Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:06, реферат
Судебная реформа 1864 года, Судебные уставы, окружные суды, судебные палаты, Правительствующий сенат, Верховный уголовный суд, дсциплинарное присутствие, Суд присяжных, мировые суды, военно-полевые суды, унификация законодательства.
Название судебной реформы предполагает реорганизацию судебных органов, но на самом деле в ходе этой реформы реорганизация коснулась и взаимодействующих с судами органов, а именно - прокуратуры и следственного аппарата.
•Судебная реформа.
•Военный суд.
•Волостной суд.
•Церковный суд.
•Список используемой литературы.
За епархиальным архиереем
закреплялось право утверждать избранных
духовных судей и членов духовно-окружных
судов, возбуждать дело, подтверждать
или отклонять обвинение, сформулированное
в результате следствия, утверждать
или не утверждать приговор судов.
Комитет комментировал эту статью следующим
образом: «Епархиальному архиерею, как
главному начальствующему в епархии духовному
лицу, имеющему право и обязанность наблюдать
за состоянием веры и исполнением церковных
правил, предоставляется право возбуждения
судебного преследования о всяком преступлении
против веры и о всяком нарушении церковных
правил... Епархиальному архиерею, как
имеющему, по Слову Божию и по неизменным
церковным правилам, духовно-судебную
в епархии власть... предоставляется право
утверждения или неутверждения судебного
приговора, постановленного пресвитерами,
так что без сего утверждения приговор...
не может иметь силы».
В проекте предполагалось также создание
должности прокуроров (эти должности должны
были занимать светские лица с юридическим
образованием), контролирующих деятельность
всех инстанций церковного суда. Это было
одно из наиболее дискуссионных положений
проекта. Предполагалось, что прокуроры
должны действовать на тех же основаниях,
что и прокуроры светских судов. Они должны
были наблюдать за производством следствий,
присутствовать при всех следственных
действиях, рассматривать подлинные следственные
производства и, в случае необходимости,
возвращать следственное дело для дополнения.
Прокурору принадлежало право составить
обвинительный акт или прекратить производство
дела; затем заключительный акт поступал
на утверждение архиерея. Важно отметить,
что поводом к введению такой должности,
называлась недостаточная ясность законов,
действующих в духовном ведомстве.
Некоторые положения проекта вызвали оживленную дискуссию в прессе и ожесточенное сопротивление иерархии. Во-первых, в нем предлагалось поставить под контроль судебную власть епархиального архиерея. Во-вторых, при создании духовно-окружных судов, объединявших в себе несколько епархий, суд изымался из сферы влияния епархиального архиерея, который, имея административные рычаги воздействия, мог влиять на исход дела. В-третьих, соединение церковных канонов и светских правил организации суда приводило к противоречию: получалось, что мирские люди должны судить пресвитеров и приговаривать их к лишению сана. В-четвертых, из компетенции духовных судов предполагалось изъять дела о браках и их расторжении и передать их в светские суды, оставив за архиереем право увещания и окончательного вынесения решения о расторжении брака. В-пятых, критику вызывало усиление власти обер-прокурора Св. Синода.
В 1874 году публикуются отрицательные
отзывы епархиальных преосвященных
и духовных консисторий о проекте
преобразования духовно-судебной части.
Многие преосвященные утверждали, что
начала юридической науки не применимы
к устройству церковного суда. Наибольшее
возмущение вызвали предложения
об ограничении судебной власти епископов
и передаче следствия по бракоразводным
делам в светский суд. За предлагаемую
реформу выступили активно
Подробный разбор проектов реформы
был сделан профессором юридического
факультета Петербургского университета,
доктором богословия и государственного
права протоиереем Михаилом Горчаковым.
Он же написал рецензии на опубликованные
отзывы духовных консисторий и епархиальных
преосвященных. Как положительный
момент в обсуждении реформы он отметил,
что впервые мнения запрошены
до рассмотрения проекта, а не просто
для того, чтобы получить на него
согласие. Анализируя отзывы архиереев,
М.И. Горчаков приходит к весьма неутешительному
выводу: «Мнения Преосвященных
М.И. Горчаков писал о том, что в отношении к судебной реформе проявились два подхода: бюрократический, определивший появление проекта Комитета, и иерократический, свойственный иерархам. Архиереи смешивают богословские понятия с юридическо-политическими. Они стремятся к сохранению судно-гражданской власти Церкви, в то время как Церковь не может претендовать на уголовную и судно-гражданскую власть в новых общественных условиях, «когда прежнее законодательство сменилось совершенно новыми по своим началам судебными Уставами 1864 г.».
Церковные наказания состоят в лишении членов Церкви церковных благ и прав, но не могут касаться гражданского и политического положения ее членов. Уголовная и судно-гражданская власть, «приобретаемая Церковью от государства, ни в каком случае не может считаться учреждением, вытекающим из существа и назначения Церкви; ее нельзя признать согласной и совместной с вероучением православной христианской Церкви о существе церковной власти; такая власть никогда не была устанавливаема правилами законодательства Вселенской Церкви; они — институт государственный, вносимый в устройство Церкви извне; следовательно, обладание Церковью уголовной и судно-гражданской государственной властью не составляет для Церкви необходимости».
Снова к проблеме церковного
суда обратились уже в начале XX века,
в связи с подготовкой к
Поместному Собору, который был призван
решить наболевшие вопросы Русской
Церкви. Как писал епископ Харьковский
Арсений (Брянцев), «нельзя не видеть
самой настоятельной нужды в
преобразовании в этой области духовного
суда: это самое больное место
в современной епархиальной жизни».
Подавляющее большинство
К Поместному Собору 1917—1918 годов многочисленными комиссиями и предсоборными совещаниями были подготовлены материалы и проекты по устройству церковного суда, включая уставы о судопроизводстве, церковных наказаниях и другие. Однако после 1917 года дискуссия была прервана, а сам церковный суд под давлением государственной власти был фактически запрещен. Сегодня эти документы вновь становятся актуальными и могут послужить основой для формирования канонического церковно-судебного устройства.
http://www.e-vestnik.ru/
Список используемой литературы.