Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:23, доклад
Мировая политика вступает в новую фазу, и интеллектуалы незамедлительно обрушили на нас поток версий относительно ее будущего обличия: конец истории, возврат к традиционному соперничеству между нациями-государствами, упадок наций-государств под напором разнонаправленных тенденций — к трайбализму и глобализму — и др. Каждая из этих версий ухватывает отдельные аспекты нарождающейся реальности. Но при этом утрачивается самый существенный, осевой аспект проблемы.
Общность
культуры, напротив, явно способствует
стремительному росту экономических
связей между Китайской Народной
Республикой, с одной стороны, и
Гонконгом, Тайванем, Сингапуром и заморскими
китайскими общинами в других странах
Азии — с другой. С окончанием
холодной войны общность культуры быстро
вытесняет идеологические различия.
Материковый Китай и Тайвань
все больше сближаются. Если общность
культуры — это предпосылка
Культурно-религиозная схожесть лежит также в основе Организации экономического сотрудничества, объединяющей 10 неарабских мусульманских стран: Иран, Пакистан, Турцию, Азербайджан, Казахстан, Киргизстан, Туркмению, Таджикистан, Узбекистан и Афганистан. Данная организация была создана в 60-е годы тремя странами: Турцией, Пакистаном и Ираном. Важный импульс к ее оживлению и расширению дало осознание лидерами некоторых из входящих в нее стран того факта, что им закрыт путь в Европейское Сообщество. Точно так же КАРИКОМ, центральноамериканский общий рынок и МЕРКОСУР базируются на общей культурной основе. Но попытки создать более широкую экономическую общность, которая бы объединила страны островов Карибского бассейна и Центральную Америку, не увенчались успехом — навести мосты между английской и латинской культурой пока еще не удалось.
Определяя
собственную идентичность в этнических
или религиозных терминах, люди склонны
рассматривать отношения между
собой и людьми другой этнической
принадлежности и конфессии как
отношения "мы" и "они". Конец
идеологизированных государств в Восточной
Европе и на территории бывшего СССР
позволил выдвинуться на передний план
традиционным формам этнической идентичности
и противоречий. Различия в культуре
л религии порождают
Таким образом, конфликт цивилизаций разворачивается на двух уровнях. На микроуровне группы, обитающие вдоль линий разлома между цивилизациями, ведут борьбу, зачастую кровопролитную, за земли и власть друг над другом. На макроуровне страны, относящиеся к разным цивилизациям, соперничают из-за влияния в военной и экономической сфере, борются за контроль над международными организациями и третьими странами, стараясь утвердить собственные политические и религиозные ценности.
ЛИНИИ РАЗЛОМА МЕЖДУ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ
Если
в годы холодной войны основные очаги
кризисов и кровопролития
Уже 13 веков тянется конфликт вдоль линии разлома между западной и исламской цивилизациями. Начавшееся с возникновением ислама продвижение арабов и мавров на Запад и на Север завершилось лишь в 732 г. На протяжении XI—XIII веков крестоносцы с переменным успехом пытались принести в Святую Землю христианство и установить там христианское правление. В XIV—XVII столетии инициативу перехватили турки-османы. Они распространили свое господство на Ближний Восток и на Балканы, захватили Константинополь и дважды осаждали Вену. Но в XIX — начале XX в. власть турок-османов стала клониться к упадку. Большая часть Северной Африки и Ближнего Востока оказалась под контролем Англии, Франции и Италии.
По окончании второй мировой войны настал черед отступать Западу. Колониальные империи исчезли. Заявили о себе сначала арабский национализм, а затем и исламский фундаментализм. Запад попал в тяжкую зависимость от стран Персидского залива, снабжавших его энергоносителями, — мусульманские страны, богатые нефтью, богатели деньгами, а если желали, то и оружием. Произошло несколько войн между арабами и Израилем, созданным по инициативе Запада. На протяжении 50-х годов Франция почти непрерывно вела кровопролитную войну в Алжире. В 1956 г. британские и французские войска вторглись в Египет. В 1958 г. американцы вошли в Ливан. Впоследствии они неоднократно туда возвращались, а также совершали нападения на Ливию и участвовали во многочисленных военных столкновениях с Ираном. В ответ на это арабские и исламские террористы при поддержке по меньшей мере трех ближневосточных правительств воспользовались оружием слабых и стали взрывать западные самолеты, здания и захватывать заложников. Состояние войны между Западом и арабскими странами достигло апогея в 1990 г., когда США направили в Персидский залив многочисленную армию — защищать одни арабские страны - от агрессии других. По окончании этой войны планы НАТО составляются с учетом потенциальной опасности и нестабильности вдоль "южных границ".
Военная
конфронтация между Западом и
исламским миром продолжается целое
столетие, и нет намека на ее смягчение.
Скорее наоборот, она может еще
больше обостриться. Война в Персидском
заливе заставила многих арабов почувствовать
гордость — Саддам Хусейн напал
на Израиль и оказал сопротивление
Западу. Но она же породила и чувства
унижения и обиды, вызванные военным
присутствием Запада в Персидском заливе,
его силовым превосходством и
своей очевидной неспособностью
определять собственную судьбу. К
тому же многие арабские страны — не
только экспортеры нефти — подошли
к такому уровню экономического и
социального развития, который несовместим
с автократическими формами правления.
Попытки ввести там демократию становятся
все настойчивее. Политические системы
некоторых арабских стран приобрели
определенную долю открытости. Но это
идет на пользу главным образом исламским
фундаменталистам. Короче говоря, в
арабском мире западная демократия усиливает
антизападные политические силы. Возможно,
это преходящее явление, но оно несомненно
усложняет отношения между
Эти отношения
осложняются и демографическими
факторами. Стремительный рост населения
в арабских странах, особенно в Северной
Африке, увеличивает эмиграцию в
страны Западной Европы. В свою очередь
наплыв эмигрантов, происходящий на фоне
постепенной ликвидации внутренних
границ между западноевропейскими
странами, вызвал острое политическое
неприятие. В Италии, Франции и
Германии расистские настроения приобретают
все более открытую форму, а начиная
с 1990 г. постоянно нарастают
Обе стороны
видят во взаимодействии между исламским
и западным миром конфликт цивилизаций.
"Западу наверняка предстоит
На протяжении
истории арабо-исламская
На северных
рубежах исламского региона конфликт
разворачивается главным
Конфликт
цивилизаций имеет глубокие корни
и в других регионах Азии. Уходящая
в глубину истории борьба между
мусульманам и индусами выражается
сегодня не только в соперничестве
между Пакистаном и Индией, но и
в усилении религиозной вражды внутри
Индии между все более
Высказывание
Дэн Сяопина можно отнести
и ко все более осложняющимся
отношениям между Японией и США.
Культурные различия усиливают экономический
конфликт между этими странами. Каждая
сторона обвиняет другую в расизме,
но по крайней мере со стороны США
отторжение носит не расовый, а культурный
характер. Трудно вообразить себе два
общества, более далекие друг от
друга по фундаментальным ценностям,
установкам и стилю поведения. Экономические
разногласия США с Европой
не менее серьезны, но они не столь
политически выпуклы и