Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:41, контрольная работа
Целью контрольной работы является показать процесс становления советского государства и его политической системы.
Задачи данной работы:
– показать процесс создания Советского государства и права в первый период после Великой Октябрьской Социалистической революции;
– раскрыть экономическую деятельность советского государства и органы управления экономикой;
Введение …………………………………………………………………….. 3
1. Создание Советского государства и права в первый период после Великой Октябрьской Социалистической революции ……………………………. 4
1.1 Слом временного буржуазного и создание советского государственного аппарата …………………………………………………………………….. 4
1.2 Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов. Высшие органы власти ……………………………………………………………………….. 6
1.3 Учредительное собрание………………………………………………. 9
2. Деятельность Советского государства в области экономики ………… 13
2.1 Центральные органы управления народным хозяйством ………….. 13
2.2 Управление сельским хозяйством и заготовками продовольствия…. 14
2.3 Военный коммунизм …………………………………………………… 16
2.4 Национализация промышленности …………………………………... 19
3. Конституция РСФСР 1918 года ………………………………………... 21
4. Государственная идеология на начальном этапе становления Советской власти ………………………………………………………………………… 26
Заключение ………………………………………………………………….. 30
Список использованных источников и литературы …………………….. 31
2.4 Национализация промышленности
В целом, и причины, и ход национализации промышленных предприятий после Октября 1917 г. в официальной советской истории искажены. Они представлены как закономерный, вытекающий из теории марксизма процесс. На деле этот шаг Советского государства был сделан вопреки намерениям правительства и совершенно вопреки теории, которая предполагала прохождение довольно длительного этапа государственного капитализма. Даже представление о рабочем контроле буквально накануне Октября предполагало образование совместного совещания предпринимателей и рабочих. Показателен и тот факт, что до марта 1918 г. Госбанк выдал очень крупные средства в виде ссуд частным предприятиям. Взяв власть при полном распаде и саботаже госаппарата, Советское правительство и помыслить не могло взвалить на себя функцию управления всей промышленностью12.
Эта проблема имела и важное международное
измерение. Основной капитал главных
отраслей промышленности принадлежал
иностранным банкам. В горной, горнозаводской
и металлообрабатывающей
Конечно, в собственность нового
государства автоматически
3. Конституция РСФСР 1918 года
Начиная с первого дня своего
существования, Советское государство
издает целый ряд актов
По инициативе левых эсеров III Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК разработать основные положения Конституции РСФСР и представить их следующему съезду Советов. Однако в условиях острого кризиса (срыв мирных переговоров в Брест-Литовске, наступление немцев на фронте, усиления оппозиции левых коммунистов и левых эсеров) ВЦИК не смог выполнить это поручение.
Была создана межпартийная комиссия
(пропорционально
Споры в комиссии были принципиальными, но все же удалось создать гибкий документ, который не сковывал поиск государственных форм: основные положения этой Конституции, несмотря на поправки и дополнения, сохранились вплоть до 1936 г., в течение 18 очень бурных лет. Главные противоречия, вызывавшие споры, были между сторонниками ослабления центральной власти государства, развития инициативы местных властей – и теми, кто стремился к концентрации власти в центре. Другая плоскость в принципе той же проблемы касалась типа федерации: одни требовали, говоря нынешним языком, большего «суверенитета регионов», другие стремились укрепить, под новым идеологическим оформлением, «единую и неделимую» Россию.
Первый набор принципов («
10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию. Она закрепила политическую основу государства – Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Было сказано, что в России осуществлена диктатура пролетариата в форме Республики Советов13.
Раздел «Конструкция Советской власти» закрепил взаимоотношения органов власти и управления. В основу советского госаппарата был положен принцип демократического централизма. Следует подчеркнуть, что Конституция наделила орган исполнительной власти СНК законодательными полномочиями (так же, как орган Съезда Советов ВЦИК – исполнительными). Это диктовалось не только чрезвычайной обстановкой, но и самой идеей через воссоединение законодательных и исполнительных функций преодолеть слабости буржуазного парламентаризма, задачей которого было найти баланс классовых интересов. Такого баланса Советская власть искать не собиралась, поскольку декларировала себя как «диктатуру пролетариата», которая по мере своего укрепления приведет к построению бесклассового общества. Конституция специально не оговаривала принципы исполнения судебной функции. Однако тот факт, что организация судебной деятельности и контроль за нею возлагался на НКЮ, ясно показывали ее подчиненность исполнительному органу.
Эта идея имела теоретическое и идеологическое обоснование в марксизме. Но по сути утверждение единой и неделимой власти («диктатуры пролетариата») означало неосознанное восстановление самодержавного государства в его соборном, советском образе. Значение этого решения было исключительно важным – все развитие советской государственности направлялось на путь, отвергающий главный принцип либерального государства гражданского общества, принцип разделения властей.
Реальная проблема становления Советского государства состояла в том, что Советы возникали стихийно, без четко очерченных функций и полномочий, на заводах и в деревнях. Мелкие Советы были образцом прямой демократии (например, в фабричный Совет входили все рабочие фабрики). Крупные Советы состояли из представителей граждан или рабочих. Какое-то время такие Советы даже называли «совдепами» – в отличие от просто Советов.
Действия Cоветов были независимы, никем не регулировались и с точки зрения нормального государственного управления часто были разрушительны. Некоторые местные Советы, например, не считали себя связанными решением IV Всероссийского съезда Советов, который ратифицировал мирный договор с Германией, не признавали Брестский мир и считали себя в состоянии войны с Германией. Таким образом, создание Конституции являлось острейшей необходимостью.
Превращение Советов в систему государственной власти было сложной и совершенно новой задачей. Конституция, которая и должна была эту задачу решить, сумела отразить существующее противоречие и оставить открытыми пути его решения: «вся власть» принадлежит Советам, но «верховная власть» – центральным органам, полномочия которых Конституция не ограничила, а лишь иллюстрировала перечнем «вопросов общегосударственного значения». А дальше следовала статья, которая предупреждала, что «сверх перечисленных вопросов ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета подлежат все вопросы, которые они признают подлежащими их разрешению».
Задача превращения местных Советов в звено единой системы, в обычные органы местной власти, решалась во многом через статьи о бюджете и налогах, которые фактически устанавливали финансовую монополию центральной власти. Эти статьи недаром вызвали острые споры, в них резонно видели ликвидацию лозунга «Вся власть Советам!»14.
Конституция утвердила важнейшие мероприятия Советского государства в области экономики: национализацию банков и земли; введение рабочего контроля как первого шага к национализации заводов и транспорта; аннулирование внешних займов, заключенных до революции. Конституция отразила федеративный принцип государственного устройства РСФСР.
Конституция провозгласила классовую, пролетарскую демократию – для трудящихся. Иными словами, она не признала формального равенства прав (хотя имевшиеся в царской России сословные различия были отменены и устанавливалась единая категория граждан). Ряда гражданских прав были лишены около 5 млн. человек. В отдельной статье давалось оправдание этой дискриминации как временной меры, предотвращающей «ущерб интересам социалистической революции».
Ставилась задача предоставить трудящимся «полное, всестороннее и бесплатное образование». Признавались равные права граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности. Церковь отделялась от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признавалась за всеми гражданами. В Конституции нет права на труд, отдых, образование и т.д., поскольку было решено записать в нее лишь те права, которые в тех условиях могли быть осуществлены.
Была некоторая дискриминация в избирательном праве рабочих и крестьян: на Всероссийский съезд Советов в городах избирался один делегат от 25 тыс. избирателей, а в деревне – от 125 тыс. жителей. Это было сделано, чтобы не менять привычные методы расчета, по которым раньше избирались на раздельные съезды: один – рабочих и солдатских, а другой – крестьянских депутатов (правда, раньше от крестьян был один делегат от 150 тыс. жителей).
Выборы во все звенья Советов, кроме городских и сельских, были многостепенные, непрямые. Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались трудящиеся, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, пола, оседлости и т.п. Этим правом пользовались и военнослужащие. Избиратели имели право отозвать избранного депутата.
Конституция наметила программные задачи на переходный период от капитализма к коммунизму: уничтожение эксплуатации человека человеком, беспощадное подавление сопротивления эксплуататоров, устранение деления общества на классы, построение социализма.
4. Государственная идеология на начальном этапе становления Советской власти
Продолжая, в новом обличье, путь развития Российской государственности, Советская власть строила государство традиционного общества.
Как государство традиционного общества, Советское государство было в существенной мере идеократическим. Это значит, что сила этого государства, его здоровье и само существование в огромной степени определялись жизненностью идеологии, ее восприятием в массовом сознании. Ключевыми идеями, воспринятыми советской идеологией из марксизма, были следующие: справедливость (уничтожение эксплуатации человека человеком), всеединство («Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»), нестяжательство («каждому – по труду»), возврат к истокам, к братству в общине (коммунизм), построение светлого Царства счастья и воли (прогресс, неисчерпаемые силы науки, ликвидация государства). Понятия и термины марксизма наполнялись при этом своим, часто существенно иным, смыслом.
Советская идеология, в отличие от буржуазно-либеральной, с которой она конкурировала, была эсхатологичной. Она была направлена к идеалу, к «светлому будущему», к завершению цикла истории. Мессианская вера обращалась к пролетариату, который воплотит мечту, а государство было формой сплочения людей на этом пути. В этой идеологии человек представал как изначально, по природе своей, доброе, тяготеющее к братству существо, лишь испорченное несправедливыми общественными условиями.
Напротив, буржуазно-либеральная
Это различие важно потому, что многое объясняет в поведении государства. Когда государство легитимирует себя через обязательство строить «светлое будущее», все тяготы и неурядицы реальной жизни выглядят результатом дефектов и ошибок в работе государства («система виновата»). Тем более нестерпимыми представляются дефекты самого государства (злоупотребления, коррупция и т.п.) – они в общественном сознании вырастают до уровня измены. Образу либерального государства наличие в обществе несправедливости, бедности, преступности и т.д. нисколько не вредит, ибо это – следствие естественного порядка вещей. Из его идеологии следует лишь, что без этого государства было бы еще хуже. Даже дефекты самого государства не подрывают его образ, т. к. чиновники тоже люди и по природе своей порочны.
Рассмотрим главные элементы (символы, образы, метафоры) советской государственной идеологии на первом этапе.
Главной обобщенной, не разлагаемой
на компоненты ценностью был образ
Революции. Он был сакрализован (обладал
святостью) и потому не требовал рационального
обоснования. Революция была представлена
в идеологии как избавление, как
возвращение на путь, ведущий к
утраченному раю. Все, что можно
было ассоциировать с
С понятием революции связывались важнейшие идеалы русского крестьянства (прежде всего, земля и воля). Включив в себя в качестве основной ценности революцию, государственная идеология создала определенные трудности для самого же государства, т. к. эта ценность в массовом сознании в большой степени воспринималась как анархическая, антигосударственная. Поэтому уж на первом этапе (в 1918 г.) в идеологии все с большей настойчивостью звучит тема дисциплины, организованности, разумности. Идеологические документы низового звена государства того времени (воззваний, постановлений местных Советов и комитетов) отражают замечательное диалектическое единство двух противоположных начал.
На уровне теоретиков (прежде всего, в работах В.И. Ленина) в понимании революции разрабатывается сложная диалектика конечной цели (общество без государства) и переходного периода (построения и укрепления государства). Поставив перед Октябрем в работе «Государство и революция» задачу слома старой государственной машины, В.И. Ленин после Октября, уже как председатель правительства, с тревогой убедился, что «машина» разрушена до большевиков и стране грозит катастрофа. И в идеологии был сделан удивительно быстрый и принципиальный поворот – она становится государственной и даже державной. По этому вопросу В.И. Ленин ведет резкие споры с рядом других лидеров (например, с Н.И. Бухариным).