Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 05:17, курсовая работа
Современная Россия переживает сложный период самоопределения, в результате которого либо демократические преобразования станут нормой жизни, либо политико-правовое развитие пойдет по традиционному для России авторитарному пути. Отличительной чертой политико-правовой жизни страны на протяжении веков являлась цикличная смена реформ и контрреформ, что, в конечном итоге, явилось одной из причин так называемого «догоняющего развития», отставания России от европейских стран. Поэтому представляется важным осмыслить исторический опыт подобного рода ситуаций предшествующих периодов.
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет»
Филиал в г. Златоусте
Факультет
Кафедра
Курсовая РАБОТА
по дисциплине «История государства и права»
Тема работы:
Столыпин и его реформы
Руководитель работы, должность |
____________________ |
_____________2011 г. |
Нормоконтролер |
____________________ |
_____________2011 г. |
Автор работы, студент группы |
____________________ |
_____________2011 г. |
Работа защищена с оценкой
_______________________ ____________________ ____________2011 г.
Златоуст 2011
Содержание
Современная Россия переживает сложный период самоопределения, в результате которого либо демократические преобразования станут нормой жизни, либо политико-правовое развитие пойдет по традиционному для России авторитарному пути. Отличительной чертой политико-правовой жизни страны на протяжении веков являлась цикличная смена реформ и контрреформ, что, в конечном итоге, явилось одной из причин так называемого «догоняющего развития», отставания России от европейских стран. Поэтому представляется важным осмыслить исторический опыт подобного рода ситуаций предшествующих периодов. В контексте этой общей посылки исследовательский интерес представляет анализ столыпинских преобразований начала XX в. По сути, П.А.Столыпину пришлось решать две глобальные и логически взаимосвязанные задачи: во-первых, вывести страну из общенационального кризиса, до предела обостренного революционными потрясениями 1905-1906 гг., а, во-вторых, осуществить системные реформы, которые должны были создать условия и предпосылки, с одной стороны, для политической стабилизации и экономического роста страны, а с другой стороны - для последующего эволюционного развития.
Государственная деятельность П.А.Столыпина носила всеобъемлющий характер и вся была проникнута стремлением ко благу укрепления России.
Столыпиным разрабатывался и осуществлялся целый комплекс направлений преобразований общегосударственного характера:
– земельная реформа;
– права и свободы граждан;
– формирование основ правового государства и разграничение ответственности ветвей власти;
– реформирование силовых структур и судопроизводства;
– местное управление и самоуправление;
– экономика, финансы, инфраструктура;
– социальная политика;
– образование, наука и культура;
– военная реформа;
– противодействие террору.
Все вышесказанное говорит об актуальности рассматриваемой в курсовой работе темы.
Объектом исследования являются реформы, осуществленные П.А.Столыпиным.
Предметом исследования выступают общественно-правовые отношения, возникающие в рассматриваемый период истории России под влиянием реформ, осуществленных П.А.Столыпиным.
Цель курсовой работы – исследование реформ П.А.Столыпина.
Для достижения этой цели нами ставятся следующие задачи:
1) Исследовать правовые, социальные и экономические предпосылки, вызывавшие необходимость реформ в России в конце XIX - начале XX веков.
2) Проанализировать причины, ход и результаты реформы земских и городских общественных управлений П.А.Столыпина.
3) Рассмотреть деятельность П.А.Столыпина как губернатора.
Курсовая работа состоит из введения,
трех глав, заключения и библиографии.
Аграрный кризис и как реакция на него - острый кризис системы идеологии, были причиной активного крестьянского движения, по существу войны против местных помещиков и представителей государства.
Резкое повышение уровня социальных ожидании и требований, недовольство своим положением, формирование нового типа личности привели к тому, что фундаментальная идея воплощения справедливости как важнейшей функции осуществления государственной власти, перераспределение земли становились детерминирующими факторами развития правосознания крестьянства.
Еще за несколько месяцев до появления Столыпина на посту министра внутренних дел в январе 1906 года собрался съезд губернских и уездных предводителей дворянства, где были выработаны главные направления выхода страны из смуты, которые в дальнейшем легли в основу политического курса Столыпина:
1) Сохранение сильной, твердой, законной правительственной власти, проводящей последовательные и разумные меры для подавления революционного движения и ограждения мирного населения от насилия.
2) Россия едина и неделима; поэтому интересы отдельных входящих в состав ее народностей должны уступать общегосударственным интересам России.
3) При широкой веротерпимости во исполнение Манифеста 17 октября русский государственный язык и православная вера должны сохранить то первенствующее положение, которое им подобает.
4) Необходимо предоставить широкое самоуправление окраинам в хозяйственном отношении, но интересы русского населения должны быть при этом непременно ограждены1.
Главное внимание предлагалось обратить на решение аграрного вопроса при сохранении принципа неприкосновенности частной собственности. Должно было быть дано широкое облегчение свободного перехода от общинного владения к подворному и хуторскому с правом свободной продажи своего участка при переезде на новое место жительства. Крестьянский банк должен поставить главной задачей своей помощь и содействие при покупке земли малоземельным и действительно нуждающимся землевладельцам, а платежи по ссудам в Крестьянский банк должны быть понижены до уровня платежей в Дворянском. Таким образом, здесь закладывались основы будущей столыпинской реформы, которые получили развитие на первом съезде уполномоченных дворянских обществ в мае 1906 года.
К концу XIX – началу XX века Россия вступила в полосу кризиса, который сводился к противоречию между относительно успешным развитием экономики, вступлением страны в капиталистическую эпоху и сохранившимися феодальными структурами политико-правовой организации общества.
В отличие от реформ, предложенных С.Ю. Витте, реформы П.А.Столыпина, носили комплексный характер и предполагали изменение социальной базы монархии. Предреволюционный и, в особенности, революционный периоды выявили, что крестьянство опорой монархии не является, а сокращение помещичьего землевладения, вызванное невозможностью для помещиков отказаться от феодальных правовых основ хозяйствования, приводило к сокращению опоры монархии и в лице помещиков. Революция показала ненадежность монархи, слабость ее социальной базы и фактическую утрату легитимности государственной власти.
При формировании правовых норм основу аграрной реформы П.А.Столыпина составили два основных направления - законодательство об изменении характера землевладения и землеустройства и о государственной поддержке переселения на добровольных началах сельских жителей в неосвоенные либо малонаселенные регионы Российской империи. Хронологически первым блоком было формирование переселенческого законодательства. В юридической литературе также высказывались разные точки зрения – от расширения общинного и частного (преимущественно помещичьего) землевладения, до передачи высвобождаемых земель губернским ведомствам (т.е. их муниципализации)2. Совет Министров склонялся к принятию столыпинского варианта аграрных реформ.
Реформы, предлагаемые правительством, носили комплексный и единый характер. Император должен был отказаться от правовых основ феодального строя, как в области организации политической власти путем введения законодательного представительного органа, так и в основах организации экономического производства и закрепления буржуазных прав и свобод населения. Но провозглашенные Манифестом гражданские и политические права и свободы были или декларативными, не подтвержденными законодательными гарантиями вообще, или имели характер временных правил, поэтому подлежали разработке с последующим законодательным подтверждением. Суть предлагаемых изменений сводилась к следующему: все желающие домохозяева на основании заявления получали в частную собственность, как свои приусадебные участки, так и те, что находились в общинном владении, но были переданы этим хозяевам по праву постоянного пользования. Земельные участки должны были соответствовать числу крестьян (мужчин) в семье: если земли было больше, ее надо было либо выкупить (по первоначальной средней выкупной цене 1861 г.), либо вернуть общине. При этом П.А. Столыпин не настаивал на принудительном разрушении общины. В связи с отменой выкупных платежей надельные земли освобождаются от ограничений общинного владения, а крестьяне приобретают право свободного выхода из общины с укреплением надела в личную собственность3.
Несмотря на первоначальное провозглашение в 1904 г. идеи о безусловной ценности и необходимости сохранения общины, как социально-правового института, в законодательстве исследуемого периода отразился приоритет правового обеспечения разрушения общины и установления хуторского землевладения. Как следствие, дореформенное Положение о поземельном устройстве 1902 г. утратило свое значение. С момента замены этого Положения на новое законодательство о землеустройстве, формирование новой законодательной базы для последующего и длительного реформирования аграрных правоотношений в России было завершено.
Аграрные реформы
Закон о переселении «Временные правила о добровольном переселении сельских обывателей и мещан-землевладельцев»4 был принят 6 июня 1904 г.
13 марта 1908 г Николаем II было утверждено «Положение о порядке переселения за Урал в 1908 году», в п. 1 которого говорилось, что: «Действие Высочайше утвержденного, 10 марта 1906 года, положения Совета министров о порядке применения закона 6 июня 1904 года (24701) о переселении сельских обывателей и мещан-земледельцев продолжить на 1908 год, с тем: 1) чтобы к числу районов, заселяемых на основании означенного положения, была отнесена Уральская область; 2) чтобы лицам, проживающим за Уралом, ходаческие свидетельства выдавались только при переселении на Дальний Восток и, притом, не иначе, как с разрешения подлежащего губернатора, и 3) чтобы ходокам от отдельных семей разрешалось зачислять землю не более, чем для трех семейств – своего и двух доверителей, а ходокам, отправляемым от групп населения и входящим в состав партий, образованных землеустроительными комиссиями или земскими учреждениями, – не более, чем для 10 семейств каждому»5.
Столыпинская аграрная реформа была направлена на разрушение общины с целью формирования класса новых собственников, которые были должны не только решить продовольственные проблемы, но и служить опорой государства. Разрушение крестьянской земельной общины должно было привести к созданию новой системы земледелия на основе устранения малоземелья крестьян за счет освоения новых земель и покупки земель через Крестьянский банк. Другой стороной этой реформы было совершенствование земельных правоотношений по землеустройству на расширении правовой базы с целью интенсификации сельскохозяйственного производства. Результатом столыпинской реформы и последующим развитием земельных отношений на основе новых законов по землепользованию явилось обеспечение землей большей части крестьянства и проникновение рыночных элементов в земельные отношения.
В августе, сентябре и ноябре 1906 года были опубликованы 4 нормативных акта: о продаже удельных земель через Крестьянский банк (по мере прекращения арендных договоров) от 12 августа; о распродаже оброчных казенных земель (по мере окончания их аренды) и лесных казенных земель от 27 августа, правила о переселении на казенные земли от 19 сентября и Указ от 9 ноября, который был заменен позднее более совершенным Законом 14 июня 1910 года, которым каждому домохозяину предоставлялось право укреплять в свою личную собственность участки общинной земли, находящиеся в его полном владении. Суть этих законов сводилась к созданию таких условий, чтобы крестьяне могли выйти из общины с наделом, организовать самостоятельные крестьянские хозяйства по опыту и подобию западных стран, на основе рыночной свободы6.
Казалось бы, необходимо было устранить именно эти недостатки и сделать следующее:
– отменить выкупные платежи;
– юридический статус крестьян привести в соответствие с общегражданскими законами;
– предложить доступную каждому возможность выхода из общины с землей;
– разработать механизм
покупки земли
Однако реформа 1906 года имела другую концепцию и соответственно иную направленность. Она активно пыталась сломать лишь существовавший общинный строй. И эта реформа не привела к ожидаемому результату - общинное земледелие не было разрушено, а доминировало и продолжало сосуществовать с единоличными и вновь созданными фермерскими хозяйствами. В то же время трудно объективно оценить столыпинскую реформу, так как она, по общему признанию, не была завершена.
Оценивая столыпинскую реформу, необходимо отметить одну очень важную черту, полностью незамеченную в отечественной отраслевой юридической науке. Реформа П.А.Столыпина не свела крестьянский вопрос только к земельному, она поставила его шире. Преобразования, начатые в 1906 году, были направлены на изменение всего существующего общественного устройства и государственного строя, в основе которого лежала крестьянская община. И ограничиться только земельным переделом было нельзя. Согласно замыслу П.А.Столыпина аграрная реформа должна была стать основанием для осуществления широкой программы модернизации всего российского обществ7а. Правительственный курс заключался в комплексном проведении аграрной реформы, реформы местного самоуправления и связанной с ней земской реформы, а также предусмотренной в планах, но нереализованной будущей реформы государственного управления, потому что нельзя оптимально разрешить аграрные проблемы, не увязывая их со всем общественно-политическим строем страны.