Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:19, курсовая работа
«Охота на ведьм», происходившая по всей Европе в период со второй половины XV в. по XVII в., многими воспринимается как символ «мрачного Средневековья», является ярким и кровавым пятном в истории человечества. Кажется странным, но людей сжигали во времена Ньютона и Декарта, Канта и Моцарта, Шиллера и Гете. Сотни тысяч «ведьм» пошли на костер в век научной революции, а среди судей были профессора университетов. Об охоте на ведьм историческая наука до недавнего времени знала очень мало, даже число жертв этой идеологической чумы не было известно. Лишь в последние десятилетия благодаря систематической кропотливой обработке судебных документов, монастырских и муниципальных архивов удалось воссоздать приблизительную картину событий.
Целью курсовой работы является рассмотрение такого феномена, как «охота на ведьм», а так же выявление основных причин, послуживших его началу.
Введение ……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Предпосылки возникновения исторического феномена
"Охоты на ведьм"…………………………………………………….. 6
1.1. Политическое и социально-экономическое развитие стран
Западной Европы и Америки в 15-17 вв.………………………...... 6
1.2. Общая характеристика религиозных и политико-правовых
учений 15-17 вв.……………………………………………………… . 13
Глава 2. Историко-правовой анализ судебных процессов над
ведьмами и колдунами……………………………………………….. 18
2.1. Правовые и идеологические основания возбуждения дела..... 18
2.2. Процессуальный порядок судебного преследования ведьм
и колдунов………………………………………………………………. 22
Заключение…………………………………………………………….... 31
Литература ……………………………………………………………… 32
При этом ни малейшего значения не имел вопрос о виновности. Достаточно было того, что власти находили арест необходимым.
После
многих веков размежевания управление
и суд оказались снова
Никогда еще французский крестьянин и французский подмастерье не жили так плохо, как в период наибольшего блеска абсолютной монархии. Уже при Ришелье крестьянин, по утверждению самого министра, был "ободран до костей".
Главной опорой режима была, как и в прежние времена, армия. Но никогда еще регулярная армия не была столь многочисленной, не требовала стольких денег.
Переход к абсолютной монархии в странах Западной Евpoпы характеризовал знaчительное уcилениe кpecтьянского сопротивления помещикам и церкви. Особенно хорошо это видно на примерах из английской и немецкой' истории,
В течение XIV столетия в Англии обнаруживается тенденция к увеличению трудовых повинностей крестьян и одновременно с тем к более широкому использованию наемных рабочих.
Начало
английского абсолютизма
По сравнению с классическим французским абсолютизмом, абсолютизм английский обладает тремя важными особенностями: а) продолжает существовать парламент; б) сохраняется, как и в прежнее время, местное самоуправление; в) вооруженные силы, особенно армия, остаются немногочисленными.
Исходя из этого английский абсолютизм характеризуют обычно как незавершенный. Так как парламент продолжает свое существование.
Старинные английские законы обязывали всякого свободного землевладельца, состояние которого достигало 20 фунтов стерлингов, покупать рыцарский патент, становиться дворянином. Мера эта преследовала финансовые цели, но привела к далеко идущим последствиям.
Значительная
часть городской торгово-
Общность
интересов буржуазии и нового
дворянства усиливала парламент, мешала
его уничтожению. Известное значение
имело, конечно, и то, что по сравнению
с генеральными штатами парламент
был гораздо более
Те же причины способствовали сохранению местного самоуправления. Нелишне помнить, что английское самоуправление не стоило денег, ибо все его должности были бесплатными. Для английской казны, вечно испытывавшей недостаток в средствах, это обстоятельство было немаловажным.
Островное положение Англии объясняет немногочисленность и слабость ее армии. В прошлые времена оно было важной гарантией безопасности.
Для политических преследований существовал особый трибунал, названный "Звездной палатой". Здесь не действовали общие нормы судопроизводства, применялись пытки.
Преследование
за религиозные преступления относились
к компетенции Высокой
Парламент созывался редко. Между его решениями и приказами короля не было юридического различия. Те и другие имели равную силу.
Политическая раздробленность Германии, удерживалась в течение последующих веков. Абсолютизм развивался и как абсолютизм областной, княжеский, но не общегосударственный. Эта закономерная тенденция была усилена двумя новыми факторами: Крестьянской войной 1525 года и Тридцатилетней войной 1618-1648 годов5.
Крестьянская
война 1525 года была самым крупным
антифеодальным движением средних
веков. Ее причины лежат в усилении
гнета, вызванном развитием товарно-
Война окончилась поражением крестьян. Исход ее оказался выгодным для одних только князей: их войска сыграли главную роль в подавлении крестьян. И дворянство, и церковь понесли огромные потери и теперь вынуждены были признать самодержавие князей.
Тридцатилетняя война, вызванная успехами протестантизма в Германии, довершила полное торжество князей. Заключивший войну Вестфальский мир подтвердил "Золотую буллу" и отстранил императора от вмешательства во внутренние дела княжеств. Рейхстаги и ландтаги, и до того не имевшие значения, совсем перестали созываться.
Абсолютная монархия во Франции и Англии способствовала экономическому и политическому сплочению провинций, образованию наций. Германский абсолютизм не сделал ни того, ни другого. С самого начала он играл в общем реакционную роль, надолго затормозив буржуазное развитие Германии.
Наиболее уродливые формы абсолютизм принимает в Испании. Здесь он причинил наибольший вред.
Каким бы ни было самодержавие во Франции или Англии, оно, по крайней мере в лучшие свои периоды, благоприятствовало развитию промышленности и торговли. В той или иной мере оно ограничивало дворянское самовластие в пользу общегосударственных институтов.
В Испании все было наоборот. В угоду своему дворянству монархия препятствовала развитию промышленности и торговли.
Таким образом, в период позднего средневековья (XIV-XV вв.) прекращается личная зависимость крестьян в результате развития денежного хозяйства в деревне. Происходит ослабление влияния церкви на общество. Ослабевает и воздействие христианства на сознание. Появление светской рыцарской и городской литературы, музыки, искусства разрушало основы средневековой культуры. Постепенно стала расшатываться социальная структура средневекового общества. Возникает новый класс - буржуазия.
Начавшийся
процесс разложения феодализма (социально-экономической
основы средневековой культуры), ослабление
влияния христианства вызвали глубокий
кризис средневековой культуры, выразившийся
прежде всего в разрушении ее целостности,
ускорили переход к новой, качественно
иной эпохе - эпохе Ренессанса, связанной
с формированием нового, буржуазного типа
общества.
1.2 Общая характеристика религиозных и политико-правовых
учений 15-17 вв.
Средние века – период спада в истории политических и правовых учений по сравнению с Античным миром. Перемещение центра тяжести в общественном сознании от государства к церкви, устремленность значительной части этого сознания к потусторонним, внеземным идеалам, господство догматического мышления, строго ориентированного на тексты св. писания и каноны церкви, – все это резко сужало тематику и содержание политико-правовых доктрин. Но и в период средневековья политико-правовая идеология была далека от застоя. Выведение на первый план проблемы соотношения церкви и государства неизбежно порождало споры о сущности, целях и задачах государства, о его отличии от церкви. Логически это вело к постановке и решению проблем государственного суверенитета. Споры о соотношении церкви и государства сопровождались также выявлением различий между собственно правом как сферой государственной деятельности и законами совести, веры, морали, обращенными во внутренний мир человека. В наиболее радикальных теориях той эпохи уже провозглашались свобода совести и невмешательство церкви в государственные дела.
В средние века человек был настолько подчинен церкви и государству, что только от дуализма духовной и светской властей что-то выигрывала его свобода: борьба церкви за политическую власть компрометировала идею неограниченности прав светских правителей, и, наоборот, отстаивание суверенности светских властей сеяло идеи хоть какого-то выхода из-под духовного диктата церкви.
В целом политико-правовая идеология средневековья мало сделала для развития идей свободы и равенства людей. Общества стран Западной Европы были организованы как монархическо-церковные сословные иерархии. Каждая ступень этой иерархии имела свой правовой статус, тесно привязывающий членов даже и высших ступеней феодальной пирамиды к своему месту в сословной структуре. Республиканский воздух городов делал свободным от крепостнического гнета, но не освобождал от гнета церкви, цеховой регламентации, сословных обязанностей и ограничений. Идеи свободы и равенства были перенесены более всего в сферу религиозных исканий, где мечты о преодолении чуждой народу власти церкви и государства принимали форму идей непосредственной власти бога.
Демократические тенденции раннего христианства нашли развитие в идеологии ряда еретических движений средних веков. Применяя к государству и праву тексты св. писания о равенстве верующих перед богом, радикальные ереси обосновывали равенство людей перед законом и их право участвовать в решении не только церковных, но и государственных дел.
В этот период появляются учения такого рода как:
Политико-правовая теория средневековой схоластики. Фома Аквинский.7 Согласно учению Фомы, мир основан на иерархии форм (от бога – чистого разума к духовному миру и, наконец, к материальному), из которых высшие формы дают жизнь низшим. Во главе иерархии (земли и неба) стоит бог, установивший принцип подчинения низших форм высшим. Духовный мир возглавляется папой как наместником бога. По тому же иерархическому принципу организовано и общество; подданные подчиняются царям и светским властям, рабы должны подчиняться господам.
Большое место в политико-правовой доктрине Фомы занимает учение о законах, их видах и соподчиненности.
Закон определяется как общее правило для достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или к воздержанию от него.
Практически суть этой концепции сводится к тому, что предписания действующего (человеческого) закона в конечном счете вытекают из воли и разума бога; потому нарушение феодального закона не только влечет принуждение и наказание, но и является тяжким грехом.
Учение о законах и государстве Марсилия Падуанского.8 Марсилий Падуанский резко критикует теократические теории: основная причина войн, смут и возмущений, мешающих мирному, упорядоченному общежитию (одна из основных земных целей), – неверные представления о соотношении церкви и государства, божественного и человеческого законов. Попытки церкви вмешаться в дела светской власти сеют раздоры и лишают мира европейские государства, особенно Италию. Эта причина раздоров не описана Аристотелем, которому вообще не была известна высшая цель, определяемая божественным законом.
Так же было создано много работ, которые описывают время «охоты на ведьм» с середины XV в. по XVII в. Такие как:
Тарновский В. в своей книге «Ведьмы» 9 весьма лаконично рассказывает об «охоте на ведьм». В его книге находят отражение все аспекты гонений – это и причины начала «охоты», и та роль, которую сыграла в ней инквизиция, также автор кратко описывает основные «ритуалы» ведьм, ход процесса над «ведьмами» и последствия этой «охоты».
«Демономания колдунов» Жана Бодена10. В ней Боден доказывает реальность существования ведьм и законность их преследования, а также решает юридико-процессуальные проблемы расследования и рассмотрения этой категории судебных дел. Так же были «Демонология» короля Якова I Стюарта, «Демонолатрия» Николя Реми. Тон этих сочинений выдает глубокое внутреннее напряжение, которое находило выражение в конструировании кошмарной вселенной, где свирепствуют и предаются разгулу дьявольские силы.
Фанатиков-судей больше всего тревожило то, что эти отринутые Богом колдуны и колдуньи, по всей видимости, творили свои злодеяния не поодиночке, а объединившись в некую «ведовскую секту», созданную и направляемую самим Дьяволом, адскую рать, объявившую войну христианской Церкви. Сатанинские цели и коварные методы этой секты инквизиторы разоблачали в так называемых трактатах о ведьмах, число которых множилось с поразительной быстротой. Авторы этих трудов, опираясь на показания, полученные под пытками у обвиненных в колдовстве, а также на фантазии ученых-схоластов, создавали новую демонологию. Первый значительный труд такого рода, «Муравейник» Иоганна Нидера11. В этой книге объединены отдельные элементы зарождавшейся одержимости ведовством: ведьмы и колдуны входят в ведовскую секту, летают по воздуху, принимают звериное обличье, убивают младенцев во чреве матери, приготовляют колдовскую мазь из детских трупов, совокупляются с суккубами и инкубами, сеют ненависть и раздор, распаляют похоть и совершают немало других злодеяний.
Информация о работе Судебные процессы против ведьм и колдунов в средние века