Столыпинская программа

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:29, реферат

Описание работы

Столыпинская программа модернизации страны явилась последней перед революционными событиями 1917 г. попыткой разрешить острейшие вопросы российской действительности. В результате борьбы между консервативными и либеральными устремлениями правящих кругов первые одержали победу. Поэтому подавляющее большинство намеченных П.А. Столыпиным реформ (за исключением аграрной и отчасти военной) осталось нереализованным. Да и проведение преобразований в сельском хозяйстве вызвало сопротивление как окружения императора Николая II, так и большой части крестьянства, что обусловило незавершенность аграрной реформы.

Работа содержит 1 файл

Столыпинская программа....doc

— 124.50 Кб (Скачать)

    Основными задачами правительственной политики П.А. Столыпин считал сохранение Россией  целостности и великодержавного статуса с одновременным превращением ее в «государство правовое».

    Фундаментом государственной пирамиды, по мнению П.А. Столыпина, должно быть бессословное волостное земство. (По мере  проведения аграрной реформы основной фигурой  в местном самоуправлении становился крестьянин - предприниматель). Компетенция земств расширялась. При этом контроль за их деятельностью ослабевал. Местные административные власти должны были следить лишь за соблюдением законности  действий органов местного самоуправления.

    По  замыслу П.А. Столыпина, институт земских начальников упразднялся, а уездные предводители дворянства теряли административные функции. На смену тем и другим приходили соответственно участковые комиссары и начальники уездного управления. С целью пресечения коррупционного процесса планировалось создание административного суда, в компетенции которого было рассмотрение жалоб на должностных лиц.

    По  мере «успокоения» России должны были произойти изменения и в системе репрессивно-карательных органов. С жандармской полиции снимались обязанности по производству дознания по политическим делам. Она объединялась с общей полицией. Судебные функции земских начальников и сословного волостного суда передавались избираемому всем населением местному мировому суду (упразднен в период контрреформ Александра III). П.А. Столыпин в своей программе предусматривал европеизацию уголовного процесса: допущение защиты на предварительном следствии, введение состязательного начала в обряде предания суду, установление институтов условного осуждения и условного досрочного освобождения и т.п. 

    Не  остался без внимания и рабочий  вопрос. Предполагалась реформа законодательства, регулирующего отношения предпринимателя и наемных работников: легализация экономических стачек и профсоюзов, создание системы страхования и охраны труда.

    Реорганизация образовательной сферы должна была основываться на соблюдении принципа преемственности низшей, средней и высшей школы. П.А. Столыпин был сторонником введения всеобщего начального образования для всего населения России.

    Намечался переход к взиманию подоходного налога и некоторое усиление налогообложения состоятельных классов.

    Большое внимание  уделялось  восстановлению  военного  могущества  Российской империи. Потеряв почти полностью  в русско-японской  войне   1904-1905 гг. Балтийский и Тихоокеанские флоты, правительство основной упор в военно-морской программе 1907 г. делало на создание боеспособной балтийской эскадры. Она должна была обеспечивать безопасность столицы и побережья Финского залива от возможного нападения германского флота и высадки десанта.

    В результате проведенных в 1909-1913 гг. реформ русская армия приобрела  более стройную организацию, усилилась  ее боеспособность. Переход к территориальной системе комплектования обеспечил расширение социальной базы офицерского корпуса за счет буржуазии и других слоев населения. Этой же цели служила и отмена сословных ограничений при приеме в офицерские училища.

    П.А. Столыпин большое значение придавал претворению в жизнь так называемой «политики русского национализма», которая должна была предохранить реформируемую Россию от распада. Но именно эта часть программы модернизации страны подверглась наиболее ожесточенным нападкам, как справа, так и слева. 

    По  мысли реформатора, все государственные  учреждения (в том числе и Государственная  дума) должны остаться «русскими по духу», т.е. состоять преимущественно из русских людей. Следует отметить, что в документах граждан страны в дореволюционный период указывалась не национальность, а вероисповедание. Русскими считались все православные российские подданные. Доминирование Русской Православной церкви обеспечивалось также реализацией указания на необходимость положить «в основу всех законов о свободе совести начало государства христианского, в котором Православная церковь, как господствующая, пользуется данью особого уважения и особой со стороны государства охраною».

      П.А. Столыпин предложил продолжить  начатую во время правления  Александра III политику наступления на конституционные привилегии Финляндии, унифицировав гражданско- и административно-правовое пространство империи. В создаваемых на окраинах страны земствах искусственным путем расширялось представительство русских.

    Крайне  правые выступили против формирования в национальных окраинах органов местного самоуправления. Их возмущало также стремление заменить сословную солидарность дворян солидарностью всех «православно-русских», что на деле означало отказ от сословных привилегий. Черносотенные партии в своих программах взяли курс на выделение из сообщества «православно-русских» этнических евреев. Так, например, Русская монархическая партия выступила за запрещение евреям независимо от политических и религиозных взглядов нахождение на государственной службе. «Союз русского народа» оказал поддержку целям сионистских организаций, внеся в программу положения о выселении евреев из России и образовании независимого государства в Палестине. Поэтому национализм П.А. Столыпина крайне правым казался недостаточным.

    Левую оппозицию столыпинская политика русского национализма не устраивала прежде всего тем, что при ее возможной реализации имело место политическое неполноправие инородцев.

    Центральным вопросом всей внутренней политики самодержавия был аграрный вопрос, в котором переплелись и социально-экономические, и политические проблемы. П.А. Столыпин считал, что поправить положение дел в стране могли только решительные преобразования сельского хозяйства.

      Стремясь перехватить инициативу  у революции, правительство в  Манифесте от 3 ноября 1905 г. объявило о сокращении с 1906 г. в два раза выкупных платежей и об их отмене с 1 января 1907г., пообещав также принять всевозможные меры по улучшению положения крестьянства. В марте 1906 г. учреждались губернские и уездные землеустроительные комиссии, состоявшие из представителей администрации, земства и крестьян.

    В конце лета – осенью 1906 г. правительство П.А. Столыпина провело ряд мер по изменению правового и материального положения крестьян. 12, 27 августа и 19 сентября издаются указы о передаче Крестьянскому банку казенных и удельных земель (в распоряжении правительства таковых имелось 9 млн. десятин) с целью их продажи на льготных условиях крестьянам, нуждавшимся в земле.

    5 октября 1906 г. был издан указ  об уравнении крестьян в гражданских  правах с лицами других сословий, на основании которого они могли по своему желанию менять место жительства, выбирать род занятий, поступать на государственную службу, в учебные заведения, не спрашивая разрешения «мира», т.е. общины. Таким образом завершился начатый в 1861г. процесс личного освобождения крестьянства.

    9 ноября 1906 г. появился указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землепользования», разрешавший крестьянам выходить из общины  с принадлежащим каждому крестьянину в данное время земельным наделом. С данным указом в историографии и связывается начало столыпинской аграрной реформы. Со ссылкой на объявленную манифестом от 3 ноября 1905 г. отмену выкупных платежей за надельные земли указом устанавливалось, что с «этого срока означенные земли освобождаются от лежащих на них,  в силу выкупного долга, ограничений». 15 ноября 1906 г. был издан закон, разрешавший (в отмену закона 1893 г.) продажу и залог крестьянских земель.

    Таким образом, поставленный жизнью вопрос: идти по пути принудительного отчуждения частновладельческих земель (в основном дворянских) или видоизменять сельское хозяйство, опираясь на частное землевладение, П.А. Столыпин решил в пользу второго варианта. Правительство начало решительное наступление на общину, в которой видело пережиток прошлого, источник аграрного переселения страны.

    П.А. Столыпин учитывал и недавний опыт. Революция показала, что совместная жизнь крестьян в деревнях облегчает работу революционеров. В 1905-1907 гг. именно община часто была организатором захвата помещичьих усадеб. Крестьян же, получивших в свою собственность землю, как полагал реформатор, очень трудно будет левым радикалам в дальнейшем поднимать на бунт.

    Правительство не скрывало и то обстоятельство, что  делает ставку на «крепких» и «сильных»  хозяев и что порядок выхода из общины выгоден, прежде всего, зажиточным крестьянам, за счет которых предполагалось расширить социальную базу самодержавия.

    П.А. Столыпин был убежден и в агротехнических  преимуществах  фермерских хозяйств. Для него был привлекателен опыт прусских хуторов – крестьянских усадеб, находившихся в центре обрабатываемых земель и отдаленных друг от друга на 3-5 км. Несмотря на сохранение помещичьего землевладения, прусское сельское хозяйство достигло больших успехов. Оно вносило значительный вклад в производство аграрной продукции Германской империи. А если средняя урожайность пшеницы в России составляло 30 пудов с десятины, то в Германии - 77 пудов. Будучи Гродненским губернатором, Столыпин не без успеха пытался распространить прусский опыт среди крестьянского населения. Став председателем Совета министров, он расширил свою деятельность до масштабов страны.

    Выступая 10 мая 1907 г. на заседании II Государственной думы, П.А. Столыпин так сформулировал цель проводимой реформы: «Правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьян богатыми, достаточными, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину, то есть соли  земли русской освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и представить их в неотъемлемую собственность».

    Для осуществления намеченных преобразований требовались большие государственные затраты. П.А. Столыпин отмечал, что «для успеха дела увеличение крестьянского землевладения надлежит связать с улучшением форм землевладения, для чего необходимы меры поощрения и главным образом кредита».

    В целом условия проведения столыпинской аграрной реформы можно определить следующим образом: каждый крестьянин наделялся правом выходить из общины и получать находящуюся в его пользовании надельную землю в личную собственность. Кроме того, он мог потребовать сведения всех своих земельных участков в одно место без переноса (отруб), либо с переносом (хутор) усадьбы. Создавался фонд из части казенных и императорских земель (кроме того, правительство закупило несколько миллионов частновладельческих земель). Для покупки этих  земель Крестьянский банк давал денежные ссуды    (учреждались земельный, мелиоративный и переселенческий кредиты). Стремясь преодолеть «земельный голод» в центре России, правительство поощряло переселение крестьян за Урал. Пожелавшие уехать на новые земли освобождались на длительное время от налогов, получали в собственность участок земли (15 десятин на главу семьи и 45 – на остальных членов), денежное поощрение – 200 руб. на семью. Мужчины освобождались от воинского призыва.

    Указ  от 9 ноября 1906 г. был внесен на обсуждение II Государственной думы, но он был отвергнут, т.к. большинство депутатов ориентировалось на отчуждение помещичьих земель. После очень сложного обсуждения уже  в III Государственной думе и Государственном совете с некоторыми поправками указ 14 ноября 1910 г. был утвержден как закон. В 1911 г. было издано обширное положение о землеустройстве. Такова законодательная база, на основании которой и приводилась в жизнь столыпинская аграрная реформа.

3. Осуществление аграрной  реформы

 

    По  мере претворения в жизнь первой части известной формулы – «Сначала успокоение, а потом – реформы» - П.А. Столыпин приступил к реорганизации аграрного сектора. Успеху проведения реформы, казалось, должны были способствовать и внешние, и внутренние обстоятельства. В Европе завершился сельскохозяйственный кризис. Росли мировые цены на зерно. На положении российской деревни благоприятно сказались как отмена в 1907 г. выкупных платежей (к 1906 г. крестьяне выплатили помещикам 2,5 млрд. руб., что в три раза превысило первоначальную стоимость земли), так и отсутствие сильных неурожаев (исключением был 1911 г.).

    П.А. Столыпину удалось найти энергичных и преданных делу сотрудников. Одним  из них был А.В. Кривошеин1, возглавивший в мае 1908 г. Главное управление землеустройства и земледелия. В функции этого ведомства входило содействие повышению сельскохозяйственной культуры путем организации образцовых хозяйств и расширения агрономического образования, а также содействие в получении ссуд и пособий на мелиорацию. Расходы Главного управления выросли с 46,6 млн. руб. в 1907 г. до 146,3 млн. руб. в 1914 г. Земства на агрономическую помощь населению смогли выделить в 1909-1913 гг. 56,3 млн. руб. Правительство наладило деятельность Крестьянского банка, приобретшего у помещиков с целью последующей реализации крестьянам 4 млн. десятин земли.

    Однако  средств для осуществления аграрной реформы все же не хватало. Министр  финансов В.Н. Коковцов, положивший в  основу своей деятельности принцип  «жизни по имеющимся средствам, подчинения расходов имеющимся доходам», на словах поддерживал необходимость подъема производительности и доходности аграрного сектора, а на деле тормозил  все проекты устройства сельскохозяйственного кредита. Всего за 1906-1913 гг. на нужды крестьянского землеустройства из казны было выделено 1,5 млрд. руб. (на нужды обороны за тот же период – 4,36 млрд. руб.)  

    Проведение  аграрной реформы встретило затруднения  и иного плана. Не хватало людей  для землеустроительных работ. 64,3% хуторов  и отрубов было создано на основе разверстания целых селений. Это, во-первых, облегчало работу землеустроителей, во-вторых, давало возможность начальникам разных рангов получать «удобные» цифры для отчетов.

Информация о работе Столыпинская программа