Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 05:17, курсовая работа
Современная Россия переживает сложный период самоопределения, в результате которого либо демократические преобразования станут нормой жизни, либо политико-правовое развитие пойдет по традиционному для России авторитарному пути. Отличительной чертой политико-правовой жизни страны на протяжении веков являлась цикличная смена реформ и контрреформ, что, в конечном итоге, явилось одной из причин так называемого «догоняющего развития», отставания России от европейских стран. Поэтому представляется важным осмыслить исторический опыт подобного рода ситуаций предшествующих периодов.
Определив таким образом очаги нестабильности в губернии, Столыпин наметил способы борьбы с ними. Добиться успокоения в губернии он надеялся не только с помощью силового подавления крестьянских восстаний, предложив свое видение проблемы крестьянского землеустройства, которое полностью укладывалось в рамки правительственной крестьянской политики того времени и соответствовало пониманию крестьянского вопроса комиссией МВД, работавшей в 1903 г. Предложения Столыпина сводились к увеличению земельных наделов дарственников за счет сдачи им в аренду на льготных условиях земель Крестьянского банка, более рациональной организации выкупных платежей, разграничения помещичьих и крестьянских земель, что являлось источником покушений крестьян на помещичьи земли. Основы крестьянской жизни оставались неизменными: сохранялась крестьянская поземельная община, неотчуждаемость надельной земли и сословная обособленность крестьян. Неприкосновенной оставалась и помещичья земля. Столыпин полагал, что это позволит избежать ситуации, при которой крестьянство обратится и против землевладельцев и против охраняющей их администрации. Однако меры, ничего не менявшие в деревне по существу, не отражавшие коренных интересов крестьян не могли привести к успокоению. Практические же шаги Столыпина, такие как сдача крестьянам государственной земли в аренду без торгов, поддержка земской идеи об организации общественных полей и т.д., предпринимались в рамках существовавшей системы и не меняли принципиально положение дел на селе к лучшему. Очертив планы земельного переустройства деревни, губернатор отдал приоритет мерам репрессивного характера, находя их более действенными21.
В течение весны 1903 г. Столыпин добился образования в губернии конно-полицейской команды на постоянной основе, был укреплен и штат земских начальников в качестве противовеса антиправительственной агитации в деревне, улучшена координация деятельности земских начальников и исправников по выявлению неблагонадежных, с последующим удалением их за пределы губернии. Репрессии оставались основной мерой и против земских служащих. В 1903 г. 38 человек не было допущено на службу, а 10 - уволены. Такая политика в отношении земских служащих была одобрена Николаем II22.
В отношении земских гласных Столыпин придерживался иной тактики, так как для губернатора они были прежде всего дворянами - опорой власти, попавшими под воздействие модных либеральных идей. С помощью личного воздействия на них он стремился оторвать основную массу земцев от действительно оппозиционного ядра. Задачу свою губернатор видел в направлении земства исключительно в русло культурно-хозяйственной деятельности и блокировании попыток либеральных гласных использовать земство в политических целях. Он неоднократно отмечал большую пользу «Положения об усиленной охране», введенного в губернии с 1903 г. Благодаря ему Столыпин осуществлял увольнения земских служащих, высылал неблагонадежных за пределы губернии, издавал «обязательные постановления». По его просьбе «Положение» было продлено еще на год, до 1 декабря 1904 г. Осенью 1904 г. Столыпин трижды (12 сентября, 15 и 31 октября) обращался в МВД с просьбой продлить действие «Положения». Лишь в январе 1905 г. он получил право издавать «Обязательные постановления», а затем - вслед за революционными событиями - добился расширения своих полномочий вплоть до возможности подвергать обыскам и предварительному аресту лиц, подозреваемых в политических преступлениях23.
Революция 1905 г. принципиально изменила ситуацию в стране и в губернии. Крестьянское движение в губернии, нараставшее в течение года, осенью достигло своего пика. Волнениями были охвачены все десять уездов губернии, уничтожено 293 помещичьи «экономии», что в шесть раз превышало общероссийский уровень. Выросло число выступлений крестьян против власти, активизировалась революционная деятельность земских служащих, ширилось рабочее движение. С целью оградить помещиков от насилия крестьян, губернатор приказал войскам применять оружие. Широко практиковались Столыпиным высылки из губернии политически неблагонадежных, предварительные аресты и многократные их продления. В качестве превентивной меры губернатор допускал аресты и содержание в тюрьме неблагонадежных лиц без каких-либо формальных оснований, лишь при наличии подозрений. Действия Столыпина находили поддержку министра внутренних дел П.Н. Дурново. Вместе с тем для укрепления устоев власти, пошатнувшихся в ходе революции, Столыпин предложил ряд мер. С целью расширения социальной опоры власти в деревне и превращения крестьян из противников помещиков в их союзников, будущий реформатор считал необходимым сформировать слой крестьян-собственников, для чего следовало способствовать единоличным сделкам с помощью Крестьянского банка, и разрешить для этого продажу и залог надельной земли. Это означало ликвидацию общины, по мнению Столыпина, разложившейся под влиянием революционной ситуации. Дополнительную прирезку земли крестьянам считал паллиативом. Крестьянин-собственник станет той ячейкой, на которой «покоится устойчивый порядок в государстве»24. Его появление, уверял Столыпин, создает возможность мирного труда в деревне на почве полной солидарности интересов землевладельца и крестьянина. Имея в виду непреодолимую жажду крестьян получить помещичью землю, губернатор предупреждал, что в противном случае деревня станет сплошь мужицкой и дело мятежа, который был бунтом не против правительства, а против частной собственности, будет выиграно.
5 ноября 1906 г. был опубликован Именной Высочайший указ «О выдаче Крестьянским поземельным банком ссуд под залог надельных земель», который определял: «Законом 14 декабря 1893 года (10151) о неотчуждаемости крестьянских надельных земель крестьянским обществам и отдельным крестьянам воспрещено отдавать надельные земли в залог частным лицам и частным учреждениям, хотя бы выкупная ссуда по сим землям и была погашена. Ныне, ввиду предстоящего с 1 января будущего года освобождения надельных земель от лежавшего на них выкупного долга, признано Нами полезным, сохраняя в силе упомянутое ограничительное правило закона 14 декабря 1893 года, разрешить выдачу ссуд крестьянам из Крестьянского поземельного банка под залог надельных земель»25.
Реорганизации, по мнению Столыпина, требовала и система местного самоуправления. Решение проблемы он видел в упрочнении власти губернатора, в том числе репрессивной. Длительная конфронтация с либерально настроенными уездными предводителями дворянства подвела Столыпина к мысли о замене уездных предводителей коронными чиновниками, что должно было позволить устранить из уездной власти нежелательные элементы и упрочить вертикаль власти. Осуществление этих планов Столыпин связывал с непременным усилением правительственной власти, считая это фактором первостепенной важности.
Во всеподданнейших
отчетах Саратовского Губернатора,
П.А.Столыпин впервые выступает со своим
проектом земельной реформы. Он умело
и спокойно восстанавливает порядок в
Саратовской губернии и в 1906 году, после
роспуска первой Государственной Думы,
Император Николай II, по Своему Личному
почину, назначает его Министром Внутренних
Дел, а 8 июля того же года, сверх того, и
Председателем Совета Министров.
Таким образом, перед Столыпиным стояла колоссальной важности и масштабности задача: вывести страну из системного кризиса. А системный кризис, назревавший, как известно, с начала XX в., привел к революции 1905-1907 годов. Заслуга Столыпина состоит в том, что он был одним из немногих политических деятелей, который адекватно осмыслил содержание и характер эпохи начала XX века. Он считал, что в России еще далеко не завершился модернизационный процесс, начатый в пореформенный период, что еще продолжается переходный этап, поэтому время, в которое ему приходилось жить и работать, он охарактеризовал как переходный период. Столыпин прекрасно понимал, что основной смысл модернизации состоит в переходе от традиционного общества к гражданскому, от абсолютизма к правовому государству. И это был основной вектор развития страны. И это модернизационное русло Столыпин хотел укреплять и развивать.
Столыпинская программа, не будучи формально статуированной, представляет из себя совокупность проектов законодательных и нормативных актов, подготовленных министерствами и ведомствами в начале ХХ века. Проекты предполагали существенные, а нередко коренные изменения во всех без исключения сферах жизни российского общества. Часть из них вступила в силу, другая часть осталась нереализованной. Не все из этих проектов были инициированы и подготовлены командой Столыпина - некоторые достались ему по наследству. Однако именно Столыпин объединил их в цельную систему, в их основе лежало целостное представление Столыпина о том, какой должна быть Россия, чтобы, сохранив уникальность своей культуры, не проиграть в мировой конкурентной борьбе. Мы можем говорить о наличии у Столыпина самостоятельной концепции преобразований.
В основу своей государственной
деятельности П. А. Столыпин положил
принцип, высказанный еще основателем
государственной школы Б.Н.
Опыт столыпинских преобразований учит нас: не надо бояться перемен в том случае, если у руля государства стоят высоконравственные, высокообразованные люди, настоящие патриоты своего Отечества. Но экономика не воспроизводит эти качества в новых поколениях. Человек – продукт духовной культуры, и потому либерализация нравственных ценностей (проще говоря, распущенность и вседозволенность) всегда вела к упадку и деградации государства и народа. Великая Россия невозможна без великой цели и великих людей. Проблема, которая стоит перед современным обществом и современными политическими элитами, состоит в том, сумеют ли они творчески распорядиться богатым столыпинским наследием.
Анализируя прошедшие
реформы, можно сделать вывод, что
только на основе их анализа можно
приблизиться к пониманию реформ
современности, а в определенных
случаях спрогнозировать, к каким
последствиям они могут привести.
С этой точки зрения исторический опыт представляет собой ценнейший источник
необходимой информации - как для самих
реформаторов, так и для всего государства
в целях использования этого ценного опыта
при формировании современной законодательной
базы.
1 Платонов О.А. История русского народа
в XX веке. – М.: Воскресение, 1999. [Электронное
издание] // http://rus-sky.org/history/
2 Дерюгин В.Ю. Указ соч. С. 18.
3 Кудинов О.А. История отечественного государства и права: Учебное пособие/ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 2004. - С. 103
4 Самыгин П., Беликов К., Бережной С. История России. – М.: Проспект, 2009. –С.211.
5 Столыпин П.А. Программа реформ. Документы и материалы. В 2-х т. Т. 2 / Под общ. ред. П.А.Пожигайло. – М.: РОССПЭН, 2010. – С. 117.
6 Габитов М.Р. Указ соч. С. 19.
7 Баталина В.В. Краткий курс по истории государства и права России: учеб. пособие – М.: Окей-книга, 2007. – С. 111.
8 Земцов Б.Н. История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс. – М.: 2009. – С. 147
9 Местное управление и самоуправление: Фонд изучения наследия П.А.Столыпина
[Электронный ресурс] //http://www.stolypin.ru/
10 Бойко Н.А. Местное самоуправление в России во второй половине ХIХ – начале ХХ века (историко-правовое исследование): Автореферат… канд. юр.наук. – М., 2006. – С.7
11 Могилевский К.И. Местное самоуправление:
Фонд изучения наследия П.А.Столыпина//
http://www.stolypin.ru/
12 Столыпин П.А. Программа реформ. Документы и материалы. / Под общ. ред. П.А.Пожигайло Т. 1. – М.: РОССПЭН, 2010. – С. 112.
13 Пожигайло П.А. Столыпинская программа преобразования России (1906-1911). – М.: РОССПЭН, 2007. – С. 240.
14 Могилевский К.И. Столыпинские реформы и местная элита: Совет по делам местного хозяйства (1908-1910). – М.: РОССПЭН, 2008. – С. 112.
15 Могилевский К.И. Указ соч. С. 114.
16 Правда Столыпина: Сборник / Сост. Г.Сидоровнин. Альманах, I вып. – Саратов: Соотечественник, 1999. – С. 76.
17 Российские реформаторы XIX- начала XX в. – М.: Международные отношения, 1995. – С. 266.
18 Черепица В.Н. П.А. Столыпин - гродненский губернатор. Правда Столыпина: Сборник / Сост. Г.Сидоровнин. Альманах, I вып. – Саратов: Соотечественник, 1999. – С. 189.
19 Изгоев А.М. П.А. Столыпин: очерк жизни и деятельности. – М., 1912. [Электронное издание] // http://www.aldebarans.ru
20 Изгоев А. М. П.А. Указ соч.
21 Столыпин П.А. Указ соч.
22 Новейшая история Отечества. XX в. В 2 т. Т. 2 / Под. ред. А.Ф. Киселева, Э.М.Щагина. – М.: Владос, 2004. – С. 216.
23 Боханов А.Н., Горинов М.М., Дмитренко В.П. История России. XX в. / Отв. ред. А.Н.Сахаров. – М.: АСТ, 2001. – С. 236.
24 Наумов С.Ю. Уроки Столыпина // Государственная служба. – 2006. – № 6. – С. 67-69.
25 Программа реформ П.А.Столыпина. В 2 т. Т. 1. Документы и материалы. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2002. – С. 144.