Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:04, курсовая работа
Предмет исследования: литература, посвященная Судебнику 1550г.
Объект исследования: правоотношения установленные Судебником 1550 г.
Цель работы. Целью моей курсовой работы является рассмотрение особенностей судоустройства и судопроизводства по Судебнику 1550 г, история его создания, подробный анализ как правового документа, а так же изучение и развернутая оценка его отдельных глав.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. История создания Судебника 1550 г. (Земский собор 1549 г.)……....5
2. Основные положения Судебника 1550 г…………………..…………. 9
3. Анализ Судебника 1550 г. как правового документа…….………....13
4. Первая половина Судебника 1550 года…………..…………………..20
4.1. Виды суда………………………………………………………20
4.2. О судебных доказательствах……………………...………….21
4.3. О вызове в суд………………………………………………….22
4.4. О порядке судопроизводства………………………………….24
4.5. О порядке суда по уголовным делам………………….……...25
5. Вторая половина Судебника 1550 года………………………..……...27
5.1. Узаконения о холопстве…………………………...…………27
5.2. О поземельном владении……………………………………..29
5.3. О крестьянском выходе………………………………………30
5.4. О займе………………………………………………………...31
5.5. О купле………………………………………………………...31
Заключение. ……………………………………………………………………...33 Список использованных источников………………………………………….. 35
2) Узаконения о кабальных холопах. Царский судебник отличает кабалу заемную от служилой. Служилыми холопами назывались те, в кабале которых прямо записывалось, что они взяли у заимодавца столько-то денег с обязательством служить ему за проценты; они по уплате долга становились свободными, точно так же, как по Русской Правде закупы, а по Псковской судной грамоте — серебряники. Кабальные по заемной не обязывались служить заимодавцу; они считались полусвободными, а по уплате долга делались вполне свободными. По Царскому судебнику, во-первых, не позволялось писать кабалы на сумму свыше 15 руб. на одного человека; во-вторых, служилая кабала считалась действительной только тогда, когда она была скреплена боярской печатью и подписью дьяка; в-третьих, кабалы позволялось брать только на вольных людей, а отнюдь не на холопов, а кто возьмет кабалу с холопа, тот не только лишается денег, отданных ему, но и обязывается уплатить господину холопа все иски, если он покажет, что холоп убежал, обокрав его; в-четвертых, если в кабальной не записывалось, что давший ее обязан служить заимодавцу за проценты, то заимодавец не мог держать его у себя в усмирении, а иначе, если бы заимодавец стал держать у себя такого кабального, а кабальный, обокрав его, убежал бы, то заимодавец не имел права искать на нем и лишался как денег на кабальном, так и того, что он украл. [16, с. 231]
3)
Узаконения о наймитах. Первая
статья Царского судебника о
наймитах вполне сходна с подобной
же статьей Судебника 1497. По этой статье
наймит, оставивший своего господина,
не дослужив срока или не исполнив условной
работы, лишался найма. Но Царский судебник
к этому добавляет, что если господин по
окончании работы наймита не захочет заплатить
ему условленной платы, а наймит уличит
его в этом, то хозяин обязан выдать ему
двойную наемную плату.
5.2. О поземельном владении
Царский
судебник оставил неприкосновенным все
те узаконения о поземельном владении,
какие мы видели в Судебнике 1497, и только
прибавил одно важное узаконение о праве
выкупа вотчин родственниками. Чтобы обеспечить
чем-нибудь покупателей и во избежание
различных споров Царский судебник узаконивает:
во-первых, внучата и дети не имеют права
выкупать вотчин, проданных их дедом и
отцом, право выкупа имеют только родственники
по боковой линии родства; во-вторых, братья
и племянники не имеют права выкупа вотчины,
если они подписались свидетелями при
совершении купчей на нее; в-третьих, выкупать
вотчину можно только за ту сумму, за которую
она продана; в-четвертых, братья и племянники
продавшего вотчину не имеют права выкупать
ее, если она была у продавца не родовая,
а купленная; в-пятых, выкупивший вотчину
в течение законных 40 лет должен держать
ее за собой и продавать ее может только
тем из своих родственников, которые не
подписывались свидетелями при первой
ее продаже, но продавать ее в чужой род
он не может, иначе вотчина возвращается
первому ее покупателю; в-шестых, если
кто выкупит вотчину на чужие деньги с
тем, чтобы держать ее на свое имя, и если
об этом узнает первый покупатель вотчины,
то она возвращается ему, а выкупивший
лишается своих денег; в-седьмых, если
кто хочет заложить свою вотчину постороннему
человеку минуя своих вотчичей, то этот
может принять ее в залог, но только по
цене вотчины, а не давать за нее более,
в противном случае при выкупе родственники
заложившего выкупали ее по настоящей
цене, а не по закладной; в-восьмых, если
кто при обмене родовой вотчины на вотчину
у постороннего человека брал земли меньше,
а за остальное получал деньги, то в случае
выкупа родственники могли требовать
всю вотчинную землю, не касаясь денег.
5.3. О крестьянском выходе
Царский
судебник назначает для крестьянского
выхода тот же срок, какой положен и в Судебнике
1497, но делает к прежним узаконениям следующие
добавления: 1) он повышает цену за пожилое
на 2 алтына; 2) лесными местностями он называет
те, от которых до строевого леса не более
10 верст расстояния; 3) узаконивает брать
за пожилое с ворот, т. е. с целого двора,
а не с каждого строения; 4) Царский судебник
прибавляет пошлины 2 алтына «за своз»
(т. е. когда сбежал крестьянин с земли)
и говорит, что «других пошлин нет», т.
е. что господин по уплате этих двух пошлин
не мог удерживать у себя крестьянина,
хотя бы имел на нем другие какие-либо
иски; 5) крестьянский хлеб, посеянный на
земле владельческой, оставался за крестьянином,
который мог сажать его после ухода с земель
владельца в свою пользу, а владельцу земли
заплатить за это «боран в два алтына».
Относительно казенных податей Царский
судебник узаконивает, что крестьянин
должен платить подати только до тех пор,
пока у него есть рожь в земле. По уходе
с земли владельца крестьянин прекращал
все свои обязательства относительно
его; 6) крестьянин с земли во всякое время
мог продать себя в холопство, для этого
не полагалось никакого определенного
срока; хлеб же, посеянный им на земле владельца,
оставался за ним, если только крестьянин
оплачивал его казенной податью, а иначе
он лишался посеянного хлеба в пользу
казны.
5.4. О займе
Займы
по Царскому судебнику, во-первых, допускались
с кабалой и без кабалы; но в случае бескабальных
исков кредитор должен был представить
свидетелей в доказательство своего иска,
иначе такой иск не допускался. В кабальной
прописывались как заемная сумма и проценты,
так и срок платежа займа и процентов.
Если же кредитор и должник захотят сделать
отсрочку по займу, то эта отсрочка непременно
должна была быть сделана с боярского
доклада и за подписью дьяка, а иначе она
теряла свое значение; во-вторых, в займах
между купцами в случае несостоятельности
должника Царский судебник следует тем
же правилам, какие узаконены в Судебнике
1497, т. е. он делит несостоятельных купцов
на несчастных и виноватых и определяет,
чтобы первым выдавалась полетная грамота,
по которой рассрочивалась уплата долга
по годам и без процентов. Но к этим правилам
Царский судебник добавляет еще следующие:
1) чтобы срок уплаты долга определялся
в полетной грамоте сообразно оставшемуся
капиталу должника; 2) в случае утраты занятых
денег в разбое полетная грамота не должна
иметь силы, когда разбойник будет пойман
и с него взыщутся отнятые им деньги.
5.4. О купле
Царский судебник требует, во-первых, чтобы при покупке поношенного платья на торгу или в лавке покупатель брал поруку на продавце, что это не краденое, и если кто купит без поруки, то в случае иска тем и обвиняется, что купил без поруки. Во-вторых, Царский судебник излагает правила при покупке и продаже лошадей. Эти правила следующие:
1) при покупке лошадей в Москве и в Московском уезде клеймить их в Москве у государевых пятенщиков, а пятенщикам записывать лошадей в книге и брать за пятно пошлину по старине;
2) при покупке или мене лошадей по городам и волостям пятнать лошадей у наместников или волостелей; записывать в книги продаваемых или обмениваемых лошадей земскому дьяку, а книги хранить у целовальников; пятенщикам за пятно брать по деньге с купца и продавца, целовальнику же и дьяку в предупреждение споров образчик клейма записывать в книгу;
3) если кто купит или променяет лошадь в своей волости и в тот же день не запишет ее в книге и не заклеймит, а в том его уличат, то наместнику или волостелю и пятенщику полагалось взять с него пропятенья 2 руб. А если кто стал бы предъявлять свои права на лошадь, которую покупатель не заклеймил у пятенщика, и искать других пропаж при лошади, то покупатель, не заклеймивший лошадь, признавался виновным и не только лишался лошади, но и уплачивал весь иск, предъявленный на него;
4) боярские дети точно так же, как и прочие жители, должны были пятнать покупаемых и обмениваемых лошадей, но во время военного похода они могли покупать лошадей и без клейменья, а в случае иска на купленную лошадь представляли только свидетелей, 5 или 6 чел.;
5) если кто купит лошадь не в своем уезде или волости, должен был пятнать ее там, где купил, а если приведет ее домой не пятненную, должен платить пропятенье.
Все
эти правила были известны на практике
еще задолго до издания Царского
судебника, мы их встречаем в разных
уставных грамотах XIV—XV вв. Царский судебник
только дал больше форм и определений
пятенью и предоставил его или царскому
пятенщику, или наместникам и волостелям,
тогда как прежде право пятенья принадлежало
нередко частным землевладельцам, монастырям
и знатным вотчинникам.
Заключение
Судебник 1550 г. отразил укрепление основ централизованного государства, усиление власти московского князя, а затем царя, дальнейшее развитие крепостного права. Это были реальные законы, кодифицировавшие уставы и грамоты разных территорий государства.
Список использованных источников