Он
был просто выгнан из деревни. Его
семья должна была втайне зарабатывать
деньги для переезда, а затем они уехали
в Сибирь, где их никто не ждал. Никто не
знает, что произошло с ними. Сначала только
деревенская беднота вступила в колхоз.
Только
после этого остальным крестьянам
было также приказано вступить. Партийные
агитаторы говорили: «Кто не вступит
в колхоз, становится врагом Советов».
Сталин
объявил о начале коллективизации
в статье «Год великих перемен»,
опубликованной в «Правде» 7 ноября
1929г. Затем он установил сроки
коллективизации - 3 года. Отсутствие точных
указаний и законов, в соответствии
с которыми этот процесс должен был проходить,
привело к беззаконию.
Даже
городские обыватели, которые ничего
не знали о традициях и психологии
в деревне, были вовлечены в создание
колхозов - так называемые «двадцатипятитысячники».
Главная цель коллективизации, установленная
партией, заключалась в ликвидации кулаков
как класса. Процедура раскулачивания
была указана в секретной директиве Центрального
Исполнительного Комитета и Совнаркома
от 4 января 1930г. Кулаки, вовлеченные в
антисоветские действия, арестовывались,
зажиточные крестьяне переселялись в
пределах района, все остальные поселялись
на плохих землях вне колхоза.
Было
разработано и объявлено специальное
расписание в форме постановления
Центрального Комитета, которое определяло
темпы коллективизации. Это был простой,
но очень двоякий документ. Во-первых,
требовалось провести коллективизацию
в основных зерновых районах Северного
Кавказа, где она должна была быть закончена
осенью 1930г. или весной 1931г.
Такие
двоякие сроки составляли главную
хитрость документа. Зная, что нижестоящие
агитаторы не упустят возможности отличиться,
можно совершенно точно рассчитывать,
что они будут рассматривать завершение
в поздние сроки, как собственную неудачу.
Кроме того, они постоянно будут соревноваться
друг с другом для выполнения указа в кратчайшие
сроки: даже раньше 1930г.
Если
все сработает, то это будет выглядеть,
как успех Партийного руководства.
Если же нет, то недовольство крестьянства
увеличится, и тогда можно будет
обвинить местных исполнителей, тем
самым, оставляя членов Партии вне подозрений.
Произошло именно то, на что надеялись
руководители Партии. Раскулачивание,
которое началось в 1929г., с 1930г. приняло
очень жестокую форму. Крестьянские семьи
лишались собственности и еды, изгонялись
в Северные районы. Цель ликвидации кулачества
заключалась в обеспечении материальной
базой для создания коллективных хозяйств.
С
конца 1929г. до середины 1930г. более трехсот
двадцати тысяч крестьянских хозяйств
были раскулачены, их собственность
отдавалась в колхоз, где большинство
зерна просто сгнивало.
Михаил
Шолохов, известный русский писатель,
в письме к Сталину в 1929г. писал:
«Кобылы жеребятся, жеребят съедают
свиньи, и все это происходит на
глазах у тех, кто не спал ночами,
присматривая за кобылами».
Ликвидация
кулачества пошатнула дух оппозиции, так
как деревни теряли самых независимых
людей. Кроме того, судьба этих кулаков
должна была служить примером для тех,
кто не хотел присоединяться к колхозу.
Кулаков изгоняли вместе с семьями, детьми,
стариками.
В
холодных вагонах, с минимумом хозяйственных
принадлежностей, тысячи и тысячи людей
отправлялись в удаленные районы Урала,
Сибири и Казахстана. Самых активных «антикоммунистов»
посылали в концлагеря. Это был очень выгодный
источник бесплатной рабочей силы. Власти
никогда не дали твердого определения
«кулака».
В
общем, кулаком был любой человек,
который эксплуатировал людской
труд, но в реальности любой, у кого
было две или три лошади, рассматривался
как кулак.
Каждый
район получил обязательные темпы
коллективизации и раскулачивания. Темпы
коллективизации всегда были одинаковыми
- 100 процентов; темпы раскулачивания устанавливались
на 5-7 процентов, но местные власти всегда
старались перевыполнить план. Чтобы объяснить
свои действия, было изобретено новое
слово: «подкулачник». В некоторых районах
число раскулаченных достигало 15-20 процентов.
Олег
Волков, писатель, вспоминает о судьбах
кулаков, высланных в Архангельск:
«Это были толпы грязных, изможденных
и голодных людей. Однако они не врывались
в комиссариат, не топили в Двине ленивых
фермеров, не грабили.
Они
просто сидели на бревнах и камнях
вдоль берега с опущенными головами,
не двигаясь часами, просто смотрели куда-то
в землю, не в состоянии сопротивляться,
не в состоянии сделать что-либо
со своей судьбой, кроме как сидеть
и ждать... За ночь нельзя было убрать тела,
и рано утром, вы спотыкаетесь о мертвых
мужиков, лежащих на тротуарах или трамвайных
рельсах».
Около
девяти миллионов кулаков с семьями
было изгнано в Северную Россию с
1929г. по 1933г. Многие из них умерли. Число,
очень близкое к этому, указал и сам Сталин.
Винстон
Черчилль вспоминает, что на встрече
в 1942 Сталин сказал: «Политика коллективизации
была ужасающей борьбой». «Я так
и думал, - ответил Черчилль, - потому
что вы играли миллионами маленьких
людей». «С десятью миллионами, - ответил
Сталин, - это было что-то ужасное и продолжалось
четыре года. Все это было трудно, но необходимо.
Некоторым
из них дали землю на Севере, но большинство
было убито бедняками». Во многих районах,
особенно на Украине, Кавказе и в Средней
Азии, крестьянство сопротивлялось массовой
коллективизации. Чтобы подавить такие
восстания, использовалась Красная Армия.
Однако,
чаще крестьяне использовали пассивные
формы протеста: отказывались вступать
в колхоз, уничтожали скот и утварь.
В деревнях, тайно, прячась друг от друга,
уничтожали скот. Без нужды, просто потому,
что его все равно отберут. Все ели столько
мяса, сколько хотели, как никогда раньше
в своей крестьянской жизни.
Делали
это по принципу: пусть будет колхоз,
но мы пойдем туда безо всего. Нарком Михаил
Чернов заметил: «Первый раз за свою тяжелую
историю русский крестьянин вдоволь наелся
мяса» (Политиздат, 1989, стр. 64). Чтобы подавить
эту волну растущего сопротивления, Сталин
в марте-апреле 1930г. опубликовал статью
«Головокружение от успеха» и «Ответ колхозным
друзьям».
Центральный
Комитет одобрил закон «о борьбе
против удаления от Партийной линии
в колхозах» (Просвещение, 1995, стр. 87).
Темп коллективизации ослабился, но
уже осенью 1930г. давление на крестьянство
опять начало расти.
Уничтожение
скота, разрушение деревень беспрестанным
раскулачиванием, полная дезорганизация
функционирования колхозов в 1932-33гг. привело
к голоду, который затронул жизни
примерно двадцати пяти-тридцати миллионов
человек.
Этот
голод по большому счету был результатом
разногласий в правительственной
политике. Во время голода, у правительства
было достаточное количество зерна,
но оно все шло на экспорт за
границу.
Чтобы
крестьяне оставались в своих
деревнях, Красная Армия перекрывала
все дороги из небольших городов и деревень.
Проводились систематические обыски в
домах людей в попытке найти продовольствие.
Осенью 1932г. был принят новый план сбора
зерна.
Единственной
его проблемой было то, что он,
очевидно, требовал слишком много. Во многих
районах государство требовало больше
зерна, чем было собрано. Практически везде
план не выполнялся.
Были
приняты такие специальные меры,
как направление специальных
комиссий в деревни для того, чтобы
найти зерно. Колхозные амбары буквально
выметались метлой.
Районы,
которые не выполняли план, заносились
в «Черный список». В тех районах
крестьяне лишались собственности.
Часто
крестьяне предпочитали заканчивать
жизнь самоубийством, чем страдать
от голода.
Те,
кто пытались уехать в города, останавливались
вооруженными отрядами. С осени 1932г. начался
голод. Собаки и птицы исчезли с улиц городов.
Люди ели кору, кожаные ремни...
Власти
заметили более двух тысяч случаев
каннибализма. В некоторых районах
около четверти населения умерло.
В то же самое время зерно, отобранное
у крестьян, гнило в амбарах. Все заводы,
производящие алкоголь, работали беспрерывно,
перерабатывая зерно в спирт.
Культурная
революция
Культурная
революция в СССР — совокупность
изменений в духовной жизни общества,
осуществленных в СССР в 20-30-е гг. XX в., «составная
часть социалистического строительства, создание
социалистической культуры». Термин «культурная
революция» введен В. И. Лениным в 1923 году в работе «О кооперации»:
«Культурная
революция — это …целый переворот, целая
полоса культурного развития всей народной
массы».
Культурная
революция была направлена на «перевоспитание»
масс — на «коммунизацию» и «советизацию»
массового сознания, на разрыв с традициями
исторического (дореволюционного) культурного
наследия через большевистскую идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась
задача создания так называемой «пролетарской
культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии,
«коммунистическом воспитании», массовости
культуры, ориентированной на низшие слои
общества.
Культурная
революция обусловлена такими преобразованиями
в экономике и политике как
установление диктатуры
пролетариата, обобществление средств
производства, социалистическая индустриализация и коллективизация
сельского хозяйства.
Культурная
революция с одной стороны
предусматривала ликвидацию
неграмотности
среди рабочих и крестьян, создание социалистической
системы народного образования и просвещения, формирование
нового социального слоя — «социалистической
интеллигенции», перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. С другой
стороны — в системе народного образования
ликвидировалась трехзвенная структура
средних учебных заведений (классическая гимназия — Реальное училище — Коммерческое училище)
и заменялась на «политехническую и трудовую»
среднюю школу. Таким образом, такие школьные
предметы, как: логика, богословие, латинский и греческий языки, и другие гуманитарные
предметы — из системы народного образования
были удалены.
В
результате осуществления культурной
революции СССР были достигнуты определенные
успехи: по официальным данным переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять 70 %;
в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа,
численность советской интеллигенции
достигла 14 млн чел.; до начала 1940-х гг. наблюдался
расцвет официально одобренных науки
и искусства, с 1960-х — рассвет советской
космонавтики, высшие спортивные достижения,
процветание сельской промышленности
и многое другое. В культурном развитии,
согласно официальной государственной
информации, СССР вышел на передовые рубежи
в мире. Однако реальные результаты значительно
расходились с официально заявленными.
Во всех республиках СССР вследствие погрома
существовавших ранее достижений культуры,
искусства, систематических жестоких
репрессий интеллигенции и пр. слоёв населения
с начала 1920-х гг. стали наблюдаться стагнация
его общего культурного уровня, моральная
деградация, подмена общечеловеческих
ценностей узкоидеологическими.