Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:29, реферат
Столыпинская программа модернизации страны явилась последней перед революционными событиями 1917 г. попыткой разрешить острейшие вопросы российской действительности. В результате борьбы между консервативными и либеральными устремлениями правящих кругов первые одержали победу. Поэтому подавляющее большинство намеченных П.А. Столыпиным реформ (за исключением аграрной и отчасти военной) осталось нереализованным. Да и проведение преобразований в сельском хозяйстве вызвало сопротивление как окружения императора Николая II, так и большой части крестьянства, что обусловило незавершенность аграрной реформы.
Основными задачами правительственной политики П.А. Столыпин считал сохранение Россией целостности и великодержавного статуса с одновременным превращением ее в «государство правовое».
Фундаментом государственной пирамиды, по мнению П.А. Столыпина, должно быть бессословное волостное земство. (По мере проведения аграрной реформы основной фигурой в местном самоуправлении становился крестьянин - предприниматель). Компетенция земств расширялась. При этом контроль за их деятельностью ослабевал. Местные административные власти должны были следить лишь за соблюдением законности действий органов местного самоуправления.
По замыслу П.А. Столыпина, институт земских начальников упразднялся, а уездные предводители дворянства теряли административные функции. На смену тем и другим приходили соответственно участковые комиссары и начальники уездного управления. С целью пресечения коррупционного процесса планировалось создание административного суда, в компетенции которого было рассмотрение жалоб на должностных лиц.
По
мере «успокоения» России должны были
произойти изменения и в
Не остался без внимания и рабочий вопрос. Предполагалась реформа законодательства, регулирующего отношения предпринимателя и наемных работников: легализация экономических стачек и профсоюзов, создание системы страхования и охраны труда.
Реорганизация образовательной сферы должна была основываться на соблюдении принципа преемственности низшей, средней и высшей школы. П.А. Столыпин был сторонником введения всеобщего начального образования для всего населения России.
Намечался переход к взиманию подоходного налога и некоторое усиление налогообложения состоятельных классов.
Большое внимание уделялось восстановлению военного могущества Российской империи. Потеряв почти полностью в русско-японской войне 1904-1905 гг. Балтийский и Тихоокеанские флоты, правительство основной упор в военно-морской программе 1907 г. делало на создание боеспособной балтийской эскадры. Она должна была обеспечивать безопасность столицы и побережья Финского залива от возможного нападения германского флота и высадки десанта.
В результате проведенных в 1909-1913 гг. реформ русская армия приобрела более стройную организацию, усилилась ее боеспособность. Переход к территориальной системе комплектования обеспечил расширение социальной базы офицерского корпуса за счет буржуазии и других слоев населения. Этой же цели служила и отмена сословных ограничений при приеме в офицерские училища.
П.А.
Столыпин большое значение придавал
претворению в жизнь так
По
мысли реформатора, все государственные
учреждения (в том числе и
П.А. Столыпин предложил
Крайне правые выступили против формирования в национальных окраинах органов местного самоуправления. Их возмущало также стремление заменить сословную солидарность дворян солидарностью всех «православно-русских», что на деле означало отказ от сословных привилегий. Черносотенные партии в своих программах взяли курс на выделение из сообщества «православно-русских» этнических евреев. Так, например, Русская монархическая партия выступила за запрещение евреям независимо от политических и религиозных взглядов нахождение на государственной службе. «Союз русского народа» оказал поддержку целям сионистских организаций, внеся в программу положения о выселении евреев из России и образовании независимого государства в Палестине. Поэтому национализм П.А. Столыпина крайне правым казался недостаточным.
Левую оппозицию столыпинская политика русского национализма не устраивала прежде всего тем, что при ее возможной реализации имело место политическое неполноправие инородцев.
Центральным вопросом всей внутренней политики самодержавия был аграрный вопрос, в котором переплелись и социально-экономические, и политические проблемы. П.А. Столыпин считал, что поправить положение дел в стране могли только решительные преобразования сельского хозяйства.
Стремясь перехватить
В конце лета – осенью 1906 г. правительство П.А. Столыпина провело ряд мер по изменению правового и материального положения крестьян. 12, 27 августа и 19 сентября издаются указы о передаче Крестьянскому банку казенных и удельных земель (в распоряжении правительства таковых имелось 9 млн. десятин) с целью их продажи на льготных условиях крестьянам, нуждавшимся в земле.
5
октября 1906 г. был издан указ
об уравнении крестьян в
9 ноября 1906 г. появился указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землепользования», разрешавший крестьянам выходить из общины с принадлежащим каждому крестьянину в данное время земельным наделом. С данным указом в историографии и связывается начало столыпинской аграрной реформы. Со ссылкой на объявленную манифестом от 3 ноября 1905 г. отмену выкупных платежей за надельные земли указом устанавливалось, что с «этого срока означенные земли освобождаются от лежащих на них, в силу выкупного долга, ограничений». 15 ноября 1906 г. был издан закон, разрешавший (в отмену закона 1893 г.) продажу и залог крестьянских земель.
Таким образом, поставленный жизнью вопрос: идти по пути принудительного отчуждения частновладельческих земель (в основном дворянских) или видоизменять сельское хозяйство, опираясь на частное землевладение, П.А. Столыпин решил в пользу второго варианта. Правительство начало решительное наступление на общину, в которой видело пережиток прошлого, источник аграрного переселения страны.
П.А. Столыпин учитывал и недавний опыт. Революция показала, что совместная жизнь крестьян в деревнях облегчает работу революционеров. В 1905-1907 гг. именно община часто была организатором захвата помещичьих усадеб. Крестьян же, получивших в свою собственность землю, как полагал реформатор, очень трудно будет левым радикалам в дальнейшем поднимать на бунт.
Правительство не скрывало и то обстоятельство, что делает ставку на «крепких» и «сильных» хозяев и что порядок выхода из общины выгоден, прежде всего, зажиточным крестьянам, за счет которых предполагалось расширить социальную базу самодержавия.
П.А.
Столыпин был убежден и в
Выступая 10 мая 1907 г. на заседании II Государственной думы, П.А. Столыпин так сформулировал цель проводимой реформы: «Правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьян богатыми, достаточными, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину, то есть соли земли русской освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и представить их в неотъемлемую собственность».
Для
осуществления намеченных преобразований
требовались большие
В целом условия проведения столыпинской аграрной реформы можно определить следующим образом: каждый крестьянин наделялся правом выходить из общины и получать находящуюся в его пользовании надельную землю в личную собственность. Кроме того, он мог потребовать сведения всех своих земельных участков в одно место без переноса (отруб), либо с переносом (хутор) усадьбы. Создавался фонд из части казенных и императорских земель (кроме того, правительство закупило несколько миллионов частновладельческих земель). Для покупки этих земель Крестьянский банк давал денежные ссуды (учреждались земельный, мелиоративный и переселенческий кредиты). Стремясь преодолеть «земельный голод» в центре России, правительство поощряло переселение крестьян за Урал. Пожелавшие уехать на новые земли освобождались на длительное время от налогов, получали в собственность участок земли (15 десятин на главу семьи и 45 – на остальных членов), денежное поощрение – 200 руб. на семью. Мужчины освобождались от воинского призыва.
Указ от 9 ноября 1906 г. был внесен на обсуждение II Государственной думы, но он был отвергнут, т.к. большинство депутатов ориентировалось на отчуждение помещичьих земель. После очень сложного обсуждения уже в III Государственной думе и Государственном совете с некоторыми поправками указ 14 ноября 1910 г. был утвержден как закон. В 1911 г. было издано обширное положение о землеустройстве. Такова законодательная база, на основании которой и приводилась в жизнь столыпинская аграрная реформа.
По мере претворения в жизнь первой части известной формулы – «Сначала успокоение, а потом – реформы» - П.А. Столыпин приступил к реорганизации аграрного сектора. Успеху проведения реформы, казалось, должны были способствовать и внешние, и внутренние обстоятельства. В Европе завершился сельскохозяйственный кризис. Росли мировые цены на зерно. На положении российской деревни благоприятно сказались как отмена в 1907 г. выкупных платежей (к 1906 г. крестьяне выплатили помещикам 2,5 млрд. руб., что в три раза превысило первоначальную стоимость земли), так и отсутствие сильных неурожаев (исключением был 1911 г.).
П.А.
Столыпину удалось найти
Однако
средств для осуществления
Проведение аграрной реформы встретило затруднения и иного плана. Не хватало людей для землеустроительных работ. 64,3% хуторов и отрубов было создано на основе разверстания целых селений. Это, во-первых, облегчало работу землеустроителей, во-вторых, давало возможность начальникам разных рангов получать «удобные» цифры для отчетов.