Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:34, доклад
Соборное Уложение 1649 года явилось новым этапом в развитии юридической техники. оно стало 1 печатным памятником права. До него публикация законов ограничивалась оглашением их на торговых площадях и в храмах, о чем обычно указывалось в самих документах. Появление печатного закона в значительной мере исключало возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами, ведавшими судопроизводством.
Структура
Соборного Уложения
Соборное Уложение
1649 года явилось новым этапом в
развитии юридической техники. оно
стало 1 печатным памятником права. До
него публикация законов ограничивалась
оглашением их на торговых площадях и
в храмах, о чем обычно указывалось в самих
документах. Появление печатного закона
в значительной мере исключало возможность
совершать злоупотребления воеводами
и приказными чинами, ведавшими судопроизводством.
Соборное Уложение
не имело прецедентов в истории
русского законодательства. По объему
оно может сравниться разве что
со Стоглавом*, но по богатству юридического
материала превосходит его во много раз.
Из памятников права других народов России
по юридическому содержанию Соборное
Уложение можно сравнить с Литовским Статутом,
но и от него Уложение выгодно отличалось.
Не имело себе равных Уложение и в современной
ему европейской практике.
Соборное
Уложение - первый в
истории России систематизированный
закон.
В литературе его
нередко поэтому называют кодексом,
но это юридически не верно. Уложение
заключает в себе материал, относящийся
не к одной, а ко многим отраслям права
того времени. Это скорее не кодекс,
а небольшой свод законов. В то же время
уровень систематизации в отдельных главах,
посвященных отдельным отраслям права,
еще не настолько высок, чтобы ее можно
было назвать в полном смысле слова кодификацией.
Тем не менее систематизацию правовых
норм в Соборном Уложении следует признать
весьма совершенной для своего времени.
Оригинал Соборного
Уложения представляет собой столбец
длиной в 309 метров из 959 отдельных составов.
Этот уникальный документ позволяет
судить о работе над его
составлением. По лицевой стороне
столбца написан несколькими
писцами текст Соборного
В отличие от предшествовавших
законодательных актов
Еще дореволюционные
исследователи отмечали, что Соборное
Уложение выгодно отличается как
от предшествующего, так и от
последующего законодательства с языковой
точки зрения. В нем уже
нет архаизмов, свойственных Русской
Правде и даже Судебникам, и в
тоже время Уложение еще не засорено
той массой иноземных слов и терминов,
которые внес в законы Петр Первый.
Соборное Уложение
подвело итог длительному развитию
русского права, опираясь на все предшествующее
законодательство, в особенности на
акты 18 века.
7.Краткий
анализ содержания
Соборного Уложения.
Первые главы
(1 - 9) и последние 3 (23 - 25) охватывают
отношения, связанные с положением
церкви (глава 1), высшей государственной
власти (главы 2-3) и установленным
порядком управления (главы 4-9, 23-25). Первая
глава Уложения содержит правовые нормы
“о богохульниках и церковных
мятежниках” - самом страшном преступлении,
по мнению законодателей 17 века, так
как оно рассматривается даже
раньше, чем покушение на “государьскую
честь” и “государьское здоровье” (глава
2). За хулу на Бога и Божию Матерь,
честный крест или святых угодников, согласно
1 статье 1 главы Уложения, виновного,
независимо от его национальности, ждало
сожжение на костре. Смерть грозила и всякому
“бесчиннику”, воспрепятствующему служению
литургии. За всякие производимые в
храме бесчинства и беспорядки полагались
также суровые наказания, от торговой
казни до тюремного заключения. Но
с 1 главой с ее 9 статьями узаконения по
церковным вопросам не исчерпываются,
они рассыпаны по всему тексту Уложения.
И в дальнейших главах есть постановления
о присяге для людей духовного и мирского
чина, об ограничении прав иноверцев,
о браке, об охране церковного имущества,
о почитании праздников и т.д. Все эти меры
были призваны защитить честь и достоинство
церкви. Но содержались в Уложении
и пункты, вызвавшие сильное недовольство
церковной иерархии. Согласно главе
13 утверждался особый Монастырский приказ,
на который возлагался суд в отношении
духовенства и зависимых от него людей.
Духовенство лишалось судебных привилегий,
причем сделано это было по челобитным
выборных людей. Существенному ограничению
подвергалось и церковное землевладелие.
Принадлежавшие церковным властям в городах,
на посадах и около посадов слободы и вотчины
были взяты “за государя в тягло и в службы
безлетно и бесповоротно” (гл.19,ст.1).
Далее, всем духовным лицам и учреждениям
категорически запрещалось каким-либо
образом приобретать вотчины и мирским
людям отдавать вотчины в монастыри
(гл.17,ст.42). С точки зрения государства
это способствовало дальнейшей централизации
и укреплению самодержавной
власти. Но положения нового кодекса
вызвали сопротивление духовенства,
так как Уложение лишало его, за
исключением патриарха, судебных привилегий.
В ведение Монастырского приказа передавались
все церковные и монастырские земли.
Недевольный Уложением
патриарх Никон называл его не
иначе как “беззаконной книгой”,
а первого главу Монастырского
приказа, кн. Н.И. Одоевского, “новым Лютером”.
В итоге напряженной борьбы, духовная
власть одолела светскую: в 1667 году
упразднили Монастырский приказ.
Впервые в русском
законодательстве Уложение выделяет
специальную главу, посвященную
уголовно-правовой защите личности
монарха (гл.2). При этом подчеркивается,
что даже умысел карается
смертной казнью. Кроме того,
определяются составы государственных,
политических преступлений. Глава редко
отделяет эти преступления от
других “ лихих дел”, являясь
“первой в истории русского законодательства
кодификацией, в которой дана если
не исчерпывающая, то все же относительно
полная система государственных
преступлений”. В главе устанавливается
состав каждого преступления, субъективная
и объективная стороны
Следующая группа глав
связана с “судом”, причем эти
главы выделены как по субъекту,
регулируемых отношений (гл.9
- суд о крестьянах, гл.10 - суд о
посадских людях), так и по
объекту (гл.17 - о вотчинах, гл.16 - о
поместных землях). Некоторые авторы
считают, что первые главы относятся
к государственному праву, 10-15 - процессу,
16-20 - к вещному праву, 21-22 - к уголовному
праву, 22-25 - добавочная часть: о стрельцах,
о казаках, о корчмах и
т.д. (С.В.Юшков, М.Ф. Владимирский-Буданов).
В первоначальном виде Уложение
было снабжено перечнем статей, причем
каждая имела свое собственное наименование.
В последущие годы уложение дополнилось
“новоуказными статьями”, важнейшие
среди них: “Новоуказные статьи о разбойных
и убийственных делах” 1669 года,
“О поместьях” 1676 года, “О поместьях
и вотчинах”1677 года и т.д.
Статьи Соборного
Уложения рисуют правовое положение
различных сословий и социальных
групп общества: важные статьи, рисующие
правовое положение крестьян (напр.,
ст.1,5,12,16,32 главы 11, ст.13 главы
2, ст.94,235,262 главы 10, ст.7 главы 13, ст.9,15,37
главы 19) и т.д. Из них видно, что
Уложение окончательно закрепило
полное запрещение крестьянского
выхода - отменялись “урочные лета” -
срок для сыска беглых крестьян,
после которого поиски прекращались
и фактически сохранялась хоть малая возможность
для выхода из крепостного состояния,
пусть путем бегства. По Уложению розыск
беглецов становился бессрочным, а за
их укрывательство устанавливался штраф
в 10 рублей. Тем самым крестьяне окончательно
прикреплялись к земле и завершалось
юридическое оформление крепостного
права. Принятие этих норм отвечало
интересам служилых людей, активно
участвующих в третьем Соборе 1648
года. Но важно отметить, что
по Уложению крестьяне обладали все же
некоторыми сословными правами. Беглых
крестьян категорически предписывалось
возвращать вместе с их имуществом, тем
самым признавались их имущественные
права. Признанием личных прав являлось
положение, согласно которому вступившие
в брак в бегах крестьяне подлежали возврату
владельцу только семьями. Но в целом крестьяне
были почти совершенно бесправны как в
личной, так и в общественной
жизни (ст.13 главы 2, ст.6 главы
9, ст.261 главы 10) и т.д. Надо учитывать, что
Уложение, не вмешиваясь во многие отношения
феодалов с крестьянами, оставляет
простор для произвола вотчинников и помещиков:
в Уложении нет норм, регламентирующих
размеры крестьянских повинностей.
Если положение
вотчинных, и особенно помещичьих,
крестьян было гораздо тяжелее
положения государственных крестьян,
то в самом низу этой лестницы стояли
холопы и кабальные люди (ст.8,16,27,35,63,85
главы 27). Холопы не имели личных
и имущественных прав, хотя фактически
они все чаще превращались в пашенных
людей и зачислялись в тягло.
Если сравнивать статьи о крестьянах
и о холопах, то можно отметить,
что положение крепостного
Главное внимание Уложение
уделяет феодалам. Оно закрепило
привелигированное положение представителей
господствующего класса (ст.1 главы
9, ст.27,30,90, главы 10, ст.1 главы 11) и т.д. Из
текста Уложения видно, какие группы населения
должны быть отнесены к феодалам землевладельцам
(ст.1 главы 9, ст.1 главы 11, ст.41-45,66 главы
16). Ряд статей подтверждает монопольное
право феодала владеть землей с крестьянами
(ст.46 главы 16), устанавливает их привилегии
(ст.5,12,92,133,135 главы 10, ст.16,56 главы 18,9 и 22)
и их обязанности нести “государеву службу”
(ст.7,19 главы 7, ст.69 гл. 16, ст.2 гл.
20). Основная часть феодалов называлась
“служилые люди”, хотя в их состав
входили далеко не все феодалы, и не
только феодалы, но и стрельцы, казаки,
пушкари и т.д., не имевшие ни крестьян,
ни поместий, ни вотчин, и получавшие за
службу денежное и хлебное жалование
и некоторые льготы. Уложение как кодекс
феодального права защищает право частной
собственности, и прежде всего, собственность
на землю. Основными видами собственности
феодалов на землю были вотчины (ст.13,33,38,41,42,45
главы 17) и поместья (ст.1-3,5-8,13,34,51 главы
16). Уложение делает серьезный шаг в
направлении приравнивания правового
режима поместий к режиму вотчин, это-касалось
широких кругов феодалов, в особенности
мелких. Не случайно глава о поместьях
стоит раньше в законе главы о вотчинах.
Приравнивание поместий
к вотчинам шло по линии преимущественно
предоставления помещикам права
распоряжения землей. До сих пор
правом собственности на землю обладали
по существу только вотчинники (но и
их права были несколько ограничены,
что сохранилось и в Уложении),
однако в принципе вотчинник обладал
необходимым элементом права
собственности - правом распоряжения имуществом.
По иному обстоит дело с поместьем: в прежние
годы помещик был лишен права распоряжения,
а порой и права владения землей (это было
в том случае, если помещик покидал
службу). Соборное Уложение внесло
в это дело существенные изменения:
прежде всего оно расширило право помещика
на владение землей - теперь
помещик, вышедший в отставку, сохранял
право на землю, и хотя ему не оставляли
прежнего поместья, но давалось по определенной
норме так называемое прожиточное поместье
- своеобразная пенсия. Такую же пенсию
получала и вдова помещика, и его дети
до определенного возраста.
Право распоряжения
поместьем по Соборному Уложению
проявлялось в разрешении так
называемой сдачи прожиточного поместья,
в возможности обмена поместья,
в том числе и на вотчину. Что
касается вотчин, то их можно было продавать
почти неограниченному кругу
феодалов, и статьи, посвященные
“государевым дворцовым и черным”
землям, раскрывали положение царя
как крупного феодала.