, введя в число киевских  богов восточных, близких и  понятных союзным кочевникам. Вскоре, однако, князь Владимир делает окончательный выбор, остановившись на Православии.

      Уже в XIII в. киевский князь Мстислав Романович  говорил: "Пока я в Киеве, то от Яика и до Черного моря и до реки Дунай никому с саблей не воевать". Следовательно, значение победы Святослава понимали не только его ближайшие, но и отдаленные потомки.

        Сокрушение Хазарии вовсе не  означало крушение заслона от  кочевников на востоке Руси. Мы  помним, как огромные орды угров  в IX в. наводнили южно-русские  степи. В 915 г. печенеги приходили  на Русь, когда еще была Хазария.  Трудно согласиться с утверждением (это наиболее свойственно западным  ученым), что Хазария спасла Русь  и Европу от арабов. События  837 г. показали, коков на самом  деле был этот заслон.

       Русские летописи и былины  помнят о хазарах, о борьбе  с ними, об их последующей судьбе. Хазарские воины были в составе  дружин князей Игоря и Мстислава.  Русские летописи вспоминают  о хазарах в Тмутаракани Х1-ХП  вв. Но если после разгрома  Хазарии и восточные и западные  источники отождествляют хазар  с иудеями, то русские летописи  и былины этого не делают.

        В русских былинах есть два  образа - Козарина и Жидовина. Первый  наряду с русскими богатырями  воюет против врагов Руси. Со  вторым сражается Илья Муромец.  В былинах и духовных песнях  в народе сохранилась память  о борьбе с "царем иудейским"  и "силой жидовскою". То есть  русский народ видел разницу  между простыми хазарами и  правителями Хазарского каганата. Истинных хазарских памятников  до сих пор не обнаружено. Потомками  хазар в Крыму считают караимов - особую секту в иудаизме. Литовский  князь Витовт часть их вывел  из Крыма в Литву и поселил  возле Вильно. Небольшая часть  продолжает жить в Крыму. 

        Киевская Русь оказалась самым  могучим и последовательным врагом  иудейского хазарского каганата. Почти полутора столетняя освободительная  война восточных славян против  хазарского каганата была завершена  походом князя Святослава. Сокрушив основные военные силы каганата во главе с каганом и разрушив основные опорные узлы хазар на Средней и Нижней Волге, на Северном Кавказе и Нижнем Дону, князь Святослав лишил власти и торгово-ростовщическую верхушку Хазарии основы их паразитического существования. "Хазарское царство исчезло как дым сразу же после ликвидации основного условия его существования: военного превосходства над соседями и тех экономических выгод, которые доставляло обладание важнейшими торговыми путями между Азией и Европой. Поскольку других оснований для его существования не было, оно под ударами более сильного Русского государства рассыпалось на составные свои части, в дальнейшем растворившиеся в половецком море", - заключает историю хазар крупнейший ее знаток М. И. Артамонов ([2], с. 456).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Святослав Игоревич  - отважный воитель, совершивший  ряд успешных походов.

      Последним взмахом славяно-русского богатырского меча князь Святослав как бы очертил  границы Руси и предопределил  исконные устремления славян к единству и дружбе с другими народами в  борьбе с мировым злом. Его наследникам  и продолжателям оставалось лишь кое-что подправить, добавить в этом чудном и небывалом замысле, чтобы  во всем могуществе и великолепии  изумленному миру предстала Великая  Русь. Задача потомков - сохранить и  приумножить силу, величие и благополучие Русской Державы, ее всемирное значение в устроении высоконравственного, справедливого общества, ее огромных усилий по защите Божьей Правды.

      Литература: 
 

  1. Повесть временных  лет. М.-Л., 1950.
 
  1. Артамонов М.И, История хазар. Л., 1962.
 
  1. Греков  Б.Д. Киевская Русь. М., 1949.
 
  1. Мавродин  В.В. Древняя Русь, Л., 1946.
 
  1. Магомедов М.Г. Образование Хазарского каганата. М., 1983.
 
  1. Новосельцев А.П. Хазарское государство и его  роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990.
 

7.Плетнева  С.А. Хазары. М., 1986.

 
8. Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. М., 1982.

Информация о работе Святослав - князь воитель