Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:33, курсовая работа
В процессе изучения истории государственного управления в России наибольший интерес представляет для меня XIX век. Всем, кто заботился о благе страны, приходит понимание того, что крепостная система, веками существовавшая в России, изжила себя и требует замены на новую систему отношений. И какова же она должна быть?!
В этом документе автор
Сословия по плану Сперанского
Сперанский расчленял общество на основании различия прав. «Из обозрения прав гражданских и политических открывается, что все они в рассуждении принадлежности их на три класса могут быть разделены:
1) права гражданские общие, всем подданным принадлежащие;
2) права гражданские частные, кои должны принадлежать тем только, кои образом жизни и воспитания к ним будут приуготовлены;
3) права политические, принадлежащие тем, кои имеют собственность. Из сего происходит следующие разделение состояний:
1) дворянство;
2) люди среднего состояния;
3) народ рабочий».
Дворянству
Сперанский присваивает все категории
прав, причем права политические «не
иначе как на основании собственности».
Люди среднего состояния (купцы, мещане,
государственные крестьяне) имеют
права гражданские общие, но не имеют
особенных, а политические имеют
«по их собственности». Народ рабочий
(крепостные крестьяне, мастеровые, прислуга)
имеет общие права гражданские,
но не имеет прав политических. Если
вспомнить, что Сперанский имел в
виду под общими гражданскими правами
гражданскую свободу личности, а
под политическими правами –
участие в государственном
Государственное устройство по плану Сперанского
В плане Сперанского в основу
государственного устройства был положен
принцип разделения властей, при верховенстве
власти самодержавного монарха. Сперанский
разработал стройную структуру трех видов
власти на всех уровнях, вплоть до волости
– первичной административной единицы.
Державная власть Государя Императора | ||
Управление | Законодательство | Суд |
Министерства и Правительствующий Сенат | Государственный Совет
Государственная Дума |
Судебный Сенат |
Управление губернское | Дума губернская | Суд губернский |
Управление окружное | Дума окружная | Суд окружной |
Управление волостное | Дума волостная | Суд волостной |
Идея Сперанского состояла в создании двухпалатного парламента с высшей палатой (Государственным Советом) и низшей выборной (Государственной Думой), а также в строгом разграничении деятельности законодательной власти (четырехступенной избираемой Государственной Думы); верховного судилища (Сената), и Министерств, в которых будет сосредоточена исполнительная власть.
Формы государственного управления представлялись Сперанскому в таком виде: Россия делится на губернии (и области на окраинах), губернии – на округа, округа - на волости. В порядке законодательном должны быть выборные Государственная и местные думы. Волостную думу составляют все имеющие право голоса и старшины государственных крестьян (по одному от 500 человек). Она решает все местные вопросы и на три года выбирает депутатов в окружную думу. Последняя занимается делами своего округа и выбирает депутатов в губернскую думу. Депутатов в Государственную Думу – высший представительный орган – избирает губернская дума из своих членов. Государственная дума обсуждает предложенные ей свыше законопроекты, которые потом передаются в Государственный совет и на утверждение государю. В порядке судном действуют суды волостные, окружные и губернские под верховенством Сената, который "есть верховное судилище для всей империи". По мнению реформатора, перечисленные суды должны быть выборными, однако высшая судебная инстанция – судебный Сенат (который одновременно оставался административным учреждением) должен назначаться государем пожизненно из числа представителей, избранных в губернских думах. Волостной суд состоял из «главного волостного судьи, его товарищей и волостных судей, постоянно пребывающих». Его назначение – «минное разбирательство» гражданских дел и наложение взысканий за маловажные поступки. По существу, первой судебной инстанцией, которая рассматривала не только крупные гражданские, но и уголовные дела, был окружной суд, состоявший из двух отделений – гражданского и уголовного. На тех же принципах строился и губернский суд. Судебный Сенат состоял из четырех департаментов – двух по гражданским и двух по уголовным делам. По проекту Сперанского, судебный Сенат рассматривает протоколы нижестоящих судов, следит за правильностью исполнения процедурных норм, в случае их нарушения направляет дело на вторичное рассмотрение в те же суды. Это и высшая апелляционная инстанция. Решения Сената объявляются публично и печатаются. Во всех трех первых судебных инстанциях вводится институт присяжных заседателей, и судебное заседание является гласным.
В порядке исполнительном действуют управления волостные, окружные и губернские под руководством министерств. Эти три первых инстанции (волосные, окружные и губернские управления) избирались на волостных, окружных и губернских собраниях.
Все отрасли управления соединяются Государственным советом, который служит посредствующим звеном между державной властью и органами управления и составляется из особ, назначаемых государем.
Государственная дума ограничивала самодержавную власть. Председатель Думы назначался верховной властью из числа представленных Думой трех кандидатов. В системе высших органов государственной власти Государственная Дума занимает положение «равное Сенату». Она собирается без всякого созыва ежегодно в сентябре и заседает столько времени, сколько требует повестка дня. За императором остается право прервать сессию Думы или распустить, назначив новые выборы. «Предложения» на рассмотрение Думой законов принадлежит одной державной власти. Они «предлагались» от имени императора одним из министров или членов Государственной думы. Государственная Дума, по проекту Сперанского, не обладала правом законодательной инициативы, однако ни один закон не мог иметь силы без рассмотрения в Государственной думе. В компетенцию Думы входило также издание постановлений о налогах и общих повинностях, продаже, залоге государственных имуществ. Думе позволялось ставить вопросы о государственных нуждах, об ответственности министров и указывать на меры правительства, противоречащие законам. Дума получает ежегодные отчеты министров об их деятельности, о положении финансов в стране, но ограничена в своем контроле над деятельностью министров. Таким образом, Государственная Дума ходя и называлась Сперанским «законодательным учреждением», но по существу это был консультативный, совещательный орган.
Сперанский подчеркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они должны выражать «мнение народное». Избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей и капиталом, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали. В этом и заключался принципиально новый подход Сперанского: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. Реформатор предлагал осуществить реформу в несколько этапов, не объявляя сразу о конечных целях преобразований, и завершить ее к 1811 году. Исполнение проекта Сперанского предполагалось начать с 1810 г.
Указом 1 января 1810 г. был обнародован манифест об упразднении Непременного Совета и создании Государственного совета, и в тот же день состоялось его открытие. Государственный совет был создан для облегчения взаимоотношений царя с Думой. Госсовет должен был советовать императору, какие законопроекты следует вносить в Думу.
По предложению Сперанского государственный совет должен стать своеобразным связующим звеном между императором и новыми государственными органами: Государственной думой, Сенатом и Комитетом министров. Государственный совет обсуждает все подробности государственного устройства, насколько они требуют новых законов, и свои соображения представляет на усмотрение верховной власти. Итак, Государственный совет не законодательная власть, а только ее орудие, и притом единственное, которое собирает законодательные вопросы по всем частям управления, обсуждает их и свои заключения возносит на усмотрение верховной власти. Таким образом, был установлен твердый порядок законодательства. В этом смысле и определяет значение Совета Сперанский в ответе государю о деятельности учреждения за 1810 г., говоря, что Совет «учрежден для того, чтобы власти законодательной, дотоле рассеянной и разбросанной, дать новое начертание постоянства и единообразия». Такое начертание, сообщенное законодательству, тремя обозначенными в законе чертами характеризует новое учреждение: 1) Совет рассматривает новые законы по всем отраслям управления; 2) он один их рассматривает и 3) ни один закон, рассмотренный и принятый советом, не передается к исполнению без утверждения императором. Этими чертами указывается двоякое значение Совета - законодательное и объединительное: он, во-первых, обсуждает возбуждаемые по всем отраслям управления законодательные вопросы; во-вторых, утвержденными верховной властью решениями он объединяет деятельность всех этих отраслей, сообщая им одинаковое направление.
Государственному совету принадлежит разъяснение истинного смысла законов, принятие общих мер к их успешному действию, распределение государственных доходов и расходов и рассмотрение отчетов всех министерств по управлению вверенными им частями. Все эти особенности делают организацию Государственного совета своеобразным явлением в государственном праве. Такому значению Совета соответствует и данное ему устройство.
В Совете председательствует
сам государь, назначающий и членов
Совета, числом которых положено
было 35. Совет состоял из общего
собрания и четырех
Для ведения делопроизводства Совета при нем была учреждена государственная канцелярия с особым отделением для каждого департамента. Дела каждого отдельного управления статс-секретарь докладывал в своем департаменте, а всей канцелярией руководил государственный секретарь, докладывающий дела в общем собрании и представляющий журнал Совета императору. Государственным секретарем был назначен Сперанский М.М, главный организатор учреждения, что давало право руководить всем Государственным советом. Государственный Совет призван был придать системе законодательства строго централизованный порядок. Преимуществом новой системы управления были профессионализм, единоначалие в принимаемых решениях и ответственность исполнителей перед законом.
Преобразование центрального управления
Две частные меры, имевшие внутреннюю
связь с готовившимися
Указ от 3 апреля 1809 г. о придворных званиях определял, что звания не являются отличием и не дают права на чин. Придворные лишались звания, если не состояли на государственной службе. Указом представлялось всем, носившим звание камергера и камер-юнкера, но не состоявшим в какой-нибудь службе, военной или гражданской, в двухмесячный срок поступить на такую службу, заявив, по какому ведомству они желают служить. Через четыре месяца, при окончательном распределении камергеров и камер-юнкеров по разным ведомствам и должностям, было подтверждено: всех остальных, не изъявивших желание поступить на службу, считать в отставке.
Указ 6 августа того же года установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора (8-й класс) и статского советника (5-й класс). Эти чины, которыми в значительной степени обусловливалось назначение на должности, приобретались не только заслугой, но и простой выслугой, т. е. установленным сроком службы. Новый указ запретил производить в эти чины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном из русских университетов или не выдержали в университете экзамена по установленной программе, которая и была приложена к указу. По этой программе от желавшего получить чин коллежского асессора или статского советника требовалось знание русского языка и одного из иностранных, знание прав естественного, римского и гражданского, государственной экономии и уголовных законов, основательное знакомство с отечественной историей и элементарные сведения в истории всеобщей, в статистике Русского государства, в географии, даже в математике и физике.