Сущность рабовладельческой демократии в Афинах

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 02:58, контрольная работа

Описание работы

Демократизация государственного строя не устранила присущих афинскому обществу социальных противоречий. Однако, следует заметить, что среди историков нет единого мнения относительно того, насколько существенным было имущественное неравенство жителей Афин в этот период. Так, например, одни исследователи утверждают, что развитие частной собственности привело к значительной имущественной дифференциации: среди свободных афинских граждан выделялась лишь небольшая группа крупных собственников, но основную массу населения составляла беднота. Сторонники этой точки зрения утверждают также, что численность рабов в Афинах в этот период значительно превышала число свободных жителей.

Содержание

Глава 1. Сущность рабовладельческой демократии в Афинах. Реформы Солона. Реформы Клисфена 3
Глава 2. Особенности феодального развития Англии. "Великая хартия вольностей"………………………………………………………………………12
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 66.03 Кб (Скачать)

     Солон был первым из знати, кто заметил  опасность (выходец из небогатых эвпатридов, избранный в 594 г. до н.э. архонтом). Надо отдать должное его проницательности и смелости. Преодолевая сопротивление верхушки аристократов, он решительно провел крупные реформы, которые затронули многие стороны общественной жизни. Ущемляя интересы знати, и делая уступки демосу, Солон спасал еще не окрепшее рабовладельческое государство.

     Особое  место имели земельная и политическая реформы. 

     1. Солон отменил часть залоговой  кабалы. Все долговые камни с  полей убирались, проданные в рабство должники подлежали выкупу. Эти реформы получили название сисахфия (дословно – сброс ига), все соотечественники были выкуплены из рабства. Но имущество богатых людей оставалось неприкасаемым.

     2. Самозаклад должника запрещался. Взыскание любого долга нельзя было обращать на личность ответчика. Многим крестьянам были возвращены их участки земли.

     3. Считают, что Солон установил  максимум земельного надела. Однако  произвести перераспределение земли он не решился.

     4. Ссудные проценты не были уменьшены,  что было на руку ростовщикам. Отмена долговой кабалы нанесла сильный удар по интересам крупных рабовладельцев из числа знати. Она удовлетворила насущные интересы средних и мелких землевладельцев

     5. Впервые была узаконена  свобода завещания. Любые виды имущества, в т. ч. и земельные участки, можно было продавать, закладывать, делить между наследниками и т.д. Такой свободы обращения с земельным наделом родовое общество не знало.

     6. Солон содействовал развитию  ремесла, торговли.

     7. Родители в старости не могли по закону получать помощь от сыновей, если не обучили их ремеслу.  

     К политическим реформам Солона следует отнести:  

     Деление жителей по имущественному цензу. Это был еще один удар по пережиткам родового общества. Все свободные граждане Афин делились на 4 разряда граждан: получавшие со своей земли не менее 500 медимнов зерна, масла или вина вошли в первый разряд, 300 - во второй, 200 - в третий, меньше 200 медимнов - в четвертый.

     Одновременно  предусматривалось, что только лица из первого разряда могли избираться военачальниками и архонтами. Из представителей второго разряда формировалось конное войско (всадники), из остальных - пешее войско. Ополченцы обязывались иметь свое оружие и находиться в походах на собственном иждивении.

     Солон значительно повысил значение и  авторитет народного собрания, которое стало созываться чаще и на нем рассматривались наиболее важные государственные вопросы: принимались законы, избирались должностные лица. В работе собрания участвовали также малоимущие граждане.

     Одновременно  был учрежден Совет 400 - по 100 человек из каждой филы. В его состав могли избираться все свободные, кроме батраков и нищих. Со временем Совет оттеснил ареопаг на второй план. Его роль возросла в связи с тем, что народное собрание созывалось. Проекты многих решений готовил Совет, а в необходимых случаях, он действовал от имени собрания.

     Солон также учредил суд присяжных - Гелиэю, при чем в ее состав избирались граждане всех разрядов. Участие малоимущих граждан в народном собрании, в суде присяжных содействовало развитию Афинской рабовладельческой демократии. Гелиэя была не только главным судебным органом Афин, она также контролировала деятельность должностных лиц.

     Важная  роль в Афинском государстве принадлежала и другим различным судебным органам, суду ареопага, "коллегии одиннадцати", суду эфетов, суду при храме Паллады, суду при храме Аполлона, суду возле гавани Зеи, суду в палате возле пристани.

     Гражданские споры разбирал суд диэтетов. Были диэтеты государственные, избираемые ежегодно по жребию из числа граждан, достигших 60-летнего возраста, и частные. Последние являлись по существу третейскими судьями, избираемыми в числе 3 человек по взаимному согласию тяжбущимися. Суд диэтетов отличался от суда присяжных большей скоростью и меньшими судебными издержками. На решение суда диэтетов допускалась апелляция в гелиэю. Суд диэтетов разбирал иски на сумму более 10 драхм. 
Мелкие дела об имущественных спорах на сумму не свыше 10 драхм разбирал "суд сорока мужей". Таким образом, демократические Афины имели сложную и широко разветвленную систему судов, которые были призваны обеспечивать правопорядок и законность в стране.

     Солон стремился ослабить противоречия между  богатыми и обедневшими гражданами, не допустить социальных потрясений. Ущемив имущественные интересы эвпатридов, он предотвратил возможность массовых выступлений разорившихся общинников. Он удовлетворил требования зажиточной части демоса: земледельцев, купцов, ремесленников. Реформы повлияли на демократизацию Афинского государства, социальной основой которого стали средние и мелкие земельные собственники, верхушка ремесленников и купцов.

     Утвердив  свои законы, Солон не замедлил отправиться  путешествовать. Отсутствием его воспользовался его же родственник, местный аристократ Пизистрат, который стал тиранить Афины при помощи своего красноречия. Вернувшийся Солон тщетно уговаривал его одуматься. Растиранившийся Пизистрат не слушал никаких доводов и делал свое дело. Прежде всего, он заложил в Ломбардии храм Зевса и умер, не внеся процентов. После него унаследовали власть сыновья его Гиппий и Гиппарх, названные так в честь знакомых лошадей. Но  вскоре одного сына убили, другого изгнали из отечества. 

    1.  Реформы Клисфена
 

     После свержения писистратидов дело Солона продолжил архонт Клисфен, глава народной партии. В 509 г. до н.э. по его настоянию был принят закон, который окончательно упразднил деление граждан по родам. К этому времени население перемешалось.

     Вместо 4 племенных фил были созданы территориальные  единицы. Афинское государство делилось на три зоны или области: береговую, Афины с пригородами и внутреннюю часть. Всего насчитывалось 10 территориальных фил.

     Филы являлись территориальными округами, между которыми граждане распределялись не по происхождению, а по месту жительства. Вся Аттика была разделена Клисфеном на 30 частей или тритий. Каждая фила составлялась из трех тритий, включая в себя одну городскую тритию, одну береговую и одну тритию в центре страны. Следовательно, клисфеновская фила не являлась сплошной территорией. Она была чересполосной. Филы делились на демы (волости) - по 10 в каждой филе, во главе которых были демархи.

     В их обязанности входила запись новорожденных  от свободных граждан, набор ополченцев, выбор по жребию на должности Совет 400 и суд присяжных. Каждая фила должна была сформировать подразделение пехоты, всадников и снарядить за свой счет пять военных судов с экипажем и начальником. Демы, принадлежавшие хотя бы к одной и той же филе, но к разным тритиям, лежали в разных районах Аттики. Поскольку территориальный принцип возобладал над родовым, и поскольку гражданство стало теперь определяться не принадлежностью к роду, а к тому или иному дему, то и получилось, что в демы, тритии и филы входили наравне знатные и незнатные. Родовая знать, оказавшаяся в разных филах, утрачивает свое политическое влияние.

     Совет 400 реорганизуется. Создается Совет 500 - по 50 человек от каждой филы. Коллегия архонтов - главный орган власти эвпатридов - потеряла свое былое значение, особенно с тех пор, как появилась коллегия стратегов, стратегия стратегов, решавшая вопросы военных дел и внешних сношений.

     Компетенция Совета 500 была очень обширной и заключалась в следующем:

     - Совет руководит деятельностью народного собрания. После рассмотрения законопроекта народным собранием такой законопроект поступал на заключение Совета 500. Следовательно, за одобрение законопроекта, внесенного каким-либо лицом, отвечали и члены Совета; - Совет руководит администрацией. Кандидаты на те, или иные должности должны были пройти проверку со стороны Совета 500. Совет контролирует деятельность должностных лиц, от которых требует отчета. Если он устанавливал нерадение или злоупотребление того или иного должностного лица, то он мог возбудить против последнего судебное преследование; - Совет следит за укреплением военной мощи Афинского государства; - Совету 500 принадлежат важные полномочия в области внешних сношений. Он дает аудиенцию послам других государств. Только после того, как он примет послов, обсудит их предложения, он представляет послов народному собранию, давая при этом свое заключение. Он командирует афинских граждан в другие государства для решения спорных вопросов или для заключения мира; - Совет 500 является высшим распорядительным органом в области прихода и расхода государственных средств. Конфискация имущества, сдача в аренду рудников, взыскание налогов, обеспечение продовольствием города Афин, регулирование торговли - все это входит в компетенцию Совета; - Действуя в качестве судебного органа, он мог присуждать даже к такой мере наказания, как смертная казнь.

     Для исполнительно-распорядительной деятельности Совет выделяет из своей среды специальный исполнительный комитет в составе пятидесяти человек. Функции такого исполнительного комитета:

     а) следить за благосостоянием города Афин; б) заботиться о полицейской службе в пределах города; в) подготавливать вопросы для рассмотрения в Совете 500 или в народном собрании.

     Должностные лица (магистраты) в Афинах свою деятельность осуществляли на основе общих принципов, к числу каковых относятся:

     1.Выборность. Все должности были выборными. Выборы производились в народном собрании открытым голосованием путем поднятия рук по жребию.

     2. Срочность. Как правило, должностные лица оставались у власти один год, после чего слагали свои полномочия.

     3. Коллегиальность. Обычно коллегия составлялась из 10 лиц. Во главе коллегии стояли председатели. Все прочие члены коллегии считались равными в правах.

     4. Отсутствие иерархической подчиненности (исключение составляли военные должности).

     5. Возмездность. Магистратам, за исключением стратегов, полагалось вознаграждение.

     6. Подотчетность. По окончании срока полномочий должностные лица обязаны были отчитаться перед особыми коллегиями (эвфинов и логистов). Такие отчеты подлежали последующей проверке со стороны гелиэи. До тех пор, пока отчет не утверждали, бывший магистрат не имел права занимать новую должность, не мог распорядиться своим имуществом, не имел права выезжать за пределы Аттики и не мог рассчитывать на получение награды.

     Должностные лица имели право налагать на граждан  штрафы за неподчинение их распоряжениям. Размер штрафа зависел от тяжести проступка, от ранга должностного лица и определялся законом. Кроме того, магистраты были вправе возбуждать против граждан судебное преследование.

     На  первое место в управлении выдвигаются  стратеги, коллегия которых была создана Клисфеном в 501-500 гг. до н.э. Стратегов избирали по одному от каждой филы. Выборы производились путем открытого голосования, а не жребием. На должность стратега могли претендовать лишь женатые и притом располагавшие недвижимой собственностью. Стратеги в отличие от прочих должностных лиц вознаграждения не получали. Следовательно, неимущие или малоимущие лишены были возможности занять эту должность. На них лежала организация сбора чрезвычайных военных налогов, они руководили доставкой провианта в Афины и т.д. Правда, распоряжались они средствами не бесконтрольно. Поскольку высший контроль за расходованием средств, принадлежал народному собранию и Совету 500, то стратеги обязаны были отчитываться в расходовании сумм перед этими органами. Стратеги ведали дипломатическими сношениями: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие, они скрепляли своей подписью мирные договоры, заключаемые Афинским государством.

     Стратеги  вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях (дезертирство, трусость и побег с поля боя, военная измена, уклонение от военной службы и т. д.). Стратеги держали постоянную связь с Советом 500 и народным собранием и имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета 500 или народного собрания. Они имели право в любой момент сделать доклад в Совете 500 и требовать принятия нужных мер 

     ГЛАВА 2 Особенности феодального развития Англии «Великая хартия вольностей». 

Информация о работе Сущность рабовладельческой демократии в Афинах