Специфические методы исследования систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:22, реферат

Описание работы

Методология - это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат.
Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.
Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Методы изучения документов………………………………………………..5
2. Методы социологических исследований управления………………………6
3. Метод экспериментирования «Деловая игра»………………………………8
4. Метод тестирования……………………………………………………….…10
5. Методы экспертных оценок и SWOT-анализа в исследовании
систем управления……………………………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….18
Библиографический список……………………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

исследование систем управления.docx

— 44.93 Кб (Скачать)

 

ПЛАН

 

 

Введение…………………………………………………………………………..2                                                                                                

1. Методы изучения документов………………………………………………..5                                                     

2. Методы социологических  исследований управления………………………6

3. Метод экспериментирования  «Деловая игра»………………………………8

4. Метод тестирования……………………………………………………….…10

5. Методы экспертных оценок  и SWOT-анализа в исследовании 

систем управления……………………………………………………………….14

Заключение……………………………………………………………………….18

Библиографический список……………………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Методология - это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат.

Цель исследования заключается  в поиске наиболее эффективных вариантов  построения системы управления и  организации ее функционирования и  развития.

Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и  формулирования его цели.

Объектом исследования является система управления. Но в методологическом отношении очень важным оказывается  понимание и учет класса этой системы. Она относится к классу социально-экономических  систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всех процессов ее функционирования и  развития.

Система управления строится на деятельности человека. Можно исследовать  технику, но нельзя исследовать ее в  отрыве от человека и от всех факторов ее использования в его деятельности.

Предметом исследования является проблема. Проблема - это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется  множеством разнообразных проблем, которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рынка и возможностей фирмы, квалификации персонала и  потребностей в инновациях и пр.

Цель является основой  распознавания и выбора проблем  в исследовании. Следующей составляющей в содержании методологии исследования являются подходы. Подход - это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка, с которой  исследование начинается и которая  определяет его направленность относительно цели.

Подход может быть аспектным, системным и концептуальным. Аспектный  подход представляет собой выбор  одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета  ресурсов, выделенных па исследование.

Системный подход отражает более высокий уровень методологии  исследования. Он требует максимально  возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между  аспектами, свойствами и характеристиками.

Концептуальный подход - предполагает предварительную разработку концепции исследования, т. е. комплекса  ключевых положений, определяющих общую  направленность, архитектонику и  преемственность исследования.

Подход может быть эмпирическим, прагматическим и научным. Если он в  основном опирается на опыт, то это  эмпирический подход, если па задачи получения  ближайшего результата, то прагматический. Наиболее эффективным является, конечно, научный подход, который характеризуется  научной постановкой целей исследования и использованием научного аппарата в его проведении.

Главную роль в методологии  играют средства и методы исследования, которые можно разделить на три  группы: формально-логические, общенаучные  и специфические.

Формально-логические - это  методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления.

Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа.

Специфические - это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность  управленческой деятельности.

Наиболее важными из специфических  методов являются методы исследования документов, проведения ограниченного  эксперимента, социологических исследований. Существуют также методы тестирования, коллективного анализа, социометрических оценок, деловых и инновационных игр, методы имитационного моделирования.

Одним из критериев выбора методов исследования является степень  определенности ситуации или проблемы. При этом определенность проблемы характеризуют: ее истоки, структура, содержание, типологическая принадлежность, сфера действительности, зрелость, возможность относительного ограничения от других проблем (признаки целостности).

Существует минимальная, частичная и максимальная определенность. Каждая из них предполагает свой набор  методов исследования.

В данной контрольной работе рассматриваются состав, использование, а также раскрывается содержание специфических методов исследования систем управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ

Проблемы управления можно  исследовать посредством изучения документов. Всякое управление связано  с движением информации, которая  фиксируется в документах. Для  исследователя это богатый материал. Только необходимо обработать его по заранее составленной схеме. [4]

Эффективность исследования по документам зависит от состава  документов, их содержания, формы и  информационной классификации. К сожалению, очень часто бывает, что для  получения наиболее ценных или даже просто надежных результатов исследования не хватает информации, потому что  система документации не предусматривает  использование ее в целях исследования.

  Документы классифицируются по способу фиксирования информации (рукописные, печатные, кинопленки, магнитные ленты), по типу авторства (личные и общественные), по способу их получения (документы, функционирующие в обществе, входящие составной частью в процесс деятельности учреждения, коллектива, организации), по степени близости к фиксируемому эмпирическому материалу (первичные, отражающие непосредственное положение дел, и вторичные, построенные на основании существующих документов).

Все методы изучения документов можно разделить на две большие  группы: традиционные и формализованные. В свою очередь в каждой из этих групп можно вычленить особые подразделы.

При изучении документов применяется  и так называемый метод контент-анализа (анализ содержания). Контент-анализ предполагает извлечение социологической информации из документальных источников. Иначе  говоря, контент-анализ - это количественный анализ любого рода социологической  информации. Суть этого метода заключается  в том, что берется текст документа, выделяются в нем некоторые ключевые понятия, устанавливается частота  употребления этих понятий, соотношение  различных элементов текста друг с другом, а также с общим  объемом информации.

 

2.МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УПРАВЛЕНИЯ.

В практике исследования управления широко используется метод социологического исследования. Он позволяет оценить  состояние системы управления по факторам реальной деятельности персонала, интересам и ценностям человека, его отношения к существующим проблемам и понимания этих проблем.

Социологические исследования бывают разнообразными - наблюдение, интервьюирование, анкетирование. В практике исследования управления социологические исследования, если они подготовлены и проведены  достаточно корректно, дают богатую  информацию для исследователя. [4]

Организация конкретных социологических  исследований предполагает прежде всего составление программы исследования управления, т. е. всего комплекса методологических и теоретических задач, которые решает исследователь, а также общего наброска процедур и технических приёмов исследования.

Программа конкретного социологического исследования состоит из двух частей: методологической и процедурной. В методологическую часть программы входят:

а) определение проблемы, объекта и предмета исследования;

б) уточнение понятий;

в) характеристика задач;

г) предварительное описание объекта;

д) формулирование гипотез.

Исходным пунктом конкретного  социологического исследования является постановка проблемы.

Если проблема определена, то за ней следует выбор объекта  и предмета исследования. В конкретном социологическом исследовании под  объектом понимаются те социальные процессы или явления, которые порождают  проблемную ситуацию. Предмет исследования представляет собой характеристики и свойства объекта, которые в  данном исследовании представляют собой интерес для социолога. В программе очень важно точно определить характер и круг задач, которые предполагается решить в данном исследовании. [1]

Возьмем, к примеру, понятие  «отношение к труду». Оно может  включить в себя три возможных  аспекта: а) отношение к труду  вообще как к определенной социальной ценности, б) отношение к своей  профессии, в) отношение к данной работе. Каждое из этих понятий расчленяется на соответствующие характеристики. Например, понятие «отношение к данной работе» может быть расчленено на следующие возможные объективные  показатели: а) качество и производительность труда, б) инициативность, в) уровень  дисциплинированности. Важно иметь  в виду и субъективные показатели отношения к работе; а) ценностные ориентации личности; б) структура и  иерархия мотивов; в) состояние удовлетворенности  или неудовлетворенности работой.

Гипотеза - это логически  обоснованные предположения о структуре  социальных объектов, о характере  и сущности связей между изучаемыми социальными явлениями и факторами, их детерминирующими. В гипотезе намечается изучение тех факторов, которые нужны  для решения постановленной проблемы, указывается путь организации исследования. В описательных гипотезах высказываются  предположения о характере связей в объекте, о характерном наборе факторов, а также предположения  о степени тесноты этих связей. Объяснительные гипотезы указывают  на причинноследственные связи в изучаемом объекте.

Процедурная часть программы  исследования представляет собой характеристику общих действий социолога исследователя, способа организации и последовательности применения различных технических  приемов. Процедурная часть программы  состоит из следующих разделов: а) составление плана исследования, б) описание методов и техники  сбора данных, в) описание способов анализа данных по гипотезам. Существуют три разновидности плана исследования: разведывательный, аналитический и  экспериментальный. Разведывательный план исследователь принимает для выяснения структуры, характера связей и причин, детерминирующих какие-то свойства объекта, о которых он не имеет четкого представления.

Аналитический план исследователь  принимает, чтобы проверить описательную гипотезу, и в случае ее подтверждения  наметить получение соответствующих  качественно-количественных характеристик  различных сторон и свойств объекта.

Экспериментальный план исследователь  принимает тогда, когда он, обладая  уже объяснительной гипотезой, может  знать о наличии каких-то связей в изучаемом объекте, определить причинно-следственный характер этих связей. На основе перечисленных планов исследователь в дальнейшем составляет рабочий план. Он включает в себя основные этапы всей работы (составление  программы, сбор материала, обработка  и анализ материала, подготовка публикации или отчета и т. д.), характеристику и расстановку кадров, время, отводимое  для различных действий, осуществляемых социологом, и, наконец, график движения всей работы. В рабочем плане дается примерный расчет штатов исследователей, распределяются обязанности и т. д.

В конкретных социологических  исследованиях применяются такие  методы, как изучение документов, наблюдение, опросы (интервью, анкеты, тесты и  т.д.), эксперимент. Под техникой исследования имеется в виду совокупность приёмов для эффективного использования того или иного метода. Это способы проверки данных на обоснованность и надежность, различные виды измерения характеристик (например, при помощи шкал), аппарат статистики и т. д. Важное место в конкретных социологических исследованиях занимает первичная обработка собранного материала и его анализ. Первичная обработка заключается в упорядочивании эмпирического материала, который получит исследователь. Она складывается из кодирования или шифрования. Эта операция осуществляется путем деления данных на определенное число классов и дальнейшее обозначение этих классов символами или цифрами так, чтобы каждый элемент был обозначен символом того класса, к которому он принадлежит. Для этого применяют разные способы: либо единую нумерацию всех ответов, либо нумерацию в пределах каждого класса раздела, либо обозначения не порядковыми цифрами, а ограниченным набором цифр и т. п. Важным этапом конкретных социологических исследований является теоретическая интерпретация полученных результатов. Она должна установить прежде всего соответствие или несоответствие полученных результатов гипотезам, сформулированным в программе. Здесь и осуществляется процесс обобщения всего хода исследования. [5]

Информация о работе Специфические методы исследования систем управления