Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:16, реферат
Не так давно Россия вступила в новый век и в новое тысячелетие, уже более десяти лет как сменился Советский режим, и Россия живет по демократическим принципам, но до сих пор стоит на распутье, ищет именно тот приемлемый национальный путь, который и отличает ее от других стран. За последнее десятилетие проводилось множество реформ, образцом которых чаще всего служили европейские и западные страны со своими индивидуальными специфическими особенностями.
I. Введение
1. Актуальность работы …………………………………………………………………..3 стр.
2. Цель работы ……………………………………………………………………………..4 стр.
3. Степень изученности проблемы ………………………………………………………4-5 стр.
II. Основная часть
1. В преддверии великого реформатора …………………………………………………6-7 стр.
2. Краткая библиография Столыпина ……………………………………………………7-9 стр.
3. Столыпин и его земельная реформа …………………………………………………9-29 стр.
III. Заключение
1. Историческая роль Столыпина ………………………………………………………30 стр.
IV. Список используемой литературы …………………………………………………31 стр.
- отнять землю у помещиков;
- ничего не делать;
- подтолкнуть помещиков и
П. А. Столыпин
выбрал третий вариант, он всегда выступал
за достаточно решительные действия в
рамках закона и без насилия. Он понимал,
что болезни России требуют радикального
вмешательства, и был подобен врачу, который
лечит пациента вопреки желаниям больного,
который без лечения неминуемо погибнет.
твет Петра Аркадьевича на главный вопрос
текущего момента был предельно четок
и прост: "Естественным противовесом
общинному началу является единоличная
собственность. Она же служит залогом
порядка, т. к. мелкий собственник представляет
из себя ту ячейку, на которой покоится
устойчивый порядок в государстве".
Собственность на землю, таким образом,
приобретает универсальное значение как
инструмент реформирования всего общества.
Выход из кризиса по П. Столыпину состоял
в следующем: "...Если бы дать возможность
трудолюбивому землеробу получить сначала
временно, а затем закрепить за ним отдельный
участок, вырезанный из государственных
земель или из земельного фонда Крестьянского
банка, причем обеспечена была бы наличность
воды и другие насущные условия культурного
землепользования, то наряду с общиной,
где она жизненна, появился бы самостоятельный,
зажиточный поселянин, устойчивый представитель
земли ". Политический аспект проблемы,
по мнению Столыпина, состоял в следующем.
Главный враг крестьянина - "третий
элемент", то есть деклассированная
левая интеллигенция, питающая врожденную
антипатию к традициям русского хозяйствования,
к деревне и сельскому люду, но подстрекающая
крестьянина к бунтам и экспроприации
имений.
П. Столыпин предложил поддерживать нарождение
земельной партии, имеющей корни в народе,
которая, противопоставленная теоретикам,
могла бы обезвредить "третий элемент".
К сожалению, данный проект никогда не
был реализован, а попытки сотрудничать
с правыми и правоцентристскими партиями
имели лишь временный успех. Столыпинская
аграрная реформа в корне отличалась от
идеи левых политиков конфисковать землю
у помещиков и просто раздать ее. Во-первых,
такой подход был неприемлем с точки зрения
норм цивилизованной частной собственности.
Во-вторых, то, что дается даром, в России
редко используется эффективно. Традиционный
для нас лозунг "отнять и поделить"
никогда никому не приносил пользы. Нельзя
создать ответственного собственника,
нарушая права собственности других. Это
аксиома. 16 ноября 1907 г. П. А. Столыпин говорил
депутатам Третьей Государственной думы:
«Не беспорядочная раздача земель, не
успокоение бунта подачками, - бунт погашается
силою, - а признание неприкосновенности
частной собственности, и как последствие
отсюда вытекающее - создание мелкой земельной
собственности, реальное право выхода
из общины и разрешение вопросов улучшенного
землепользования - вот задачи, осуществление
которых правительство считало и считает
вопросами бытия русской державы».1
К сожалению, и сегодня, 90 лет спустя,
в России нет реальной неприкосновенности
частной собственности. Так и не решена
до конца земельная проблема, несмотря
на соответствующие записи в Конституции.
По сути дела, П. Столыпин придерживался
чисто экономических принципов реформирования
экономики, хотя и полагал, что невежественных
крестьян для их же пользы следует всячески
подталкивать к выходу из общины, в том
числе иногда и административными методами.
Конечно, существование общины и доминирование
помещиков было отражением политической
системы тогдашней России. В этом смысле
против Петра Столыпина выступали не только
левые, которые хотели насильственной
экспроприации земли для передачи крестьянам,
но и правые, которые видели в реформе
прямую угрозу существующему политическому
строю. Петру Аркадьевичу приходилось
бороться с собственным классом, со своими
коллегами по правящей верхушке.
Был и еще один вопрос, который был составной
частью аграрной реформы. В начале двадцатого
века в России остро стояла проблема нехватки
земли, и любая реформа должна была затронуть
эту проблему. Эта проблема встала на повестку
дня прежде всего из-за отсутствия реформ,
крайне низкой производительности труда,
неправильной агротехники, чересполосицы
и т. д. Весь мир продвинулся вперед, а Россия
стояла на месте. В результате с ростом
численности населения все больше ощущалась
нехватка земли, так называемое аграрное
перенаселение, что усиливало социальную
напряженность в деревне.
Распределение земли:2
Владельцы земли |
Площадь земли |
% от всей площади |
Крестьяне |
138,8 млн. десятин |
35,1 % |
Помещики |
101,7 млн. десятин |
25,8 % |
Церковь и государство |
154,7 млн. десятин |
39,1 % |
Всего |
395,2 млн. десятин |
100 % |
3
Причины |
Число ответов |
% от общего числа ответов |
Для продажи |
73 |
53,2 % |
Чтобы при переделе земля не отошла к другим |
38 |
27,7 % |
Для улучшения хозяйства |
26 |
19,1 % |
Итого |
137 |
100 % |
Поскольку ликвидация общины не могла дать немедленных результатов, составной частью реформы фактически стало введение в оборот государственных и банковских земель и содействие переселению крестьян в Сибирь, два этих процесса шли параллельно.
________________________
Столыпин П. А. Речи 1906-1911. С. 79.
2Казарезов В.В. Столыпин: история и современность. Новосибирск, 1991
3 Огановский Н.П. Революция наоборот. Пг. 1917. С. 27.
Выше уже приводились
конкретные меры, предпринятые Петром
Аркадьевичем в 1906 г. для осуществления
аграрной реформы. Но, по сути, началось
все еще раньше. В марте 1906 г. вышел указ
о землеустроительных комиссиях, и временные
правила о них были внесены в Думу. Но законом
они стали лишь 29 марта 1911г. (это не сдержало
работу по землеустройству). Двенадцатого
августа 1906 г. Крестьянскому поземельному
банку передали для продажи малоземельным
крестьянам удельные земли и затем 27 августа
1906 г. - казенные земли (правда, значительная
их часть уже была в аренде у крестьян).
10 октября 1906 г. Столыпин докладывал и
самостоятельно защищал проект реформы
на заседании Совета министров. Я не помню
случая, чтобы хотя бы один наш современный
премьер-министр докладывал конкретную
реформу и мог ее защищать. Очень часто
и министры доверяют доклады своим заместителям,
так как попросту не владеют материалом.
Все члены правительства находили, что
"община не заслуживает далее покровительства
закона". 9 ноября 1906 г. проект "Особого
журнала" Совета министров был доложен
царю Николаю II, который написал на нем
положительную резолюцию: "Согласен
с мнением председателя и 7 членов".
Реформа получила четкие очертания.
Она начала осуществляться с принятия
двух важнейших указов царя. Первый был
выпущен в развитие Указа от 3 ноября 1905
г. об уменьшении выкупных платежей крестьян
с 1 января 1906 г. наполовину, а с 1 января
1907 г. - полностью.
Второй - в развитие
Указа о помощи Крестьянского банка малоземельным
крестьянам в покупке земли (правда, этот
указ практически не исполнялся).
9 ноября 1906 г. последовал Указ о крестьянском
землевладении и землепользовании. Этот
важнейший указ дал каждому владельцу
общинного надела право закрепить его
себе в личную собственность. При этом
в общинах, где не было переделов в течение
24 лет, за крестьянином закреплялся весь
его надел, а в остальных за излишки сверх
расчетной доли каждого члена общества
надо было платить обществу по первоначальной
средней выкупной цене за десятину.
Первая статья данного указа часто цитируется
и гласит: "Каждый домохозяин, владеющий
надельною землею на общинном праве, может
во всякое время требовать укрепления
за собою в личную собственность причитающейся
ему части из означенной земли". По сути
дела, крестьянину давали свободу от оков
общины. В указе говорилось, что выход
из общины осуществляется в месячный срок
после подачи заявления по приговору общины
простым большинством голосов, причем
община устанавливает конкретный участок
земли и необходимую доплату. Если общество
в указанный срок не делает такого приговора,
то все полномочия переходят земскому
начальнику или соответствующему ему
должностному лицу.
Выходящий из общины мог также требовать,
чтобы ему выделяли участок в одном месте
(а не в разных местах), а при невозможности
этого - получить в качестве компенсации
за разрозненные участки некоторые деньги.
Чересполосица в основном сохранялась.
5 декабря 1908 г. П. Столыпин говорил об этом
указе: "В основу закона 9 ноября положена
определенная мысль, определенный принцип.
«В тех местностях России, где личность
крестьянина уже получила определенное
развитие, где община, как принудительный
союз, ставит преграду для самостоятельности,
там необходимо дать ему свободу трудиться,
богатеть, распоряжаться своей собственностью;
надо дать ему власть над землею, надо
избавить его от кабалы отживающего общинного
строя"1. Далее он разъяснял свою
позицию относительно общины: "Неужели
не ясно, что кабала общины, гнет семейной
собственности является для 90 млн. населения
горькой неволей? Неужто забыто, что этот
путь уже испробован, что колоссальный
опыт опеки над громадной частью нашего
населения потерпел уже громадную неудачу?
Нельзя возвращаться на этот путь, нельзя
только на верхах развешивать флаги какой-то
мнимой свободы. Необходимо думать и о
низах, нельзя уходить от черной работы,
нельзя забывать, что мы призваны освободить
народ от нищенства, от невежества, от
бесправия”2.
Кроме того, в той же речи Петр Столыпин
сделал свое знаменитое замечание о том,
для кого
пишутся законы: "…проводя в порядке ст. 87 закон 9 ноября 1906 г., оно (правительство) делало ставку не на убогих и пьяных, а на крепких и на сильных"3. Эти слова особенно ценны,
так как лишены традиционного
популизма политиков, П. Столыпин твердо
верил, что законы надо писать для сильных
и разумных, что "нельзя ставить преграды
обогащению сильного для того, чтобы слабые
разделили с ним его нищету"4.
Можно ли было объяснить суть дела более
доходчиво? Однако, как ни странно, этого
не понимали тогда, не понимают и сегодня.
По сути дела, указ сводился к насаждению
частной собственности на землю путем
облегчения выхода из общины и развития
хуторского и отрубного хозяйства на надельных
землях взамен чересполосицы. При этом
выход из общины стимулировался, например,
льготами по покупке земли у общины, а
также землеустроительным, финансовым
и кредитным содействием новым хозяевам.
Циркуляр Министерства
внутренних дел от 9 декабря 1906 г. установил,
что если крестьянин подал заявление о
выходе после решения схода об очередном
переделе, но до его утверждения уездным
съездом, то он закрепляет надел в прежнем
размере. То есть фактически государство
прекратило переделы, так как каждый теряющий
хорошую землю мог выйти из общины и тем
самым остановить передел. На этот циркуляр
было столько жалоб, что в декабре 1907 г.
его отменили, но свою положительную роль
он сыграл. Наконец, 14 июня 1910 г. был
издан Закон об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении, который фактически в принудительном порядке признавал личными собственниками всех домохозяев тех общин, где не производились переделы в течение 24 лет.
____________________
Столыпин П. А. Речи 1906-1911. С. 147.
2Столыпин П. А. Речи 1906-1911. С. 149-150.
3Столыпин П. А. Речи 1906-1911. С. 149.
4Столыпин П. А. Речи 1906-1911. С. 149-150.
Теперь разверстывать
стали целые селения. Это было желание
ускорить процесс земельной реформы, но
породило много скандалов и противоречий,
так как уже нельзя было осуществлять
передел земли. Также и Закон о землеустройстве
от 29 мая 1911 г. позволял подворникам разверстываться
простым большинством голосов (ранее -
2/3 голосов), чтобы ускорить процесс ликвидации
общины. Реформа подразумевала огромную
техническую работу по развертыванию
тысяч деревень, что могло привести к огромному
числу спорных ситуаций. Нужны были детальные
инструкции, многие тысячи хорошо подготовленных
землемеров. Штат землемерной части землеустроительных
комиссий, например, вырос с 650 человек
в 1907 г. до 7000 человек к 1914 г. Бюджет земельного
ведомства непрерывно увеличивался: с
46 млн. рублей в 1907 г. до 157 млн. рублей в
1914 г. (то есть оно стало одним из ведущих
по этому показателю).
По иронии судьбы в роли помощника
землемера на какое-то время выступил
сын П. Столыпина Аркадий в период революции
на Украине. То есть даже в то время продолжались
землеустроительные работы. Надо также
вспомнить о том, что параллельно чисто
аграрным вопросам правительство пыталось
двигать реформы и в других сферах жизни.
Например, Указ
от 5 декабря 1906 г. ввел свободу избрания
места жительства для крестьян, отменил
телесные наказания по приговору
волостных крестьянских судов, упразднил
право земских и крестьянских
начальников арестовывать и штрафовать
крестьян за административные нарушения.
Окончание революции 1905
г. и разгон Второй Государственной думы
кардинально изменили политическую обстановку
в стране, и темпы выхода из общины увеличились.
Конфискация помещичьих земель больше
не стояла на повестке дня. Это напоминает
ситуацию в России после роспуска Верховного
Совета осенью 1993 г. - только после этого
момента большинство граждан перестали
ждать возврата старой системы.
В 1908 г. число укрепившихся крестьян выросло
в 10 раз по сравнению с 1907 г. (свыше 500 тыс.
человек), а в 1909 г. был достигнут абсолютный
рекорд - 579 тыс. крестьян, покинувших общину.
Далее эти цифры по понятным причинам
начали снижаться, особенно с началом
Первой мировой войны1. В целом из
общины за период реформы выделились миллионы
домохозяев. К 1 января 1916 г. из 9,2 млн. общинных
дворов вышло 2,5 млн. крестьян-общинников
(более четверти) и почти 15% общинных земель
(17 млн. десятин). В том числе на отруба
и хутора вышло более 1,3 млн. домохозяев
(2,7 млн. десятин), что также было несомненным
успехом, хотя и не решило всех проблем
российского сельского хозяйства. Всего
за годы реформы из общины вышло около 3 млн. человек - около трети домохозяев. Вместе с ними из общины вышло 22% всей земли. Важно отметить не только сам выход крестьян из общины, но и уничтожение чересполосицы, развитие отрубов и хуторов частично в ее рамках.
______________________________
1 Аврех А. Я. П. А. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991. С. 89.
Например, было около 6 млн. заявлений
о землеустройстве по сравнению с 3,4 млн.
заявлений о выходе, то есть не менее половины
землеустройства происходило внутри общины.
Реформа качественно меняла и саму общину,
повышая эффективность ее функционирования.
Все эти изменения, безусловно, сказались
на состоянии сельского хозяйства, которое
постепенно начало трансформироваться.
Понятно, что этому помогли и отмена выкупных
платежей, обширная деятельность Крестьянского
банка, большая коммерциализация аграрных
отношений в целом. Отрицание этих результатов
реформы не выдерживает никакой критики.
Например, сбор хлеба вырос в 1913 г. до 5,6
млрд. пудов (86 млн. тонн) или 550 кг, на человека,
против 4 млрд. пудов в начале века (400 кг
на душу).
Посевные площади с начала
века (до 1914 г.) выросли на 10,6 млн. десятин,
или на 14%, в т. ч. в черноземной полосе -
на 8%, в Сибири - на 71%, на Северном Кавказе
- на 47%.
Одновременно выросли экспорт и урожайность
многих сельскохозяйственных культур.
В 1906-1912 гг. на 342% выросли производство
и импорт сельскохозяйственных машин.
В Сибири и