Структура Соборного Уложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:34, доклад

Описание работы

Соборное Уложение 1649 года явилось новым этапом в развитии юридической техники. оно стало 1 печатным памятником права. До него публикация законов ограничивалась оглашением их на торговых площадях и в храмах, о чем обычно указывалось в самих документах. Появление печатного закона в значительной мере исключало возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами, ведавшими судопроизводством.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.70 Кб (Скачать)

Структура Соборного Уложения 

Соборное Уложение  1649 года явилось новым этапом в  развитии юридической техники.  оно стало 1 печатным памятником права. До него публикация законов  ограничивалась оглашением их на торговых площадях и в храмах, о чем обычно указывалось в самих документах.  Появление печатного закона  в значительной мере исключало возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами, ведавшими судопроизводством. 

Соборное Уложение не имело прецедентов в истории  русского законодательства. По объему оно может сравниться разве что  со Стоглавом*, но по богатству юридического материала превосходит его во много раз.  Из памятников права других народов России по юридическому содержанию  Соборное Уложение можно сравнить с Литовским Статутом, но и от него Уложение выгодно отличалось.  Не имело себе равных Уложение и в современной ему европейской практике. 

Соборное  Уложение - первый в  истории России систематизированный  закон. 

В литературе его  нередко поэтому называют кодексом,  но это юридически не верно.  Уложение заключает в себе материал, относящийся не к одной, а ко многим отраслям права того времени.  Это скорее не кодекс,  а небольшой свод законов. В то же время уровень систематизации в отдельных главах, посвященных отдельным отраслям права,  еще не настолько высок, чтобы ее можно было назвать в полном смысле слова кодификацией. Тем не менее систематизацию  правовых  норм в Соборном Уложении следует признать весьма совершенной для своего времени. 

Оригинал Соборного  Уложения  представляет собой столбец  длиной в 309 метров из 959 отдельных составов. Этот уникальный документ позволяет  судить  о   работе над его  составлением.  По лицевой стороне  столбца написан несколькими  писцами текст Соборного Уложения. На обороте - 315 подписей участников Собора. По склейкам лицевой стороны скрепа думного дьяка И. Гавренева. Скрепы думных дьяков Ф. Елизарьева , М. Волошенинова, Г. Леонтьева и Ф. Грибоедова сделаны на оборотной стороне тоже по склейкам. Специальные пометы на столбце указывают источники той или иной статьи. В рукописи имеются поправки,   пропущенные при переписке места восстановлены. К Уложению приложена “Опись поправкам”. В то же время в судебной практике этим столбцом не пользовались.  С подлинного столбца была сделана рукописная книга-копия “слово в слово”,  с которой были отпечатаны экземпляры Соборного Уложения.  Установить число отпечатанных книг пока не возможно.  В одном из документов приводится  цифра - 1200 книг. Это колоссальный по тому времени тираж. 

В отличие от предшествовавших законодательных актов Соборное   уложение отличается  не  только большим объемом (25 глав,  разделенных  на 967 статей),   но и большей  целенаправленностью  и   сложной  структурой.  Краткое введение содержит изложение мотивов и истории составления Уложения. Впервые закон делился на тематические главы,  посвященные  если не определенной отрасли права,  то во всяком случае имеющие конкретный объект нормирования.   Главы выделены специальными заголовками:   например, “О богохульниках и церковных мятежниках” (глава 1), “О государьской чести   и как его государьское здоровье оберегать” (глава 2), “О денежных мастерах,  которые учнут делати воровские денги” (глава 5) и т.д. Такая схема построения глав позволяла их   составителям  придерживаться обычной   для  того времени последовательности изложения от возбуждения дела до исполнения судебного решения.  Это вызывает серьезные затруднения при  анализе  Уложения  как по отраслям,  так и по объекту права. 

Еще дореволюционные  исследователи отмечали, что Соборное Уложение выгодно отличается как  от предшествующего,  так и от последующего законодательства с языковой точки зрения.  В нем уже  нет архаизмов, свойственных Русской  Правде и даже Судебникам,  и в  тоже время Уложение еще не засорено той массой иноземных слов и терминов, которые внес в законы Петр Первый. 

Соборное Уложение подвело итог длительному развитию русского права, опираясь на все предшествующее законодательство,  в особенности на акты 18 века. 

7.Краткий  анализ содержания  Соборного Уложения. 

Первые главы  (1   - 9) и последние 3 (23 - 25) охватывают отношения, связанные с положением церкви (глава 1),  высшей   государственной  власти (главы  2-3)  и   установленным  порядком управления (главы 4-9, 23-25). Первая глава Уложения содержит правовые нормы  “о богохульниках и церковных  мятежниках” - самом страшном преступлении, по мнению законодателей 17 века,  так  как оно рассматривается даже раньше, чем покушение на “государьскую честь” и “государьское здоровье” (глава 2).  За хулу на Бога и Божию Матерь,  честный крест или святых угодников, согласно 1 статье 1 главы Уложения,   виновного,  независимо от его национальности, ждало сожжение на костре. Смерть грозила и всякому “бесчиннику”, воспрепятствующему служению литургии.  За всякие производимые в храме бесчинства и беспорядки полагались также суровые наказания,  от торговой казни до тюремного заключения.  Но с 1 главой с ее 9 статьями узаконения по церковным вопросам не исчерпываются,  они рассыпаны по всему тексту Уложения. И в дальнейших главах есть постановления о присяге для людей духовного и мирского чина,  об ограничении прав иноверцев, о браке, об охране церковного имущества, о почитании праздников и т.д. Все эти меры были призваны защитить честь и достоинство   церкви.  Но содержались в Уложении   и пункты,  вызвавшие сильное недовольство церковной иерархии.  Согласно главе 13 утверждался особый Монастырский приказ, на   который возлагался суд в отношении духовенства и зависимых от него людей. Духовенство лишалось судебных привилегий, причем сделано это было  по челобитным выборных людей.  Существенному ограничению подвергалось и церковное землевладелие. Принадлежавшие церковным властям в городах, на посадах и около посадов слободы и вотчины были взяты “за государя в тягло и в службы безлетно и бесповоротно” (гл.19,ст.1).  Далее, всем духовным лицам и учреждениям категорически запрещалось каким-либо образом приобретать вотчины и мирским людям отдавать  вотчины в монастыри (гл.17,ст.42).   С точки зрения государства это способствовало дальнейшей централизации и укреплению   самодержавной  власти.  Но положения нового  кодекса  вызвали сопротивление духовенства,  так как Уложение лишало его,   за исключением патриарха, судебных привилегий. В ведение Монастырского  приказа передавались все церковные и монастырские земли. 

Недевольный Уложением патриарх  Никон называл   его не иначе как “беззаконной книгой”,    а   первого   главу    Монастырского   приказа, кн. Н.И. Одоевского, “новым Лютером”. В итоге напряженной борьбы, духовная власть одолела светскую:  в 1667 году упразднили Монастырский приказ. 

Впервые в русском  законодательстве Уложение выделяет   специальную главу, посвященную  уголовно-правовой   защите личности монарха (гл.2).  При этом подчеркивается,  что даже умысел  карается   смертной  казнью.  Кроме того,   определяются составы государственных,   политических преступлений. Глава редко  отделяет эти  преступления  от  других   “  лихих дел”, являясь  “первой в истории русского законодательства кодификацией, в которой дана если не исчерпывающая,  то все же относительно полная система   государственных  преступлений”.  В   главе устанавливается  состав каждого преступления, субъективная и объективная стороны противогосударственных посягательств,   обстоятельства, устраняющие наказуемость, и процессуальные нормы по этим делам, закрепляющие главенствующую роль розыска. 

Следующая группа глав связана с “судом”, причем эти  главы выделены как по  субъекту,  регулируемых   отношений  (гл.9  - суд о крестьянах, гл.10 - суд о  посадских людях),  так и по объекту (гл.17 - о вотчинах, гл.16 - о  поместных землях). Некоторые авторы считают, что первые главы относятся  к государственному праву,  10-15 - процессу,  16-20 - к вещному праву, 21-22 - к уголовному праву, 22-25 - добавочная часть: о стрельцах, о казаках,  о корчмах  и  т.д.  (С.В.Юшков,  М.Ф. Владимирский-Буданов). В первоначальном  виде  Уложение было снабжено перечнем статей, причем каждая имела свое собственное наименование.  В последущие годы уложение дополнилось “новоуказными статьями”, важнейшие среди них: “Новоуказные статьи о разбойных и убийственных делах” 1669   года, “О поместьях” 1676 года, “О поместьях и вотчинах”1677 года и т.д. 

Статьи Соборного  Уложения  рисуют  правовое  положение   различных сословий и социальных групп общества: важные статьи, рисующие правовое положение крестьян (напр.,  ст.1,5,12,16,32 главы 11,   ст.13 главы  2, ст.94,235,262 главы 10,  ст.7 главы 13, ст.9,15,37 главы 19) и т.д. Из них видно,  что   Уложение  окончательно  закрепило   полное  запрещение крестьянского  выхода - отменялись “урочные лета” - срок для сыска беглых крестьян, после которого поиски прекращались и фактически сохранялась хоть малая возможность для выхода из крепостного состояния, пусть путем бегства. По Уложению розыск беглецов становился бессрочным, а за их укрывательство устанавливался штраф в 10 рублей.  Тем самым крестьяне окончательно  прикреплялись к   земле  и завершалось юридическое оформление крепостного права.  Принятие   этих норм отвечало интересам служилых людей,   активно участвующих в третьем Соборе  1648   года.  Но важно отметить,  что  по Уложению крестьяне обладали все же некоторыми сословными правами. Беглых крестьян категорически предписывалось возвращать вместе с их имуществом, тем самым признавались их имущественные права. Признанием личных прав являлось  положение,  согласно  которому вступившие в брак в бегах крестьяне подлежали возврату владельцу только семьями. Но в целом крестьяне были почти совершенно бесправны как в личной, так  и  в  общественной  жизни   (ст.13 главы 2,  ст.6 главы 9, ст.261 главы 10) и т.д. Надо учитывать, что Уложение, не вмешиваясь во многие отношения феодалов с крестьянами,   оставляет простор для произвола вотчинников и помещиков:  в Уложении нет  норм,   регламентирующих размеры крестьянских повинностей. 

Если положение  вотчинных,  и особенно помещичьих,  крестьян   было гораздо тяжелее  положения   государственных крестьян,  то в самом низу этой лестницы стояли холопы и кабальные люди (ст.8,16,27,35,63,85 главы 27).  Холопы не имели личных и имущественных прав,  хотя фактически они все чаще превращались в пашенных людей и зачислялись в тягло. Если сравнивать статьи о крестьянах и о холопах, то можно отметить, что положение крепостного крестьянина  приблизилось к правовому положению  холопа. В  Уложении много внимания уделялось и некоторым социальным вопросам. В Смуте силой,  обеспечившей конечную   победу  над  внешними  и внутренними врагами,  были  сословия служилых людей и жителей  посадов.  16 и 17 главы были посвящены  упорядочению запутанных в годы  “московского разорения” земельных  отношений. Кто-то тогда утратил  крепости на свои владения, кто-то получил  их от самозванцев. В новом законодательном   своде  устанавливалось,  что вотчинами  имеют право владеть только служилые люди и гости.   Таким образом, собственность на землю становилась  сословной привилегией дворянства и верхушки купечества. В интересах  дворянства Уложение сглаживало разницу  между условным владением  - поместьем  (на условии и на время службы) и наследственным владением - вотчиной.  Отныне поместья можно менять на вотчины  и  наоборот.  Челобитьям посадских  людей удовлетворяла специально посвященная им 19 глава.  Согласно ей посадское население обособлялось в замкнутое сословие и прикреплялось к посаду (кроме того, борясь с попытками уклониться от посадского тягла, Уложение лишило людей “черных сотен” - права перехода  из  города  в  город (ст.19,22,37,38 главы 19).  Все жители посада должны были платить определенные подати и исполнять повинности в пользу государства. Из посада теперь нельзя было уйти, зато и войти можно было только при условии вступления  в тяглую   общину.  Это положение удовлетворило требование  посадских людей оградить их от конкуренции разных чинов людей,  которые, происходя из служилых, духовных, крестьян, торговали и занимались разными промыслами близ посадов,  в то же время не неся тягло.   Теперь все,  кто занимался торгами и промыслами, обращались в вечное посадское тягло.  Одновременно свободные ранее от тягла “белые слободы” (обеленные,  т.е. освобожденные от податей и повинностей государству), принадлежавшие светским феодалам и церкви, безвозмездно прикреплялись к государевым посадам.  Подлежали   возвращению на посады все ранее ушедшие оттуда. Их предписывалось “свозити на старые их посадские места,  где кто живал наперед сего, безлетно и бесповоротно”. Но  это   зафиксированное законом положение не было до конца реализовано на практике и весь 18 век посадские люди продолжали  ходатайствовать о ликвидации “белых мест”,  расширении городских территорий, запрещении крестьянам заниматься торгами и промыслами. 

Главное внимание Уложение уделяет феодалам. Оно закрепило  привелигированное положение представителей  господствующего   класса  (ст.1 главы 9, ст.27,30,90, главы 10, ст.1 главы 11) и т.д. Из текста Уложения видно, какие группы населения должны быть отнесены к феодалам землевладельцам (ст.1 главы 9,  ст.1 главы 11, ст.41-45,66 главы 16). Ряд статей подтверждает монопольное право феодала владеть землей с крестьянами (ст.46 главы 16), устанавливает их привилегии (ст.5,12,92,133,135 главы 10, ст.16,56 главы 18,9 и 22) и их обязанности нести “государеву службу” (ст.7,19 главы 7,  ст.69 гл.  16, ст.2 гл. 20). Основная часть феодалов называлась “служилые люди”,  хотя в их состав входили далеко не все феодалы,  и не только феодалы, но и стрельцы, казаки, пушкари и т.д., не имевшие ни крестьян,   ни поместий, ни вотчин, и получавшие за службу денежное  и хлебное жалование и некоторые льготы.  Уложение как кодекс феодального права защищает право частной собственности, и прежде всего,  собственность на землю. Основными видами собственности феодалов на землю были вотчины (ст.13,33,38,41,42,45 главы 17) и поместья (ст.1-3,5-8,13,34,51 главы 16).  Уложение делает серьезный шаг в направлении приравнивания правового режима поместий к режиму вотчин, это-касалось широких   кругов феодалов,  в особенности мелких.   Не случайно глава о поместьях стоит раньше в законе главы о вотчинах. 

Приравнивание поместий  к  вотчинам  шло по линии преимущественно  предоставления помещикам права  распоряжения землей.  До сих пор  правом собственности на землю обладали по существу только вотчинники (но и  их права были несколько ограничены, что сохранилось и в Уложении), однако в принципе вотчинник обладал  необходимым элементом права  собственности - правом распоряжения имуществом.  По иному обстоит дело с поместьем: в прежние годы  помещик   был лишен права распоряжения,  а порой и права владения землей (это было в том случае,   если помещик покидал службу).  Соборное Уложение  внесло  в это дело существенные изменения:  прежде всего оно расширило право помещика на владение землей -   теперь  помещик, вышедший в отставку,   сохранял право на землю,  и хотя ему не оставляли прежнего поместья, но давалось по определенной норме так называемое прожиточное поместье - своеобразная пенсия. Такую же пенсию получала и вдова помещика, и его дети до определенного возраста. 

Право распоряжения  поместьем по Соборному Уложению проявлялось в разрешении так  называемой сдачи прожиточного поместья,  в  возможности обмена поместья,  в том числе и на вотчину. Что  касается вотчин, то их можно было продавать  почти неограниченному кругу  феодалов,  и  статьи, посвященные  “государевым дворцовым и черным”  землям,  раскрывали положение царя как крупного феодала. 

Информация о работе Структура Соборного Уложения