Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:23, доклад
Мировая политика вступает в новую фазу, и интеллектуалы незамедлительно обрушили на нас поток версий относительно ее будущего обличия: конец истории, возврат к традиционному соперничеству между нациями-государствами, упадок наций-государств под напором разнонаправленных тенденций — к трайбализму и глобализму — и др. Каждая из этих версий ухватывает отдельные аспекты нарождающейся реальности. Но при этом утрачивается самый существенный, осевой аспект проблемы.
Столкновение цивилизаций?
Сэмюэль Хантингтон
[Статья директора Института стратегических исследований при Гарвардском университете С. Хантингтона "The Clash of Civilizations?" (1993 г.) — одна из наиболее цитируемых в политологии. В ней выстраиваются подходы к теорию мировой политики после холодной войны. К чему приведет новая фаза мирового развития, когда усиливается взаимодействие между различными цивилизациями и одновременно углубляются различия между ними? На этот вопрос автор не дает ответа, но террористические акты в Америке 11 сентября 2001 г. и последовавшие за ними события свидетельствуют об исключительной актуальности поднятых проблем.]
МОДЕЛЬ ГРЯДУЩЕГО КОНФЛИКТА
Сэмюэль Хантингтон |
Мировая
политика вступает в новую фазу,
и интеллектуалы
Я полагаю,
что в нарождающемся мире основным
источником конфликтов будет уже
не идеология и не экономика. Важнейшие
границы, разделяющие человечество,
и преобладающие источники
Грядущий
конфликт между цивилизациями —
завершающая фаза эволюции глобальных
конфликтов в современном мире. На
протяжении полутора веков после
Вестфальского мира, оформившего
современную международную
Данная
модель сохранялась в течение
всего XIX в. Конец ей положила первая
мировая война. А затем, в результате
русской революции и ответной
реакции на нее, конфликт наций уступил
место конфликту идеологий. Сторонами
такого конфликта были вначале коммунизм,
нацизм и либеральная демократия,
а затем — коммунизм и
Конфликты
между правителями, нациями-государствами
и идеологиями были главным образом
конфликтами западной цивилизации.
У.Линд назвал их "гражданскими войнами
Запада". Это столь же справедливо
в отношении холодной войны, как
и в отношении мировых войн,
а также войн XVII, XVIII, XIX столетий.
С окончанием холодной войны подходит
к концу и западная фаза развития
международной политики. В центр
выдвигается взаимодействие между
Западом и незападными
ПРИРОДА ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Во время холодной войны мир был поделен на "первый", "второй" и "третий". Но затем такое деление утратило смысл. Сейчас гораздо уместнее группировать страны, основываясь не на их политических или экономических системах, не по уровню экономического развития, а исходя из культурных и цивилизационных критериев.
Что имеется в виду, когда речь идет о цивилизации? Цивилизация представляет собой некую культурную сущность. Деревни, регионы, этнические группы, народы, религиозные общины — все они обладают своей особой культурой, отражающей различные уровни культурной неоднородности. Деревня в Южной Италии по своей культуре может отличаться от такой же деревни в Северной Италик, но при этом они остаются именно итальянскими селами, их не спутаешь с немецкими. В свою очередь европейские страны имеют общие культурные черты, которые отличают их от китайского или арабского мира.
Тут мы
доходим до сути дела. Ибо западный
мир, арабский регион и Китай не являются
частями более широкой
Цивилизация может охватывать большую массу людей — например, Китай, о котором Л.Пай как—то сказал: "Это цивилизация, которая выдает себя за страну".
Но она
может быть и весьма малочисленной
— как цивилизация англоязычных
жителей островов Карибского бассейна.
Цивилизация может включать в
себя несколько наций-государств, как
в случае с западной, латиноамериканской
или арабской цивилизациями, либо одно—единственное
— как в случае с Японией. Очевидно,
что цивилизации могут
На Западе принято считать, что нации-государства — главные действующие лица на международной арене. Но они выступают в этой роли лишь несколько столетий. Большая часть человеческой истории — это история цивилизаций. По подсчетам А.Тойнби, история человечества знала 21 цивилизацию. Только шесть из них существуют в современном мире.
ПОЧЕМУ НЕИЗБЕЖНО СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ?
Идентичность на уровне цивилизации будет становиться все более важной, и облик мира будет в значительной мере формироваться в ходе взаимодействия семи-восьми крупных цивилизаций. К ним относятся западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, православно-славянская, латиноамериканская и, возможно, африканская цивилизации. Самые значительные конфликты будущего развернутся вдоль линий разлома между цивилизациями. Почему?
Во-первых,
различия между цивилизациями не
просто реальны. Они — наиболее существенны.
Цивилизации несхожи по своей
истории, языку, культуре, традициям
и, что самое важное, •— религии.
Люди разных цивилизаций по-разному
смотрят на отношения между Богом
и человеком, индивидом и группой,
гражданином и государством, родителями
и детьми, мужем и женой, имеют
разные представления о
Во-вторых, мир становится более тесным. Взаимодействие между народами разных цивилизаций усиливается. Это ведет к росту цивилизационного самосознания, к углублению понимания различий между цивилизациями и общности в рамках цивилизации. Североафриканская иммиграция во Францию вызвала у французов враждебное отношение, и в то же время укрепила доброжелательность к другим иммигрантам — "добропорядочным католикам и европейцам из Польши". Американцы гораздо болезненнее реагируют на японские капиталовложения, чем на куда более крупные инвестиции из Канады и европейских стран. Все происходит по сценарию, описанному Д. Хорвицем: "В восточных районах Нигерии человек народности, ибо может быть ибо-оуэрри, либо же ибо-онича. Но в Лагосе он будет просто ибо. В Лондоне он будет нигерийцем. А в Нью-Йорке — африканцем." Взаимодействие между представителями разных цивилизаций укрепляет их цивилизационное самосознание, а это, в свою очередь, обостряет уходящие в глубь истории или, по крайней мере, воспринимаемые таким образом разногласия и враждебность.
В-третьих,
процессы экономической модернизации
и социальных изменений во всем мире
размывают традиционную идентификацию
людей с местом жительства, одновременно
ослабевает и роль нации-государства
как источника идентификации. Образовавшиеся
в результате лакуны по большей части
заполняются религией, нередко в
форме фундаменталистских движений.
Подобные движения сложились не только
в исламе, но и в западном христианстве,
иудаизме, буддизме, индуизме. В большинстве
стран и конфессий
В-четвертых, рост цивилизационного самосознания диктуется раздвоением роли Запада. С одной стороны, Запад находится на вершине своего могущества, а с другой, и возможно как раз поэтому, среди незападных цивилизаций происходит возврат к собственным корням. Все чаще приходится слышать о "возврате в Азию" Японии, о конце влияния идей Неру и "индуизации" Индии, о провале западных идей социализма и национализма к "реисламизации" Ближнего Востока, а в последнее время и споры о вестернизации или же русификации страны Бориса Ельцина. На вершине своего могущества Запад сталкивается с незападными странами, у которых достаточно стремления, воли и ресурсов, чтобы придать миру незападный облик.
В прошлом элиты незападных стран обычно состояли из людей, в наибольшей степени связанных с Западом, получивших образование в Оксфорде, Сорбонне или Сандхерсте, и усвоивших западные ценности и стиль жизни. Население же этих стран, как правило, сохраняло неразрывную связь со своей исконной культурой. Но сейчас все переменилось. Во многих незападных странах идет интенсивный процесс девестернизации элит и их возврата к собственным культурным корням. И одновременно с этим западные, главным образом американские обычаи, стиль жизни и культура приобретают популярность среди широких слоев населения.
В-пятых, культурные особенности и различия менее подвержены изменениям, чем экономические и политические, и вследствие этого их сложнее разрешить либо свести к компромиссу. В бывшем Советском Союзе коммунисты могут стать демократами, богатые превратиться в бедных, а бедняки — в богачей, но русские при всем желании не смогут стать эстонцами, а азербайджанцы — армянами.
В классовых и идеологических конфликтах ключевым был вопрос: "На чьей ты стороне?" И человек мог выбирать — на чьей он стороне, а также менять раз избранные позиции. В конфликте же цивилизаций вопрос ставится иначе: "Кто ты такой?" Речь идет о том, что дано и не подлежит изменениям. И, как мы знаем из опыта Боснии, Кавказа, Судана, дав неподходящий ответ на этот вопрос, можно немедленно получить пулю в лоб. Религия разделяет людей еще более резко, чем этническая принадлежность. Человек может быть полу-французом и полу-арабом, и даже гражданином обеих этих стран. Куда сложнее быть полу-католиком и полу-мусульманином.
И, наконец,
усиливается экономический