Становление парламентаризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:48, контрольная работа

Описание работы

Первая русская (российская) революция началась 9 января 1905 г. («Кровавое воскресенье») и закончилась 3 июня 1907 г. («третьеиюньский государственный переворот»). Почти два с половиной года в стране бушевали невиданные общественные страсти. Забастовки, локауты, разрушения затронули как отдельные промышленные предприятия, частные и общественные учреждения, так и многие районы империи. Западные области, Кавказ, Сибирь, Москва, Чернозёмный центр были охвачены стачками и беспорядками.

Содержание

. Первая русская буржуазно-демократическая революция: предпосылки, характер, особенности, движущие силы, основные события, итоги………...3
2. Аграрная реформа П.А. Столыпина: замысел и итоги……………………11
3. Становление парламентаризма……………………………………………..17 Заключение……………………………………………………………………….22 Список использованной литературы…………………………………………...23

Работа содержит 1 файл

отеч история.docx

— 52.65 Кб (Скачать)
   
 
 
 
 
 

2. Аграрная реформа  П.А. Столыпина:  замысел и итоги.

     Столыпинская  агарарная реформа – понятие  условное, ибо она не представляет цельного замысла и при ближайшем  рассмотрении распадается на ряд отдельных мероприятий. Не совсем правильно и название реформы, так как Столыпин не являлся ни автором ее основных концепций, ни разработчиком. Хотя у него были и свои собственные идеи.

     О министре-реформаторе писали много  и часто. Его личность, его деятельность были в центре общественного интереса и тогда, когда он жил и действовал, и все последующие десятилетия  после кончины. Родился Пётр Аркадьевич Столыпин в 1862 г. в родовитой дворянской семье. Окончил гимназию в г. Вильно (Вильнюс) и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, который закончил с отличием. С 1884 г. начал службу в Министерстве земледелия и государственных имуществ, где работал департаменте земледелия. В 1889 г. перешел на службу в Министерство внутренних дел, получив назначение Ковенским уездным предводителем дворянства. Эта служба дала ему первый значительный административный опыт и близко познакомила с проблемами и нуждами сельского хозяйства. В 1889 г. он получил должность Ковенского губернского предводителя дворянства, а в 1902 г. назначается Гродненским губернатором.2 В 1903 г. П.А. Столыпин занял пост Саратовского губернатора. В этой должности он встретил революционные волнения 1905 г., которые не миновали и Поволжье. Его деятельность по прекращению беспорядков в Балашовском уезде, когда он один вышел к толпе и утихомирил разбушевавшуюся массу, стала широко известна.

     26 апреля 1906 г. П.А. Столыпин был  назначен министром внутренних  дел, а 8 июля – председателем  Совета министров. Будучи просвещенным  и целеустремленным политиком,  П.А. Столыпин понимал, что реформы  необходимы и неизбежны. Он видел дальше, острее осознавал причинно-следственные связи проблем. Чем многие современники. Однако откладывать назревшие изменения было невозможно и реформы приходилось осуществлять в атмосфере не утихавших беспорядков.

     Главная и основная задача состояла в принципиальной реорганизации землепользования и  землевладения крестьянства. Столыпинская реформа была продуктивна реакционным Советам объединенного дворянства и носила резко выраженный насильственный характер по отношению к большинству крестьянства. Центральное место в этих мероприятиях занимал указ 9 ноября 1906 г. о порядке выхода крестьян из общины и закрепления в личную собственность наделенной земли. После утверждения с некоторыми изменениями Думой и Государственным Советом этот указ получил название Закона от 14 июня 1910 г. Его дополняло «Положение о землеустройстве» от 29 мая 1911 г. К другим мероприятиям реформы относилась деятельность Крестьянского банка, а также переселенческая политика.3 Борьба крестьян заставила правительство отменить (ноябрь 1905 г.) выкупные платежи наполовину, а с 1907 г. - полностью. Но этого было недостаточно, крестьяне требовали земли. Правительство вынуждено было вернуться к идее отказа от общинного и перехода к частному крестьянскому землевладению. Она высказывалась еще в 1902 г., но тогда правительство отказалось от ее реализации. П.А. Столыпин настоял на проведении реформы, и поэтому ее назвали Столыпинской.

     План  аграрной реформы Столыпина заключался в следующем4:

1. Разрешить крестьянам свободный выход из общины с закреплением своего надела в частную собственность. Выходящий из общины крестьянин получал в частную собственность все закрепленные за ним наделы, они должны были быть сведены в один участок. Этим достигались 2 цели. Сначала разрушилась община, которая в силу своих отсталых традиций и обычаев давно стала тормозом прогресса в сельском хозяйстве. Затем созывался класс мелких частных собственников, который должен стать опорой власти - этот момент приобретал особое знание, так как разложение класса помещиков, сокращение их земельных владений интенсивно продолжались. Будучи полными собственниками земли, крестьяне начнут заботиться о повышении ее плодородия, урожайности, расширится применение сельскохозяйственных машин (09.11.1906 г. - указ давал право крестьянам свободно покидать общины, закрепляя в собственность эту землю в виде отдельного участка (отруб), на который мог перенести и свою усадьбу). Указ не разрушал специально крестьянские общины, но развязывал руки крестьянам, пожелавшим хозяйствовать самостоятельно. Таким образом, планировалось создать в деревне прослойку крепких домовитых хозяев, чуждых революционному духу и в целом повысить производительность сельского хозяйства. Закон от 14 июня 1910 г. сделал выход обязательным. Большая роль возлагалась на Главное управление землеустройством и земледелием (с 1908 г. - министерство земледелия), которое организовало на местах правильное размежевание земли. Планировалось развитие медицины и ветеринарии социальной помощи крестьянами.

2. Создавался фонд из части казенных и императорских земель (для покупки этих и помещичьих земель Крестьянский банк давал денежные ссуды);

3. Параллельно были организованы переселения крестьян из зон с острым дефицитом земли в Сибирь, Казахстан, другие малолюдные районы (организация переселения была не на высоте: из 3,5 млн. переселенцев около 500 тыс. самостоятельно вернулись обратно).

     Столыпин  определил срок проведения реформы  в 20 лет, чтобы крестьяне получили возможность убедиться в преимуществах  единоличного частичного хозяйствования перед общественным. Цель реформы состояла в том, чтобы сохранить помещичье землевладение и одновременно ускорить буржуазную эволюцию сельского хозяйство, преодолеть общинную ментальность и воспитать в каждом крестьянине чувство собственника, хозяина земли, сняв тем самым социальную напряженность в деревне и создав там прочную социальную опору правительства в лице сельской буржуазии. Реформа способствовала подъему экономики страны. Сельское хозяйство приобрело устойчивый характер. Увеличились покупательная способность населения и валютные поступления, связанные с вывозом зерна.

Однако  социальные цели, поставленные правительством, не были достигнуты. Из общины вышло  в разных районах только 20-35 % крестьян, так как большинство сохраняло  коллективистскую психологию и традиции. Хуторское хозяйство завело лишь 10 % домохозяев. Кулаки чаще выходили из общины, чем бедняки. Первые покупали землю у помещиков и обедневших односельчан, заводили рентабельное хозяйство. 20 % крестьян, получивших ссуды Крестьянского  банка, разорились. Около 16 % переселенцев не смогли устроиться на новом месте, вернулись в центральные районы страны и пополнили ряды пролетариев. Реформа ускорила социальное расслоение - формирование сельской буржуазии  и пролетариата. Правительство не обрело в деревне прочной социальной опоры, так как не удовлетворило  нужды крестьян в земле.5

     Игнорирование региональных различий было одним из недостатков столыпинской аграрной реформы. Она относительно неплохо  шла в таких степных губерниях, как Самарская, Ставропольская, Херсонская, Таврическая, где община была слаба  и инертна. Со скрипом, но шла в  центрально-черноземных губерниях, где ей сильно мешало крестьянское малоземелье. Она почти не шла  в нечерноземных губерниях (например, в Московской), где община была более динамичной и настолько срослась с развивающимися капиталистическими отношениями, что порой невозможно было уничтожить ее не повредив этих самых отношений. И она встречала озлобленное сопротивление на Украине, где не было земельных переделов, где крестьянин сжился со своими клочками и полосками, вложил в них труд и деньги и не хотел уходить с них не на хутор, ни на отруб. К тому же и сам Столыпин признавал, что эта реформа может иметь успех только в сочетании с другими крупными мероприятиями по поднятию крестьянского хозяйства, включая кредит, мелиорацию, агрономическую помощь, развитие образования. Вследствие финансовых затруднений этот комплекс мероприятий в основном остался неосуществленным. Другим ее слабым местом была идеализация хуторов и отрубов, а также и вообще частной собственности на землю. В мире нет хороших и плохих форм собственности. Всё зависит от исторических условий, в которых одна и та же форма собственности может играть разную, даже противоположную роль. Обычно же в народном хозяйстве присутствуют различные формы собственности (частная, общественная, государственная). Важно, чтобы их сочетания и пропорции устанавливались не «сверху», а «снизу», в ходе естественного экономического развития. Законодательство должно лишь ограничивать интересы каждой формы собственности.

     Всего за годы реформы из общины вышло  около 3 млн. домохозяев. Из общинного  оборота было изъято 22 % земель. Около  половины из них пошло на продажу. Однако напряжение в деревне сохранялось. Многие крестьяне, в основном, бедняки и середняки, разорились. Из-за плохой организации переселенческого дела рос поток “обратных” переселенцев. Вернувшись на родину, они уже не получали ни двора, ни земли. Кроме того, крестьяне не считали реформу справедливой, поскольку она не затронула помещичьего землевладения. В конечном итоге властям не удалось ни разрушить общину, ни создать достаточно массовый строй крестьян - фермеров. Так что можно говорить об общей неудачи столыпинской реформы.

     Но отрицательное отношение к ней было бы несправедливо. Некоторые мероприятия, сопутствовавшие реформе, были полезным делом. Это касается предоставления крестьянам большей личной свободы (в семейных делах, передвижении и выборе занятий, в полном разрыве с деревней). Несомненно плодотворной была идея Столыпина о создании хуторов и отрубов на банковских землях, хотя она не получила достаточного развития.

Приносили пользу и некоторые виды землеустроительных работ: устройство отрубов в южных  губерниях, размежевание соседних общин  в Нечерноземье.6 Наконец, в рамках реформы достигло небывалого развития переселение в Сибирь.

     В целом аграрная реформа Столыпина  имела прогрессивное значение. Важнейшим следствием аграрной реформы стало значительное повышение товарности сельского хозяйства, возросла покупательная способность населения.

     По  разным данным на жизнь Петра Аркадьевича  Столыпина было совершено от 10 до 18 покушений. Умер Петр Аркадьевич Столыпин 18 сентября (по старому стилю - 5 сентября) 1911 в Киеве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Становление парламентаризма.

     Вопрос о создании русского парламента возник в стране еще в XIX в. В начале столетия правительству стало ясно, что дальше затягивать решение этой проблемы нельзя. 6 августа 1905 г., в условиях революции, появился Манифест о созыве государственной думы. Автором проекта был министр внутренних дел А.Г. Булыгин, из-за этого и появилось название «булыгинская дума». Манифест отводил Думе роль законовещательного органа. Большинство мест в ней предполагалось отдать помещикам; рабочие и батраки избирательных прав не получали вообще. Население страны раскололось на два лагеря: одни призывали бойкотировать «булыгинскую думу», другие(в основном крупная буржуазия) её приветствовали.

     Однако  в результате Всероссийской октябрьской  стачки ситуация изменилась. 11 декабря 1905 г. был издан новый закон  о Думе, она получила законодательные  права. Были несколько расширении избирательные  права (их получили рабочие).

     20 февраля 1906 г. Государственный  совет был преобразован в верхнюю законодательную палату, занимавшую позицию между Думой и царём. Половина членов Госсовета назначалась царём, половина избиралась (крестьяне и рабочие в Госсовете представлены не были).

     В марте – апреле 1906 г. прошли выборы в I Государственную думу. Все избиратели были разбиты на 4 курии: земледельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Условия для каждой курии были неравны: для первых двух система выборов была двухступенчатой, для рабочих – трёхступенчатой, для крестьян – четырёхступенчатой. Большинство социал-демократов бойкотировали выборы в Думу.

     Первое  совещание в Думе открылось 27 апреля 1906 г. Абсолютное большинство мест в  ней получили кадеты (179) и парламентская  группа трудовиков, в которую входили крестьяне, сельские учителя, врачи, статисты и т.д. (97). Председателем I Думы был избран знаменитый юрист, кадет С.А Муромцев.

     С первых дней своего существования Дума сосредоточила внимание на решении  аграрного вопроса. 8 мая 1906 года свой проект аграрной формы выдвинули  кадеты. Они предлагали создать государственный  общеземельный фонд для обеспечения  крестьян землей. В этот фонд кадеты предлагали отчуждать  часть помещичьих земель (за исключением образцовых поместий с высокой урожайностью и поместий, в которых находили заработок много людей). За отчуждаемые  земли авторы данного проекта  предлагали государству платить  помещикам. Трудовики же считали, что  вопрос об оплате необходимо отложить до тех пор, пока реформа не будет обсуждена населением на местах, а некоторые из них выступали против любого выкупа. Кроме того, трудовики предлагали обратить в общегосударственный земельный фонд и помещичьи, и монастырские, и надельные крестьянские земли. В итоге обсуждения думская аграрная комиссия утвердила кадетский принцип отчуждения земель у помещиков за плату.

     Правительство пришло в ужас от этого проекта. 13 мая 1906 года председатель Совета министров И.Л. Горемыкин потребовал от Думы прекратить решать аграрную проблему подобным образом. Кроме того, министр запретил русскому парламенту обсуждать вопросы о расширении избирательных прав населения, об ответственном перед Думой министерстве, об упразднении Госсовета, о политической амнистии.

     Дума  выразила правительству недоверие. В стране возник думский кризис.  И хотя многие члены Совета министров  были согласны и на вхождение кадетов  в состав правительства, и на роспуск  Госсовета, судьба I Думы была уже решена, так как она вызвала недовольство царя и многих влиятельных лиц. 8 июля 1906 года Горемыкин подписал указ о роспуске Думы и ушел в отставку. На посту председателя Совета министров его сменил П.А Столыпин.

Информация о работе Становление парламентаризма