Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 00:44, доклад
На месте старого суда Октябрьская социалистическая революция создала новый, народный суд, построенный на принципе участия в нем только трудящихся. Этот важнейший принцип организации первых советских судов был закреплен в Конституции РСФСР 1918 года
применять различные взыскания, вплоть до увольнения с работы и направления
в исправительно-трудовой лагерь на срок до 6 месяцев. Однако в 1923 году в
связи с новой экономической политикой это Положение было отменено.
Постановлением ВЦИК и МНК РСФСР от 27 августа 1928 года были созданы
товарищеские суды на предприятиях. Они рассматривали дела о взаимных
обидах, оскорблениях и другие мелкие дела, по которым было достаточно
морального воздействия на провинившихся со стороны окружающих. Главной их
задачей провозглашалась борьба за производственную дисциплину, а также с
пережитками старого быта.
Создавались товарищеские суды и в сельской местности. 29 сентября
1930 года ЦИК СССР принял постановление об организации сельских
общественных судов. К их ведению были отнесены дела о нарушениях
общественной безопасности и порядка, правил охраны здоровья, о хулиганстве,
побоях, оскорблениях, мелких имущественных и трудовых спорах. Сельские
общественные суды были организованы во всех союзных республиках. В 1933-
1934 годах появились их разновидности – колхозные и кочевые суды.
Сельский общественный суд
образовывался при
председателя, его заместителя и сельских общественных судей в количестве не
менее 15 человек. Председателя и его заместителей избирал пленум сельсовета
из числа членов сельсовета, а утверждал районный исполком. Сельские
общественные судьи избирались на общем собрании граждан. Постановления
сельских судов являлись окончательными, обжалованию не подлежали и
приводились в исполнение немедленно.
16 октября 1933 года ВЦИК и СНК утвердили Положение о кочевых
общественных судах в национальных округах и районах северных окраин РСФСР.
Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 20 февраля 1931 года для усиления
борьбы за твердую производственную дисциплину и ликвидацию подрывающих ее
пережитков старого быта товарищеские суды были реорганизованы в
производственно-товарищеские.
Особое место в истории советской судебной системы занимали так называемые
туземные суды. Гордостью судебной системы, свидетельствующей о ее
демократичности, является, как показала мировая практика, воплощение в
жизнь принципа отделения суда от администрации. В советской России этот
принцип полностью соблюден не был.
20 января 1927 года было принято постановление Президиума ЦИК СССР,
которое разрешило в северных окраинах РСФСР возложить исполнение судебных
функций на туземные органы управления (административные) в лице родовых
(тундровых, островных) Советов. Особенностью являлось и то, что органы
туземного управления при рассмотрении судебных дел могли применять местные
обычаи, если последние не противоречили советскому законодательству. Таким
образом, в силу недоразвитости судебной системы наряду с советским
законодательством использовались и нормы обычного права.
Решения и приговоры родового (тундрового, островного) Совета в
двухмесячный срок могли быть обжалованы в районный туземный исполнительный
комитет, который пересматривал эти дела по существу в судебных заседаниях,
а решение районного туземного исполкома в двухмесячный срок можно было
обжаловать в народный суд.. Отсюда другая особенность этих судов -
установление дополнительных судебных инспекций, что не вписывалось в
действующую в РСФСР судебную систему. В 1927 году появилось еще одно
постановление ВЦИК и СНК РСФСР, которое уточнило подсудность местных
органов управления. К их компетенции относились все гражданские дела,
проистекающие из брачных и семейных отношений. Из уголовных дел туземным
органам управления были подсудны преступления, направленные против частных
лиц, оскорбление словами и действием, клевета, хулиганство, кража и скупка
краденого, присвоение, мошенничество и т.п.
Создание системы юридического образования
Серьезной проблемой того времени являлась острейшая нехватка
квалифицированных юридических кадров. Разрушение судебной системы царской
России сказалось и на уровне подготовки будущих юристов. Большинство
профессоров «старой» российской школы отказались сотрудничать с советской
властью. Одновременно и новую власть не устраивало то, что профессора были
носителями идеалистического мировоззрения и, естественно, не разделяли
марксистко-ленинскую доктрину о государстве и праве. Поэтому первый этап
становления юридического образования в советской России сопровождался двумя
тенденциями: привлечением профессуры «старой школы», за отсутствием
собственных педагогических кадров, и создание различных краткосрочных
курсов для подготовки юристов в «экстренном порядке». Отбор студентов-
юристов проводился по классовому принципу, в первую очередь в юридические
вузы принимались рабочие и крестьяне – «от станка и от сохи».
Следующим этапом в развитии юридического образования было создание
факультетов советского строительства. Правительством была поставлена задача
подготовки юристов не только для правоохранительных органов, но и для
управленческих структур государственного аппарата. Именно этим вопросам
было посвящено постановление ВЦИК РСФСР от 20 апреля 1931 года.
Система подготовки
года в год увеличивалось и количество студентов юридических вузов.
Конституция СССР 1936 года и Закон о судоустройстве СССР 1938 года
Были определены следующие
состоит из судов СССР (Верховный суд, военные трибуналы, линейные суды
железнодорожного и водного транспорта) и судов союзных республик (верховные
суды союзных республик, областные и равные им суды, народные и равные им
суды). Судьи народного суда стали избираться на три года. Судьи остальных
судов по-прежнему избирались Советами на пять лет.
Система военных трибуналов, согласно Закону о судоустройстве,
состояла из:
1) военных трибуналов армий, корпусов, иных воинских соединений и
военизированных учреждений, рассматривавших дела только в качестве судов
первой инстанции
2) военных
трибуналов округов, фронтов и
суды первой, кассационной и надзорной инстанции.. К компетенции военных
трибуналов
относились дела о воинских
преступлениях, отнесенных
их
ведению. С 1940 года военные
трибуналы стали
уголовные
дела о преступлениях
Линейные суды железнодорожного и водного транспорта рассматривали
дела о преступлениях, направленных на подрыв дисциплины на транспорте, и о
других преступлениях, нарушающих нормальную работу транспорта. Постоянные
судьи специальных судов СССР избирались Верховным Советом СССР сроком на
пять лет.
Верховный суд СССР
действовал в составе:
а) Судебной коллегии по уголовным делам
б) Судебной коллегии по гражданским делам
в) Военной коллегии
г) Железнодорожной коллегии
д) Воднотранспортной коллегии.
Закон о судоустройстве 1938 года освободил судебные органы от функций
судебного управления, передав их Наркомату юстиции СССР, образованному в
июле 1936 года.
В 1933 году вместо Прокурора Верховного суда СССР была учреждена
должность Прокурора СССР. Положение о прокураторе Союза ССР, утвержденное
17 декабря 1933 года, возложило на прокуратуру:
а) надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств
Союза ССР и союзных республик и местных органов власти – Конституции СССР,
постановлениям и распоряжениям правительства
б) наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными
учреждениями.
Судебная система страны в
годы Великой Отечественной
С началом Великой
судебных органов была перестроена. Указ Президиума Верховного Совета СССР
«О военном положении» от 22 июня 1941 года установил, что в местностях,
объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных
против обороны, общественного порядка и государственной безопасности,
должны передаваться на рассмотрение военных трибуналов. Военным трибуналам
предоставлялось право рассматривать дела через 24 часа после вручения
обвиняемому копии обвинительного заключения, без участия народных
заседателей и адвоката. Приговоры приводились в исполнение немедленно,
кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены
лишь в порядке надзора. Однако о каждом приговоре к высшей мере наказания
(расстрелу) военный трибунал, вынесший его, был обязан немедленно сообщать
по телеграфу председателю Военной коллегии и Главному военному прокурору. В
случае отсутствия в течении 72 часов ответа о приостановлении приговора он
приводился в исполнение. В июле – сентябре 1941 года Президиум Верховного
Совета СССР упростил эту процедуру и предоставил право командирам и
комиссарам корпусов и дивизий в местностях, объявленных на военном
положении, и в районах военных действий утверждать приговоры военных
трибуналов «к высшей мере наказания, с немедленным приведением приговоров в
исполнение». По Указу Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности
за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу
среди населения» от 6 июля 1941 года лица, виновные в совершении этого
преступления, подлежали суду военного трибунала. Президиум Верховного
Совета СССР 26 декабря 1941 года отнес к подсудности военных трибуналов
дела о самовольном уходе рабочих и служащих с предприятий военной
промышленности. В связи с введением военного положения на транспорте дела
обо всех преступлениях, совершенных на транспорте, стали также
рассматриваться специальными военными трибуналами.
В ноябре 1941 года совместным приказом НКЮ СССР и Прокурора СССР было
установлено, что во всех случаях, когда постановлениями Правительства СССР
предусмотрена ответственность за то или иное преступление «по законам
военного времени», необходимо передавать дела об указанных преступлениях на
рассмотрение военных трибуналов с применением порядка рассмотрения дел,
установленного
«Положением о военных
на военном положении, и в районах военных действий» от 22 июня 1941 года.
Возрастает общее число
морского флота. Действовали трибуналы в военных соединениях: отдельных
бригадах, дивизиях, корпусах, армиях, флотилиях, военно-морских базах и
гарнизонах. Это были суды первой инстанции. Высшим звеном были военный
трибуналы фронтов, флотов, округов, отдельных армий. Были созданы военные
трибуналы НКВД, которые боролись с уклонениями от трудовых мобилизаций,
злостными нарушениями правил и распоряжений МПВО, а также другими
преступлениями. Все военные трибуналы Красной армии, ВМФ и НКВД замыкались
на Военную коллегию Верховного суда СССР. В соответствии с Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года в местностях,
объявленных на военном положении, линейные суды железных дорог и водных
бассейнов с первых же дней войны были реорганизованы в транспортные военные
трибуналы. В 1943 году в связи с введением военного положения на транспорте
вся транспортная юстиция СССР была преобразована в военную, а в составе
Верховного суда СССР дополнительно сформированы Военно-железнодорожная и
Военно-транспортная коллегии, на которые стали замыкаться военные трибуналы
железнодорожного, морского и речного транспорта. Систему военных
трибуналов, осуществлявших правосудие в период Великой Отечественной войны,
составляли:
1) военные трибуналы Красной армии и Военно-морского флота
2) военные трибуналы НКВД
3) военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта
4) военные трибуналы, созданные на базе местных народных судов в силу
чрезвычайной обстановки военного времени
5) военно-полевые суды, образованные при дивизиях действующих армий по
Указу Президиума Верховного совета СССР « О мерах наказания для немецко-