Судебная реформа 1864

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:35, контрольная работа

Описание работы

Тема этой контрольной работы "Судебная реформа 1864 года" была выбрана мной не случайно. Сейчас, когда новое российское государство встает на ноги и делает попытки провести разные демократические реформы, в том числе и судебные, опыт прошлого нашей страны очень важен. Интересен этот опыт не столько с исторической точки зрения, сколько с практической, поскольку как и тогда сейчас Россия должна выбрать по какому пути развития она пойдет, а от этого зависят и ее дальнейшие преобразования. И не последнюю роль в этом играет именно судебная реформа, потому что государство именно через суд может обеспечить права и свободы человека и гражданина.

Содержание

Содержание.
Введение………………………………………………………………………3
1.Исторические предпосылки судебной реформы 1864 г………………….4
1. 1Кризис дореформенной судебной системы и крепостного права…….4
2.Судебная реформа 1864 года………………………………………………7
2.1Нововведения судебной реформы 1864 года…………………………...7
2.2. Судебная система по реформе 1864 года………………………………8
2. З. Судебные уставы по реформе 1864 года………………………………11
3.Итоги судебной реформы 1864 года………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………15
Используемая литература…………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

122.docx

— 46.11 Кб (Скачать)

 Реформа вводила многие институты буржуазного процесса: отделение предварительного следствия от суда; устность и гласность процесса; участие в процессе обвинения и защиты; равенство сторон, признание подсудимого невиновным до тех пор, пока в судебном порядке не будет доказана его виновность (презумпция невиновности); ликвидацию формальной оценки доказательств и введение принципа свободной оценки доказательств самим судом на основе обстоятельств дела; апелляцию и кассацию. Но законодательство судебной реформы и тем более судебная практика знали многочисленные изъятия из указанных принципов.

 Судебной реформой  учреждались адвокатура (присяжные  поверенные) - для защиты обвиняемых  в суде по уголовным делам  и представительства интересов  сторон в гражданском процессе  и нотариат - для оформления сделок, удостоверения деловых бумаг  и т.д.

 Статья 353 "Учреждения  судебных установлений" устанавливала  следующее: "Присяжные поверенные состоят при судебных местах для занятия делами по избранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, в деле участвующих, а также по назначению в определенных случаях советов присяжных поверенных и председателей судебных мест."3 Правительство вплоть до отмены крепостного права отрицательно относилось к идее учреждения в России адвокатуры по западноевропейскому образцу.

Адвокаты делились на две  категории: присяжных поверенных, выступавших  защитниками в судах всех видов, и частных поверенных, имевших  право выступать лишь в мировых  судах.

 Присяжные поверенные  должны были иметь высшее юридическое  образование и стаж работы  в качестве помощника присяжного  поверенного не менее 5 лет,  после чего обязаны были сдать  экзамен на право самостоятельного  ведения дел. Они объединялись  в корпорации по округам судебных  палат. Присяжные поверенные избирали  Совет, который ведал приемом  новых членов и надзором за  деятельностью отдельных адвокатов.

 В адвокатуру потянулись  видные юристы-профессора, прокуроры,  обер-прокуроры Сената и лучшие  юристы, состоявшие при коммерческих  судах. "Русская адвокатура 60-70-х  годов, - по мнению видного юриста  В.Д. Спасовича, - стала средоточием судебных деятелей, которые могли соперничать с любыми европейскими знаменитостями...".

Судебными уставами 1864 г. впервые  в России вводился нотариат. В столицах, губернских и уездных городах  учреждались нотариальные конторы  со штатом нотариусов, которые заведовали, "под наблюдением судебных мест, совершением актов и других действий по нотариальной части на основании  особого о них положения"

 В национальных районах страны, на окраинах судебная реформа или не была проведена совсем, или же была осуществлена с большими изъятиями (не вводился, например, суд присяжных, мировые судьи не избирались, а назначались).

 Реорганизовалась прокуратура.  Ее главной задачей стало поддержание  государственного обвинения в  суде, надзор за деятельностью  судебных следователей, полиции,  судов и мест заключения. После  судебной реформы прокуратура  освободилась от функции общего  надзора, ее деятельность ограничивалась  только судебной сферой. Если  до судебной реформы прокурор  должен был выступать в суде "как взыскатель наказания  и вместе с тем защитник  невинности", то теперь главной  его задачей становился надзор  за дознанием и следствием  и поддержание государственного  обвинения в суде. Новая прокуратура  создавалась при судах.

 Особое внимание уделялось  подбору судебных и прокурорских  кадров. Для назначения членом  суда, судебным следователем или  на прокурорскую должность надо  было иметь высшее юридическое  образование, стаж работы в  правоохранительных органах не  менее 5 лет и отличаться "благопристойным  поведением". Выпускники юридических  факультетов университетов обычно  стажировались при судах не  менее 5 лет в качестве кандидатов  на судебные должности. 

 

2.2. Судебная система по реформе 1864 года

 Судебная система по судебной реформе 1864 года состояла из мировых и общих судебных органов.

 Местными судебными  органами были мировые судьи  и съезды мировых судей. Мировые  судьи избирались уездными земскими  собраниями, а в Москве, Петербурге  и Одессе - городскими думами сроком  на З года и действовали в специальных участках. Мировым судьей мог быть избран (или назначен) только "местный житель" в возрасте не моложе 25 лет, "не опороченный по суду или общественному приговору", имевший высшее или среднее образование, "или прослуживший, преимущественно по судебной части, не менее трех лет". Кроме того, он должен был обладать высоким имущественным цензом, который несколько понижался только для отставных офицеров. Вследствие всего этого был практически закрыт доступ на эту должность представителям низших классов. Список кандидатов в мировые судьи предварительно санкционировался губернатором. После выборов мировые судьи утверждались в должности Сенатом.

 Мировым судьям были  подсудны незначительные уголовные  дела о преступлениях, за которые  закон предусматривал такие наказания,  как выговор, замечание, внушение, денежные взыскания не свыше  300 руб., арест на срок не свыше  З месяцев и заключение в тюрьму на срок до 1 года. Мировым судьям были, например, подсудны дела о неисполнении законных распоряжений, требований, постановлений правительственных и полицейских властей, об оскорблении полицейских и других служащих административных или судебных органов; о нарушении благочиния во время богослужения и т.п. (устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г.). По гражданским делам мировым судьям были подсудны иски на сумму не свыше 500 руб.

 Дела в мировом суде  начинались по жалобе частных  лиц, по сообщениям полицейских  и других административных органов,  по усмотрению самого мирового  судьи. Предварительное расследование  велось полицией.

 Мировые судьи рассматривали  дела единолично. Процесс был  устным и публичным, допускалось  участие поверенных.

 По судебной реформе  1864 года создавались специальные  судебные округа, которые не должны  были территориально совпадать  с губерниями. Мировые судьи округа  образовывали съезд мировых судей,  являвшихся апелляционной инстанцией  для участковых мировых судов.  Апелляционный порядок обжалования  судебных приговоров и решений  предусматривал рассмотрение дела  заново, по существу, с привлечением  всех доказательств и вынесением  решения.

 В число общих судебных  органов входили окружные суды  и судебные палаты. Первой инстанцией  системы общих судов был окружной  суд. Их было учреждено 106. Окружные  суды создавались в специальных  судебных округах, которые обычно  совпадали с территорией губернии, и состояли из назначаемых  императором по представлению  министра юстиции председателя  и членов. Для замещения этих  судебных должностей надо было  отвечать целому ряду требований: иметь соответствующее образование,  стаж работы, соответствовать классово-политическим  требованиям; как правило, председателями  и членами окружных судов были  представители дворянского сословия.

 Окружной суд состоял  из гражданского и уголовного  отделений, а уголовное отделение  состояло из двух частей - коронного  суда и суда присяжных заседателей.  В заседаниях участвовало не менее трех коронных судей (председатель и два члена).

 Окружным судам были  подсудны все (за некоторыми  исключениями) уголовные дела, изъятые  из ведомства мировых судов.  Дела о преступлениях, за которые  в законе были установлены  наказания, соединенные с лишением  или ограничением прав состояния,  рассматривались окружным судом  с присяжными заседателями.

 Окружным судам были  подсудны все иски, не подлежащие  рассмотрению в мировых судах  (т.е. более 500 руб.).

 Для проведения предварительного  следствия при окружных судах  имелись судебные следователи,  которые должны были действовать  в тесном контакте с полицией. Судебный следователь мог поручить  полиции производство дознания, сбор необходимых сведений.

 Кандидаты в присяжные  заседатели отбирались специальными  комиссиями, во главе которых  стоял предводитель дворянства, и утверждались губернатором. Они  должны были отвечать имущественному  цензу, цензу оседлости и другим  требованиям. Имущественный ценз  был достаточно велик. Надо  было владеть землей не менее  100 десятин или другим недвижимым  имуществом стоимостью от 500 до 2 тыс. руб. или же получать  жалованье либо доход от 200 до 500 руб. в год. Из крестьян  в списки кандидатов в присяжные  заседатели вносились только  члены волостных судов, волостные  старшины и сельские старосты.

 Закон специально оговаривал, что ни учителя народных школ, ни лица, находящиеся в услужении у частных лиц (т.е. рабочие и др.), в списки не вносятся.

 В соответствии с  утвержденным губернатором общим  списком присяжных заседателей  составлялись годовой и месячный  списки. Председатель окружного  суда составлял сессионный список  присяжных заседателей. Такой  сложный подбор присяжных заседателей  обеспечивал участие в суде  благонамеренных и в основном  состоятельных людей. Роль присяжных  заседателей была довольно ограниченной: председатель суда должен был  сформулировать и поставить перед  ними вопрос о виновности подсудимого,  а присяжные должны были ответить  на вопросы коронного суда (т.е.  вынести так называемый вердикт  о виновности или невиновности  подсудимого). Вопрос о наказании  решался коронным судом.

 Приговор окружного  суда с участием присяжных  заседателей считался окончательным  и мог быть обжалован (или  опротестован прокурором) только  в кассационном порядке в Сенат по признаку формального нарушения процессуального закона. Закон подробно определял все стадии рассмотрения дел в окружном суде, права сторон (и их равенство в процессе), порядок ознакомления с доказательствами и их оценки (суд должен был оценивать доказательства свободно по внутреннему убеждению, основанному на обстоятельствах дела). Обвинение в суде поддерживал прокурор, защиту осуществлял или сам подсудимый, или защитник (присяжный или частный поверенный).

 В окружном суде  в большей мере, нежели в других  судебных местах России, соблюдались  принципы введенного реформой  процесса.

 Следующей судебной  инстанцией была судебная палата. Судебные палаты утверждались  по одной на несколько губерний. Всего их было образовано 14, каждая  из них направляла деятельность 8-10 окружных судов. Судебные палаты  состояли из двух департаментов  - гражданского и уголовного. Представители  и члены судебных палат назначались  императором по представлению  министра юстиции. 

 Судебные палаты были  апелляционной инстанцией для  окружных судов по делам, рассмотренным  без присяжных заседателей, и  первой инстанцией по наиболее  важным делам, прежде всего  по делам о государственных  и должностных преступлениях  против порядка управления. К  ведению судебной палаты были  отнесены и некоторые преступления  против веры. Производство дознания  по государственным преступлениям  велось, как правило, жандармерией, предварительное следствие - одним  из членов судебной палаты. Для  рассмотрений указанных дел судебной  палатой в качестве первой  инстанции к членам уголовного  департамента присоединялись губернский  предводитель дворянства той  губернии, где была учреждена  палата, один из уездных предводителей  дворянства, одни из городских  голов и один из волостных  старшин, т.е. сословные представители.  Это являлось существенным пережитком  феодально-сословной судебной системы.

 Над всеми судебными  органами России стоял Сенат  - орган, формируемый по указу  императора.

 Сенат являлся верховным  кассационным судом для всех  судебных органов государства,  но мог быть и судом первой  инстанции по делам особой  важности (например, по должностным  преступлениям, совершенным высокопоставленными  сановниками). В 1872 г. при Сенате  было Учреждено "Особое присутствие  для суждения дел о государственных  преступлениях и противозаконных  сообществах", в состав которого кроме сенаторов вошли назначаемые императором сословные представители (предводитель дворянства, городской голова и волостной старшина). Для рассмотрения дел о государственных преступлениях особой важности царским указом мог создаваться Верховный уголовный суд, который состоял из председателей департаментов Государственного совета и членов Сената под предводительством председателя Государственного совета.

 Кроме местных и  общих судов в России существовали  духовные, коммерческие и военные  суды со специальной подсудностью. Судебная реформа 1864 г. по-новому  определила систему и права  прокуратуры. Прокуратура, возглавляемая  генерал-прокурором, состояла при  общих судебных органах и Сенате. На нее возлагались обязанности  осуществления надзора за судом,  следствием и местами заключения, участия в качестве стороны  в процессе. Прокурорские должности  замещались из лиц, отвечающих  требованиям особой политической  благонадежности.

 

 

 

Информация о работе Судебная реформа 1864