Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:03, курсовая работа
Культуру можно определить как интерсубъективную систему значений, созданную в процессе социального взаимодействия. При разрушении системы значений происходит сбой в данной культуре, и она может исчезнуть. В различных культурах существуют универсальные и специфические системы значений, последние отвечают за этнодифференцирующие и другие отличия. При создании новой системы значений и распространении её в обществе изменяется и само общество. Значения и символы конструируют культуру: без них человек оставался бы на стадии животно-биологического развития, управляемый природными инстинктами.
Индивид, взаимодействуя с другими людьми и обществом в целом, погружается в мир значений, смыслов, знаков, символов, усваивает символические системы своей и чужой культур. Возникновение символов можно представить как динамичный процесс оформления и переоформления социальной реальности, которая первоначально связана с интерсубъективной системой мировосприятия индивида.
Определение мифа варьируется в зависимости от того. Идёт ли речь о повествовании или о представлении. Соответственно, первое определение предполагает значительно более узкий контекст исследования, с опорой лишь на текстологический анализ, в то время как второе имеет дело с мифологическим мировоззрением в целом, включая его проявление в обрядовой деятельности, быте, живописи прочем. Понятие мифологического различается и в зависимости от того, идёт ли речь об объекте (когда имеется в виду исторический период либо определение жанра в филологии) Лии методе исследования («мифологическая школа»). Но даже и в рамках одного толкования – например, мифологического эпоса как повествования о богатырях и героях – значительные разночтения приводят к неопределённости того, что понимается в данном случае под «мифологическим».
Введение 3
1. Сущность и понятие мифа 5
2. Миф в культуре 8
3. Мифология………………………..………………………………….....21
4. Функции мифа в обществе 23
5. Миф сегодня 26
Заключение 27
Список используемых источников 29
Немецкий
философ Эрнст Кассирер
В пределах этих подходов существует широкий спектр точек зрения. В недавних работах теоретики попытались указывать пути, которыми артикуляция и разделение вселенной в мифе объясняют отношение локальной культуры к миру вокруг нее и взаимосвязи людей в пределах этого мира и в то же самое время служат их символами.
Мифы, таким образом, начиная с ранних этапов развития культуры являются основанием и средством понимания характера природы и общества. Миф входит в механизмы самоорганизации общества. Естественный архаический миф, а затем и его современные формы связывают индивида и коллектив. При этом в древних обществах миф осуществлял данную связь так, что индивидуальной свободы не существовало. Миф и ритуал, к которому он обычно привязывается, не только объясняют, но становятся свидетельствами и подтверждениями культуры, посредством которой поддерживается социальное единство.
Современные
исследователи говорят о
Особенно важна, как отмечается в литературе, роль мифологии в политике. Именно на политической почве в современной культуре преимущественно возникают мифы и развертывается их соперничество. В частности, во многих странах, появляются конкретные мифы самообольщения, энтузиазма, единства, доверия, веры и т.п. Материал истории, попадая в политические мифы, обеспечивает «связь времен»: героизация прошлого готовит героическое настоящее и будущее. Если общество оказывается неспособным решать свои задачи рационально и без невротических усилий, миф оказывается средством социальной мобилизации. В таком случае включается механизм мифологизации, создаются соответствующие мифы, и жизнь из нормального процесса превращается в серию подвигов: «битва за урожай», «покорение природы», «поворот рек» и т.п. Миф становится главным организующим и мобилизующим общественным началом. Вряд ли сегодня существуют общества, свободные от мифов.
Заключение
Мифологические представления существовали на определённых стадиях развития практически у всех народов мира. Время происхождения мифологических образов не поддаётся определению, их образование неразрывно связано с происхождением языка и сознания. Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл в жизни.
Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и т. п., они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве.
Поскольку
мифология осваивает
Важной
особенностью мифологии и прошлого
и нашего времени является взаимодействие
сознательного и бессознательного, рационального
и иррационального. Рациональное начало
в этом случае обычно связано с обдуманным
замыслом, иррациональное — с неосмысленным
восприятием и распространением мифа.
На стадии бессознательного сказывается
эмоциональность мифа, тяга к иллюзиям,
жажда утешения и ощущения надежности.
Влечение к утешительному мифу — это осознанное
или бессознательное влечение к пассивности,
бездеятельности («за нас думают и о нас
заботятся»). Такой миф вовлекает в ожидание
судьбы и удачи. В сфере политики сегодня
весьма активны мифы о власти, о народоправии,
непререкаемости закона, суверенитете
народа, о непогрешимости властителя (римского
папы, современного политического вождя),
о государстве. Миф в политике сулит открыть
некий секрет, тайну бытия, ориентирует
на ожидание событий, которых может и не
быть или быть не может, т.е. на ожидание
чуда. Это вера в обещания, обязательства,
клятвы политиков, в их осуществимость.
Политический миф, как хорошо известно
профессиональным политикам и грамотным
управленцам, является сильным средством
внушения, политическим оружием. Он способен
подчинять, группировать и направлять
людей, формировать из них партии, движения
и воспитывать борцов за идею. В информационном
постиндустриальном обществе получают
широкое распространение в массовой культуре
мифы, создаваемые рекламой.
Список использованных
источников
1. Арнольдов АЛ. Введение в культурологию. - М., 1993.
2. Барт Р. Мифологии. - М., 1996.
3.Вейденгамлер Ю. О сущности ценностей / Ю.Вейденгамлер // Культурология. ХХ век. - 1999.
4. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие / П.С. Гуревич Знание,1996.
5.
Добрынина В.И. Культура и
6. Евсюков В.В. Мифы о вселенной. - Новосибирск, 1988.
7. Введение в культурологию. - М., 1996.
8.
Культурология. Теория и
9
Лосев А.Ф. Философия.
10.Миф как форма культуры //Культурология: Учебное пособие / Отв. ред. А.А. Радугин - М.: Центр, 1996.
11.
Рерих Н.К. Культура и
12. Робин Р. Культура // Опыт словаря нового мышления. - М., 1989.
13.
Соколов Э.В. Культурология:
14. Стеблин-Каменский ММ. Миф. - Л., 1976.
15.Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического: Избранное. - М., 1995.
16.Топков А. Мифы и мифология в современной России / А.Топков // Статья с международной конференции, организованной Фондом Фридриха Науманна, Ассоциацией исследователей российского общества ХХ века и др. в Шуе 11-12 сентября 2004 года.