Создание советской судебной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 00:44, доклад

Описание работы

На месте старого суда Октябрьская социалистическая революция создала новый, народный суд, построенный на принципе участия в нем только трудящихся. Этот важнейший принцип организации первых советских судов был закреплен в Конституции РСФСР 1918 года

Работа содержит 1 файл

Создание советской судебной системы.docx

— 49.70 Кб (Скачать)

функционировал  также  Высший  судебный  контроль,  осуществлявший   функции

надзора в  отношении всех без исключения судов  республики.

Верховный суд  РСФСР был создан постановлением ВЦИК от  18  января  1923г.  и

действовал  в  составе  Президиума,   Пленарного   заседания,   кассационных

коллегий  по уголовным и гражданским  делам,  военной  и  военно-транспортной

коллегий,  дисциплинарной  коллегии.  Председатель  Верховного   суда,   его

заместитель,  председатели  кассационных  коллегий,  председатели   судебных

коллегий  по гражданским и уголовным делам  и председатели военной  и  военно-

транспортной  коллегий составляли Президиум Верховного суда, который  являлся

и органом  судебного управления.

                       Создание советской прокуратуры

 

Важной частью Судебной реформы 1922  года  было  возрождение  разрушенных  в

октябре  1917  года  институтов  прокуратуры  и  адвокатуры.  Положение   об

адвокатуре  принято ВЦИК 26 мая 1922 года, Положение  о  прокуратуре  28  мая

1922 года.

      Необходимость создания прокуратуры  не вызывала  споров  среди   юристов

страны, спорным  был вопрос о том, какими функциями  ее наделить.

      Весной 1922  года  Наркомюст   вошел  в  правительство   с  проектом  об

учреждении   прокуратуры   как   органа,   который   должен   наблюдать   за

деятельностью следственных органов и поддерживать обвинение в суде, а  также

осуществлять  надзор  за  законностью  вообще.  Предложенный  вариант  вызвал

ожесточенные  споры во ВЦИК. Во-первых, ряд деятелей коммунистической  партии

относились  к понятию «законность»  как  к  чему-то  временному,  неизбежному

придатку  допущенных   в   период   НЭПа   капиталистических   отношений   и

противопоставляли ей  революционную  целесообразность.  Прокуратура,  по  их

мнению, являлась временным образованием.  Во-вторых,  споры  возникли  о  ее

подчиненности. Прокурор, утверждали противники создания прокуратуры  в  виде

независимого  органа,  не  должен  стоять  вне  системы  местных   советских

законов.  В-третьих,  возложение  на  прокуратуру  надзора  за   законностью

действий  всех органов  власти,  по  мнению  некоторых  противников  проекта,

должно было привести к дублированию уже  существовавшей  Рабоче-крестьянской

инспекции,  и  поэтому  следовало  общий   надзор   исключить   из   функций

прокуратуры,  ограничив  ее  только  судебной  работой,  как  это   было   в

дореволюционной России.

      Огромное влияние на  создание  прокуратуры  оказала  известная   статья

В.И. Ленина, написанная 20  мая  1922  года  –  «О  «двойном»  подчинении  и

законности».  В  ней  он   обосновал   принцип   единства   социалистической

законности.  Указал  на  ошибочность  требования,  вытекающего  из   желания

«сохранить  законность  калужскую,  в  отличие  от  законности   казанской»,

требовал, чтобы  понимание законности было  одинаковым  по  всей  Республике.

Вторая важная часть  ленинского  тезиса  заключалась  в  строгом  подчинении

прокуроров  только  по  вертикали,  для  того,  чтобы  местные  советские  и

партийные  органы  не  могли  оказывать  на   них   давление.   Именно   эти

принципиальные  моменты и легли в основу  Положения  о  прокурорском  надзоре

1922 года.

       Созданная прокуратура,  однако,  не  стала  самостоятельным   органом.

Центральная  прокуратура  РСФСР  входила  в  качестве  IV  отдела  в  состав

Наркомюста  РСФСР.  Работой  прокуратуры  руководил  заместитель   Народного

комиссара,  старший  помощник  прокурора  Республики.  Нарком   одновременно

являлся и  прокурором Республики.

 

 

                           Разрешенная адвокатура

 

       Уничтожив  институт  частных   поверенных  и   присяжных   поверенных,

советская власть лихорадочно искала ему замену.  Уже  в  первых  декретах  о

суде стоял  вопрос об обеспечении  интересов  обвиняемого  и  потерпевшего  в

суде.

      Согласно Закону от 26 мая 1922 года  коллегии защитников создавались   в

губерниях. Их  состав  утверждался  губисполкомом  по  представлению  отдела

юстиции. Закон  не разрешал совмещение должности члена  коллегии с

занятием  иной должности  (кроме  выборных  и  профессорско-преподавательских

должностей  в   вузах).   Коллегия   защитников   управлялась   президиумом,

избираемым  общим собранием ее членов.

      Сфера деятельности  членов  коллегии  несколько  отличалась  от  сферы

деятельности  их  дореволюционных  предшественников.  Она  не  ограничивалась

судебными  рамками.  На  VI  съезде  работников  прокурорских,  судебных   и

следственных  органов в 1929 году отмечалось, что  «основная  работа  коллегии

выражается  в консультациях и пропаганде права».

       Следует  отметить,  что   вопрос   о   целесообразности   создания   и

существования адвокатуры дебатировался довольно долго. Многие полагали,  что

советский суд  достаточен для обеспечения интересов  участников  процесса.  В

стране к  началу 30-х годов  начала  формироваться  административно-командная

система, и  будущий карательный аппарат  государства не  был  заинтересован  в

развитии  адвокатуры, хотя справедливости ради надо  отметить,  что  в  самом

Наркомюсте  РСФСР эти веяния не приветствовались.

      В основе преобразований советской  судебной системы в 20-е  годы  лежал

прежде всего  экономический фактор (НЭП), который  потребовал  усиления  всей

законодательной  деятельности,  создания  новых  институтов,  нуждавшихся  в

правовом  регулировании.

      Судебная реформа 1922 года явилась,  безусловно, позитивным событием  в

истории страны. Жизненность варианта трехзвенной  системы  судебных  органов

подтверждена  многолетней практикой деятельности судов, а  некоторые  идеи  и

принципы  тогдашней Судебной реформы сохраняют  актуальность и в наши дни.

 

 

                        Создание Верховного суда СССР

 

      Договор об образовании Советского  Союза предусматривал учреждение  при

ЦИК СССР Верховного суда Союза. Верховному суду  была  посвящена  VII  глава

Конституции  СССР1924  года.  Верховный  суд  давал   руководящие   указания

верховным  судам  республик  по  вопросам   общесоюзного   законодательства;

рассматривал  и  опротестовывал  перед  ЦИК   по   представлению   прокурора

Верховного  суда постановления, решения и приговоры  верховных  судов  союзных

республик  в  случае  противоречия  их  общесоюзному  законодательству   или

интересам других союзных республик;  давал  заключения  по  предложению  ЦИК

СССР о  законности постановлений ЦИК, СНК  союзных республик СНК СССР с  точки

зрения  соответствия  Конституции  Союза;  разрешал  судебные  споры   между

союзными  республиками;  рассматривал  уголовные  дела  по  обвинению  высших

должностных лиц СССР в должностных преступлениях  (указанные  функции  нашли

свое отражение  в первом Положении о Верховном  суде СССР 1923 года).  В  1926

Президиум ЦИК  СССР отнес к  компетенции  Верховного  суда  также  толкование

общесоюзного  законодательства.  Позднее,  в  1929  году  появляется   новое

Положение о  Верховном суде, которое представило  ему  право  законодательной

инициативы, расширило компетенцию в области  общего  надзора,  возложило  на

него обязанность  разъяснять общесоюзные законы по предложению  ЦИК СССР и  по

запросам  СНК СССР.

      20 августа 1926 года  было  принято   постановление  ЦИК  и   СНК  СССР,

которое  предусмотрело,  что  Верховный  суд  СССР   является   кассационной

инстанцией  и по делам, рассматриваемым военными трибуналами.

      Военные трибуналы состояли при  революционных военных  советах   округов

(фронтов),  корпусов  и  дивизий.  Они   действовали  пол   общим   контролем

Наркомюста  и Верховного суда и рассматривали  дела о  воинских  преступлениях

и преступлениях, направленных на ослабление боевой  мощи  Красной  Армии.  В

местностях, где не было других судов, военные  трибуналы  рассматривали  все

уголовные  дела.  До  конца  1923  года   существовали   военно-транспортные

трибуналы, учрежденные  при управлениях железных дорог.  Верховный  суд  СССР

по Положению 1923 года в своем составе имел Пленум, гражданскую,  уголовную,

военную и  военно-транспортную  коллегии  (в  1926  году  военно-транспортные

трибуналы и  военно-транспортная  коллегия  были  упразднены;  в  1930  году

организованы  транспортная и воднотранспортная  коллегии). Упразднение в  1934

году судебной коллегии ОГПУ вызвало создание в  Верховном  суде  Специальной

коллегии.

       Образование  Верховного  суда  СССР  повлекло  перестройку   судебной

системы союзных  республик. Так, 11 апреля 1923 года ВЦИК утвердил  Положение

о Киргизском и Туркменском отделениях Верховного  суда  РСФСР.  Структура  и

организация  этих  отделений  в  основном  соответствовала  Верховному  суду

РСФСР. В  течении  1922-1925  года  практически  во  всех  республиках  были

образованы  верховные суды.

 

 

                 Положение о судоустройстве РСФСР  1926 года

 

       Задача  размежевания  компетенции   союзных  республик   была   решена

Основами  судоустройства Союза ССР и союзных  республик,  принятыми  ЦИК  СССР

29  октября  1924  года.  На  базе  Основ   было  разработано   Положение   о

судоустройстве  РСФСР, введенное в  действие  19  ноября  1926  года.  В  нем

указывались  задачи  суда:  ограждение  завоеваний  пролетарской  революции,

рабоче-крестьянской  власти  и  правопорядка,  ею   установленного;   защита

интересов и  прав  трудящихся  и  их  объединений;  укрепление  общественно-

трудовой  дисциплины и солидарности трудящихся;  осуществление  революционной

законности  в  личных  и  имущественных  отношениях   граждан.   Особенности

административно-территориального  устройства  некоторых   местностей   РСФСР

потребовали  отступления  от  трехзвенной  системы  судов.  Дальневосточному

краевому  суду были предоставлены права кассационной  инстанции  в  отношении

областных судов, а последние рассматривали кассационные  жалобы  и  протесты

на  решения  и  приговоры  народных  судов.  В  краях,  в  которые   входили

автономные  области, областные суды также выполняли  кассационные функции,  но

дела, рассматривавшиеся  ими в качестве судов первой инстанции,  направлялись

в кассационном порядке не в краевой, а в Верховный  суд.

      ВЦИК и СНК РСФСР  постановлением  от  30  января  1928  года  признали

необходимым  реорганизовать  коллегию  Наркомюста  так,  «чтобы  в   ней   в

максимально  полной  мере  было  обеспечено   единство   руководства   всеми

отраслями деятельности Народного комиссариата юстиции…»

      Народный комиссар юстиции теперь  имел двух  заместителей  –   Прокурора

Республики  и Председателя Верховного суда.  Руководство  судебной  практикой

было сосредоточено  в Верховном суде. Судебное  управление  осуществляли  так

называемые  организационно-инструкторские  управления  Наркомюста  и  краевых

(областных)  судов, просуществовавшие до 1934 года.

      30-е годы были годами  поиска  наиболее  приемлемых  форм  управления,

многое вырабатывалось на практике. Нежизненные  формы  управления  отмирали,

на смену  им приходили новые. Так произошло  и с округами. 23 июня  1930  года

ЦИК и СНК  СССР  постановили  провести  к  1  октября  1930  года  ликвидацию

округов. А  это,  естественно,  повлекло   и  упразднение  окружных  органов

юстиции.  4  августа   1930   года   коллегия   Наркомюста   РСФСР   приняла

постановление о перестройке органов юстиции  в этой связи.

      Интересно,  что  Наркомюст   РСФСР  предложил  передать  в  подсудность

народных  судов все дела, ранее составлявшие компетенцию  окружных  судов,  в

том числе  и те, по которым  можно  было  применить  высшую  меру  наказания,

однако Правительство  Республики с этим не согласилось.

      10 июля 1934 года был образован Народный  комиссариат  внутренних  дел

СССР с  включением в его состав Объединенного  государственного  политического

управления (ОГПУ). Судебная  коллегия  ОГПУ  была  упразднена,  и  все  дела

теперь направлялись по подсудности: Верховный  суд  СССР,  Военная  коллегия

Верховного  суда СССР, военные трибуналы округов  и  соответствующие  судебные

органы.

      В 1933 году  была  создана   Прокуратура  СССР  как  самостоятельный   и

независимый орган. Верховный суд сосредоточил свою  деятельность  в  области

судебного надзора.

 

 

                              Товарищеские суды

 

       Еще  одним  органом,  возникшим   в  рассматриваемый   период,   стали

товарищеские  суды. История их создания такова. Еще 5 апреля  1921  года  СНК

РСФСР утвердил  Положение  о  дисциплинарных  товарищеских  судах  «в  целях

поднятия  трудовой  дисциплины  и  производительности  труда».   Они   могли

Информация о работе Создание советской судебной системы