Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:06, реферат
Судебная реформа 1864 года, Судебные уставы, окружные суды, судебные палаты, Правительствующий сенат, Верховный уголовный суд, дсциплинарное присутствие, Суд присяжных, мировые суды, военно-полевые суды, унификация законодательства.
Название судебной реформы предполагает реорганизацию судебных органов, но на самом деле в ходе этой реформы реорганизация коснулась и взаимодействующих с судами органов, а именно - прокуратуры и следственного аппарата.
•Судебная реформа.
•Военный суд.
•Волостной суд.
•Церковный суд.
•Список используемой литературы.
Министерство образования и науки РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Реферат
по дисциплине «История отечественного государства и права»
на тему:
«Суды Российской Империи»
Выполнил:
студент юридического факультета, группы 8211
Голов Евгений Олегович
Проверил: доцент кафедры истории государства и права
Лукин Юрий Михайлович
г. Казань, 2013
Содержание:
Судебная реформа 1864 года, Судебные уставы, окружные суды, судебные палаты, Правительствующий сенат, Верховный уголовный суд, дсциплинарное присутствие, Суд присяжных, мировые суды, военно-полевые суды, унификация законодательства.
Название судебной реформы
предполагает реорганизацию судебных
органов, но на самом деле в ходе
этой реформы реорганизация
В мае 1860г. был издан Закон о судебных следователях - это был первый шаг на пути осуществления этой реформы. Надо сказать , что ее проведение реально началось еще в 30 годы 19 века. К ней были привлечены лучшие специалисты того времени.
В апреле 1862 года были опубликованы
«Основные положения
Непосредственными документами, на основании которых была проведена реформа, стали так называемые судебные уставы, а именно:
- учреждение судебных учреждений
- устав уголовного
- устав гражданского судопроизводства
- устав о наказаниях, налагаемых мировыми судами.
20 ноября 1864г Александр
2 подписал Указ
Октябрь1864 года - государь утвердил «Положение о введение в действие судебных уставов». Официально реформа шла 35 лет, до того момента когда царь подписал Указ о ее окончании 1 июля 1899г, но на самом деле ее продолжали реализовывать до первой мировой войны, не менее 50 лет. Надо сказать, что осуществление этой реформы проводилось в соответствии с конкретными экономическими, социальными, политическими, этническими и религиозными условиями регионов.
Основной целью этой реформы явилось упразднение многочисленных судов, которые рассматривали дела различных категорий населения упрощение судоустройства. Для этого образовывались единые для всех сословий общегражданские суды, которые делились на 2 группы: общие и местные судебные установления – органы. Вместе с ними осуществляли деятельность и военные суды.
В систему общих судебных установлении входили - окружные суды, судебные палаты и Правительствующий Сенат.
Окружные суды создавались
на территории нескольких уездов с
учетом численности населения и
объема работ. Председатель и члены
этого суда должны были соответствовать
требованиям, предъявляемым законом,
а именно: образование, стаж работы,
наличие определенного
Только в окружных судах
допускалось рассмотрение уголовных
дел с присутствием присяжных
заседателей. Судебные палаты - вышестоящие
по отношению к окружным судам
органы. Образовывались они на территории
нескольких губерний. Находились под
руководством председателей с
Правительствующий Сенат - действовал в двух департаментах: уголовных и гражданских дел. Судебные функции: они выполняли рассмотрение дел о наиболее опасных преступлениях по первой инстанции, апелляционный пересмотр дел, которые вначале были рассмотрены судебными палатами или судьями самого сената. С 1877 года Сенат является дополнительно и высшей дисциплинарной инстанцией, в связи с чем в его составе образовали дисциплинарное присутствие в составе 6 сенаторов - они решали вопрос о предании суду судей, прокуроров и даже присяжных, если все они превышали свои полномочия.
Верховный Суд занимал особое место в системе общих судебных учреждений. Он образовывался каждый раз для рассмотрения конкретных уголовных дел чрезвычайной важности - если преступления совершались министрами или соответствующими должностными лицами, членами Государственного Совета. Приговоры этого суда обжалованию не подлежали. Они могли быть отменены или изменены только царскими актами помилования.
К местным судебным учреждениям относили мировые суды. Мировые суды образовьшались на территории каждого участка , на который делился уезд, следовательно в уезде их было несколько. При чем эти суды должны были быть созданы повсеместно. В состав каждого суда входил мировой судья, он мог иметь 2 заместителей или помощников - они избирались на земском собрании каждые три года. Была предусмотрена должность и так называемого «почетного» мирового судьи, которые осуществляли свои функции бесплатно. К ведению этих судов относили рассмотрение споров имущественного характера, дела о малозначительных преступлениях - появление в безобразном от опьянения виде, травля собаками, недостаточная охрана питейного заведения, неприставление подпот к ветхим заборам и т.д. Наказания также были малозначительными - самое строгое - лишение свободы с содержанием в тюрьме сроком на 1 год. Соответствие законности всех выносимых мировыми судами решений проводили съезды мировых судей. Позже, после упразднения мировых судов в 1889 г. их функции были переданы земским начальникам.
Военные, суды были обособлены от гражданских в их систему входили полковые суды, которые рассматривали дела, не представляющие серьезной опасности, за ними шли военно-окружные суды - они являлись высшей инстанцией по отношению к первым.
Высшим являлся Главный военный суд, его функции соответствовали компетенции Правительствующего Сената, только в сфере военного командования. Действовали на территории Западного края и так называемые чрезвычайные, суды - среди них военно-полевые суды, (образованы Указом от 1906 г.) - формировались по решению генерал-губернаторов для рассмотрения конкретных дел, связанных с посягательством на основы государственного строя. Их состав - все офицеры, служившие в армии. Их заседания не были гласными и не отличались состязательностью, приговоры обжалованию не подлежали и исполнялись не позже чем через 3 суток.
Процессы, происходившие во всех сферах общественной жизни на территории белорусских земель в середине 19 века получили окончательное правовое закрепление в ходе буржуазных реформ. Основным источником права продолжает оставаться нормативный акт. В силу ускоренных процессов развития общества и государства резко активизируется правотворческая деятельность. Наблюдается стремление царского правительства унифицировать законодательство и управление страной, лишая многие губернии, в том числе и губернии Беларуси, их особенных прав. И если до 1830 года на территории Беларуси действовал Статут 1588 г., то затем действие его было отменено и на белорусские губернии было распространено общее российское законодательство с некоторыми оговорками, изъятиями и т.д. Такое положение дел в области права сохранялось до создания 1 января 1919 года Советской Социалистической Республики Беларусь как суверенного государства.
http://lichm.narod.ru/history-
Военный суд
Военные суды были обособлены от гражданских судов (общих и местных). Их система строилась в соответствии с предписаниями Военно-судебного устава 1867 г. (со многими последующими изменениями и дополнениями).
Основным звеном этих судов считались полковые суды, которые рассматривали дела о преступлениях, не представлявших большой опасности и совершенных "нижними чинами". Председатель и члены такого суда назначались из числа офицеров командиром полка или воинским начальником, приравненным к нему. Разбирательство дел осуществлялось в условиях ограниченной гласности, без состязательности сторон (не допускались ни адвокаты, ни представители прокуратуры). Приговоры не приводились в исполнение без согласия командира полка. Он же решал вопрос, следует или не следует передавать конкретное дело с поступившей жалобой на приговор в вышестоящую инстанцию.
Вышестоящими инстанциями по отношению к полковым судам были военно-окружные суды. Их состав утверждался главными начальниками (командующими) военных округов. В каждом военном округе было по одному такому суду. Состояли они из председателя, двух постоянных членов и назначавшихся на четыре месяца временных членов из числа офицеров, проходивших службу в данном военном округе. К их ведению были отнесены все уголовные дела, кроме тех, что рассматривались полковыми судами. Они также проверяли обоснованность апелляционных жалоб на приговоры последних.
Высшим военным судом был Главный военный суд. Он действовал в составе председателя и постоянных членов (из числа военных юристов), а также временных членов. Все они назначались по представлению военного министра "с Высочайшего соизволения". Временными членами этого суда могли быть, по меньшей мере, два генерала, проходивших службу в Санкт-Петербурге. На Главный военный суд возлагались в основном те же функции, что и на Правительствующий сенат в его взаимоотношениях с общегражданскими судами.
В конце XIX - начале XX столетия
в России начали получать широкое
распространение чрезвычайные с
В апреле 1907 г. эти суды были упразднены, но сохранилась введенная еще в 1881 г. возможность "в местностях, объявленных на положении усиленной или чрезвычайной охраны", передавать дела о преступлениях гражданских лиц на рассмотрение военных судов. Решение о передаче могло быть принято соответствующим генерал-губернатором или министром внутренних дел, когда "они признают это необходимым в видах ограждения общественного порядка и спокойствия".
По приведенным данным видно, что судебную реформу 1864 г. и ее основные результаты нельзя оценивать односторонне, изображать все только в розовых или только черных тонах. Было и то, и другое. Что-то удалось реализовать, а что-то полностью или в значительной мере осталось лишь добрым намерением. Как отмечено выше, это случилось с мировой юстицией. Не повезло и суду присяжных. К началу Первой мировой войны он более или менее прочно "обосновался" лишь в центральных губерниях. Его не смогли внедрить на большей части территории Российской империи (в Прибалтике, Варшавском округе, на Северном Кавказе и в Закавказье, Среднеазиатском регионе, Восточной и Западной Сибири и других местностях).
http://bibliotekar.ru/
Волостной суд.
Волостной суд - внутренний суд волости, административной единицы крестьянского самоуправления в Российской империи, состоящий из выборных непрофессиональных судей. Юрисдикция суда была очень ограниченной и распространялась на мелкие имущественные споры, а также проступки с максимальным наказанием в 15 суток ареста, и только на крестьян данной волости.
Устройство волостного суда
Волостной суд состоял из четырёх судей. Кандидаты в судьи выбирались сельскими обществами на своих сходах, по одному от общества. Обычно сельских обществ в волости было более четырёх, поэтому земский начальник выбирал из всех кандидатов четырёх действующих судей (а одного из них назначал председателем), а все остальные оставались резервными кандидатами и могли занять должность судьи, если действующий судья более не мог исполнять свои обязанности. Судьи выбирались на три года.