Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:33, курсовая работа
В процессе изучения истории государственного управления в России наибольший интерес представляет для меня XIX век. Всем, кто заботился о благе страны, приходит понимание того, что крепостная система, веками существовавшая в России, изжила себя и требует замены на новую систему отношений. И какова же она должна быть?!
Учреждение министерств
Вслед за Государственным Советом преобразованы были по плану Сперанского министерства, учреждённые манифестом 8 сентября 1802 г. Министерства, в которые были преобразованы петровские коллегии, работали весьма непродуктивно. Сперанский находил двойной недостаток в этих министерствах: отсутствие точного определения ответственности министров и неправильное распределение дел между министерствами. Они были преобразованы двумя актами - манифестом 12 июля 1810 г. о разделении государственных дел на особые управления и «Общим учреждением министерств» 25 июня 1811 г. По новому распорядку упразднялось одно из восьми прежних министерств, министерство коммерции. Дела этого министерства были распределены между министерствами финансов и внутренних дел. Из ведения же министерства внутренних дел вопросы внутренней безопасности были переданы новому министерству, министерству полиции. Кроме того, учреждено было несколько особых ведомств под названием «главных управлений» со значением отдельных министерств: «Главное управление ревизии государственных счетов» (или государственный контроль), «Главное управление духовных дел иностранных исповеданий» и еще раньше, в 1809 г., «Главное управление путей сообщения». Таким образом, отдельных центральных ведомств, между которыми были распределены дела в порядке исполнительном, т. е. административном, явилось всех одиннадцать вместо прежних восьми. В «Общих учреждениях» определены были состав и делопроизводство министерств, пределы власти министерств, их ответственность и другие подробности министерского управления. Оба акта, которыми были созданы министерства и особые главные управления, по стройности плана, логической последовательности его развития, по своеобразности и точности изложения до сих пор признаются образцовыми произведениями нашего законодательства, которыми не без основания гордился сам автор.
Во
главе министерства стояли министры
и их товарищи (заместители), им подчинялись
директора департаментов, тем, в
свою очередь, - начальники отделений,
начальникам отделений
Попытка преобразования Сената
Предложено было преобразовать и Сенат. Проект преобразования приготовлен был к началу 1811 года и в июне внесён в Государственный совет. В основу реформы был положен принцип разделения административных и судебных дел, которые смешивались в прежнем устройстве Сената. Согласно с этим Сенат было предположено преобразовать в два особых учреждения, из которых одно, названное Сенатом правительствующим и сосредоточивавшее в себе правительственные дела, должно было состоять из министров с их товарищами и начальниками особых (главных) частей управления, это прежний комитет министров. Другое, под названием Сената судебного, распадалось на четыре местных отделения, которые размещены по четырем главным судебным округам империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани. Особенностью этого судебного Сената была двойственность его состава: одни члены его назначались императором, других должно было избирать дворянство. В этом особенно блеснула искра тех идей, на которых построен был общий преобразовательный план Сперанского. Этот проект вызвал резкие возражения в Государственном совете. Больше всего нападали на право выбора дворянством членов Сената, видя в этом ограничение самодержавной власти. Несмотря на то, что при подаче голосов большая часть членов Совета высказалась за проект, и государь утвердил мнение большинства, реформирование Сената так и не было осуществлено из-за различных препятствий, внешних и внутренних, и сам Сперанский советовал ее отсрочить.
План экономического развития страны
В числе экономических начинаний Сперанского следует назвать проект оздоровления финансов 1810–1812 гг., который заключался в следующем: предполагалось изъять из обращения ассигнации и образовать капитал для погашения, перейти к твердому устройству монетной системы, установить равновесие между доходами и расходами, всячески способствовать развитию торговли.
Финансовая реформа: Финансы России в результате ряда войн находились в весьма расстроенном состоянии. Дефицит государственного бюджета достигал огромной цифры. Еще в 1809 г. Сперанскому было поручено разработать план улучшения финансового положения страны. Россия стояла на грани государственного банкротства. По предложению Сперанского правительство прекратило выпуск новых ассигнаций, резко сократило государственные расходы, продало в частные руки часть казённых имений и, наконец, ввело новые налоги, коснувшиеся всех слоёв населения. Законами 2 февраля 1810 года и 11 февраля 1812 года возвышены были все налоги - иные удвоены, другие более чем удвоены. Нужно отметить, что в этот план входил и новый, небывалый прежде налог - «подоходный прогрессивный». Эти налогом обложен был доход помещиков с их земель. Осуществление этих мероприятий дало положительные результаты. Так, в 1812 году государственные доходы увеличились со 125 млн. до 300 млн. руб. Но в то же время указанные меры, и прежде всего налоги, вызвали недовольство населения.
План финансовых реформ предусматривал введение нового таможенного тарифа, новые тарифные положения сводились к сокращению импорта и к поощрению экспорта товаров, т.е. к созданию положительного сальдо во внешней торговле.
Разделяя идеи Адама Смита о естественной свободе и гармоническом развитии экономических отношений на основе свободной конкуренции, Сперанский настаивал на том, чтобы способствовать «максимальному развитию частной деятельности». Главная задача правительства – поощрять свободное экономическое, моральное и духовное развитие нации. Основа процветания нации – природные ресурсы и труд. Сперанский выступал за частную земельную собственность за освобождение крепостных крестьян с землей. И в первую очередь необходимо, считал он, сделать собственниками казенных крестьян. Считая приоритетным для России земледелие для ее экономического развития (и для финансовой политики государства) промышленности. Правительство должно принять эффективные меры к поощрению промышленного предпринимательства и дать полную свободу торговой деятельности всем слоям населения. И здесь он считал основным частное предпринимательство. Государству, по мнению Сперанского, не следует содержать свои фабрики и заводы, кроме как для военных целей, ибо на практике доказана неэффективность государственных промышленных заведений в силу более низкой производительности их по сравнению с частными заведениями.
Налоговая
политика должна быть построена таким
образом, чтобы она не стесняла частного
промышленного
Причины неудач реформ
Александр хорошо понимал, что полное осуществление плана должно привести к серьёзным, небывалым ещё в России переменам. Ведь до сих пор все (или почти все) действия власти, включая и грандиозные преобразования Петра I, были направлены на развитие самодержавно-бюрократической системы. Теперь же речь шла о том, чтобы привлечь население к управлению страной, позволить ему самому решать насущные проблемы своей жизни. В преддверии столь грандиозных реформ Александр не мог не обеспокоиться тем, как отнесутся к ним высшие сановники, придворные, столичное дворянство. Для того чтобы узнать это, Александр дал прочитать рукопись плана верхушке петербургского общества, сделав его предметом самого оживлённого обсуждения в той среде, мнение которой интересовало царя.
Трудно сказать, какой реакции
ожидал Александр; на деле же
план вызвал в столичном
Вся сила и влияние Сперанского держались исключительно на добром расположении к нему царя, что в свою очередь, вызывало зависть и ненависть. Конкретная деятельность Сперанского, нередко позволявшего себе во имя государственной пользы затрагивать интересы отдельных важных персон и дворянства с бюрократией в целом, также не прибавляла ему популярности в этой среде.
Население также было недовольно Сперанским после осуществления им реорганизации финансовой системы. Возвышение налогов, необходимое для успешного проведения финансовой реформы, и было главной причиной народного ропота против Сперанского, чем успели воспользоваться его враги из высшего общества.
Теперь Сперанский, неприятный во всех отношениях человек, раскрыл свою истинную сущность, покусившись на самое святое для большинства читателей плана – на самодержавный строй, надёжно охранявший их состояние и привилегии. Реакция была однозначной: Сперанского осыпали руганью и самыми нелепыми обвинениями – вплоть до того, что будто бы он стремился устранить царя, ввести республиканский образ правления и стать первым российским президентом.
Александра не могла не
Сам М.М. Сперанский позднее писал: «Существенные преобразования, и особенно преобразования финансов, везде влекут за собой важное неудобство: прикосновение к частным интересам. Людей и интересы их никогда нельзя затрагивать безнаказанно. Наиболее опасны такие столкновения в таких государствах, где общественное мнение слишком слабо, чтобы защитить усердие и талант от нападений, зависти и невежества». Царь воспользовался предлогом и пожертвовал Сперанским в угоду его многочисленным противникам. Надвигалась война с Наполеоном, и Александр ни в коем случае не хотел пребывать в ссоре со своим окружением.
Из Перми Сперанский обращался к царю с письмами, в которых объяснял свои действия. Сперанский также доказывает свою преданность императору, находясь в трудном положении, он не отчаивается и хочет быть полезным своему государю и Отечеству. В 1816 Сперанский был назначен гражданским губернатором г. Пензы, 1819 г. он получил назначение на пост генерал-губернатора Сибири.
По возвращении из Сибири в 1821 г. Сперанский назначен членом Государственного Совета и Сибирского комитета, управляющим Комиссией составления законов.