Столыпинская программа

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:29, реферат

Описание работы

Столыпинская программа модернизации страны явилась последней перед революционными событиями 1917 г. попыткой разрешить острейшие вопросы российской действительности. В результате борьбы между консервативными и либеральными устремлениями правящих кругов первые одержали победу. Поэтому подавляющее большинство намеченных П.А. Столыпиным реформ (за исключением аграрной и отчасти военной) осталось нереализованным. Да и проведение преобразований в сельском хозяйстве вызвало сопротивление как окружения императора Николая II, так и большой части крестьянства, что обусловило незавершенность аграрной реформы.

Работа содержит 1 файл

Столыпинская программа....doc

— 124.50 Кб (Скачать)

Введение

 

    Столыпинская  программа модернизации страны явилась  последней перед революционными событиями 1917 г. попыткой  разрешить  острейшие вопросы российской действительности. В результате борьбы между консервативными  и либеральными устремлениями правящих кругов первые одержали победу. Поэтому подавляющее большинство намеченных П.А. Столыпиным реформ (за исключением аграрной и отчасти военной) осталось нереализованным. Да и проведение преобразований в сельском хозяйстве вызвало сопротивление как окружения императора Николая II, так и большой части крестьянства, что обусловило незавершенность аграрной реформы.

    Изменение политической ситуации в России в  конце XX в., переход к «курсу реформ» вызвали в обществе живой интерес к преобразовательской деятельности П. А. Столыпина, стремление выделить и в дальнейшем использовать рациональные элементы программы модернизации страны. Поэтому обращение к событиям начала XX в.  в ситуации современной России носит не только научный, но и практический характер.

    В целях более глубокого изучения темы представляется целесообразным выделить следующие проблемы:

    1.Исторические  условия разработки и реализации  столыпинской программы модернизации России.

    2. Содержание программы реформ  П.А. Столыпина.

    3. Осуществление аграрной реформы. 

    При изучении первой проблемы необходимо проанализировать изменения в социально-политической системе России, произошедшие в ходе революции 1905-1907гг. Обратите внимание на расстановку политических сил в I и II Государственных думах. Ответьте на вопрос: почему они были распущены Николаем II? Уясните сущность третьеиюньской политической системы. Определите, на какие общественные силы мог опереться Столыпин при проведении реформаторской политики.

    Анализируя  вторую проблему, ответьте на вопросы: как определил П.А. Столыпин главную цель реформирования страны? Посредством каких преобразований предполагалось ее достичь? Обратите внимание на точки зрения оппонентов председателя Совета министров.

    При рассмотрении третьей проблемы проанализируйте  сложности, возникшие во время реализации аграрной реформы. Какой характер – объективный или субъективный – они, на Ваш взгляд, носили? Сравните замысел реформы и ее итоги.

    В последние годы политики, публицисты и ученые часто посвящают свои работы преобразовательской деятельности П.А. Столыпина. Причем нередко аграрная реформа рассматривается односторонне, с большой долей эмоциональности. Задачей же научного познания является не обвинение, а изучение и объяснение прошлого. Поэтому при анализе темы необходимо оставаться предельно объективными в своих выводах и рассуждениях, опираясь на анализ конкретных фактов, событий и явлений.

1. Исторические условия  разработки и реализации  столыпинской аграрной  программы модернизации  России

 

    Анализ  российской истории показывает, что  царизм хронически запаздывал с проведением необходимых преобразований и не желал идти на сколько-нибудь значительные уступки. Российские самодержцы приступали к реформам, как правило, только под давлением чрезвычайных обстоятельств – крупных военных поражений или мощных народных восстаний.  Такой важный фактор модернизации существующего строя, как либерально – оппозиционное движение, в России действовал очень слабо.

    Революция 1905-1907 гг. стала беспрецедентным  явлением. Такого размаха народных выступлений  страна еще не знала. Уже в январе 1905 г. бастовало 444 тыс. человек, т.е. больше, чем за предшествующее десятилетие. В январе – марте число забастовщиков выросло до 810 тыс. человек. Рабочее движение стало всероссийским. Происходило организационное оформление органов народной власти. Так, в Иваново – Вознесенске был создан Совет  уполномоченных депутатов. В октябре – ноябре  1905 г. формируются советы в Петербурге и Москве. К весне активизировалось и крестьянское движение, охватившее 1/5 всех уездов Европейской России.

    Николай II колебался между стремлением не отступать от самодержавного образа правления и боязнью «потерять все». Под напором революции правительство пошло на первую уступку и обещало создать законосовещательную Государственную думу (по имени министра внутренних дел А.Г. Булыгина она получила название «булыгинской»).  Однако в новых условиях этого оказалось мало. Восстание на броненосце «Потемкин» в июне 1905 г.  возвестило о начале включения в революционное движение армии и флота. С октября по декабрь 1905 г. в вооруженных силах произошло 89 выступлений. С начала сентября наблюдался резкий подъем рабочего движения, итогом которого стала начатая московскими железнодорожниками Всероссийская октябрьская политическая стачка (более 2 млн. участников).

    У Николая II было два возможных варианта дальнейших действий: либо введение военной диктатуры, либо провозглашение либерально-конституционных реформ, которые должны были внести раскол в оппозиционный лагерь. Для реализации первого варианта, казалось, не было сил, поэтому под давлением премьер-министра С.Ю. Витте 17 октября издается Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором, во-первых, говорилось о необходимости «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов». Во-вторых, император объявлял о расширении состава думских избирателей за счет «тех классов населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав». В-третьих, устанавливалось «незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы». Провозглашалось создание Совета министров, на который возлагалось направление и объединение действий всех ведомств по вопросам законодательства и высшего государственного управления. (Законопроекты не могли быть внесены в Государственную думу без предварительного обсуждения в Совете министров. Однако правительство было ответственно только перед царём).

    Издание манифеста 17 октября имело поворотное значение в истории революции 1905-1907 гг. Царская власть стала выходить из изоляции. От оппозиционного движения отошли верхние и средние слои населения, нуждавшиеся в защите государственной власти. Начался процесс создания политических партий в консервативном (“Русская монархическая партия”, ”Союз русских людей”, ”Союз русского народа» и др.) и в либеральном («Союз 17 октября», «Конституционно-демократическая партия») спектрах общественно-политических движений.

    После подавления декабрьского (1905 г.) Московского восстания власти все более склоняются к силовому варианту разрешения ситуации. В Совете министров (создан в октябре 1905 г.) прорабатывается вопрос о введении военно-полевых судов. В этих условиях правительственная программа «политико-экономических мероприятий, способных устранить в будущем аграрные беспорядки» остается нереализованной. В апреле 1906 г. С.Ю. Витте вместе со своим кабинетом был отправлен в отставку.

    К началу 1906 г. главным в политической жизни стал вопрос о созыве первого российского парламента. В феврале Государственный совет был преобразован в его верхнюю палату, получив законодательные права, равные правам Думы. Совет должен был утверждать проекты, прошедшие одобрение в нижней палате. В его состав теперь входили  не только назначенные царем лица, но и выбранные. Из 98 членов Государственного совета 74 составляли крупные политики, 12 членов – представители от православного духовенства, академиков, профессоров университетов и 12 членов - от торгово-промышленной буржуазии. Председатель и вице-председатель назначались императором. Такой состав Государственного совета гарантировал выполнение им роли буфера между нижней палатой и царем.

    Выборы  в Государственную думу происходили  на основе указа, принятого 11 декабря 1905 г. Они не были ни прямыми, ни всеобщими (в выборах не участвовали батраки, женщины, солдаты, матросы, учащиеся и рабочие, занятые на мелких предприятиях), ни равными. Каждое сословие имело свои формы представительства: 1 голос помещика приравнивался к 3 голосам буржуазии, 15 - крестьян и 45 голосам рабочих. В результате в Государственную думу было избранно 179 кадетов, 63 автономиста, 97 трудовиков, 17 социал-демократов (меньшевиков), 105 беспартийных. Черносотенцы в Думу не прошли.  Большевики выборы бойкотировали.

    С первых дней работы Думы (апрель 1906 г.) начался конфликт с самодержавной властью. Депутаты нижней палаты составили на имя императора адрес, в котором изложили требования и программы законодательной деятельности: введение всеобщего избирательного права, необходимость ответственного министерства, амнистии, отмена смертной казни и освобождение страны от военного положения, право Думы пересматривать законы, свобода слова, совести, собраний, решение аграрного и рабочего вопросов. Николай II отнесся к документу резко отрицательно, а депутации в приеме  было отказано.

    Еще большую неприязнь в правительственных  кругах вызвало обсуждение в Думе проектов аграрной реформы. Кадеты и трудовики (фракция, близкая к эсерам) настаивали на создании государственного земельного фонда из казенных, монастырских и части помещичьих земель. При этом, по мнению кадетов, необходимо было сохранить рентабельные помещичьи хозяйства. Изымаемая земля должна была выкупаться с отнесением части расходов за счет государства. Проект трудовиков предполагал безвозмездное принудительное отчуждение помещичьих земель, по существу ее национализацию. Наиболее радикальным был эсеровский документ о немедленной ликвидации частной собственности на землю и ее распределение на основах «уравнительного землепользования». Правительство отвергло все проекты. В ночь с 8 на 9 июля 1906 г. Николай II подписал указ о роспуске Государственной думы.

    В данной ситуации царским самодержавием  и был востребован П.А. Столыпин (1869-1911 гг.). Выходец из старинного дворянского рода, крупный помещик, он смог сделать успешную карьеру в Министерстве внутренних дел. С 1902 г. - губернатор Гродненской губернии, а с февраля 1903 г. – Саратовской. За успешное подавление крестьянских выступлений получил широкую известность и личную благодарность царя. Видимо, данное обстоятельство стало решающим при назначении П.А. Столыпина в апреле 1906 г. министром внутренних дел, а в июле - председателем Совета министров.

    В августе 1906 г. был принят разработанный  под руководством П.А.Столыпина указ о военно-полевых судах. Судопроизводство в них должно было завершаться в пределах 48 часов, а приговор по распоряжению командующего округом исполнялся в 24 часа. Только с августа 1906 г. по апрель   1907 г. по решению военно-полевых судов было казнено более 1100 человек. Но открыто посягнуть на Манифест 17 октября власти пока еще не смогли. Поэтому было объявлено о созыве II Государственной думы.

    II Дума (февраль-июнь 1907 г.) оказалась более левой, чем первая. Большинство мест в ней получили трудовики, эсеры и социал-демократы – 222 (43%). Кадеты заняли лишь 98 мест. Фракция октябристов и умеренно-правых насчитывала 44 депутата, крайне правых было 10.

    Как и раньше, центральным являлся  аграрный вопрос. Трудовики снова  поставили на обсуждение проект безвозмездного отчуждения всех частновладельческих земель и распределение их по «трудовой норме». Социал-демократы настаивали на полной конфискации помещичьих земель. Кроме того, левый блок выступил против военно-полевых судов и осуждения революционного террора. Такая позиция предопределила судьбу II Государственной думы. 3 июня 1907 г. она была распущена. Одновременно публиковался новый избирательный закон. Это явилось нарушением принятых в апреле 1906 г. «Основных законов Российской империи», по которым каждый новый закон должен быть одобрен парламентом. 3 июня считается последним днем революции 1905-1907гг.

    В послереволюционный период продолжалось наступление реакции во всех областях общественной жизни. Однако ликвидировать  Государственную думу уже было невозможно. Значит, ее надо было приспособить к нуждам самодержавия. Для этого следовало изменить состав нижней палаты. На основании нового избирательного закона, одним из творцов которого был П.А. Столыпин, сохранилось прежнее число избирателей, но соотношение выборщиков между куриями было уже другим. Помещики и крупная буржуазия, составлявшие менее 1% населения страны, избирали более 2/3 всех выборщиков.

    В состав III Государственной думы (ноябрь 1907 – июнь 1912 гг.) вошли: правых – 50, «умеренно-правых» - 71, националистов – 26, октябристов (центр) – 152, прогрессистов (либеральная партия) – 28, кадетов – 54, трудовиков – 13, социал-демократов – 20, поляков и литовцев – 18, мусульман – 8. Самой многочисленной фракцией в Думе стали октябристы, от которых и зависела судьба любого голосования. Так, если октябристы голосовали вместе с правыми, создавалось «правооктябрьское» большинство, если они присоединялись к кадетам, то получалось «левооктябрьское» или «октябристско-кадетское» большинство. Так сложился механизм парламентского  маятника, который, благодаря лавированию правительства между правыми и кадетами, позволял П.А. Столыпину проводить нужную ему линию. С помощью «левооктябристского» большинства правительство добивалось принятия законопроектов, рассчитанных на умеренно-либеральные реформы, а, опираясь на «правооктябристский» блок, могло реализовать военно-полицейские меры. Однако такая конструкция была неустойчивой. Без прочной опоры как среди радикальной части общественности, так и социальных низов Дума могла контролировать ситуацию лишь при авторитарной «подпорке» в лице традиционного самодержавия. Слабость авторитета Государственной думы объяснялась и отсутствием в российской истории традиций парламентаризма. Одним из главным факторов, приведших в тупик третьеиюньскую систему власти, была позиция императора Николая II. Оправившись от растерянности, вызванной революционными событиями 1905-1907 гг., он либо непосредственно, либо благодаря Государственному совету стал блокировать уже прошедшие через думу либеральные законопроекты. 

2. Содержание программы  реформ П.А. Столыпина

 

    Говоря  о столыпинском курсе реформ, следует  отметить, что самому П.А. Столыпину  принадлежит лишь ее общая идея: сначала «захватить» Россию в  кулак, а затем, «проведя земельную  реформу, долженствующую уничтожить опаснейшую для России партию социал-революционеров» начать «постепенно разжимать кулак», т.е. углублять процесс либерального реформирования страны. Многие положения программы были позаимствованы П.А. Столыпиным у С.Ю. Витте, выступившего во время работы Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности (1902 г.) с предложением о переходе от общинного к хуторскому землевладению. Тем не менее, именно Петр Аркадьевич обобщил наработки других авторов, свел их в соответствии со своим пониманием проблемы в программу модернизации страны, именно он активно боролся за ее реализацию.

Информация о работе Столыпинская программа