Столыпинские реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Между тем исторический опыт представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретно исторических примеров. Если речь идет о реформаторской деятельности, то можно с уверенностью сказать, что на основе этих примеров можно в какой то мере приблизиться к пониманию реформ современных, а в определенных случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в будущем. Здесь уместно добавить, что, к сожалению, ценный исторический опыт иногда остается невостребованным: мы снова и снова повторяем ошибки прошлого, чтобы наши потомки в свою очередь и в свое время забыли об ошибках наших. Хочется верить, что максимально использовать опыт предыдущих поколений все-таки возможно.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3
1. Аграрная реформа П. А. Столыпина………………………………..... 4
1.1. Идеи, положенные в основу аграрной реформы…………………... 4
1.2. Практическое содержание аграрной реформы……………………. 7
1.3. Методы проведения аграрной реформы…………………………... 10
1.4. Итоги и последствия аграрной реформы………………………….. 11
1.5. Анализ причин краха аграрной реформы…………………………. 14
2. Реформа образования………………………………………………… 16
3. Земства………………………………………………………………… 16
4. Судебная реформа……………………………………………………. 17
5. Реформа в сфере промышленности: решение рабочего вопроса….. 17
6. Решение национального вопроса……………………………………. 20
7. Анализ причин краха столыпинских реформ………………………. 21
Список литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Столыпин.docx

— 78.09 Кб (Скачать)

            Проведение законопроекта в жизнь встретилось с немалыми трудностями:

            Во-первых, землеустроительные работы в Сибири не завершились (из-за нехватки государственных землемеров), а во-вторых, не хватало средств.

            Как еще одну причину, можно выделить парадоксальную, на первый взгляд, проблему, которая, как показала история, имела очень важные последствия для всей Российской империи в целом: Сибирь, будучи “страной крестьянской” за правые партии на выборах в Государственную думу не голосовала(!). Состав сибирских депутатов был представлен исключительно оппозиционными тогдашнему политическому режиму партиями и оказал большое влияние на характер обсуждения законопроекта о землеустройстве крестьян Сибири.

            Итак, вышеуказанный проект о землеустройстве оказался сибирским депутатам не по душе: они мотивировали это тем, что “сибирские старожилы, живя своей жизнью, никакого землеустройства не простят”. Обсуждение законопроекта затянулось безрезультатно вплоть до прекращения деятельности IV Государственной думы. Правда, до смерти Столыпина работа шла сравнительно споро, но потом, как известно, после смерти премьера, законопроект лишился главной своей заводной пружины и работа затянулась.

            Однако, еще в 1908 г. правительство приступило к размежеванию наделов крестьянских общин в Сибири. Интересно отметить один циркуляр, отправленный премьер министром сибирским губернаторам: “не допуская какие либо насилия над волею самих старожилов или новоселов, содействовать тому, чтобы сельские общества с общинным землепользованием перешли к владению личному”. Местным чиновникам в беседах с населением рекомендовалось проявлять служебный такт и благожелательную настойчивость. Несомненно, в этом предписании отразились новые подходы в попытках правительства провести фермеризацию России. Ведь в центральных областях насилие при создании хуторов и отрубов было обычной практикой.

            В Европейской России попытки выделиться на хутора и отруба обычно вызывали сопротивление середняцкой части деревни(многие крестьяне психологически не могли освободится от общинного уклада жизни). В Сибири же община была заметно слабей, и крестьяне охотно шли на отделение. Именно относительная незрелость сибирской общины во многом делала коренного деревенского мужика, не говоря уже о переселенцах, надежным сторонником столыпинских преобразований.

            Итак, вернемся к проблеме переселенческой политики. В задачу переселенческого управления, как это уже было сказано, входило разрешение насущного вопроса перенаселенности центральных губерний России. Основными районами переселения были Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток и Северный Кавказ. Правительство всячески поощряло заселение данных регионов: были устранены все препятствия и создан серьезный стимул для переселения в осваиваемые районы страны. Кредиты, отпускаемые переселенцам, увеличились в четыре раза по сравнению с периодом 1900 1904 гг. Проезд был бесплатным, специальные по конструкции, “столыпинские” вагоны, позволяли везти с собой скот и имущество.  

    1.   Методы проведения аграрной реформы
 

            До Столыпина правительство тоже старалось помогать богатым крестьянам, достаточно вспомнить льготные кредиты Крестьянского банка. Заметим, что Столыпин, напротив, отводил главенствующую роль в деле государственного поощрения не кредитам (т.е. денежным средствам), а говоря современным языком, вещественным рычагам. Действительно, деньги крестьянин мог попросту пропить, стать жертвой дельцов, финансовых воротил и чиновников. Именно поэтому Столыпин старался реализовать помощь в натуральном виде. В первых, путем создания развитой инфраструктуры: в зонах переселения правительство строило железные дороги, водохранилища, колодцы, школы. Так, к примеру, только медицинских пунктов было открыто около 500.

            Крестьянин также получал помощь в виде семян, скота, инвентаря, все это можно было использовать только в хозяйстве: продать все это в Сибири было некому. В связке “государство крестьянин” исключался перекупщик торговец.

            Говоря о методах проведения реформы нельзя не отметить, что они опирались на нажим аппарата, чиновников, полиции. (Ведь это была революция сверху!). Мы уже упоминали, реформа реализовалась в то время, когда в стране царила обстановка расстрелов, виселиц, прямого насилия властей. Преступник он и есть преступник, но то, что сама власть с помощью военно-полевого суда, в состав которого Столыпин запретил включать юристов, расстреливает своих граждан, это было невиданно. За период с 1905 до 1909 года число казненных революционеров не превышало 2,4 тыс. человек (сравните с 2,7 тыс. убитых представителей власти), но это нанесло огромный моральный удар по властям. Столыпин создал прецедент: право власти карать без объяснений.

          Столыпин утвердил и право власти вмешиваться в сугубо экономические отношения. Право государства на насилие в экономике впервые продемонстрировано в общероссийском масштабе именно Столыпиным в ходе его реформ.

    1.   Итоги и последствия  аграрной реформы

 

      Община  устояла в столкновении с частной  земельной собственностью, а после  Февральской революции 1917 года перешла  в решительное наступление. Теперь борьба за землю вновь находила выход  в поджогах усадеб и убийствах  помещиков, происходивших с еще  большим ожесточением, чем в 1905 году. “Тогда не довели дело до конца, остановились на полдороге? - рассуждали крестьяне. - Ну уж теперь не остановимся и истребим всех помещиков под корень.”

      Итоги столыпинской аграрной реформы выражаются в следующих цифрах. К 1 января 1916 г.  из общины в  чересполосное  укрепление  вышло  2 млн.  домохозяев.  Им принадлежало 14,1 млн.  дес. земли. 469 тыс. домохозяев, живших в беспередельных  общинах,  получили  удостоверительные акты на 2,8 млн.дес. 1,3 млн.  домохозяев перешли к хуторскому и отрубному владению (12,7 млн.  дес.).  Кроме того, на банковских землях образовалось 280 тыс.  хуторских и  отрубных  хозяйств - это особый счет.  Но и другие приведенные выше цифры нельзя механически складывать,  поскольку некоторые домохозяева,  укрепив наделы, выходили потом на хутора и отруба, а другие шли на них сразу, без чересполосного укрепления. По приблизительным подсчетам,  всего из общины вышло около 3 млн.  домохозяев,  что составляет  несколько меньше третьей части общей их численности в тех губерниях,  где проводилась реформа.  Впрочем,  как отмечалось, некоторые из выделенцев фактически давно уже забросили земледелие. Из общинного оборота было изъято 22 %  земель.  Около половины их пошло на продажу. Какая-то часть вернулась в общинный котел.

      За 11 лет столыпинской земельной реформы  из общины вышло 26% крестьян. 85% крестьянских земель осталось за общиной. В конечном итоге властям не удалось ни разрушить  общину, ни создать устойчивый и  достаточно массовый слой крестьян-собственников. Так что можно творить об общей  неудаче столыпинской аграрной реформы.

          Вместе с тем известно,  что  после окончания революции и  до  начала  первой мировой  войны положение в русской  деревне заметно улучшилось. Конечно,  помимо реформы, действовали и  другие факторы.  Во-первых, как  уже творилось, с 1907  г.  были  отменены выкупные платежи,  которые  крестьяне выплачивали в течение  40 с лишним лет.  Во-вторых, окончился  мировой  сельскохозяйственный  кризис  и начался рост цен  на зерно. От этого, надо  полагать, кое-что перепадало и  простым крестьянам.  В-третьих,  за годы революции сократилось  помещичье землевладение,  а в  связи с этим уменьшились и  кабальные формы эксплуатации. Наконец,  в-четвертых, за весь период  был только один неурожайный  год (1911),  но зато подряд  два года  (1912-1913) были отличные  урожаи.  Что же касается аграрной  реформы,  то такое широкомасштабное  мероприятие, потребовавшее столь  значительной земельной перетряски, не могло положительным образом  сказаться в первые же годы своею проведения. Тем не менее мероприятия, сопутствовавшие ей, были хорошим,  полезным делом.

      Это касается предоставления большей личной свободы  крестьянам, устройства хуторов  и отрубов на банковских землях, переселения в Сибирь, некоторых  видов землеустройства.

           К положительным итогам аграрной  реформы можно отнести:

- из  общины выделилось до четверти  хозяйств, усилилось расслоение  деревни, сельская верхушка давала  до половины рыночного хлеба,

- из  Европейской России переселилось 3 млн. хозяйств,

- 4 млн.  десятин общинных земель были  вовлечены в рыночный оборот,

- стоимость  с/х орудий увеличилась с 59 до 83 руб. на один двор,

- потребление  суперфосфатных удобрений выросло  с 8 до 20 млн. пудов,

- за  1890-1913 гг.  доход на душу сельского  населения вырос с 22 до 33 руб.  в год,

            Отрицательные итоги реформы:

- от 70%  до 90% вышедших из общины крестьян так или иначе сохранили связи с общиной,  основную массу крестьян составляли трудовые хозяйства общинников,

- вернулось  назад в Центральную Россию 0,5 млн. переселенцев,

- на  крестьянский двор приходилось  2-4 десятины,  при  норме 7-8 десятин,

- основное  с/х орудие - соха (8 млн. штук), 58% хозяйств не имели плугов,

- минеральные  удобрения применялись на 2% посевных  площадей,

- в 1911-1912 гг.  страну поразил голод, охвативший 30 млн. человек. 
 
 

1.5. Анализ причин  краха аграрной  реформы 

      В ходе революции и гражданской  войны общинное землевладение одержало решительную победу. Однако десятилетие  спустя, в конце 20-х годов, вновь  вспыхнула острая борьба между крестьянской общиной и государством. Итогом этой борьбы стало уничтожение общины. 

      Но  ряд  внешних  обстоятельств  (смерть  Столыпина,  начало войны) прервали столыпинскую реформу. Если же посмотреть на все те реформы, которые были задуманы Столыпиным и объявлены в декларации, то мы увидим, что большинству из них не удалось сбыться, а некоторые были только начаты, но смерть их создателя не дала им завершиться, ведь многие введения держались на энтузиазме Столыпина, который пытался хоть как то усовершенствовать политическую или экономическую структуру России.

      Сам  Столыпин  считал,  что для успеха его начинаний потребуется 15-20 лет. Но  и  за  период 1906 - 1913 годов  было сделано немало.

      Революция показала огромный социально-экономический  и политический разрыв между народом  и властью. Стране требовались радикальные  реформы, которых не последовало. Можно  сказать, что страна в период столыпинских реформ переживала не конституционный кризис, а революционный. Стояние на месте или полуреформы не могли решить ситуацию, а только наоборот расширяли плацдарм для борьбы за кардинальные преобразования. Только уничтожение царского режима и помещичьего землевладения могли изменить ход событий, меры, которые предпринял Столыпин в ходе своих реформ были половинчатыми. Главный же крах реформ Столыпина состоит в том, что он хотел осуществить реорганизацию вне демократическим путем и вопреки ему Струве писал:" Именно его аграрная политика состоит в кричащем противоречии с его остальной политикой. Он изменяет экономический фундамент страны,  то время как вся остальная политика стремится сохранить в возможно большей неприкосновенности политическую "надстройку" и лишь слегка украшает ее фасад.  Конечно же Столыпин был выдающимся деятелем и политиком, но при существовании такой системы, которая была в России, все его проекты "раскалывались" о непонимание или о нежелание понять всю важность его начинаний. Надо сказать, что без тех человеческих качеств, таких как: смелость, целеустремленность, напористость, политическое чутье, хитрость - Столыпину вряд ли удалось сделать хоть какой  вклад в развитие страны.

      Какие же уроки можем мы извлечь из опыта  столыпинской  реформы? В чем причины  ее поражения?

      Во-первых, Столыпин начал свои реформы с  большим опозданием (не в 1861 году, а  только в 1906). Во-вторых, переход от  натурального типа экономики к рыночному  в условиях административно - командной  системы возможен, прежде всего, на основе  активной  деятельности государства. При этом особую роль должна сыграть  финансово-кредитная деятельность  государства. Примером этому может  служить правительство, которое   сумело с поражающей быстротой и  размахом  переориентировать  мощный  бюрократический аппарат  империи  на энергичную работу. При этом   "локальная экономико-хозяйственная  рентабельность была принесена в  жертву сознательно ради будущего  общественного эффекта от создания и развития новых экономических  форм".  Так действовали  министерство финансов,  Крестьянский Банк, Министерство земледелия, другие государственные  институты.

Информация о работе Столыпинские реформы