СССР в середине 60-80-х годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:01, контрольная работа

Описание работы

Начиная с середины 20 века, в развитии науки и техники стали наблюдаться процессы, которые получили название научно-технической революции (НТР). С самого начала ее особенностью было то, что возникнув в области науки, она не замкнулась сферой самой науки и техники, но активно воздействовала на все стороны жизни и деятельности людей. Научно-техническая революция играет возрастающую роль в сложной цепи экономических, социальных и политических изменений современного общества. Эта революция и ее социальные последствия оказывают воздействие на весь ход истории.

Содержание

1. НТР и её влияние на ход общественного развития.
2. «Холодная война», СССР на международной арене
3. Нарастание кризисных явлений.
4. Используемая литература.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по истории.docx

— 52.30 Кб (Скачать)
lign="justify">В США  правящие круги были уверены, что  Советский Союз вернулся к политике подталкивания мировой революции и вынашивает далеко идущие планы повсеместного насаждения коммунистических режимов. В то же время многие специалисты по советской политике в странах Запада считали, что СССР преследует лишь великодержавные цели, стремясь создать себе обширную сферу влияния.

Широкое распространение приобрела идея равной ответственности СССР и США, одинаково стремившихся к внешней  экспансии, что способствовало расколу  мира на две враждующие системы союзов.

И это  была не просто борьба СССР и США  за мировое лидерство. Каждый из союзов отстаивал определённую модель миропорядка, образа жизни народов, связывая с  их утверждением реализацию своих национально-государственных  интересов. Соответственно, выбор союзников  определяется не только геополитическими соображениями, как это было в  прошлом, но и готовностью правящей политической элиты того или иного  государства проявить приверженность к той или иной модели общественно-политического  развития.

Несовместимость этих моделей, основанных на различных, тоталитарной и демократической, политических идеологиях, предопределяли невозможность  примирения между воплощавшими их странами. Соперничество «двух лагерей» протекало в разных формах - идеологической борьбы за умы и сердца людей, экономического соревнования. Но поскольку ни одна из сторон не исключала возможности прямого военного столкновения, особое значение в «холодной войне» придавалось наращиванию военных сил.

Формулы  соперничества сложились не сразу. На начальном этапе «холодной  войны», хронологические рамки которого  определялись периодом 1947-1953 гг., обе  стороны исходили из очень высокой  степени вероятности военного столкновения друг с другом.

И СССР и США стремились как можно  быстрее включить в орбиту своего влияния все страны, судьба и выбор  которых ещё не определились, и  как минимум - помешать расширению сферы  влияния  своего оппонента.

Итак, наметившееся после войны потепление международного климата оказалось недолгим. С  1946 г. произошло обострение международных отношений.

И. В. Сталин стремился создать военный противовес США и закрепить контроль над  Центральной и Юго-Восточной Европой. В ответ на попытку США связать  западные оккупационные зоны с западноевропейскими  государствами экономическими политическими  соглашениями (план Маршала), СССР и  восточноевропейские страны отказались от участия в американской программе  помощи, а в дальнейшем и международных  экономических организациях. А руководство  США стремилось к проведению политики «с позиции силы», пытаясь использовать для давления на СССР экономическую  и военно-политическую мощь США.

В 1946 г. Была провозглашена доктрина президента США Г. Трумэна «ограничение коммунистической экспансии». Эти события означали поворот к «холодной войне», что ухудшало международный климат и создавала угрозу военно-политических кризисов. 1949-1950 гг. стали апогеем «холодной войны». Был создан военно-атлантический блок стран Запада - НАТО, а также ряд других блоков с участием США (АНЗЮС, СЕАТО и др.). В 1950-1953 гг. в ходе корейской войны произошло прямое столкновение интересов СССР и США.

В воздушных  боях произошла проба сил советской  и американской авиации. Командование США всерьёз рассматривало вопрос о применении ядерного оружия. В  конечном итоге фронт стабилизировался.

Со смертью  И.В. Сталина, который в странах  Запада имел репутацию лидера, не склонного  ни к каким компромиссам, «холодная  война» вступила в новую фазу, охватившую период с 1954 по 1962 годы.

Стороны сумели сделать примерно одинаковые выводы из тупиковой ситуации в Корее  и Индокитае. Военное решение  было недостижимо без применения ядерного оружия, что расценивалось  в Москве и Вашингтоне как неприемлемый риск. Альтернативой ему выступал компромисс, принятие определённых правил игры, что стало возможным благодаря  смене руководства в СССР.

Был подписан ряд перемирий и договоров, что  смягчило напряжённость.

В СССР новая формула взаимоотношений, допускающая компромиссы там, где  противоборство заходило в тупик, была принята на XX съезде партии как «мирное  сосуществование». Эта концепция  предполагала, что соперничество  двух систем не прекращается, но может  протекать в мирной форме, допускающей  соглашения в тех случаях, когда  они оказываются взаимовыгодными. В США популярными стали концепции  сдерживания и взаимного гарантированного уничтожения. Они предполагали, что  возможность СССР и США нанести  друг другу неприемлемый ущерб в случае ядерного конфликта создаёт ситуацию, при которой она вынуждены поддерживать диалог.

В то же время рамки диалога в1954 - 1962-е  гг. оставались очень узкими. США  не скрывали, что в районах, которые  представляют жизненно важный интерес  для стран Запада, они не намерены терпеть усиление советского влияния  и готовы идти на применение силы для  его преодоления. В свою очередь  советские лидеры считали для  себя обязательным выражать не только симпатию, но и оказывать поддержку  любым силам, выступающим под революционными, особенно марксистскими лозунгами.

Наиболее  острым конфликтом «холодной войны» был Карибский кризис 1962 г. Победа в 1959 г. На Кубе революционного движения, возглавляемого Ф.Кастро, и выбор им курса на сотрудничество с СССР вызвали беспокойство в Вашингтоне. В Москве, напротив, появление первого союзника в Западном полушарии было встречено как знамение грядущих перемен в пользу СССР в Латинской Америке. Уверенность советских лидеров, что США так или иначе попытаются свергнуть режим Кастро, желание изменить соотношение сил в свою пользу подтолкнули их к размещению на Кубе ракет средней дальности с ядерными боеголовками, способных достичь большинства американских городов.

Этот  шаг, предпринятый  втайне не только от мировой общественности, но и  от собственных дипломатов стал известен правительству США благодаря  воздушной разведке. Он был расценен как создающий смертельную угрозу интересам Америки. Ответные меры (введение морской блокады Кубы и подготовка к упреждающим ударам по советским  базам на острове) поставили мир  на грань ядерной войны.

Урегулирование  конфликта  стало возможным благодаря  выдержке и здравомыслию, проявленным  президентом США Дж.Кеннеди и советским лидером Н.С. Хрущёвым. Ракеты были вывезены с Кубы. Со своей стороны США отменили морскую блокаду, дали заверения в уважении её суверенитета, обещали рассмотреть вопрос об американских базах в Турции, вблизи границ СССР.

Карибский кризис наглядно показал политическим элитам обеих сверхдержав, что балансирование на грани войны может привести к непоправимым последствиям. Его  разрешение открыло новую фазу развития СССР и США и новый этап в  «холодной войне» - разрядка международной  напряжённости.

Прежде  всего обе сверхдержавы приступили к осуществлению согласованных мер по понижению риска ядерной войны. Первым шагом в этом направлении были подписаны соглашения (1963) о прекращении ядерных испытаний в трёх сферах - воздушной, водной и на земле. Были установлены системы прямой связи между столицами ядерных держав, достигнуты договорённости о сотрудничестве в деле нераспространения ядерного оружия (1970).

СССР  и США пришли к соглашению об установлении потолка на число носителей ядерного оружия (договор ОСВ-1) и ограничении  систем противоракетной обороны (1972)  Договор об основах взаимоотношений  между СССР и США (1972) зафиксировал признание двумя державами недопустимости возникновения ядерной войны, их обязательств проявлять сдержанность во взаимоотношениях.

В 1979 г. Был подписан договор ОСВ-2, установивший ограничения на качественные параметры совершенствования ядерного оружия. Вошли в постоянную практику встречи руководителей СССР и США на высшем уровне.

Положение Советского Союза на международной  арене к середине 60-х гг. оставалось достаточно прочным. Он по праву считался одной из двух супердержав мира. Ни один вопрос мировой политики, имевший  сколько-нибудь принципиальное значение, не решался без его участия, либо в рамках ООН, либо на основе переговорных процессов.

Советская внешняя политика в 1965-1985 гг. как  и в прежние годы имела несколько  уровней: отношения с зарубежными  коммунистическими и рабочими партиями, отношения с социалистическими  странами, отношения с развитыми  капиталистическими странами, отношения  со странами “третьего мира”.

В отношении  социалистических стран (их насчитывалось 15) политика советского руководства  строилась дифференцировано. Предпринимались  шаги к нормализации отношений с  Китаем, Албанией, Северной Кореей. Однако эту задачу решить не удалось. Более  того, весной и летом 1969 г. произошло вооруженное столкновение между СССР и КНР на границе в районе острова Доманский (Дальний Восток) и Семипалатинска (Казахстан). На протяжении 1970-х гг. Китайская Народная республика рассматривалась как потенциальный противник.

Более тесное сотрудничество соц. стран осуществлялось в рамках организации Варшавского  Договора (ОВД) и Совета экономической  взаимопомощи (СЭВ). В СЭВ входили 11 государств: СССР, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, Чехословакия и Югославия.

Темпы роста производства продукции в  странах СЭВ был выше, чем в  Европейском экономическом сообществе (ЕЭС), а по выплавке металла, добыче угля, производству электроэнергии СССР занимал первое место. Вместе с тем, качество продукции оставалось невысоким, степень обеспеченности потребительскими товарами населения стран СЭВ, уровень  их жизни были несопоставимы с  западными стандартами. Во многом это  объяснялось отсутствием конкреции  среди производителей товаров, изоляцией  от западного рынка.

В общественно-политической жизни восточно-европейских стран  после венгерских событий 1956 г. процессы демократизации приобрели более последовательный характер. В то же время, если эти процессы выходили за рамки “социалистического пути развития”, становились непредсказуемыми, следовали карательные меры. Так, правительство Чехословакии, взявшее курс на демократизацию общества, внедрение элементов рыночной экономики, построение “социализма с человеческим лицом”, пошло значительно дальше предписываемых рамок. Это вызвало резкое недовольство со стороны политического руководства СССР. В Чехословакию в августе 1968г. были введены войска стран-участниц Варшавского Договора. Эта акция вызвала осуждение большинства государств мировой общественности, в том числе со стороны международного коммунистического движения. Ее рассматривали как акт неприкрытой агрессии против суверенной Чехословакии.

Отношения Восток-Запад продолжали развиваться  в русле “холодной войны”. Тем  не менее, со второй половины 60-х гг. здесь наметились позитивные изменения. Особую роль сыграл визит в Москву французского Президента Шарля де Голля  и последовавшие взаимные визиты советских и французских министров  и глав правительств. В октябре 1971г. был подписан документ “Принципы  сотрудничества между СССР и Францией”, который заложил хорошую основу для развития советско-французских  отношений.

С 1970г. начался период, который вошел  в историю как период разрядки международной напряженности. В  потеплении международного климата  были заинтересованы как Запад, так  и Восток. США вели с 1964 г. войну во Вьетнаме. Им необходимо было посредничество Советского Союза, чтобы уйти оттуда с наименьшими потерями. СССР, находясь перед лицом нараставшей угрозы со стороны Китая, нуждался в улучшении отношений с Западом. Экономические интересы стран Запада и Востока также требовали улучшения отношений. В частности, в конце 60-х гг. капиталистические страны Запада охватил энергетический кризис, а Советский Союз являлся крупнейшим экспортером энергоносителей. Продажа нефти и газа западным странам позволяла СССР развивать с ними взаимовыгодную торговлю. Наконец, к началу 70-х гг. между СССР и США установился паритет в военной области, наступила, по признанию американского президента Р. Никсона “эра переговоров”. И на Западе и на Востоке росло понимание недопустимости ядерной войны, в мире ширилось антивоенное движение, с которым правительство не могли не считаться.

XXIV съезд  КПСС (1971г.) сформулировал конкретный  план действий Советского руководства  по ограничению гонки вооружений, погашению военных конфликтов  в различных регионах планеты,  укреплению европейской безопасности. Добиваясь ее реализации СССР, значительно повысил свой международный  рейтинг, возросло доверие к  нему со стороны Запада. Это  способствовало успеху переговоров  и подписанию в первой половине 70-х гг. ряда соглашений, понизивших  опасность ядерной войны, укреплявших европейскую и международную безопасность: в 1972 г. были подписаны Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1); в 1973г. - Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны, в 1974 г. - Договор об ограничении подземных испытаний ядерного орудия и др. Эти соглашения не означали прекращения гонки вооружения, но они перекрывали ее некоторые, наиболее опасные направления. Нормализации обстановки в центре Европы способствовали подписанные договоры ФРГ с Польшей, Чехословакии, четырехстороннее соглашение СССР, США, Великобритании и Франции по Западному Берлину. В 1972г. был подписан мирный договор между СССР и ФРГ. В последующие годы политическое и экономическое сотрудничество между СССР и ФРГ развивалось по восходящей линии.

Информация о работе СССР в середине 60-80-х годов