Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:01, контрольная работа
Начиная с середины 20 века, в развитии науки и техники стали наблюдаться процессы, которые получили название научно-технической революции (НТР). С самого начала ее особенностью было то, что возникнув в области науки, она не замкнулась сферой самой науки и техники, но активно воздействовала на все стороны жизни и деятельности людей. Научно-техническая революция играет возрастающую роль в сложной цепи экономических, социальных и политических изменений современного общества. Эта революция и ее социальные последствия оказывают воздействие на весь ход истории.
1. НТР и её влияние на ход общественного развития.
2. «Холодная война», СССР на международной арене
3. Нарастание кризисных явлений.
4. Используемая литература.
Практически не росли объёмы вводимого в строй жилья. В город мигрировали огромные массы крестьян. Предприятиями для использования на малоквалифицированных и непопулярных среди горожан работах набирались - «лимитчики» - люди со стороны, получавшие временную прописку и старавшиеся закрепиться в городе.
На здравоохранение
тратилось не более 4% национального
дохода. С 1970 по 1985 г. На два года уменьшилась
средняя продолжительность жизни, и по
этому показателю СССр оказался на 35-м
месте в мире, а по уровню детской смертности
- на 50-м.
Застойные процессы в экономической и социальной сферах сопровождались складыванием кризисной ситуации в общественно-политической жизни общества. После снятия со всех постов Н.С. Хрущева новое руководство страны во главе с Л.И. Брежневым взяло курс на сворачивание десталинизации. Началось «закручивание идеологических гаек». Практически исчезла критика «культа личности», прекратилась реабилитация жертв сталинских репрессий. Принятая в 1977 году новая Конституция СССР провозгласила построение в Советском Союзе «развитого социализма». В 6-й статье она закрепила монопольное положение КПСС в политической системе, определив партию как руководящую и направляющую силу общества. Такой статьи не было даже в сталинской Конституции. Фактически партия превратилась в элемент государственной структуры. Представительные органы в 70-е годы имели декоративное значение.
Декларированные
Конституцией широкие права и
свободы человека во многом расходились
с политической реальностью, в которой
осуществлялись гонения на инакомыслящих
(от судебных преследований, принудительного
помещения в психлечебницу
Параллельно
с постепенной реабилитацией
Сталина и его окружения
В 1965-1985 гг. получили дальнейшее развитие образование, наука, культура, литература. Укреплялась материальная база учебных заведений, росло число выпускников. Так, в конце 70-х гг. примерно 70% учащихся занимались в школах, построенных за последние 20 лет.
В то же время стала проявляться тенденция снижения уровня подготовки в общеобразовательной школе.
Снижался уровень подготовки специалистов и в системе высшего образования. За 15 лет, т.е. с 1970 по 1985 гг. число вузов увеличилось с 805 до 894, а число студентов сократилось соответственно с 4,9 до 4,4 млн. человек. Материальная база большинства вузов оставалась устаревшей, что не позволяло серьезно рационализировать учебный процесс.
В искусстве и литературе появились в этот период произведения, которые касались различных сторон жизни общества, вызывали повышенный интерес у зрителей и читателей. Руководство страны приветствовало разработку писателями и драматургами производственной тематики, где герой - новатор производства, борец против косности и бюрократизма чиновников.
Вместе с тем в культуре и литературе в эти годы стал проявляться отход от анализа острых проблем современности. Трактовка же советского прошлого шла в русле успешного продвижения вперед, хотя и с трудностями, но всегда преодолимыми. Во многом это объяснялось партийными установками о недопустимости в культуре двух крайностей - как “очернительства”, так и “лакировки действительности”. Началось ужесточение политического климата, возникла угроза реанимации сталинщины. Ряд творческих деятелей выступил за продолжение либерализации в обществе, начатого в период хрущевской “оттепели”, в защиту свободомыслия.
В среде
научной и творческой интеллигенции,
верующих и некоторых национальных
меньшинств появились целые группы
несогласных с правящим режимом
и открыто выступивших в защиту
прав и гражданских свобод. Это
движение потом стало называться
диссидентским. Диссиденты использовали
различные формы протеста: составление
“петиций” в адрес советского
руководства, нелегальное печатное
и распространение “самиздата”
(т.е. работ, изданных в бесцензурной
печати), организация публичных
С середины 70-х гг. начался новый - “хельсинский” - этап диссидентского и правозащитного движения. В мае 1976 г. физиком Ю.Орловым была создана общественная группа содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР. Она собирала и анализировала материалы о нарушениях прав человека в Советском Союзе и направляла свои отчеты правительствам всех стран - участниц совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в 1975 г. в Хельсинки.
Против действий диссидентов органы власти предпринимали меры: одних арестовывали и судили, других помещали в психиатрические больницы, третьих депортировали за границу и лишали гражданских прав. Многие диссиденты эмигрировали.
Диссидентское движение не было многочисленным, насчитывало всего несколько сотен человек, в основном из сферы интеллигенции. Оно не имело мощной поддержки в советском обществе. И если это движение нашло определенное признание за рубежом, то благодаря деятельности таких широко известных личностей, как академик А.Сахаров и писатель А.Солженицын.
Тем не
менее, диссидентское движение явилось
отражением появившегося кризиса в
духовной сфере. Разрушению же моральных
устоев советского общества, падению
социалистических идеалов граждан
СССР в большей степени
Итак, к началу 80-х гг., несмотря на определенные подвижки в развитии отдельных отраслей народного хозяйства, кризисные явления все больше пронизывали экономику, социальную сферу, духовную жизнь советского общества. Партийное и государственное руководство не смогло осуществить перевод экономики на интенсивный путь развития, сориентировать ее в большей степени на удовлетворение растущих потребностей граждан, провести более широкую демократизацию жизни страны на основе новой Конституции СССР, укрепив авторитет и силу закона. Не была осуществлена перестройка самой КПСС. Во внешней политике Советского Союза наряду с успехами имели место ошибки, просчеты, граничащие с авантюризмом, что привело к неудачам и утрате многих достижений, серьезному обострению международной обстановки к началу 80-х гг.
Таким
образом, “развитой социализм” о
котором так много писали и
говорили в 70-е гг. оказался на деле
началом кризиса социализма в
СССР.
1. Зуев
М. Н. История России с
2. История
с древнейших времен до наших
дней. Саратов, Педагогическая
3. На
пороге кризиса. Нарастание
4. Разуеваева Н.Н. Проблемы и трудности социально- экономического и политического развития СССР в 1961-1985гг.- Вопросы истории КПСС. 1988
5. Ефимов Н.Н., Фролов B.C. Карибский кризис 1962 года (новые данные) // Вопросы истории. - 2005. - № 10.
6.. История России. Россия в мировой цивилизации. - М.,1998.
7. Новиков
А.В.. Советская интеллигенция,
8. Загладин
Н.В. Всемирная история.XX век. М.,«Русское
слово», 2005.