Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 00:44, доклад
На месте старого суда Октябрьская социалистическая революция создала новый, народный суд, построенный на принципе участия в нем только трудящихся. Этот важнейший принцип организации первых советских судов был закреплен в Конституции РСФСР 1918 года
2) институт
следователей по важнейшим
3) институт
следователей по важнейшим
Положение о едином народном суде вносит дальнейшее изменение в организацию
обвинения, защиты,
а также представительства
Революционные трибуналы
18 марта 1920 года ВЦИК издал Положение о революционных трибуналах.
Это положение было принято в целях объединения деятельности органов по
борьбе с преступными деяниями, направленными против рабоче-крестьянской
власти и установленного революционного порядка и достижения единства в
применении мер репрессии.
Члены ревтрибуналов стали
один из них должен являться представителем коллегии губернской ЧК.
Предварительное следствие стало возлагаться на ЧК.
Кроме общих ревтрибуналов, осенью 1918 года были учреждены
революционные военные трибуналы в РККА. В соответствии с Положением,
утвержденным ВЦИК 20 ноября 1919 года, реввоентрибуналы создавались при
соответствующих революционных военных советах для рассмотрения дел о
преступлениях, совершенных военнослужащими.
В период гражданской войны и иностранной интервенции органы ВЧК на
основании Декрета СНК “Социалистическое Отечество в опасности!” от 21
февраля 1918 года и постановление СНК “О красном терроре” от 5 сентября
1918 года применяли внесудебные репрессии. В постановлении ВЦИК от 17
февраля 1919 года “О Всероссийской Чрезвычайной Комиссии” указывалось, что
по делам, расследуемым ЧК, приговоры выносят только революционные
трибуналы, которые к тому же наделялись правом проверки следственных
действий.
В начале 1919 года на местах была создана следующая система военных
революционных трибуналов:
1) революционные военные трибуналы фронтов
2) революционные военные трибуналы армий.
Несколько позднее были организованы отделы революционных военных трибуналов
армий при дивизиях в отдельных бригадах.
Мероприятия,
направленные на укрепление
К 1921 году существовали три самостоятельные, почти не связанные
организационно между собой, судебные системы губернских революционных
трибуналов, революционных военных трибуналов, военно-железнодорожных
трибуналов. Кроме того, особо существовал Верховный революционный трибунал
при ВЦИК. Система общих судов (народные суды, губернские советы народных
судей) также не имела единого центра.
Объединение указанных систем революционных трибуналов в одну было
произведено декретом ВЦИК от 23 июня 1921 года. Этим декретом при ВЦИК был
учрежден единый Верховный трибунал. Он являлся единым кассационным органом
и органом судебного надзора для всех действовавших на территории РСФСР
трибуналов, а также судом первой инстанции для дел особой важности. В
составе Верховного трибунала при ВЦИК были созданы четыре коллегии:
1) кассационная
2) судебная
3) военная
4) военно-транспортная.
В автономных республиках и
областях были открыты
трибунала. Эти отделения в национальных областях и республиках создавались
по соглашению с высшими органами власти этих республик и областей и с
утверждения Президиума ВЦИК. Председатель Верховного трибунала и его
заместитель назначались ВЦИК. Кассационная коллегия состояла из
председателя пленума Верховного трибунала или его заместителя – члена-
докладчика и двух членов из состава коллегий Верховного трибунала.
Верховный трибунал имел право привлекать к участию в формировании коллегий
трибуналов Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) и Народный комиссариат
по продовольствию (Наркомпрод).
Пленуму Верховного трибунала принадлежали все права по надзору,
контролю и ревизии, а также инструктированию всех трибуналов республики по
всем вопросам, имеющим принципиальный характер.
Вопрос об учреждении высшего судебного контроля получил разрешение в
законодательном порядке 10 марта 1921 года с изданием Положения о Высшем
судебном контроле НКЮ РСФСР.
Осуществление Высшего
комиссариат юстиции РСФСР. Введение в жизнь этого института имело целью
установление правильного и единообразного применение всеми судебными
органами законов РСФСР и соответствие из деятельности общему направлению
политики
рабоче-крестьянского
контроля были отнесены:
1) общий
надзор за деятельностью
2) признание не имеющими законной силы вступивших в законную силу
судебных приговоров или решений, требующих пересмотра в порядке
надзора
3) разрешение вопроса о возобновлении дел по вновь открывшимся
обстоятельствам, независимо
были рассмотрены.
Наряду с отделом Высшего
НКЮ РСФСР, существовал и Военный отдел Управления судебного надзора
Верховного трибунала при ВЦИК. Таким образом, в советских республиках была
создана судебно-надзорная инстанция, призванная осуществлять судебный
порядок не только в отношении общих судов, но и революционных, в том числе
и военно-революционных трибуналов.
Судебная реформа 1922 года
Проведение Судебной реформы 1922 года обусловлено изменившимися в
стране социальными условиями (новая экономическая политика), наличием
большого массива несистематизированного нормативного материала и в то же
время существенных пробелов в законодательстве, что приводило к широкому и
зачастую не вполне корректному применению аналогии. Был взят курс на
укрепление так называемой «революционной законности».
По положению о судоустройстве РСФСР 31 октября 1922 года (Судебная
реформа 1922 года) судебная система состояла из народных судов, губернских
судов и Верховного Суда РСФСР, который начал функционировать с 1 января
1923 года. Верховный
трибунал и губернские
Для рассмотрения специальных категорий дел создавались военные и военно-
транспортные суды, земельные комиссии, особые сессии народных судов (по
трудовым делам), позднее – арбитражные комиссии.
В компетенции действовавшего в составе Верховного Суда РСФСР Пленума
наряду с рассмотрением дел в порядке надзора входило толкование законов по
вопросам судебной практики.
Судебная реформа 1922 года закрепила основные принципы организации
советской судебной системы: ее единство, построение с учетом
государственного устройства, соответствие новому административно-
территориальному делению.
Кадровому составу судей в
этот период уделялось большое
главу угла ставился опыт революционной борьбы, а не юридическое образование
и знание законов. Отсюда и социальный состав судей: при избрании
предпочтение отдавалось рабочим и крестьянам. Отмечался постоянный рост
числа судей-членов партии.
В Верховном Суде РСФСР было 32 члена (судьи), что составляло 15,3% ко
всему числу сотрудников Суда.
Данные, касающиеся образовательного уровня народных судей в РСФСР,
замалчивались, так как в основной своей массе эти люди не имели не только
юридического, но и образования вообще. Поэтому тезис коммунистической
партии « О дальнейшем укреплении социалистической законности» с людьми,
большинство из которых не имели понятия о законах, был явно невыполним.
Народные судьи избирались
переизбраны вновь. Отзыв народного судьи производился по мотивированному
предложению Наркомата юстиции. Такие же требования были установлены и к
кандидатам в народные заседатели. Особое внимание здесь обращалось на
социально-классовый состав.
Через народные суды проходило до 90% всех разрешаемых дел. В условия
новой экономической политики изменилось соотношение уголовных и гражданских
дел. Особенно выросло количество последних.
Земельные комиссии были
ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке рассмотрения земельных споров». Они
подразделялись на:
1) волостные
2) уездные
3) губернские.
Все члены земельных комиссий при разрешении ими дел пользовались правами
народного судьи. Высший контроль по спорным земельным делам и рассмотрение
кассационных жалоб на решение губернских земельных комиссий возлагались на
Народный комиссариат земледелия совместно с Наркомюстом и Особой коллегией
высшего контроля по земельным спорам. В конце 20-х годов все дела,
разрешаемые в земельных комиссиях, были переданы в систему общих судов, а
Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 октября 1930 года эти комиссии были
упразднены.
Переход в условиях НЭПа к рыночной экономике, оживление
товарооборота, включение банков в финансово-административную жизнь страны
породили еще один орган юрисдикции – арбитражные комиссии, которые стали
прообразом будущих арбитражных судов. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21
сентября 1922 года было утверждено Положение о порядке разрешения
имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями.
Устанавливалось, что имущественные споры между государственными
учреждениями и предприятиями разрешаются арбитражными комиссиями: в центре
– при Совете Труда и Обороны (СТО), а на местах – при областных
экономических совещаниях (ЭКОСО).
Высшая арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны образовывались
в составе председателя, назначаемого СТО по представлению Наркомюста, и
двух членов, непосредственно назначаемых СТО. Соответственно арбитражные
комиссии при областных экономических совещаниях образовывались в составе
председателя, назначаемого СТО по представлению Наркомюста, и двух членов,
назначаемых ЭКОСО.
Как и другие органы специальной юрисдикции, арбитражные комиссии
тоже не стали долговечными. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 января 1931
года «Об
упразднении арбитражных
1931 года учрежден специальный административный орган – Государственный
арбитраж.
Губернские суды
Важную роль в трехзвенной
системе судебных органов,
году, играл губернский суд. Он действовал в качестве суда первой инстанции
по наиболее важным уголовным и гражданским делам, кассационной инстанции
для дел, решенных народными судами, а также органа судебного управления в
отношении народных судов губернии. Губернский суд состоял из председателя,
двух его заместителей, постоянных членов и народных заседателей,
привлекавшихся к участию в судебных заседаниях по первой инстанции. В
составе губернского суда имелись уголовный и гражданский отделы,
возглавляемые заместителями председателя суда. Как орган судебного
управления губернский суд имел пленум, а с 1924 года и президиум, а также
дисциплинарную коллегию для рассмотрения дел о служебных проступках
судебных работников.
В 1924-1925 годах в РСФСР проводилось новое административно-
территориальное деление на основе экономического районирования и с учетом
национальных особенностей. Вместо деления на губернию, уезд, волость
вводилось новое: край (область), округ, район. В 1924 году образован
Уральский областной суд, в 1925 году – Сибирский и Северо-Кавказский
краевые суды.
Наркомюст внес предложение в Совнарком, а последний в законодательные
органы РСФСР – не создавать окружные суды, ограничившись следующей
структурой: народный суд, краевой или областной суд и Верховный Суд. Ко
времени проведения Судебной реформы 1922 года в системе трибуналов
существовал в качестве высшего органа судебного надзора, суда первой
инстанции и кассационного суда Верховный трибунал при ВЦИК, имевший
отделения в республиках. Одновременно с ним в системе Наркомюста