Столыпин и его реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 05:17, курсовая работа

Описание работы

Современная Россия переживает сложный период самоопределения, в результате которого либо демократические преобразования станут нормой жизни, либо политико-правовое развитие пойдет по традиционному для России авторитарному пути. Отличительной чертой политико-правовой жизни страны на протяжении веков являлась цикличная смена реформ и контрреформ, что, в конечном итоге, явилось одной из причин так называемого «догоняющего развития», отставания России от европейских стран. Поэтому представляется важным осмыслить исторический опыт подобного рода ситуаций предшествующих периодов.

Работа содержит 1 файл

Курс-Столыпин и его реформы.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

Определив таким образом  очаги нестабильности в губернии, Столыпин наметил способы борьбы с ними. Добиться успокоения в губернии он надеялся не только с помощью силового подавления крестьянских восстаний, предложив свое видение проблемы крестьянского землеустройства, которое полностью укладывалось в рамки правительственной крестьянской политики того времени и соответствовало пониманию крестьянского вопроса комиссией МВД, работавшей в 1903 г. Предложения Столыпина сводились к увеличению земельных наделов дарственников за счет сдачи им в аренду на льготных условиях земель Крестьянского банка, более рациональной организации выкупных платежей, разграничения помещичьих и крестьянских земель, что являлось источником покушений крестьян на помещичьи земли. Основы крестьянской жизни оставались неизменными: сохранялась крестьянская поземельная община, неотчуждаемость надельной земли и сословная обособленность крестьян. Неприкосновенной оставалась и помещичья земля. Столыпин полагал, что это позволит избежать ситуации, при которой крестьянство обратится и против землевладельцев и против охраняющей их администрации. Однако меры, ничего не менявшие в деревне по существу, не отражавшие коренных интересов крестьян не могли привести к успокоению. Практические же шаги Столыпина, такие как сдача крестьянам государственной земли в аренду без торгов, поддержка земской идеи об организации общественных полей и т.д., предпринимались в рамках существовавшей системы и не меняли принципиально положение дел на селе к лучшему. Очертив планы земельного переустройства деревни, губернатор отдал приоритет мерам репрессивного характера, находя их более действенными21.

В течение весны 1903 г. Столыпин добился образования в  губернии конно-полицейской команды  на постоянной основе, был укреплен и штат земских начальников в качестве противовеса антиправительственной агитации в деревне, улучшена координация деятельности земских начальников и исправников по выявлению неблагонадежных, с последующим удалением их за пределы губернии. Репрессии оставались основной мерой и против земских служащих. В 1903 г. 38 человек не было допущено на службу, а 10 - уволены. Такая политика в отношении земских служащих была одобрена Николаем II22.

В отношении земских  гласных Столыпин придерживался  иной тактики, так как для губернатора они были прежде всего дворянами - опорой власти, попавшими под воздействие модных либеральных идей. С помощью личного воздействия на них он стремился оторвать основную массу земцев от действительно оппозиционного ядра. Задачу свою губернатор видел в направлении земства исключительно в русло культурно-хозяйственной деятельности и блокировании попыток либеральных гласных использовать земство в политических целях. Он неоднократно отмечал большую пользу «Положения об усиленной охране», введенного в губернии с 1903 г. Благодаря ему Столыпин осуществлял увольнения земских служащих, высылал неблагонадежных за пределы губернии, издавал «обязательные постановления». По его просьбе «Положение» было продлено еще на год, до 1 декабря 1904 г. Осенью 1904 г. Столыпин трижды (12 сентября, 15 и 31 октября) обращался в МВД с просьбой продлить действие «Положения». Лишь в январе 1905 г. он получил право издавать «Обязательные постановления», а затем - вслед за революционными событиями - добился расширения своих полномочий вплоть до возможности подвергать обыскам и предварительному аресту лиц, подозреваемых в политических преступлениях23.

Революция 1905 г. принципиально  изменила ситуацию в стране и в  губернии. Крестьянское движение в  губернии, нараставшее в течение  года, осенью достигло своего пика. Волнениями были охвачены все десять уездов губернии, уничтожено 293 помещичьи «экономии», что в шесть раз превышало общероссийский уровень. Выросло число выступлений крестьян против власти, активизировалась революционная деятельность земских служащих, ширилось рабочее движение. С целью оградить помещиков от насилия крестьян, губернатор приказал войскам применять оружие. Широко практиковались Столыпиным высылки из губернии политически неблагонадежных, предварительные аресты и многократные их продления. В качестве превентивной меры губернатор допускал аресты и содержание в тюрьме неблагонадежных лиц без каких-либо формальных оснований, лишь при наличии подозрений. Действия Столыпина находили поддержку министра внутренних дел П.Н. Дурново. Вместе с тем для укрепления устоев власти, пошатнувшихся в ходе революции, Столыпин предложил ряд мер. С целью расширения социальной опоры власти в деревне и превращения крестьян из противников помещиков в их союзников, будущий реформатор считал необходимым сформировать слой крестьян-собственников, для чего следовало способствовать единоличным сделкам с помощью Крестьянского банка, и разрешить для этого продажу и залог надельной земли. Это означало ликвидацию общины, по мнению Столыпина, разложившейся под влиянием революционной ситуации. Дополнительную прирезку земли крестьянам считал паллиативом. Крестьянин-собственник станет той ячейкой, на которой «покоится устойчивый порядок в государстве»24. Его появление, уверял Столыпин, создает возможность мирного труда в деревне на почве полной солидарности интересов землевладельца и крестьянина. Имея в виду непреодолимую жажду крестьян получить помещичью землю, губернатор предупреждал, что в противном случае деревня станет сплошь мужицкой и дело мятежа, который был бунтом не против правительства, а против частной собственности, будет выиграно.

5 ноября 1906 г. был опубликован Именной Высочайший указ «О выдаче Крестьянским поземельным банком ссуд под залог надельных земель», который определял: «Законом 14 декабря 1893 года (10151) о неотчуждаемости крестьянских надельных земель крестьянским обществам и отдельным крестьянам воспрещено отдавать надельные земли в залог частным лицам и частным учреждениям, хотя бы выкупная ссуда по сим землям и была погашена. Ныне, ввиду предстоящего с 1 января будущего года освобождения надельных земель от лежавшего на них выкупного долга, признано Нами полезным, сохраняя в силе упомянутое ограничительное правило закона 14 декабря 1893 года, разрешить выдачу ссуд крестьянам из Крестьянского поземельного банка под залог надельных земель»25.

Реорганизации, по мнению Столыпина, требовала и система местного самоуправления. Решение проблемы он видел в упрочнении власти губернатора, в том числе репрессивной. Длительная конфронтация с либерально настроенными уездными предводителями дворянства подвела Столыпина к мысли о замене уездных предводителей коронными чиновниками, что должно было позволить устранить из уездной власти нежелательные элементы и упрочить вертикаль власти. Осуществление этих планов Столыпин связывал с непременным усилением правительственной власти, считая это фактором первостепенной важности.

Во всеподданнейших  отчетах Саратовского Губернатора, П.А.Столыпин впервые выступает со своим проектом земельной реформы. Он умело и спокойно восстанавливает порядок в Саратовской губернии и в 1906 году, после роспуска первой Государственной Думы, Император Николай II, по Своему Личному почину, назначает его Министром Внутренних Дел, а 8 июля того же года, сверх того, и Председателем Совета Министров.  

Заключение

 

 

 

Таким образом, перед  Столыпиным стояла колоссальной важности и масштабности задача: вывести страну из системного кризиса. А системный кризис, назревавший, как известно, с начала XX в., привел к революции 1905-1907 годов. Заслуга Столыпина состоит в том, что он был одним из немногих политических деятелей, который адекватно осмыслил содержание и характер эпохи начала XX века. Он считал, что в России еще далеко не завершился модернизационный процесс, начатый в пореформенный период, что еще продолжается переходный этап, поэтому время, в которое ему приходилось жить и работать, он охарактеризовал как переходный период. Столыпин прекрасно понимал, что основной смысл модернизации состоит в переходе от традиционного общества к гражданскому, от абсолютизма к правовому государству. И это был основной вектор развития страны. И это модернизационное русло Столыпин хотел укреплять и развивать.

Столыпинская программа, не будучи формально статуированной, представляет из себя совокупность проектов законодательных и нормативных  актов, подготовленных министерствами и ведомствами в начале ХХ века. Проекты предполагали существенные, а нередко коренные изменения во всех без исключения сферах жизни российского общества. Часть из них вступила в силу, другая часть осталась нереализованной. Не все из этих проектов были инициированы и подготовлены командой Столыпина - некоторые достались ему по наследству. Однако именно Столыпин объединил их в цельную систему, в их основе лежало целостное представление Столыпина о том, какой должна быть Россия, чтобы, сохранив уникальность своей культуры, не проиграть в мировой конкурентной борьбе. Мы можем говорить о наличии у Столыпина самостоятельной концепции преобразований.

В основу своей государственной  деятельности П. А. Столыпин положил  принцип, высказанный еще основателем  государственной школы Б.Н.Чичериным: «Либеральные реформы и сильная власть». Официально было объявлено о следующем курсе преобразований: свобода вероисповеданий, неприкосновенность личности и гражданское равноправие», преобразование местных судов, реформа средней и высшей школы, полицейская реформа, преобразование земства, подоходный налог, меры исключительной охраны государственного порядка.

Опыт столыпинских преобразований учит нас: не надо бояться перемен  в том случае, если у руля государства  стоят высоконравственные, высокообразованные люди, настоящие патриоты своего Отечества. Но экономика не воспроизводит эти качества в новых поколениях. Человек – продукт духовной культуры, и потому либерализация нравственных ценностей (проще говоря, распущенность и вседозволенность) всегда вела к упадку и деградации государства и народа. Великая Россия невозможна без великой цели и великих людей. Проблема, которая стоит перед современным обществом и современными политическими элитами, состоит в том, сумеют ли они творчески распорядиться богатым столыпинским наследием.

Анализируя прошедшие  реформы, можно сделать вывод, что  только на основе их анализа можно  приблизиться к пониманию реформ современности, а в определенных случаях спрогнозировать, к каким  последствиям они могут привести. С этой точки зрения исторический опыт представляет собой ценнейший источник необходимой информации - как для самих реформаторов, так и для всего государства в целях использования этого ценного опыта при формировании современной законодательной базы. 

Библиография

 

 

 

  1. Баталина В.В. Краткий курс по истории государства и права России: учеб. пособие – М.: Окей-книга, 2007. – 176 с.
  2. Бойко Н.А. Местное самоуправление в России во второй половине ХIХ – начале ХХ века (историко-правовое исследование): Автореферат… канд. юр.наук. – М., 2006. – 26 с.
  3. Боханов А.Н., Горинов М.М., Дмитренко В.П. История России. XX в. / Отв. ред. А.Н.Сахаров. – М.: АСТ, 2001. – 608 с.
  4. Габитов М.Р. Аграрные реформы в России и их концепции: :Историко-правовое исследование: Автореферат… канд. юр. наук. - Уфа, 2002. – 26 с.
  5. Дерюгин В.Ю. Политико-правовое значение аграрных реформ проводимых в России в конце XIX - начале XX вв.: Историко-правовой аспект: Автореферат … канд. юр. наук. – СПб., 2007. – 21 с.
  6. Земцов Б.Н. История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс. – М.: 2009. – 336 с.
  7. Изгоев А.М. П.А. Столыпин: очерк жизни и деятельности. – М., 1912. [Электронное издание] // http://www.aldebarans.ru
  8. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 797 с.
  9. История государства и права России. Учебник/Под. ред. Ю.П. Титова. - М.: ООО «ТК Велби», 2003.—544 с.
  10. Кайданов А.О. Правовые воззрения и их влияние на реформирование аграрных отношений в России, вторая половина XIX - начало XX вв.: Автореферат …канд. юр. наук. - СПб., 2003. -24 с.
  11. Кудинов О.А. История отечественного государства и права: Учебное пособие/ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 2004. - 273 с.
  12. Куликов В.В. Становление и развитие земского самоуправления, вторая половина XIX - начало XX вв.: Историко-юридическое исследование: Автореферат… доктора юр. наук. - М., 2002. – 40 с.
  13. Местное управление и самоуправление: Фонд изучения наследия П.А.Столыпина [Электронный ресурс] //http://www.stolypin.ru/arhiv/reforms/upr.php
  14. Могилевский К.И. Местное самоуправление: Фонд изучения наследия П.А.Столыпина// [Электронный ресурс] // http://www.stolypin.ru/encyclopedia/?ELEMENT_ID=417
  15. Могилевский К.И. Столыпинские реформы и местная элита: Совет по делам местного хозяйства (1908-1910). – М.: РОССПЭН, 2008. – 328 с.
  16. Наумов С.Ю. Уроки Столыпина // Государственная служба. – 2006. – № 6. – С. 67-69.
  17. Новейшая история Отечества. XX в. В 2 т. Т. 2 / Под. ред. А.Ф. Киселева, Э.М.Щагина. – М.: Владос, 2004. – 447 с.
  18. Новикова Л.И. П.А. Столыпин как государственный деятель. // Полис. – 2001. - №4. – С. 44-48.
  19. Платонов О.А. История русского народа в XX веке. – М.: Воскресение, 1999. [Электронное издание] // http://rus-sky.org/history/library/plat-r.htm
  20. Пожигайло П.А. Столыпинская программа преобразования России (1906-1911). – М.: РОССПЭН, 2007. – 240 с.
  21. Правда Столыпина: Сборник / Сост. Г.Сидоровнин. Альманах, I вып. – Саратов: Соотечественник, 1999. - 320 с.
  22. Российские реформаторы XIX- начала XX в. – М.: Международные отношения, 1995. – С. 266.
  23. Самыгин П., Беликов К., Бережной С. История России. – М.: Проспект, 2009. – 408 с.
  24. Столыпин П.А. Программа реформ. Документы и материалы. / Под общ. ред. П.А.Пожигайло Т. 1. – 764 с. Т. 2. – 799 с. – М.: РОССПЭН, 2010.
  25. Черепица В.Н. П.А. Столыпин - гродненский губернатор. – Саратов: Соотечественник, 1999. - 320 с.
  26. Шафигулина С.Р. Развитие избирательного права в России во второй половине XIX - начале XX вв., 1864 - 1917 гг.: Историко-правовое исследование: Автореферат… канд. юр. наук. - Саратов,2002. - 30 с.

1 Платонов О.А. История русского народа в XX веке. – М.: Воскресение, 1999. [Электронное издание] // http://rus-sky.org/history/library/plat-r.htm

2 Дерюгин В.Ю. Указ соч. С. 18.

3 Кудинов О.А. История отечественного государства и права: Учебное пособие/ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 2004. - С. 103

4 Самыгин П., Беликов К., Бережной С. История России. – М.: Проспект, 2009. –С.211.

5 Столыпин П.А. Программа реформ. Документы и материалы. В 2-х т. Т. 2 / Под общ. ред. П.А.Пожигайло. – М.: РОССПЭН, 2010. – С. 117.

6 Габитов М.Р. Указ соч. С. 19.

7 Баталина В.В. Краткий курс по истории государства и права России: учеб. пособие – М.: Окей-книга, 2007. – С. 111.

8 Земцов Б.Н. История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс. – М.: 2009. – С. 147

9 Местное управление и самоуправление: Фонд изучения наследия П.А.Столыпина [Электронный ресурс] //http://www.stolypin.ru/arhiv/reforms/upr.php

10 Бойко Н.А. Местное самоуправление в России во второй половине ХIХ – начале ХХ века (историко-правовое исследование): Автореферат… канд. юр.наук. – М., 2006. – С.7

11 Могилевский К.И. Местное самоуправление: Фонд изучения наследия П.А.Столыпина// http://www.stolypin.ru/encyclopedia/?ELEMENT_ID=417

12 Столыпин П.А. Программа реформ. Документы и материалы. / Под общ. ред. П.А.Пожигайло Т. 1. – М.: РОССПЭН, 2010. – С. 112.

13 Пожигайло П.А. Столыпинская программа преобразования России (1906-1911). – М.: РОССПЭН, 2007. – С. 240.

14 Могилевский К.И. Столыпинские реформы и местная элита: Совет по делам местного хозяйства (1908-1910). – М.: РОССПЭН, 2008. – С. 112.

15 Могилевский К.И. Указ соч. С. 114.

16 Правда Столыпина: Сборник / Сост. Г.Сидоровнин. Альманах, I вып. – Саратов: Соотечественник, 1999. – С. 76.

17 Российские реформаторы XIX- начала XX в. – М.: Международные отношения, 1995. – С. 266.

18 Черепица В.Н. П.А. Столыпин - гродненский губернатор. Правда Столыпина: Сборник / Сост. Г.Сидоровнин. Альманах, I вып. – Саратов: Соотечественник, 1999. – С. 189.

19 Изгоев А.М. П.А. Столыпин: очерк жизни и деятельности. – М., 1912. [Электронное издание] // http://www.aldebarans.ru

20 Изгоев А. М. П.А. Указ соч.

21 Столыпин П.А. Указ соч.

22 Новейшая история Отечества. XX в. В 2 т. Т. 2 / Под. ред. А.Ф. Киселева, Э.М.Щагина. – М.: Владос, 2004. – С. 216.

23 Боханов А.Н., Горинов М.М., Дмитренко В.П. История России. XX в. / Отв. ред. А.Н.Сахаров. – М.: АСТ, 2001. – С. 236.

24 Наумов С.Ю. Уроки Столыпина // Государственная служба. – 2006. – № 6. – С. 67-69.

25 Программа реформ П.А.Столыпина. В 2 т. Т. 1. Документы и материалы. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2002. – С. 144.


Информация о работе Столыпин и его реформы