Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:22, реферат
Методология - это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат.
Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.
Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Методы изучения документов………………………………………………..5
2. Методы социологических исследований управления………………………6
3. Метод экспериментирования «Деловая игра»………………………………8
4. Метод тестирования……………………………………………………….…10
5. Методы экспертных оценок и SWOT-анализа в исследовании
систем управления……………………………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….18
Библиографический список……………………………………………………..19
ПЛАН
Введение…………………………………………………………
1. Методы изучения документов…………
2. Методы социологических
исследований управления…………………
3. Метод экспериментирования «Деловая игра»………………………………8
4. Метод тестирования………………………………
5. Методы экспертных оценок и SWOT-анализа в исследовании
систем управления…………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..19
ВВЕДЕНИЕ
Методология - это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат.
Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.
Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели.
Объектом исследования является система управления. Но в методологическом отношении очень важным оказывается понимание и учет класса этой системы. Она относится к классу социально-экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития.
Система управления строится
на деятельности человека. Можно исследовать
технику, но нельзя исследовать ее в
отрыве от человека и от всех факторов
ее использования в его
Предметом исследования является
проблема. Проблема - это реальное противоречие,
требующее своего разрешения. Функционирование
системы управления характеризуется
множеством разнообразных проблем,
которые выступают как
Цель является основой распознавания и выбора проблем в исследовании. Следующей составляющей в содержании методологии исследования являются подходы. Подход - это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка, с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели.
Подход может быть аспектным, системным и концептуальным. Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных па исследование.
Системный подход отражает
более высокий уровень
Концептуальный подход - предполагает предварительную разработку концепции исследования, т. е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования.
Подход может быть эмпирическим,
прагматическим и научным. Если он в
основном опирается на опыт, то это
эмпирический подход, если па задачи получения
ближайшего результата, то прагматический.
Наиболее эффективным является, конечно,
научный подход, который характеризуется
научной постановкой целей
Главную роль в методологии играют средства и методы исследования, которые можно разделить на три группы: формально-логические, общенаучные и специфические.
Формально-логические - это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления.
Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа.
Специфические - это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности.
Наиболее важными из специфических методов являются методы исследования документов, проведения ограниченного эксперимента, социологических исследований. Существуют также методы тестирования, коллективного анализа, социометрических оценок, деловых и инновационных игр, методы имитационного моделирования.
Одним из критериев выбора методов исследования является степень определенности ситуации или проблемы. При этом определенность проблемы характеризуют: ее истоки, структура, содержание, типологическая принадлежность, сфера действительности, зрелость, возможность относительного ограничения от других проблем (признаки целостности).
Существует минимальная, частичная и максимальная определенность. Каждая из них предполагает свой набор методов исследования.
В данной контрольной работе рассматриваются состав, использование, а также раскрывается содержание специфических методов исследования систем управления.
1. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ
Проблемы управления можно
исследовать посредством
Эффективность исследования по документам зависит от состава документов, их содержания, формы и информационной классификации. К сожалению, очень часто бывает, что для получения наиболее ценных или даже просто надежных результатов исследования не хватает информации, потому что система документации не предусматривает использование ее в целях исследования.
Документы классифицируются по способу фиксирования информации (рукописные, печатные, кинопленки, магнитные ленты), по типу авторства (личные и общественные), по способу их получения (документы, функционирующие в обществе, входящие составной частью в процесс деятельности учреждения, коллектива, организации), по степени близости к фиксируемому эмпирическому материалу (первичные, отражающие непосредственное положение дел, и вторичные, построенные на основании существующих документов).
Все методы изучения документов можно разделить на две большие группы: традиционные и формализованные. В свою очередь в каждой из этих групп можно вычленить особые подразделы.
При изучении документов применяется и так называемый метод контент-анализа (анализ содержания). Контент-анализ предполагает извлечение социологической информации из документальных источников. Иначе говоря, контент-анализ - это количественный анализ любого рода социологической информации. Суть этого метода заключается в том, что берется текст документа, выделяются в нем некоторые ключевые понятия, устанавливается частота употребления этих понятий, соотношение различных элементов текста друг с другом, а также с общим объемом информации.
2.МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УПРАВЛЕНИЯ.
В практике исследования управления
широко используется метод социологического
исследования. Он позволяет оценить
состояние системы управления по
факторам реальной деятельности персонала,
интересам и ценностям
Социологические исследования бывают разнообразными - наблюдение, интервьюирование, анкетирование. В практике исследования управления социологические исследования, если они подготовлены и проведены достаточно корректно, дают богатую информацию для исследователя. [4]
Организация конкретных социологических исследований предполагает прежде всего составление программы исследования управления, т. е. всего комплекса методологических и теоретических задач, которые решает исследователь, а также общего наброска процедур и технических приёмов исследования.
Программа конкретного социологического исследования состоит из двух частей: методологической и процедурной. В методологическую часть программы входят:
а) определение проблемы, объекта и предмета исследования;
б) уточнение понятий;
в) характеристика задач;
г) предварительное описание объекта;
д) формулирование гипотез.
Исходным пунктом конкретного социологического исследования является постановка проблемы.
Если проблема определена, то за ней следует выбор объекта и предмета исследования. В конкретном социологическом исследовании под объектом понимаются те социальные процессы или явления, которые порождают проблемную ситуацию. Предмет исследования представляет собой характеристики и свойства объекта, которые в данном исследовании представляют собой интерес для социолога. В программе очень важно точно определить характер и круг задач, которые предполагается решить в данном исследовании. [1]
Возьмем, к примеру, понятие
«отношение к труду». Оно может
включить в себя три возможных
аспекта: а) отношение к труду
вообще как к определенной социальной
ценности, б) отношение к своей
профессии, в) отношение к данной
работе. Каждое из этих понятий расчленяется
на соответствующие
Гипотеза - это логически
обоснованные предположения о структуре
социальных объектов, о характере
и сущности связей между изучаемыми
социальными явлениями и
Процедурная часть программы
исследования представляет собой характеристику
общих действий социолога исследователя,
способа организации и
Аналитический план исследователь принимает, чтобы проверить описательную гипотезу, и в случае ее подтверждения наметить получение соответствующих качественно-количественных характеристик различных сторон и свойств объекта.
Экспериментальный план исследователь принимает тогда, когда он, обладая уже объяснительной гипотезой, может знать о наличии каких-то связей в изучаемом объекте, определить причинно-следственный характер этих связей. На основе перечисленных планов исследователь в дальнейшем составляет рабочий план. Он включает в себя основные этапы всей работы (составление программы, сбор материала, обработка и анализ материала, подготовка публикации или отчета и т. д.), характеристику и расстановку кадров, время, отводимое для различных действий, осуществляемых социологом, и, наконец, график движения всей работы. В рабочем плане дается примерный расчет штатов исследователей, распределяются обязанности и т. д.
В конкретных социологических
исследованиях применяются
Информация о работе Специфические методы исследования систем управления