Сперанский, его реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

В процессе изучения истории государственного управления в России наибольший интерес представляет для меня XIX век. Всем, кто заботился о благе страны, приходит понимание того, что крепостная система, веками существовавшая в России, изжила себя и требует замены на новую систему отношений. И какова же она должна быть?!

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ИСТОРИИ ГОС УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 59.96 Кб (Скачать)

                           Учреждение министерств

          Вслед за Государственным Советом преобразованы были по плану Сперанского министерства, учреждённые манифестом 8 сентября 1802 г. Министерства, в которые были преобразованы петровские коллегии, работали весьма непродуктивно. Сперанский находил двойной недостаток в этих министерствах: отсутствие точного определения ответственности министров и неправильное распределение дел между министерствами. Они были преобразованы двумя актами - манифестом 12 июля 1810 г. о разделении государственных дел на особые управления и «Общим учреждением министерств» 25 июня 1811 г. По новому распорядку упразднялось одно из восьми прежних министерств, министерство коммерции. Дела этого министерства были распределены между министерствами финансов и внутренних дел. Из ведения же министерства внутренних дел вопросы внутренней безопасности были переданы новому министерству, министерству полиции. Кроме того, учреждено было несколько особых ведомств под названием «главных управлений» со значением отдельных министерств: «Главное управление ревизии государственных счетов» (или государственный контроль), «Главное управление духовных дел иностранных исповеданий» и еще раньше, в 1809 г., «Главное управление путей сообщения». Таким образом, отдельных центральных ведомств, между которыми были распределены дела в порядке исполнительном, т. е. административном, явилось всех одиннадцать вместо прежних восьми. В «Общих учреждениях» определены были состав и делопроизводство министерств, пределы власти министерств, их ответственность и другие подробности министерского управления. Оба акта, которыми были созданы министерства и особые главные управления, по стройности плана, логической последовательности его развития, по своеобразности и точности изложения до сих пор признаются образцовыми произведениями нашего законодательства, которыми не без основания гордился сам автор.

     Во  главе министерства стояли министры и их товарищи (заместители), им подчинялись  директора департаментов, тем, в  свою очередь, - начальники отделений, начальникам отделений столоначальники. Министры назначались императором. Губернаторы, также назначаемые  императором, стали чиновниками  Министерства внутренних дел. Но при  преобразовании министерств так  и не были осуществлены предложения  Сперанского об ответственности  министров. 

                           Попытка преобразования Сената

              Предложено было преобразовать и Сенат. Проект преобразования приготовлен был к началу 1811 года и в июне внесён в Государственный совет. В основу реформы был положен принцип разделения административных и судебных дел, которые смешивались в прежнем устройстве Сената. Согласно с этим Сенат было предположено преобразовать в два особых учреждения, из которых одно, названное Сенатом правительствующим и сосредоточивавшее в себе правительственные дела, должно было состоять из министров с их товарищами и начальниками особых (главных) частей управления, это прежний комитет министров. Другое, под названием Сената судебного, распадалось на четыре местных отделения, которые размещены по четырем главным судебным округам империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани. Особенностью этого судебного Сената была двойственность его состава: одни члены его назначались императором, других должно было избирать дворянство. В этом особенно блеснула искра тех идей, на которых построен был общий преобразовательный план Сперанского. Этот проект вызвал резкие возражения в Государственном совете. Больше всего нападали на право выбора дворянством членов Сената, видя в этом ограничение самодержавной власти. Несмотря на то, что при подаче голосов большая часть членов Совета высказалась за проект, и государь утвердил мнение большинства, реформирование Сената так и не было осуществлено из-за различных препятствий, внешних и внутренних, и сам Сперанский советовал ее отсрочить.

                       План экономического развития страны

           В числе экономических начинаний Сперанского следует назвать проект оздоровления финансов 1810–1812 гг., который заключался в следующем: предполагалось изъять из обращения ассигнации и образовать капитал для погашения, перейти к твердому устройству монетной системы, установить равновесие между доходами и расходами, всячески способствовать развитию торговли.

               Финансовая реформа: Финансы России в результате ряда войн находились в весьма расстроенном состоянии. Дефицит государственного бюджета достигал огромной цифры. Еще в 1809 г. Сперанскому было поручено разработать план улучшения финансового положения страны. Россия стояла на грани государственного банкротства. По предложению Сперанского правительство прекратило выпуск новых ассигнаций, резко сократило государственные расходы, продало в частные руки часть казённых имений и, наконец, ввело новые налоги, коснувшиеся всех слоёв населения. Законами 2 февраля 1810 года и 11 февраля 1812 года возвышены были все налоги - иные удвоены, другие более чем удвоены. Нужно отметить, что в этот план входил и новый, небывалый прежде налог - «подоходный прогрессивный». Эти налогом обложен был доход помещиков с их земель. Осуществление этих мероприятий дало положительные результаты. Так, в 1812 году государственные доходы увеличились со 125 млн. до 300 млн. руб. Но в то же время указанные меры, и прежде всего налоги, вызвали недовольство населения.

           План финансовых реформ предусматривал введение нового таможенного тарифа, новые тарифные положения сводились к сокращению импорта и к поощрению экспорта товаров, т.е. к созданию положительного сальдо во внешней торговле.

           Разделяя идеи Адама Смита о естественной свободе и гармоническом развитии экономических отношений на основе свободной конкуренции, Сперанский настаивал на том, чтобы способствовать «максимальному развитию частной деятельности». Главная задача правительства – поощрять свободное экономическое, моральное и духовное развитие нации. Основа процветания нации – природные ресурсы и труд. Сперанский выступал за частную земельную собственность за освобождение крепостных крестьян с землей. И в первую очередь необходимо, считал он, сделать собственниками казенных крестьян. Считая приоритетным для России земледелие для ее экономического развития (и для финансовой политики государства) промышленности. Правительство должно принять эффективные меры к поощрению промышленного предпринимательства и дать полную свободу торговой деятельности всем слоям населения. И здесь он считал основным частное предпринимательство. Государству, по мнению Сперанского, не следует содержать свои фабрики и заводы, кроме как для военных целей, ибо на практике доказана неэффективность государственных промышленных заведений в силу более низкой производительности их по сравнению с частными заведениями.

     Налоговая политика должна быть построена таким  образом, чтобы она не стесняла частного промышленного предпринимательства, когда налоги не затрагивают необходимый  для производства капитал, но начисляются  лишь на чистые прибыли, когда метод  их получения дешев для государства  и необременителен для частных  лиц.

     Причины неудач реформ

             Александр хорошо понимал, что полное осуществление плана должно привести к серьёзным, небывалым ещё в России переменам. Ведь до сих пор все (или почти все) действия власти, включая и грандиозные преобразования Петра I, были направлены на развитие самодержавно-бюрократической системы. Теперь же речь шла о том, чтобы привлечь население к управлению страной, позволить ему самому решать насущные проблемы своей жизни. В преддверии столь грандиозных реформ Александр не мог не обеспокоиться тем, как отнесутся к ним высшие сановники, придворные, столичное дворянство. Для того чтобы узнать это, Александр дал прочитать рукопись плана верхушке петербургского общества, сделав его предметом самого оживлённого обсуждения в той среде, мнение которой интересовало царя.

                Трудно сказать, какой реакции  ожидал Александр; на деле же  план вызвал в столичном обществе  бурю негодования. Сановники и  придворные и раньше недолюбливали  его автора; Сперанский всегда  выглядел в их среде белой  вороной; происхождением, манерой  держаться, подчёркнутой принципиальностью  и порядочностью он настолько  выделялся среди царского окружения,  что был обречен на почти  полное одиночество. В 1809 г. после указов, регламентировавших государственную службу, ненависть к Сперанскому еще более усилилась, ведь подготовленные им указы посягали на давно установившийся и очень удобный для дворянства и чиновничества порядок. Дворянство боялось любых перемен, справедливо подозревая, что в конечном итоге эти перемены могут привести к ликвидации крепостного права. Даже поэтапный характер реформ и то, что на самом деле они не посягали на главную привилегию дворянства, да и вообще их подробности держались в секрете, не спасло положения.

                 Вся сила и влияние Сперанского держались исключительно на добром расположении к нему царя, что в свою очередь, вызывало зависть и ненависть. Конкретная деятельность Сперанского, нередко позволявшего себе во имя государственной пользы затрагивать интересы отдельных важных персон и дворянства с бюрократией в целом, также не прибавляла ему популярности в этой среде.

           Население также было недовольно Сперанским после осуществления им реорганизации финансовой системы. Возвышение налогов, необходимое для успешного проведения финансовой реформы, и было главной причиной народного ропота против Сперанского, чем успели воспользоваться его враги из высшего общества.

            Теперь Сперанский, неприятный во всех отношениях человек, раскрыл свою истинную сущность, покусившись на самое святое для большинства читателей плана – на самодержавный строй, надёжно охранявший их состояние и привилегии. Реакция была однозначной: Сперанского осыпали руганью и самыми нелепыми обвинениями – вплоть до того, что будто бы он стремился устранить царя, ввести республиканский образ правления и стать первым российским президентом.

             Александра не могла не напугать  столь мощная негативная реакция,  тем более что в этой консервативной  среде были не только пышущие  злобой «ругатели и ненавистники»,  но и мыслящие люди. Один из  них, Н.М. Карамзин, не пожалев  времени и сил, выступил с  развёрнутым опровержением плана.  Карамзин был очень популярен в дворянском обществе; его охотно принимали при дворе; чувства симпатии и уважения к нему испытывали и сами Александр, и другие члены императорской семьи. Особенным почётом Карамзин пользовался при маленьком «тверском дворе» великой княгини Екатерины Павловны, сестры Александра. Этот двор в 1810-1811 годах стал средоточием оппозиции либеральному кругу; именно отсюда шла самая резкая критика Сперанского. После одной из бесед, предметом которой были реформы начала царствования Александра, а также деятельность Сперанского и его план государственного преобразования, Екатерина Павловна настоятельно попросила Карамзина изложить свои мысли на бумаге – не только для неё, но и для царя. Карамзин сразу же откликнулся на просьбу и уже в феврале 1811 года уже читал ей свою «Записку о древней и новой России». «Записку» Карамзина с восторгом приняли дворянство и бюрократия. По сути дела, Карамзин выразил именно их взгляды, предельно ясно дав понять Александру, что серьёзные реформы не нужны и не только не встретят поддержки в этих единственно влиятельных в России кругах, но, наоборот, возбудят там всеобщую ненависть. Каковы бы ни были истинные взгляды Александра, он принял это к сведению. В марте 1812 Сперанский получил отставку и был с позором выслан в Нижний Новгород, а затем переправлен в Пермь.

             Сам М.М. Сперанский позднее писал: «Существенные преобразования, и особенно преобразования финансов, везде влекут за собой важное неудобство: прикосновение к частным интересам. Людей и интересы их никогда нельзя затрагивать безнаказанно. Наиболее опасны такие столкновения в таких государствах, где общественное мнение слишком слабо, чтобы защитить усердие и талант от нападений, зависти и невежества». Царь воспользовался предлогом и пожертвовал Сперанским в угоду его многочисленным противникам. Надвигалась война с Наполеоном, и Александр ни в коем случае не хотел пребывать в ссоре со своим окружением.

        Из Перми Сперанский обращался к царю с письмами, в которых объяснял свои действия. Сперанский также доказывает свою преданность императору, находясь в трудном положении, он не отчаивается и хочет быть полезным своему государю и Отечеству. В 1816 Сперанский был назначен гражданским губернатором г. Пензы, 1819 г. он получил назначение на пост генерал-губернатора Сибири.

     По  возвращении из Сибири в 1821 г. Сперанский назначен членом Государственного Совета и Сибирского комитета, управляющим Комиссией составления законов.

              Кодификационная работа М.М. Сперанского

           Кардинальное значение для Сперанского и для России имела его работа, которая с полным правом можно назвать подвигом. В 1826 г. Сперанский возглавил 3 Отделение Собственной Е.И.В. Канцелярии, осуществляющей кодификацию законов. За короткий срок был проделан колоссальный труд по сбору и изданию законов. Было составлено 45-томное «Полное Собрание законов Российской Империи» (1830 г.), а также 15-томный «Свод законов Российской Империи» (1832 г.).

       Издание Свода законов имело то важное последствие, что оно способствовало правовому регулированию крепостного права, а тем самым – его смягчению. Указы и постановления правительства, ограничивающие власть помещиков над крестьянами и направленные против помещичьих злоупотреблений, были теперь включены в Свод и превращены в общеобязательные нормы.

     Сперанский  различал три стадии кодификационной  работы:

     1. составление полного собрания  законов, т.е. расположение всех  правовых актов законодательства  в хронологическом порядке. Хронологический  принцип построения законодательства  лег в основу «Полного Собрания Законов российской Империи». В этом издании опубликованы около 330 тыс. законов, основных судебных прецедентов и комментарий к обширному актовому материалу, начиная с Соборного Уложения 1649 г.

Информация о работе Сперанский, его реформы