Становление Советского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:41, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является показать процесс становления советского государства и его политической системы.
Задачи данной работы:
– показать процесс создания Советского государства и права в первый период после Великой Октябрьской Социалистической революции;
– раскрыть экономическую деятельность советского государства и органы управления экономикой;

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 3
1. Создание Советского государства и права в первый период после Великой Октябрьской Социалистической революции ……………………………. 4
1.1 Слом временного буржуазного и создание советского государственного аппарата …………………………………………………………………….. 4
1.2 Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов. Высшие органы власти ……………………………………………………………………….. 6
1.3 Учредительное собрание………………………………………………. 9
2. Деятельность Советского государства в области экономики ………… 13
2.1 Центральные органы управления народным хозяйством ………….. 13
2.2 Управление сельским хозяйством и заготовками продовольствия…. 14
2.3 Военный коммунизм …………………………………………………… 16
2.4 Национализация промышленности …………………………………... 19
3. Конституция РСФСР 1918 года ………………………………………... 21
4. Государственная идеология на начальном этапе становления Советской власти ………………………………………………………………………… 26
Заключение ………………………………………………………………….. 30
Список использованных источников и литературы …………………….. 31

Работа содержит 1 файл

Контрольная история государства и права россии (2).docx

— 83.73 Кб (Скачать)

В приводимых историками данных о  количестве голосов, поданных на выборах  за те или иные партии, есть расхождения. Видимо, в выборах участвовало  около 44 млн. избирателей. Было избрано 715 депутатов (по другим данным 703). За эсеров, меньшевиков, различные национальные партии проголосовало около 60%. За большевиков около 25%. За кадетов и другие правые партии около 15%.

Таким образом, партии с принципиально  буржуазной программой получили около 15% тех, кто принял участие в выборах, партии с разными социалистическими программами – 85%. Конфликт, который возник в связи с Учредительным собранием – это конфликт между социалистами, и прежде всего, между двумя революционными партиями социалистов, большевиками и эсерами (меньшевики имели 16 мест, а эсеры 410). Чернов с места председателя даже декларировал «волю к социализму». Это важно подчеркнуть, т. к. в годы перестройки пресса внедрила в общественном сознание представление, будто речь шла о выборе между буржуазно-либеральным и социалистическим путем развития России. В ряде вопросов (например, в отношении к террору) большевики были более умеренной партией, нежели эсеры. Передача власти Учредительному собранию (рассмотренная как умозрительный вариант) означала бы не возникновение дееспособной буржуазной государственности, а продолжение «керенщины»5.

Накануне созыва Учредительного собрания, 3 января 1918 г. ВЦИК принял постановление «О признании контрреволюционным действием всех попыток присвоить себе функции государственной власти», где говорилось, что вся власть принадлежит Советам и советским учреждениям и поэтому всякая попытка присвоить функции государственной власти будет подавляться вплоть до применения вооруженной силы.

Учредительное собрание начало свою работу 5 января 1918 г. в Петрограде, в Таврическом дворце. Присутствовало около 410 депутатов при кворуме 400. Председателем был избран правый эсер В.М. Чернов (бывший министр Временного правительства). Председатель ВЦИК Я.М. Свердлов зачитал «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и предложил собранию принять ее, т.е. признать Советскую власть и ее важнейшие декреты: о мире, земле и т.д. Левые эсеры также призвали собрание принять Декларацию и передать власть Советам.

Учредительное собрание Декларацию отвергло (237 голосов против 138). После этого  большевики и левые эсеры покинули собрание. Собрание, уже не имея кворума, приняло постановление о том, что верховная власть в стране принадлежит ему. В пятом часу утра командовавший охраной анархист матрос А.Г. Железняков предложил В.М. Чернову прекратить работу собрания, заявив: «Караул устал». В 4.40 Учредительное собрание прекратило свою деятельность. 6 января 1918 г. ВЦИК принял декрет «О роспуске Учредительного собрания». Расстреливать Таврический дворец не пришлось, его двери просто заперли. Отказ правых эсеров от сотрудничества с Советской властью направил события в худший коридор. Компромисс, по мнению В.И. Ленина, предотвратил бы гражданскую войну.

Учредительное собрание как альтернатива Советам в тех исторических условиях было нежизнеспособно. Оно не имело  социальной базы, которая могла бы оказать ему поддержку, хотя эсеры  вели работу в войсках и на заводах. Судя по воспоминаниям очевидцев, роспуск  Учредительного собрания в тот момент не привлек большого внимания (он стал важной темой в антисоветской  идеологической кампании недавнего  времени).

Красноречива дальнейшая судьба депутатов. Часть из них, создав нелегальный  «Межфракционный совет Учредительного собрания», летом 1918 г. образовала на Волге и Урале, где Советская власть была ликвидирована белочехами, антисоветские правительства (Комуч, Временное сибирское правительство, затем Директория, объявленная всероссийской властью). После прихода к власти Колчака часть депутатов – «учредиловцев» была выслана за границу, другая часть арестована. 23 декабря они были расстреляны в Омске по приказу Колчака.

10 января 1918 г. собрался III Вcероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, который выглядел как преемник Учредительного собрания. 13 января начал работу III Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов. Эти съезды объединились, и таким образом в стране возник единый высший орган власти. Съезд одобрил роспуск Учредительного собрания, а также решил снять в наименовании Советского правительства слово: «временное»6.

 

 

 

2. Деятельность Советского государства в области экономики

 

2.1 Центральные органы управления народным хозяйством

 

Объединение усилий в борьбе с разрухой потребовало создания специальных  органов управления. В декрете II Съезда Советов о создании правительства  было предусмотрено образование  ряда экономических наркоматов. Вскоре, однако, стало ясно, что необходим  единый центральный экономический  орган. В основу его была положена идея централизации управления хозяйством по отраслям и участие трудящихся в управлении через фабзавкомы.

Декретом ВЦИК и СНК от 2 декабря 1917 г. был учрежден Высший совет народного хозяйства при СНК с очень широкими функциями и полномочиями. Он должен был вырабатывать общие нормы регулирования экономической жизни страны, согласовывать и объединять деятельность центральных и местных учреждений. ВСНХ направлял работу экономических отделов местных Советов. Все законопроекты и крупные мероприятия по регулированию народного хозяйства в целом вносились в СНК через ВCHX. Ему предоставлялись большие права и в оперативном управлениии (например, право конфискации, реквизиции и секвестра). ВСНХ активно участвовал в организации строительства, транспорта, торговли и финансов, но главное место всегда занимали проблемы промышленности7.

Руководящими органами ВСНХ были Пленум, Бюро и Президиум. Пленум (около 70 человек) собирался не реже 1 раза в месяц  и состоял из представителей ВЦИК, наркоматов, профсоюзов, местных СНХ, кооперации. Бюро (до 15 человек) координировало текущую работу секций и отделов  по управлению отдельными областями  народного хозяйства. Президиум (9 человек) играл ключевую роль, избирался на съездах совнархозов и руководил работой ВСНХ.

По мере национализации промышленности ВСНХ все больше освобождался от функций  регулирования всего народного  хозяйства, сосредоточиваясь на управлении промышленностью. В годы гражданской  войны резко повысилась роль главных  управлений ВСНX по управлению промышленностью (главков). Самостоятельность предприятий  была сведена к нулю, все вопросы  решали главки ВСНХ. Эта чрезвычайная система управления промышленностью  получила наименование «главкизм»8.

Когда полномасштабная гражданская  война стала фактом, 2 сентября 1918 г. ВЦИК объявил страну военным лагерем. Декретом от 30 ноября 1918 г. создавался Совет рабочей и крестьянской обороны (в 1920 г. преобразован в Совет труда и обороны, СТО), которому была дана вся полнота власти в области обороны. Возглавил его председатель СНК В.И. Ленин. СТО осуществлял руководство военными операциями, ведал вопросами комплектования и снабжения вооруженных сил посылал на места чрезвычайных уполномоченных. Его постановления были обязательны для всех организаций, учреждений и граждан. ВЦИК и СНК имели право отменять или приостанавливать постановления и решения СТО.

 

2.2 Управление сельским хозяйством и заготовками продовольствия

 

Великая Октябрьская социалистическая революция внесла большие изменения  в главный сектор экономики – сельское хозяйство. По «Декрету о земле» помещичья собственность на землю отменялась немедленно без всякого выкупа.

Декрет о земле исходил из «Крестьянского наказа о земле», составленного на основании 242 местных крестьянских наказов редакцией «Известий Всероссийского Совета крестьянских депутатов» (опубликован 19 августа 1917 г.). Его главные положения таковы: право частной собственности на землю отменяется навсегда, земля не может быть продаваема, покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней. Все недра, руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и проч. переходят в пользование общин. Земельные участки с высококультурными хозяйствами: сады, плантации, питомники, оранжереи и т.д. не подлежат разделу и передаются в исключительное пользование государства или общин, в зависимости от размера и значения их. Право пользования землей получают все граждане без различия пола, желающие обрабатывать ее своим трудом. Наемный труд не допускается. Устанавливается уравнительное землепользование. Земля распределяется между трудящимися по трудовой или потребительской норме.

В результате крестьянство получило более 150 млн. га земли, освобождалось  от огромных арендных платежей и от расходов на приобретение земли в  дальнейшем, а также от большого долга Крестьянскому поземельному банку. Крестьянам был передан помещичий  сельскохозяйственный инвентарь.

Декретом II Всероссийского съезда Советов  был образован Наркомат земледелия. На местах распоряжение земельными угодьями и распределение земли между  крестьянами возлагалось на местные  Советы. Наркомзем вырабатывал принципиальные основы аграрной политики, руководил  земельными отношениями, занимался  организацией агрономической, ветеринарной и т.п. помощи крестьянству. В его ведение были переданы бывшие имения, на базе которых позднее начали создавать совхозы9.

Также был создан Наркомат продовольствия. В стране был острейший продовольственный  кризис, он обострялся тем, что продкомитетами в центре и на местах руководили меньшевики и эсеры, которые организовали саботаж решений Советской власти. В январе 1918 г. был созван Всероссийский продовольственный съезд, который решил ввести хлебную монополию, нормы распределения предметов ширпотреба и т.д.

Наркомпрод стал единственным органом  заготовок и снабжения населения  продуктами и промтоварами. Ему подчинялись  местные органы. Цены устанавливал ВСНХ совместно с Наркомпродом. Все  продовольственное дело в стране было строго централизовано. Наркомпрод широко вовлекал в свой аппарат рабочих  и бедноту. В 1918 г. все пустующие земли были переданы Наркомзему для государственного засева. Для его организации привлекалось городское население.

 

2.3 Военный коммунизм

 

Отдельным важным этапом в экономической  и социальной политике Советского государства  был военный коммунизм. Он был  даже больше, чем политикой, на время  он стал образом жизни и образом  мышления – это был особый, чрезвычайный период жизни общества в целом. Поскольку он пришелся на этап становления Советского государства, на его «младенческий возраст», он не мог не оказать большого влияния на всю последующую его историю, стал частью той «матрицы», на которой воспроизводился советский строй. Сегодня мы можем понять суть этого периода, освободившись от мифов как официальной советской истории, так и вульгарного антисоветизма.

Главные признаки военного коммунизма – перенос центра тяжести экономической политики с производства на распределение. Это происходит, когда спад производства достигает такого критического уровня, что главным для выживания общества становится распределение того, что имеется в наличии. Поскольку жизненные ресурсы при этом пополняются в малой степени, возникает их резкая нехватка, и при распределении через свободный рынок их цены подскочили бы так высоко, что самые необходимые для жизни продукты стали бы недоступны для большой части населения. Поэтому вводится нерыночное уравнительное распределение.

На нерыночной основе (возможно, даже с применением насилия) государство  отчуждает продукты производства, особенно продовольствие. Резко сужается денежное обращение в стране. Деньги исчезают во взаимоотношениях между предприятиями. Продовольственные и промышленные товары распределяются по карточкам  – по фиксированным низким ценам или бесплатно (в Советской России в конце 1920 – начале 1921 года даже отменялась плата за жилье, пользование электроэнергией, топливом, телеграфом, телефоном, почтой, снабжение населения медикаментами, ширпотребом и т.д.). Государство вводит всеобщую трудовую повинность, а в некоторых отраслях (например, на транспорте) военное положение, так что все работники считаются мобилизованными.

Все это – общие (структурные) признаки военного коммунизма, которые с той или иной конкретно-исторической спецификой проявились во всех известных в истории периодах этого типа. Наиболее яркими (вернее, изученными) примерами служит военный коммунизм во время Великой Французской революции, в Германии во время Первой мировой войны, в России в 1918–1921 гг., в Великобритании во время Второй мировой войны.

Тот факт, что в обществах с  очень разной культурой и совершенно разными господствующими идеологиями  в чрезвычайных экономических обстоятельствах  возникает очень сходный уклад  с уравнительным распределением, говорит о том, что это – единственный способ пережить трудности с минимальными потерями человеческих жизней. Возможно, в этих крайних ситуациях начинают действовать инстинктивные механизмы, присущие человеку как биологическому виду. Возможно, выбор делается на уровне культуры, историческая память подсказывает, что общества, отказавшиеся в такие периоды от солидарного распределения тягот, просто погибли. Во всяком случае, военный коммунизм как особый уклад хозяйства не имеет ничего общего ни с коммунистическим учением, ни тем более с марксизмом. Сами слова «военный коммунизм» просто означают, что в период тяжелой разрухи общество (социум) обращается в общину (коммуну) – как воины10.

В последние годы ряд авторов  утверждают, что военный коммунизм  в России был попыткой ускоренного  осуществления марксистской доктрины построения социализма. Если это говорится  искренне, то перед нами прискорбное  невнимание к структуре важного  общего явления мировой истории. Риторика политического момента  почти никогда верно не отражает сути процесса. В России в тот  момент, кстати, взгляды т.н. «максималистов», считающих, что военный коммунизм станет трамплином в социализм, вовсе не были господствующими в среде большевиков.

Серьезный анализ всей проблемы военного коммунизма в связи его с капитализмом и социализмом дан в книге  видного теоретика РСДРП(б) А.А. Богданова «Вопросы социализма», вышедшей в 1918 г. Он показывает, что военный коммунизм есть следствие регресса производительных сил и социального организма. В мирное время он представлен в армии, как обширной авторитарной потребительской коммуне. Однако во время большой войны происходит распространение потребительского коммунизма из армии на все общество. А.А. Богданов дает именно структурный анализ явления, взяв как объект даже не Россию, а более чистый случай – Германию. Из этого анализа вытекает важное, выходящее за рамки истмата положение: структура военного коммунизма, возникнув в чрезвычайных условиях, после исчезновения породивших ее условий (окончания войны) сама собой не распадается. Выход из военного коммунизма – особая и сложная задача. В России решить ее будет особенно непросто, поскольку в системе государства очень большую роль играют Советы солдатских депутатов, проникнутые мышлением военного коммунизма11.

Информация о работе Становление Советского государства