Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:23, доклад
Мировая политика вступает в новую фазу, и интеллектуалы незамедлительно обрушили на нас поток версий относительно ее будущего обличия: конец истории, возврат к традиционному соперничеству между нациями-государствами, упадок наций-государств под напором разнонаправленных тенденций — к трайбализму и глобализму — и др. Каждая из этих версий ухватывает отдельные аспекты нарождающейся реальности. Но при этом утрачивается самый существенный, осевой аспект проблемы.
Уровень
потенциальной возможности
СПЛОЧЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ: СИНДРОМ "БРАТСКИХ СТРАН"
Группы или страны, принадлежащие к одной цивилизации, оказавшись вовлеченными в войну с людьми другой цивилизации, естественно пытаются заручиться поддержкой представителей своей цивилизации. По окончании холодной войны складывается новый мировой порядок, и по мере его формирования, принадлежность к одной цивилизации или, как выразился X. Д.С.Гринвэй, "синдром братских стран" приходит на смену политической идеологии и традиционным соображениям поддержания баланса сил в качестве основного принципа сотрудничества и коалиций. О постепенном возникновении этого синдрома свидетельствуют все конфликты последнего времени — в Персидском заливе, на Кавказе, в Боснии. Правда, ни один из этих конфликтов не был полномасштабной войной между цивилизациями, но каждый включал в себя элементы внутренней консолидации цивилизаций. По мере развития конфликтов этот фактор, похоже, приобретает все большее значение. Его нынешняя роль — предвестник грядущего.
Первое. В ходе конфликта в Персидском заливе одна арабская страна вторглась в другую, а затем вступила в борьбу с коалицией арабских, западных и прочих стран. Хотя открыто на сторону Саддама Хусейна встали лишь немногие мусульманские правительства, но неофициально его поддержали правящие элиты многих арабских стран, и он получил огромную популярность среди широких слоев арабского населения. Исламские фундаменталисты сплошь и рядом поддерживали Ирак, а не правительства Кувейта и Саудовской Аравии, за спиной которых стоял Запад. Подогревая арабский национализм, Саддам Хусейн неприкрыто апеллировал к исламу. Он и его сторонники старались представить эту войну как войну между цивилизациями. "Это не мир воюет против Ирака, — говорилось в получившей широкую известность речи Сафара Аль Хавали, декана факультета исламистики университета Ум Аль Кура в Мекке, — это Запад воюет против ислама". Переступив через соперничество между Ираном и Ираком, религиозный лидер Ирана аятолла Али Хомейни призвал к священной войне против Запада: "Борьба против американской агрессии, алчности, планов и политики будет считаться джихадом, и каждый, кто погибнет на этой войне, будет причислен к мученикам". "Эта война, — заявил король Иордании Хусейн, — ведется против всех арабов и мусульман, а не только против Ирака".
Сплочение значительной части арабской элиты и населения в их поддержке Саддама Хусейна вынудило арабские правительства, вначале примкнувшие к антииракской коалиции, ограничить свои действия и смягчить публичные заявления. Арабские правительства дистанцировались или выступили против дальнейших попыток Запада оказать давление на Ирак, в том числе против введения летом 1992 г. зоны, запрещенной для полетов, и бомбардировки Ирака в январе 1993 г. В 1990 г. в антииракскую коалицию входили Запад, Советский Союз, Турция и арабские страны. В 1993 г. в ней остались практически только Запад и Кувейт.
Сравнивая решительность Запада в случае с Ираком с его неспособностью защитить боснийских мусульман от сербов и применить санкции против Израиля за несоблюдение тем резолюций ООН, мусульмане упрекают Запад в двойной морали. Но мир, где происходит столкновение цивилизаций, — это неизбежно мир с двойной моралью: одна используется по отношению к "братским странам", а другая — по отношению ко всем остальным.
Второе.
Синдром "братских стран" проявляется
также в конфликтах на территории
бывшего Советского Союза. Военные
успехи армян в 1992—1993 годах подтолкнули
Турцию к усиленной поддержке
родственного ей в религиозном, этническом
и языковом отношении Азербайджана.
"Народ Турции испытывает те же чувства,
что и азербайджанцы, — заявил
в 1992 г. один высокопоставленный турецкий
чиновник. — Мы оказались под
давлением. Наши газеты полны фотографий,
на которых запечатлены зверства
армян. Нам задают вопрос: неужели
мы всерьез собираемся и впредь проводить
политику нейтралитета? Наверное, мы должны
показать Армении, что в этом регионе
есть великая Турция". С этим согласился
и президент Турции Тургут Озал,
заметивший, что Армению следует
немного припугнуть. В 1993 г. он повторил
угрозу: "Турция еще покажет свои
клыки!" Военно-воздушные силы Турции
совершают разведывательные полеты
вдоль армянской границы. Турция
задерживает поставки продовольствия
и воздушные рейсы в Армению.
Турция и Иран объявили, что они
не допустят расчленения Азербайджана.
В последние годы своего существования
советское правительство
Третье. Если посмотреть на войну в бывшей Югославии, то здесь западная общественность проявила симпатии и поддержку боснийских мусульман, а также ужас и отвращение к зверствам, творимым сербами. В тоже время ее относительно мало взволновали нападения на мусульман со стороны хорватов и расчленение Боснии и Герцеговины. На ранних этапах распада Югославии необычные для нее дипломатическую инициативу и нажим проявила Германия, склонившая остальные 11 стран — членов ЕС последовать ее примеру и признать Словению и Хорватию. Стремясь укрепить позиции этих двух католических стран, Ватикан признал Словению и Хорватию еще до того, как это сделало Европейское Сообщество. Европейскому примеру последовали США. Таким образом, ведущие страны европейской цивилизации сплотились для поддержки своих единоверцев. А затем стали поступать сообщения о том, что Хорватия в большом объеме получает оружие из Центральной Европы и других стран Запада. С другой стороны, правительство Бориса Ельцина пыталось придерживаться политики середины, чтобы не испортить отношения с православными сербами и в то же время не противопоставить Россию Западу. Тем не менее российские консерваторы и националисты, среди которых было немало народных депутатов, нападали на правительство за недостаточную поддержку сербов. К началу 1993 г. несколько сот российских граждан служили в сербских войсках и, согласно сообщениям, в Сербию поставлялось российское оружие.
Исламские
правительства и политические группировки,
в свою очередь, клеймят Запад
за то, что он не встал на защиту боснийских
мусульман. Иранские руководители призывают
мусульман всего мира оказать
помощь Боснии. Вопреки эмбарго ООН,
Иран поставляет в Боснию солдат и
оружие. Поддерживаемые Ираном ливанские
группировки посылают боевиков для
обучения и организации боснийских
вооруженных сил. Сообщалось, что
в 1993 г. в Боснии сражалось до 4.000
мусульман более чем из двадцати
исламских стран. Правительства
Саудовской Аравии и других стран
испытывают все более мощное давление
со стороны фундаменталистских группировок,
требующих более решительной
поддержки Боснии. Согласно сообщениям,
к концу 1992 г. Саудовская Аравия по сути
финансировала снабжение
В 30-е
годы гражданская война в Испании
вызвала вмешательство стран, бывших
в политическом отношении фашистскими,
коммунистическими и
Конфликты
и насилие возможны и между
странами, принадлежащими к одной
цивилизации, а также внутри этих
стран. Но они, как правило, не столь
интенсивны и всеобъемлющи, как конфликты
между цивилизациями. Принадлежность
к одной цивилизации снижает
вероятность насилия в тех
случаях, когда, не будь этого обстоятельства,
до него бы непременно дошло дело. В
1991—92 годах многие были обеспокоены
возможностью военного столкновения между
Россией и Украиной из-за спорных
территорий — в первую очередь
Крыма, — а также Черноморского
флота, ядерных арсеналов и
До сих
пор сплочение цивилизаций
ЗАПАД ПРОТИВ ОСТАЛЬНОГО МИРА
По отношению
к другим цивилизациям Запад находится
сейчас на вершине своего могущества.
Вторая сверхдержава — в прошлом
его оппонент, исчезла с политической
карты мира. Военный конфликт между
западными странами немыслим, военная
мощь Запада не имеет равных. Если не
считать Японии, у Запада нет экономических
соперников. Он главенствует в политической
сфере, в сфере безопасности, а
совместно с Японией — и
в сфере экономики. Мировые политические
проблемы и проблемы безопасности эффективно
разрешаются под руководством США,
Великобритании и Франции, мировые
экономические проблемы — под
руководством США, Германии и Японии.
Все эти страны имеют самые
тесные отношения друг с другом,
не допуская в свой круг страны поменьше,
почти все страны незападного
мира. Решения, принятые Советом Безопасности
ООН или Международным валютным
фондом и отражающие интересы Запада,
подаются мировой общественности как
соответствующие насущным нуждам мирового
сообщества. Само выражение "мировое
сообщество" превратилось в эвфемизм,
заменивший выражение "свободный
мир". Оно призвано придать общемировую
легитимность действиям, отражающим интересы
США и других западных стран (4). При
посредстве МВФ и других международных
экономических организаций
Запад доминирует в Совете Безопасности ООН, и его решения, лишь иногда смягчаемые вето со стороны Китая, обеспечили Западу законные основания для использования силы от имени ООН с тем, чтобы изгнать Ирак из Кувейта и уничтожить сложные виды его вооружений, а также способность производить такого рода вооружения. Беспрецедентным было и выдвинутое США, Великобританией и Францией от имени Совета Безопасности требование к Ливии выдать подозреваемых во взрыве самолета авиакомпании Панамерикан. Когда Ливия отказалась выполнить это требование, на нее были наложены санкции. Разбив самую мощную из арабских армий, Запад без колебаний стал всем своим весом давить на арабский мир. По сути дела Запад использует международные организации, военную мощь и финансовые ресурсы для того, чтобы править миром, утверждая свое превосходство, защищая западные интересы и утверждая западные политические и экономические ценности.
Так, по
крайней мере, видят сегодняшний
мир незападные страны, и в их
взгляде есть значительная доля истины.
Различия в масштабах власти и
борьба за военную, экономическую и
политическую власть являются, таким
образом, одним из источников конфликта
между Западом и другими