Сущность рабовладельческой демократии в Афинах

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 02:58, контрольная работа

Описание работы

Демократизация государственного строя не устранила присущих афинскому обществу социальных противоречий. Однако, следует заметить, что среди историков нет единого мнения относительно того, насколько существенным было имущественное неравенство жителей Афин в этот период. Так, например, одни исследователи утверждают, что развитие частной собственности привело к значительной имущественной дифференциации: среди свободных афинских граждан выделялась лишь небольшая группа крупных собственников, но основную массу населения составляла беднота. Сторонники этой точки зрения утверждают также, что численность рабов в Афинах в этот период значительно превышала число свободных жителей.

Содержание

Глава 1. Сущность рабовладельческой демократии в Афинах. Реформы Солона. Реформы Клисфена 3
Глава 2. Особенности феодального развития Англии. "Великая хартия вольностей"………………………………………………………………………12
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 66.03 Кб (Скачать)
    1.  Особенности  феодального развития Англии
 

     Англосаксонское общество отставало в своем развитии от многих обществ континента примерно на два столетия. У англосаксов преобладала общественная собственность на землю и соответствующий ей характер общественных отношений.

     Основную  массу населения составляли члены  общины – гёрлы. Они получали от общины гайду – надел в 120 акров земли. Общинные вопросы решались на сельском сходе – галимотье.

     Общинная знать именовалась эрлами. В процессе освоения Британии англосаксы создали семь королевств – Нортумбрия, Мерсия, Восточная Англия, Эссекс, Суссекс, Кэнт, Уэссекс.

     Власть  короля над населением была довольно призрачной. Сельские общины объединялись в округа, так называемые сотни, которые управлялись собраниями представителей общин.

     Более крупными территориальными единицами  были графства, управляемые собраниями представителей сотен. Шерифы управляли графствами. В их обязанности входило: надзор за соблюдением привилегий короля в графстве, контроль за выполнением повинностей, выполнение полицейских функций. Главой графства был ольдермен.

     За  счет общинных земель быстро росло  крупное землевладение. Крупными землевладельцами были король, эрлы и ольдермены.

     В 1066 году Англосаксония была завоевана норманнами.

     Норманны  были последней волной варваров, обрушившейся на Европу. Морские пираты, покидавшие север из-за скудости или совершенных ими преступлений, поначалу не думали ни о чем, кроме грабежей, но наконец «остепенились». Разграбленная ими Нействия внезапно превращается в герцогство Нормандию – самую процветающую землю Франции.

     Интересную  точку зрения на причины, способствовавшие принятию Хартии вольностей высказывает Ю. Латынина.

     Завоевание  – событие обычно катастрофическое, однако покорение Англии Вильгельмом  Завоевателем не только объединило страну, но и превратило ее в самое централизованное государство тогдашней Европы. Была составлена «Книга Страшного суда» – подробная и уникальная опись земель и владений, розданных держателям. «И говорить стыдно об этом, а он не считал постыдным делать это – ни одного даже быка, ни одной коровы и ни одной свиньи он не оставил без того, чтобы не занести их в свою опись, и все эти описи затем были представлены ему». В Англии начал возникать имперский учет и контроль. Вследствие ли политической дальновидности или из-за постепенности завоеваний, но земли, пожалованные баронам, обычно не составляли сплошных территорий, и это необыкновенно ослабляло знать.

     Сразу же вслед за завоеванием началась борьба короля и знати. Быть может, самая  характерная ее черта – полное отсутствие национального чувства. Именно норманнские бароны, борясь против норманнского же короля, утверждают, что он «незаконно сделал нашествие на благородное королевство Англию, несправедливо умертвил или изгнал в жестокое изгнание прирожденных наследников этой страны» – именно англосаксонский народ поддерживает королей.

     Народ можно понять. Ибо в чем бароны упрекают короля? В том, что тот  «покрытым ранами победителям дал  бесплодные земли», а потом «отнял их совсем или частями, побуждаемый корыстолюбием»; в том, что знатные вдовы и наследницы подвергаются утеснениям и насильственной выдаче замуж. Странное дело, народ был равнодушен к мукам знатных вдов и обездоленных победителей. Народ понимал другое - бароны сражались не за свободу, а за безграничный произвол в своих собственных владениях.

     До XIII века, до царствования Иоанна Безземельного, народу нужен сильный государь, а  знати – слабый.

     Когда войска двух претендентов на английский престол, Стефана Блуасского и будущего Генриха II, сошлись для битвы, «встали бароны, вернее – изменники Англии, и стали устраивать соглашение, хотя ничего они не любили больше несогласия, ибо знали, что, пока один из противников боялся другого, он не мог осуществлять над ними королевской власти».

     Бароны  добились своего. Правление Стефана  Блуасского было истинным воплощением баронской вольницы. Тогда «в Англии было столько королей, вернее тиранов, сколько было владельцев замков, и каждый имел право бить собственную монету». И друг с другом они «...сражались со смертельной ненавистью, огнем и мечом разоряли прекраснейшие области, и в стране, которая некогда была самой плодородной, они истребили почти весь хлеб... И когда несчастные жители ничего больше не имели, что бы могли дать им, они грабили и жгли все города, так что можно было пройти целый день и не встретить ни одного человека, поселенного в городе, ни возделанных земель».

     Так было и в других странах, но Хартией  вольности не кончилось.

     Две особенности отличали Англию. Не в  пример другим феодальным владыкам, здесь  король предпочитал брать со своих  баронов не военной службой, а  налогом – «щитовыми деньгами»: норманнская государственность с самого начала носила явно фискальный характер. А налог – в отличие от баронской службы – ложился на плечи всех слоев населения. И второе - в Англии сохранилось много бедных, но свободных, то есть вооруженных, людей: можно не считаться с чернью, но трудно – с вооруженным народом.

     Есть  и еще одно обстоятельство. В средневековье  не меньше, чем в наше время, любили придавать завоеваниям видимость законности. Вильгельм Завоеватель, утверждая, что именно ему король Эдуард завещал королевство, короновался со всеми формальностями, соблюдавшимися при коронации выборных англосаксонских королей, и объявил свои законы возобновлением «законов короля Эдуарда».

     Идеологические  фикции средневековья, однако, обладали замечательным свойством: они часто обращались в реальность. Бароны постепенно привыкали требовать подтверждения «законов короля Эдуарда» – хартий вольностей. Но язык юриспруденции по самой своей природе трактует об общем, а не об особенном. Сам факт письменного существования Хартии вольностей приучает видеть в свободе не частную собственность короля или сеньора, а общественное достояние.

     Иоанн Безземельный, вступивший на английский престол в 1199 году, принадлежал к  худшей разновидности правителей. Он был бездарным полководцем и вздорным, нерешительным тираном: «у этого короля было столько врагов, сколько у него было баронов».

     Баронов король оскорблял лично. Народ (состоятельный  народ) он обижал налогами и поборами, уходившими, как в песок, в военные  неудачи. Ему случалось созывать в 1201 и 1213 годах ополчение не для  похода, а чтобы отобрать у ополченцев деньги, взятые для военных издержек, и распустить их по домам.

     Наконец, он поссорился с церковью и принялся поправлять расстроенные финансы королевства конфискацией церковных имуществ. Папа отлучил его от церкви, а Англию передал французскому Филиппу-Августу. Иоанн ужаснулся, покаялся, принял все условия папы и отдал королевство святому престолу, став ленником папы. Кинулся во Францию, содрав непомерно высокий шитовой налог с баронов, не последовавших за ним, и был там разбит.  

    1.  «Великая  хартия вольностей»
 

     В XIII в. в Англии развернулась острая политическая борьба, определившая ее последующее политическое развитие. Сильной королевской власти противостояли оформившиеся сословия.

     Это было время расцвета феодального  строя. Централизация ленных отношений  в Англии достигла такого уровня, которого не знал западноевропейский феодализм того времени. Королевская власть осуществляла политическое господство над значительным большинством населения. Противниками сильной королевской власти были феодальные магнаты, которые хотя и не обладали в Англии таким могуществом, как в континентальных странах, но, тем не менее, с успехом могли противостоять королевской власти. При Иоанне Безземельном (1199-1216) борьба баронов приобрела национальный характер и получила поддержку других активных политических сил страны – дворянства и городской верхушки. В стране образовался общий антикоролевский фронт, возглавляемый баронами и высшим духовенством. Ситуация обострилась в связи с неудачной внутренней и внешней политикой. Иоанн вел бесперспективную войну во Франции и вступил в конфликт с могущественным папой римским, закончившийся победой последнего. Недовольство вызвали и многочисленные поборы, взимаемые вопреки феодальным обычаям. В 1215 г. бароны Англии в полном вооружении подступили к стенам королевской резиденции. С ним заодно выступали мелкое рыцарство и горожане.

     В таких условиях бароны вместе с рыцарями и лондонской верхушкой заставили Иоанна Безземельного 15 июля 1215 г. подписать Великую хартию вольностей. Образцом для нее послужила Хартия вольностей Генриха I, однако по своему содержанию Хартия 1215 г. богаче и шире.

     Великая хартия вольностей 1215 года начинается словами: «Во-первых, дали мы перед Богом свое согласие и настоящей хартией нашей подтвердили за нас и за наследников наших на вечные времена, чтобы Английская церковь была свободна и владела своими правами в целости и своими вольностями неприкосновенными, что явствует из того, что свободу выборов, которая признается важнейшей и более всего необходимой Английской церкви, мы по чистой и доброй воле, еще до несогласия, возникшего между нами и баронами нашими, пожаловали и грамотой нашей подтвердили и получили подтверждение ея от сеньера папы Иннокентия Третьяго, которую и мы будем соблюдать, и желаем, чтобы ее добросовестно на вечные времена соблюдали и наследники наши. Пожаловали мы также всем свободным людям королевства нашего за нас и за наследников наших на вечныя времена все нижеписанныя вольности, чтобы имели их и владели ими они и их наследники от нас и от наследников наших…».

     Основные  положения хартии, которым последующая  политическая история Англии придала наибольшее значение, сводятся к следующему:

     Король  обязывается соблюдать феодальные обычаи в своих отношениях с вассалами; не вмешивается в юрисдикцию феодальных курий.

     Налоги  и сборы могут взиматься не иначе как по решению «общего  совета королевства». «…Ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего, если это не для выкупа нашего из плена и не для возведения в рыцари первородного сына нашего и не для выдачи первым браком замуж дочери нашей первородной; и для этого должно выдавать лишь умеренное пособие; подобным же образом надлежит поступать и относительно пособий с города Лондона…». «А для того, чтобы иметь общий совет королевства при обложении пособием в других случаях, кроме трех вышеназванных, или для обложения щитовыми деньгами, мы повелим позвать всех архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов нашими письмами за нашей печатью и кроме того повелим позвать огулом, через шерифов и бейлифов наших, всех тех, которые держат от нас непосредственно; повелим позвать мы всех их к определенному дню, т.е. по меньшей мере, за сорок дней до срока, и в определенное место; и во всех этих призывных письмах объясним причину приглашения; и когда будут таким образом разосланы приглашения, в назначенный день будет преступлено к делу при участии и совете тех, которые окажутся налицо, хотя бы и не все приглашенные явились».

     Всякий  арест должен быть основан на показаниях, «заслуживающих доверия свидетелей».

     Ни  один свободный человек не может  быть заключен в тюрьму, изгнан из страны, лишен имения, поставлен вне закона и т.д. «иначе, как по законному приговору», вынесенному равными по положению судьями («пэрами»), и «по законам страны».

     Соблюдение  хартии должен гарантировать совет  из 25 баронов, наделенный правом «принуждать и теснить» короля «всеми способами, какими только может». «После же того, как мы для Бога и для улучшения королевства нашего и для более успешного умиротворения раздора, родившегося между нами и баронами нашими, все это вышеозначенное пожаловали, желая, чтобы они пользовались этим прочно и нерушимо на вечные времена, - создаем и жалуем им нижеписанную гарантию, именно: чтобы бароны избрали двадцать пять баронов из королевства, кого пожелают, которые должны всеми силами блюсти и охранять и заставлять блюсти мир и вольности, какие мы пожаловали и этой настоящей хартией».

     Центральное место в Хартии занимают статьи, выражающие интересы баронов, возглавлявших движение. Баронские лены объявлялись свободно наследуемыми владениями. Король не имел права требовать от вступавшего в наследство молодого барона больше установленного исстари в феодальном договоре платежа – рельефа и обещал не злоупотреблять правом опеки над несовершеннолетними вассалами. Хартия восстанавливала некоторые сеньориальные права баронов, ущемленные в результате расширения королевской юрисдикции; так запрещалось переносить по королевскому приказу иски о собственности из курии барона в королевскую курию. Король обещал устранить всякий произвол при обложении баронов денежными повинностями. Только в трех случаях бароны были обязаны давать королю умеренную денежную помощь: при выкупе короля из плена, при посвящении в рыцари его старшего сына, на свадьбу старшей дочери от первого брака.

     Вместе  с тем некоторые постановления  Хартии защищали интересы других участников движения. Так, подтверждались существовавшие ранее привилегии и свободы церкви и духовенства, в частности свобода церковных выборов.

     В отношении рыцарей в хартии было предусмотрено обещание баронов не брать со своих вассалов каких-либо сборов без их согласия, кроме обычных феодальных пособий, а также не понуждать их к выполнению повинностей в большом размере, чем тот, который следует по обычаю.

     Некоторые положения Хартии сыграли значительную роль в политической эволюции Англии.

Информация о работе Сущность рабовладельческой демократии в Афинах