Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 02:58, контрольная работа
Демократизация государственного строя не устранила присущих афинскому обществу социальных противоречий. Однако, следует заметить, что среди историков нет единого мнения относительно того, насколько существенным было имущественное неравенство жителей Афин в этот период. Так, например, одни исследователи утверждают, что развитие частной собственности привело к значительной имущественной дифференциации: среди свободных афинских граждан выделялась лишь небольшая группа крупных собственников, но основную массу населения составляла беднота. Сторонники этой точки зрения утверждают также, что численность рабов в Афинах в этот период значительно превышала число свободных жителей.
Глава 1. Сущность рабовладельческой демократии в Афинах. Реформы Солона. Реформы Клисфена 3
Глава 2. Особенности феодального развития Англии. "Великая хартия вольностей"………………………………………………………………………12
Список использованной литературы 19
Речь идет, прежде всего, о статьях 12 и 14, в статье 12 указывается: «Ни щитовые деньги», ни (какое-либо иное) пособие не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего». Статья 14 определяет состав этого совета: «А для того, чтобы иметь общий совет королевства при обложении пособием в других случаях, кроме вышеназванных, или для обложения «щитовыми деньгами», мы повелим позвать архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов нашими письмами каждого отдельно и, кроме того, повелим позвать огулом, через шерифов и бейлифов наших, всех тех, кто держит от нас непосредственно». Таким образом, совет королевства – это собрание всех королевских вассалов, которое можно рассматривать как прототип палаты лордов. Если к этому собранию королевских вассалов добавить представителей от графств и городов, то налицо английский средневековый парламент. Таким образом, Великая Хартия вольностей была прологом в истории английского парламента.
Большое внимание заслуживают статьи 39 и 40 Хартии. Первая из них гласит: «Ни один свободный человек не будет задержан или заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его (его пэров) и по закону страны». В то время понятием «свободный человек» обозначался феодал. Однако в дальнейшем под «свободным человеком» формально стали понимать всякого свободного жителя Англии. Содержание статьи 39 Хартии было впоследствии развито в Петиции о праве 1628 г. и в Хабеас Корпус Акте 1679 г.
Будь эта Хартия осуществлена на деле, Англия сделалась бы ареной феодального самоуправства, страной столь же раздробленной, как скажем, Германия. Этого, однако, не случилось и главным образом потому, что падения центральной власти не хотели ни города, ни мелкое рыцарство.
Иоанн Безземельный, уступив перед вооруженной силой своих подданных, впоследствии отказался от Хартии. Снова началась вооруженная борьба, но смерть Иоанна помешала довести ее до какого-либо определенного результата.
По поводу этого документа историки спорят и поныне. Одни утверждают, что это первая в мире конституция. Другие говорят, что перед нами перечень феодальных привилегий, выгодных только высшей аристократии. В определенном смысле правы и те и другие. Основная масса статей этой Хартии защищает интересы крупных феодалов и одновременно ограничивает власть короля. Основные законы могли, в соответствии с этой Хартией, издаваться королем только с согласия Высшего совета, состоящего из знати. Совет выбирал из своего состава особый Комитет 25-ти, который имел право принудить короля к исполнению Хартии, вплоть до призыва страны к восстанию. Некоторые, весьма немногочисленные, статьи охраняют права рыцарей и горожан, даже имущество крестьян.
Огромное
значение имела во всей английской
истории 39-я статья Хартии, ибо требования
ее исполнения проходят через все общественные
движения Англии вплоть до начала XX века.
Свое подлинное существование Хартия
начнет в период, предшествующий английской
революции, в XVII веке, когда знаменитый
судья Кок извлечет ее из архива и, отряхнув
«пыль веков», истолкует в интересах ликвидации
абсолютизма, расширения парламентских
и судебных полномочий. Общие формулировки
Хартии, продиктованные социальным составом
коалиции 1215 года, в особенности постоянное
упоминание «свободных людей», облегчили
дело, за которое ратовал Кок. Признанная
официальной политической доктриной послереволюционного
правительства, Хартия становится символической
частью неписанной английской конституции.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Всеобщая история государства и права / Под ред. Батыра К.И. - М., 1995.
2. Хрестоматия по истории Древней Греции. - М., 1964.
3. Аристотель. Афинская политика. М., 1996.
4. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. Под редакцией З.М. Черниловского. М., 1961.
5. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996. – 480 с.
6.
История государства и права зарубежных
стран под ред. Галанзы, Москва, 1980г.
Информация о работе Сущность рабовладельческой демократии в Афинах