Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:06, реферат
Тема исследования «Судебная система в России 1864 -1917 годы», выбрана не случайно. Стройная система законов и эффективное правосудие важнейшая предпосылка к правовому демократическому государству. Но как показывает исторический опыт, надлежащее реформирование правовой надстройки сильно затрудняется в условиях острейших политических конфронтаций и социально-экономических неурядиц. Для эффективного проведения реформы в любой из жизненно важных сфер государственной деятельности требуется не только наличие научно обоснованной программы, но и стечение благоприятных обстоятельств.
Введение 3
Глава 1. Судебная система и её реформа в 1864 г. 5
1.1 Судебная система 5
1.2 Предпосылки судебной реформы 6
1.3 Подготовка судебной реформы 8
1.4 Новая судебная система 11
Глава 2. Дальнейшее развитие судебной системы 22
2.1 Контрреформа и изменения в судебной системе 22
2.2 Изменения в судебной системе в начале XXвека 30
Заключение 32
Список использованных в работе источников и литературы 36
Параллельно с земскими начальниками в уезде действова¬ли уездные окружные суды, члены которого рассматривали дела, изъятые у мировых судей, но не перешедшие к земским начальникам. В городах вместо мировых судей появились го¬родские судьи, назначаемые министром юстиции.
Второй инстанцией для этих судов стал уездный съезд, состоявший из члена уездного окружного суда, одного-двух городских судей и нескольких земских начальников. Съезд возглавлял предводитель уездного дворянства. Таким обра¬зом, большинство мест в этих органах оказывалось за государ¬ственными должностными лицами.
Кассационной инстанцией для вновь возникшей системы судов стали губернские присутствия под руководством губер¬натора и в основном состоявшие из государственных чинов¬ников. Кассационная деятельность в ходе такой реорганиза¬ции перестала быть исключительной компетенцией Сената. Кроме того, в 1885 г. наряду с кассационными департамента¬ми Сената организуется специальное административное (Первое) присутствие, отобравшее у департаментов ряд дел кассационного производства.
Административное вмешательство в судопроизводство повлекло за собой отход от одного из важнейших принципов судебной реформы — гласности суда, в 1887 г. было провозгла¬шено право суда, рассматривать дела при закрытых дверях, резко сужается гласность гражданского судопроизвод¬ства.
Волостные суды, которые уже в ходе самой судебной ре¬формы составляли особое звено судебной системы (специ¬альный порядок судопроизводства, применение ими телес¬ных наказаний, руководство нормами обычного права), с 1889 г. подпадают под непосредственный контроль земских начальников. Последние отбирали кандидатов для волост¬ных судов, осуществляли ревизии, штрафовали и арестовыва¬ли без особых формальностей волостных судей.
Апелляционной инстанцией для волостного суда стали уездные съезды, кассационной — губернские присутствия, т.е. органы по своему существу административные.
Закон 20 мая 1885 года учредил высшее дисциплинарное присутствие Сената, которое давало право смещения и перемещения судей, что фактически покончило с их несменяемостью.
Финал судебной контрреформы – ликвидация в 1889 году мировой юстиции, и создание новой системы судов – земских начальников, наделенных не только судебными, но и административными прерогативами в отношении крестьян, городских судей и уездных членов окружного суда. Закон 12 июля 1889 года вернулся к множественности судебных учреждений, органов и бессословной подсудности, установленных судебными уставами. Земскими начальниками могли быть только дворяне, председательствовали в уездных съездах уездные предводители дворянства. Сокращение мировых судов, институт земских начальников – важные составные части судебной контрреформы и одновременно контрреформы земской. Эти мероприятия, коренным образом изменявшие природу судебных уставов были призваны стать эффективным средством борьбы с растущим революционным движением в стране.
Эпоха контрреформ сделала существенный сдвиг «вправо» по всем направлениям социального, политического и го¬сударственного развития России. Но в то же время она не смогла существенно изменить судебную систему, сложившуюся в результате реформы 1864 года.
2.2 Изменения в судебной системе в начале XX века
С началом XX века в судебной системе также произошли некоторые перемены. С 1912 г. уездные земские собрания получили право выбирать мировых судей, фактически упразднённых в 1889 г. Мировые суды восстановились в апреле 1912 г., тогда же ликвидировался институт земских начальников.
В июне 1912 г. Государственная дума и Государственный совет одобрили законопроект «О преобразовании суда в сельских местностях». Судебная власть от земских начальников снова передавалась в руки мировых судей, избираемых уездным земским собранием.
В ходе февральской революции 1917 г. была расширена компетенция мировых судов (судебная система того периода включала в себя окружные суды, судебные палаты, в которых ликвидировался институт сословных представителей, мировых судей и их съезды). Наиболее важные дела рассматривались в мировых присутствиях. В мае 1917 г. были приняты акты, которыми устанавливались новые цензы для судей: для мировых – среднее образование и трёхгодичный стаж чиновника, для окружных – высшее образование и определённый стаж работы в госаппарате.
В самом начале революции постановлением правительства и по инициативе Петроградского совета стали учреждаться временные суды, состоявшие из мирового судьи и двух заседателей (рабочего и солдата). В компетенцию входили дела местного масштаба.
В мае 1917 г. был принят закон «О временном устройстве местного суда», включавший в состав мирового суда участковых и добавочных мировых судей. Членов мирового суда избирали волостные земские собрания и городские думы, их список утверждался местным съездом.
Тогда же в стране возродилась система административной юстиции: в уездах стали действовать административные судьи, в губерниях открылись административные отделения окружных судов, административно-судебные функции были возложены на первый департамент Сената.
Заключение
Наиболее известной из всех реформ середины XIX века оказалась судебная реформа. Эта реформа обычно трактуется в литературе, как самая буржуазная из всех реформ того времени. Учёные считают её и самой последовательной.
«Учреждение судебных установлений» от 20 ноября 1864 года разработанное передовыми русскими юристами вводило в России новый суд – бессословный, гласный, с состязательным процессом, с независимыми судьями, адвокатурой и присяжными заседателями.
Судебная реформа в корне изменила судоустройство Российской империи, она ввела принцип независимости, гарантировав его выборностью мировых и не сменяемостью судей общих судебных мест, высоким окладом судей, учреждением особых судебных округов, не совпадающим с административным делением государства. Достоинством реформы явилось и сохранение ряда судов, пользовавшимися специфическими источниками права либо рассматривавших специфические дела: духовных, военных, коммерческих, волостных. В столицах, уездных и губернских городах учреждались нотариальные конторы. Судебная реформа 1864 г. создала в России судебную систему, достойную любой цивилизованной страны» .
Судебная система царской России в результате ее реформи¬рования в 1864 г. стала менее зависимой от правительства. В основу правосу¬дия были положены принципы гласности, состязательности, презумпции невиновности и справедливости. Кроме того, в результате реформы должно было произойти разделение властей: власть судебная отделялась от законодательной, исполнительной, адми¬нистративной.
В ноябре 1864 г. были утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях налагаемых мировыми судьям.
Были созданы две судебные системы: местные и общие суды. К местным относились волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей, к общим – окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные палаты, кассационные департаменты Сената. Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов.
Проведение судебной реформы затянулось на 35 лет. Официальный акт ее завершения – специальный указ царя был издан 1 июля 1899 года.
Несмотря на свой буржуазный радикализм, судебная реформа с самого начала несла в себе немало пережитков прошлого. Ограничение компетенции суда присяжных, особый порядок предания суду должностных лиц, недостаточное ограждение судейской независимости от администрации — все это ослабляло эффективность проводимой реформы.
В 80-х – начале 90-х гг. XIX века последовал ряд законодательных актов, которые характеризовались как контрреформа, ибо они преследовали цель ограничить характер и действие реформ 60-х годов. «Контрреформы – название реакционных мероприятий проводившихся царским правительством в России в 1870 – 90-х гг. направленных на пересмотр либерального законодательства 1860-хгг.» . Контрреформы затронули, прежде всего, сферу судебного процесса, судоустройства и организации местного самоуправления.
После покушения на императора Александра II, совершен¬ного народовольцами, усиливается правительственное на¬ступление на судебную систему, порожденную реформой. Составной частью этого наступления стало ограничение компетенции суда присяжных. Введение института земских начальников означало отказ от одного из краеугольных камней судебной реформы – принципа отделения судебных органов от органов административных. Этим актом, прежде всего, был нанесен серьезный удар по системе мировых судов, их число существенно сократилось, а затем на долгое время они ис¬чезают вовсе.
Параллельно с земскими начальниками в уездах начинают действовать уездные окружные суды, члены которых рассматривали дела, изъятые у мировых судей, но не перешедшие к земским начальникам. В городах вместо мировых судей появились го¬родские судьи, назначаемые министром юстиции.
Второй инстанцией для этих судов стал уездный съезд, состоявший из члена уездного окружного суда, одного-двух городских судей и нескольких земских начальников. Съезд возглавлял предводитель уездного дворянства. Таким обра¬зом, большинство мест в этих органах оказывалось за государ¬ственными должностными лицами.
Кассационной инстанцией для вновь возникшей системы судов стали губернские присутствия под руководством губер¬натора и в основном состоявшие из государственных чинов¬ников. Кассационная деятельность в ходе такой реорганиза¬ции перестала быть исключительной компетенцией Сената. Кроме того, в 1885 г. наряду с кассационными департамента¬ми Сената организуется специальное административное (Первое) присутствие, отобравшее у департаментов ряд дел кассационного производства
В 1885 году было учреждено высшее дисциплинарное присутствие Сената, которое давало право смещения и перемещения судей, что фактически покончило с их несменяемостью.
Финал судебной контрреформы – ликвидация в 1889 году мировой юстиции, и создание новой системы судов – земских начальников, наделенных не только судебными, но и административными прерогативами в отношении крестьян, городских судей и уездных членов окружного суда. Закон 12 июля 1889 года вернулся к множественности судебных учреждений, органов. Сокращение мировых судов, институт земских начальников – важные составные части судебной контрреформы.
Эпоха контрреформ сделала существенный сдвиг «вправо» по всем направлениям социального, политического и го¬сударственного развития России. Но в то же время она не смогла существенно изменить судебную систему, сложившуюся в результате реформы 1864 года.
В начале XX века в судебной системе также произошли некоторые перемены. В апреле 1912 г. были восстановлены мировые суды, тогда же ликвидировался институт земских начальников. В июне того же года судебная власть от земских начальников снова перешла в руки мировых судей, избираемых уездным земским собранием.
В ходе февральской революции 1917 г. была расширена компетенция мировых судов (судебная система того периода включала в себя окружные суды, судебные палаты, в которых ликвидировался институт сословных представителей, мировых судей и их съезды). Наиболее важные дела рассматривались в мировых присутствиях.
Тогда же в стране возродилась система административной юстиции: в уездах стали действовать административные судьи, в губерниях открылись административные отделения окружных судов, административно-судебные функции были возложены на первый департамент Сената
Список использованных источников и литературы
1. Судебные уставы 20 ноября 1864 года, с изложением рассуждений, на коих они основаны.- 2-е доп. изд. – СПб.: Второе отделение Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1867. – XXXIX, 567 с.
2. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2008. – 792 с. – С.669.
3. Васильев А.В. Законодательство и правовая система дореволюционной России/Под ред. С.А.Комарова. – СПб.:ПИТЕР,2004. – 224 с.
4. Головачев А.А. Судебная реформа// Головачев А.А. Десять лет реформ. 1861 – 1871. – СПб.:Вестник Европы,1872. – С.287 – 384.
5. Джаншиев Г.А. Эпоха великих реформ. – М.: Типография «Рассвет»,1896. – 797 с.
6. Исаев И.А. История государства и права России. – М.: Юрист,1998. – 608 с.
7. Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. – М.: Наука,1998. – 447 с.
8. Медушевский А.Н. Реформа //Общественно-политическая мысль России XYIII - начала XX века. – М.,2005. – С.452 – 461.
9. Рогов В.А. История государства и права России IX - начала XX веков. – М.: Зерцало,1995. – 263 с.
10. Судебная система России. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2001. – 332 с.
11. Чубинский М.П. Судебная реформа//История России в XIX веке. Т.3. – СПб.: Т-во Бр. А. и И.Гранат и К, [1909]. – С.231 – 268.
12. Чубинский М.П. Судьба судебной реформы в последней трети XIX века//История России в XIX веке. Т.6. – СПб.: Т-во Бр. А. и И.Гранат и К, [1909]. – С.200 – 244.