СССР в середине 60-80-х годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:01, контрольная работа

Описание работы

Начиная с середины 20 века, в развитии науки и техники стали наблюдаться процессы, которые получили название научно-технической революции (НТР). С самого начала ее особенностью было то, что возникнув в области науки, она не замкнулась сферой самой науки и техники, но активно воздействовала на все стороны жизни и деятельности людей. Научно-техническая революция играет возрастающую роль в сложной цепи экономических, социальных и политических изменений современного общества. Эта революция и ее социальные последствия оказывают воздействие на весь ход истории.

Содержание

1. НТР и её влияние на ход общественного развития.
2. «Холодная война», СССР на международной арене
3. Нарастание кризисных явлений.
4. Используемая литература.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по истории.docx

— 52.30 Кб (Скачать)

Практически не росли объёмы вводимого в строй  жилья. В город мигрировали огромные массы крестьян. Предприятиями для  использования на малоквалифицированных  и непопулярных среди горожан  работах набирались - «лимитчики» - люди со стороны, получавшие временную  прописку и старавшиеся закрепиться  в городе.

На здравоохранение  тратилось не более 4% национального  дохода. С 1970 по 1985 г. На два года уменьшилась средняя продолжительность жизни, и по этому показателю СССр оказался на 35-м месте в мире, а по уровню детской смертности - на 50-м. 

Застойные процессы в экономической и социальной сферах сопровождались складыванием кризисной ситуации в общественно-политической жизни общества. После снятия со всех постов Н.С. Хрущева новое руководство страны во главе с Л.И. Брежневым взяло курс на сворачивание десталинизации. Началось «закручивание идеологических гаек». Практически исчезла критика «культа личности», прекратилась реабилитация жертв сталинских репрессий. Принятая в 1977 году новая Конституция СССР провозгласила построение в Советском Союзе «развитого социализма». В 6-й статье она закрепила монопольное положение КПСС в политической системе, определив партию как руководящую и направляющую силу общества. Такой статьи не было даже в сталинской Конституции. Фактически партия превратилась в элемент государственной структуры. Представительные органы в 70-е годы имели декоративное значение.

Декларированные Конституцией широкие права и  свободы человека во многом расходились  с политической реальностью, в которой  осуществлялись гонения на инакомыслящих (от судебных преследований, принудительного  помещения в психлечебницу здоровых людей до высылки за границу).

Параллельно с постепенной реабилитацией  Сталина и его окружения началось складывание культа нового вождя - Л.И. Брежнева, многочисленные звания и  ордена которого призваны восполнить отсутствующий в массах авторитет.

В 1965-1985 гг. получили дальнейшее развитие образование, наука, культура, литература. Укреплялась  материальная база учебных заведений, росло число выпускников. Так, в  конце 70-х гг. примерно 70% учащихся занимались в школах, построенных за последние 20 лет.

В то же время  стала проявляться тенденция  снижения уровня подготовки в общеобразовательной  школе.

Снижался уровень  подготовки специалистов и в системе  высшего образования. За 15 лет, т.е. с 1970 по 1985 гг. число вузов увеличилось с 805 до 894, а число студентов сократилось соответственно с 4,9 до 4,4 млн. человек. Материальная база большинства вузов оставалась устаревшей, что не позволяло серьезно рационализировать учебный процесс.

В искусстве  и литературе появились в этот период произведения, которые касались различных сторон жизни общества, вызывали повышенный интерес у зрителей и читателей. Руководство страны приветствовало разработку писателями и драматургами производственной тематики, где герой - новатор производства, борец против косности и бюрократизма чиновников.

Вместе  с тем в культуре и литературе в эти годы стал проявляться отход  от анализа острых проблем современности. Трактовка же советского прошлого шла  в русле успешного продвижения  вперед, хотя и с трудностями, но всегда преодолимыми. Во многом это  объяснялось партийными установками  о недопустимости в культуре двух крайностей - как “очернительства”, так и “лакировки действительности”. Началось ужесточение политического  климата, возникла угроза реанимации сталинщины. Ряд творческих деятелей выступил за продолжение либерализации в  обществе, начатого в период хрущевской “оттепели”, в защиту свободомыслия.

В среде  научной и творческой интеллигенции, верующих и некоторых национальных меньшинств появились целые группы несогласных с правящим режимом  и открыто выступивших в защиту прав и гражданских свобод. Это  движение потом стало называться диссидентским. Диссиденты использовали различные формы протеста: составление  “петиций” в адрес советского руководства, нелегальное печатное и распространение “самиздата” (т.е. работ, изданных в бесцензурной печати), организация публичных выступлений  на митингах, обращение к общественным движениям на Западе, публикация на Западе литературных произведений с  антисоветской направленностью.

С середины 70-х гг. начался новый - “хельсинский” - этап диссидентского и правозащитного движения. В мае 1976 г. физиком Ю.Орловым была создана общественная группа содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР. Она собирала и анализировала материалы о нарушениях прав человека в Советском Союзе и направляла свои отчеты правительствам всех стран - участниц совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в 1975 г. в Хельсинки.

Против  действий диссидентов органы власти предпринимали меры: одних арестовывали и судили, других помещали в психиатрические  больницы, третьих депортировали  за границу и лишали гражданских  прав. Многие диссиденты эмигрировали.

Диссидентское движение не было многочисленным, насчитывало  всего несколько сотен человек, в основном из сферы интеллигенции. Оно не имело мощной поддержки  в советском обществе. И если это  движение нашло определенное признание  за рубежом, то благодаря деятельности таких широко известных личностей, как академик А.Сахаров и писатель А.Солженицын.

Тем не менее, диссидентское движение явилось  отражением появившегося кризиса в  духовной сфере. Разрушению же моральных  устоев советского общества, падению  социалистических идеалов граждан  СССР в большей степени способствовали провалы в экономике, обострение социальных проблем, разочарование  в “коммунистическом созидании”, получившая распространение, в том  числе на государственном уровне “двойная мораль”. Все это вело к апатии и безразличию граждан  СССР. 

Итак, к  началу 80-х гг., несмотря на определенные подвижки в развитии отдельных отраслей народного хозяйства, кризисные  явления все больше пронизывали  экономику, социальную сферу, духовную жизнь советского общества. Партийное  и государственное руководство  не смогло осуществить перевод экономики  на интенсивный путь развития, сориентировать ее в большей степени на удовлетворение растущих потребностей граждан, провести более широкую демократизацию жизни  страны на основе новой Конституции  СССР, укрепив авторитет и силу закона. Не была осуществлена перестройка  самой КПСС. Во внешней политике Советского Союза наряду с успехами имели место ошибки, просчеты, граничащие с авантюризмом, что привело к неудачам и утрате многих достижений, серьезному обострению международной обстановки к началу 80-х гг.

Таким образом, “развитой социализм” о  котором так много писали и  говорили в 70-е гг. оказался на деле началом кризиса социализма в  СССР. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                  4. Используемая литература.

1. Зуев  М. Н. История России с древнейших  времен до конца XX века: Для  школьников ст. классов и поступающих  в вузы. Учебное пособие. -- 3-е изд., стереотип. -- М.: Дрофа, 2001.

2. История  с древнейших времен до наших  дней. Саратов, Педагогическая литература 1980. Под редакцией Батурина Д.С.

3. На  пороге кризиса. Нарастание кризисных  явлений в партии и обществе. Под ред. В.В. Журавлева. М., 1990.

4. Разуеваева Н.Н. Проблемы и трудности социально- экономического и политического развития СССР в 1961-1985гг.- Вопросы истории КПСС. 1988

5. Ефимов  Н.Н., Фролов B.C. Карибский кризис 1962 года (новые данные) // Вопросы истории. - 2005. - № 10.

6.. История  России. Россия в мировой цивилизации. - М.,1998.

7. Новиков  А.В.. Советская интеллигенция, Лубянка  и Старая площадь в 1960-х - 1980-х годах. // Вопросы истории. - 2005. - № 9.

8. Загладин Н.В. Всемирная история.XX век. М.,«Русское слово», 2005. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе СССР в середине 60-80-х годов