Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 00:44, доклад
На месте старого суда Октябрьская социалистическая революция создала новый, народный суд, построенный на принципе участия в нем только трудящихся. Этот важнейший принцип организации первых советских судов был закреплен в Конституции РСФСР 1918 года
функционировал также Высший судебный контроль, осуществлявший функции
надзора в отношении всех без исключения судов республики.
Верховный суд РСФСР был создан постановлением ВЦИК от 18 января 1923г. и
действовал в составе Президиума, Пленарного заседания, кассационных
коллегий по уголовным и гражданским делам, военной и военно-транспортной
коллегий, дисциплинарной коллегии. Председатель Верховного суда, его
заместитель, председатели кассационных коллегий, председатели судебных
коллегий по гражданским и уголовным делам и председатели военной и военно-
транспортной коллегий составляли Президиум Верховного суда, который являлся
и органом судебного управления.
Создание советской прокуратуры
Важной частью Судебной реформы 1922 года было возрождение разрушенных в
октябре 1917 года институтов прокуратуры и адвокатуры. Положение об
адвокатуре принято ВЦИК 26 мая 1922 года, Положение о прокуратуре 28 мая
1922 года.
Необходимость создания
страны, спорным был вопрос о том, какими функциями ее наделить.
Весной 1922 года Наркомюст вошел в правительство с проектом об
учреждении прокуратуры как органа, который должен наблюдать за
деятельностью следственных органов и поддерживать обвинение в суде, а также
осуществлять надзор за законностью вообще. Предложенный вариант вызвал
ожесточенные споры во ВЦИК. Во-первых, ряд деятелей коммунистической партии
относились к понятию «законность» как к чему-то временному, неизбежному
придатку допущенных в период НЭПа капиталистических отношений и
противопоставляли ей революционную целесообразность. Прокуратура, по их
мнению, являлась временным образованием. Во-вторых, споры возникли о ее
подчиненности. Прокурор, утверждали противники создания прокуратуры в виде
независимого органа, не должен стоять вне системы местных советских
законов. В-третьих, возложение на прокуратуру надзора за законностью
действий всех органов власти, по мнению некоторых противников проекта,
должно было привести к дублированию уже существовавшей Рабоче-крестьянской
инспекции, и поэтому следовало общий надзор исключить из функций
прокуратуры, ограничив ее только судебной работой, как это было в
дореволюционной России.
Огромное влияние на создание
прокуратуры оказала
В.И. Ленина, написанная 20 мая 1922 года – «О «двойном» подчинении и
законности». В ней он обосновал принцип единства социалистической
законности. Указал на ошибочность требования, вытекающего из желания
«сохранить законность калужскую, в отличие от законности казанской»,
требовал, чтобы понимание законности было одинаковым по всей Республике.
Вторая важная часть ленинского тезиса заключалась в строгом подчинении
прокуроров только по вертикали, для того, чтобы местные советские и
партийные органы не могли оказывать на них давление. Именно эти
принципиальные моменты и легли в основу Положения о прокурорском надзоре
1922 года.
Созданная прокуратура, однако, не стала самостоятельным органом.
Центральная прокуратура РСФСР входила в качестве IV отдела в состав
Наркомюста РСФСР. Работой прокуратуры руководил заместитель Народного
комиссара, старший помощник прокурора Республики. Нарком одновременно
являлся и прокурором Республики.
Разрешенная адвокатура
Уничтожив институт частных поверенных и присяжных поверенных,
советская власть лихорадочно искала ему замену. Уже в первых декретах о
суде стоял вопрос об обеспечении интересов обвиняемого и потерпевшего в
суде.
Согласно Закону от 26 мая 1922 года
коллегии защитников
губерниях. Их состав утверждался губисполкомом по представлению отдела
юстиции. Закон не разрешал совмещение должности члена коллегии с
занятием иной должности (кроме выборных и профессорско-преподавательских
должностей в вузах). Коллегия защитников управлялась президиумом,
избираемым общим собранием ее членов.
Сфера деятельности членов коллегии несколько отличалась от сферы
деятельности их дореволюционных предшественников. Она не ограничивалась
судебными рамками. На VI съезде работников прокурорских, судебных и
следственных органов в 1929 году отмечалось, что «основная работа коллегии
выражается в консультациях и пропаганде права».
Следует отметить, что вопрос о целесообразности создания и
существования адвокатуры дебатировался довольно долго. Многие полагали, что
советский суд достаточен для обеспечения интересов участников процесса. В
стране к началу 30-х годов начала формироваться административно-командная
система, и будущий карательный аппарат государства не был заинтересован в
развитии адвокатуры, хотя справедливости ради надо отметить, что в самом
Наркомюсте РСФСР эти веяния не приветствовались.
В основе преобразований
прежде всего экономический фактор (НЭП), который потребовал усиления всей
законодательной деятельности, создания новых институтов, нуждавшихся в
правовом регулировании.
Судебная реформа 1922 года явилась, безусловно, позитивным событием в
истории страны. Жизненность варианта трехзвенной системы судебных органов
подтверждена
многолетней практикой
принципы тогдашней Судебной реформы сохраняют актуальность и в наши дни.
Создание Верховного суда СССР
Договор об образовании
ЦИК СССР Верховного суда Союза. Верховному суду была посвящена VII глава
Конституции СССР1924 года. Верховный суд давал руководящие указания
верховным судам республик по вопросам общесоюзного законодательства;
рассматривал и опротестовывал перед ЦИК по представлению прокурора
Верховного суда постановления, решения и приговоры верховных судов союзных
республик в случае противоречия их общесоюзному законодательству или
интересам других союзных республик; давал заключения по предложению ЦИК
СССР о законности постановлений ЦИК, СНК союзных республик СНК СССР с точки
зрения соответствия Конституции Союза; разрешал судебные споры между
союзными республиками; рассматривал уголовные дела по обвинению высших
должностных лиц СССР в должностных преступлениях (указанные функции нашли
свое отражение в первом Положении о Верховном суде СССР 1923 года). В 1926
Президиум ЦИК СССР отнес к компетенции Верховного суда также толкование
общесоюзного законодательства. Позднее, в 1929 году появляется новое
Положение о Верховном суде, которое представило ему право законодательной
инициативы,
расширило компетенцию в
него обязанность разъяснять общесоюзные законы по предложению ЦИК СССР и по
запросам СНК СССР.
20 августа 1926 года было принято постановление ЦИК и СНК СССР,
которое предусмотрело, что Верховный суд СССР является кассационной
инстанцией и по делам, рассматриваемым военными трибуналами.
Военные трибуналы состояли
(фронтов), корпусов и дивизий. Они действовали пол общим контролем
Наркомюста и Верховного суда и рассматривали дела о воинских преступлениях
и преступлениях, направленных на ослабление боевой мощи Красной Армии. В
местностях, где не было других судов, военные трибуналы рассматривали все
уголовные дела. До конца 1923 года существовали военно-транспортные
трибуналы, учрежденные при управлениях железных дорог. Верховный суд СССР
по Положению 1923 года в своем составе имел Пленум, гражданскую, уголовную,
военную и военно-транспортную коллегии (в 1926 году военно-транспортные
трибуналы и военно-транспортная коллегия были упразднены; в 1930 году
организованы транспортная и воднотранспортная коллегии). Упразднение в 1934
году судебной коллегии ОГПУ вызвало создание в Верховном суде Специальной
коллегии.
Образование Верховного суда СССР повлекло перестройку судебной
системы союзных республик. Так, 11 апреля 1923 года ВЦИК утвердил Положение
о Киргизском и Туркменском отделениях Верховного суда РСФСР. Структура и
организация этих отделений в основном соответствовала Верховному суду
РСФСР. В течении 1922-1925 года практически во всех республиках были
образованы верховные суды.
Положение о судоустройстве
Задача размежевания компетенции союзных республик была решена
Основами судоустройства Союза ССР и союзных республик, принятыми ЦИК СССР
29 октября 1924 года. На базе Основ было разработано Положение о
судоустройстве РСФСР, введенное в действие 19 ноября 1926 года. В нем
указывались задачи суда: ограждение завоеваний пролетарской революции,
рабоче-крестьянской власти и правопорядка, ею установленного; защита
интересов и прав трудящихся и их объединений; укрепление общественно-
трудовой дисциплины и солидарности трудящихся; осуществление революционной
законности в личных и имущественных отношениях граждан. Особенности
административно-
потребовали отступления от трехзвенной системы судов. Дальневосточному
краевому
суду были предоставлены права
областных судов,
а последние рассматривали
на решения и приговоры народных судов. В краях, в которые входили
автономные области, областные суды также выполняли кассационные функции, но
дела, рассматривавшиеся ими в качестве судов первой инстанции, направлялись
в кассационном порядке не в краевой, а в Верховный суд.
ВЦИК и СНК РСФСР
необходимым реорганизовать коллегию Наркомюста так, «чтобы в ней в
максимально полной мере было обеспечено единство руководства всеми
отраслями деятельности Народного комиссариата юстиции…»
Народный комиссар юстиции
Республики и Председателя Верховного суда. Руководство судебной практикой
было сосредоточено в Верховном суде. Судебное управление осуществляли так
называемые организационно-инструкторские управления Наркомюста и краевых
(областных) судов, просуществовавшие до 1934 года.
30-е годы были годами поиска наиболее приемлемых форм управления,
многое вырабатывалось на практике. Нежизненные формы управления отмирали,
на смену им приходили новые. Так произошло и с округами. 23 июня 1930 года
ЦИК и СНК СССР постановили провести к 1 октября 1930 года ликвидацию
округов. А это, естественно, повлекло и упразднение окружных органов
юстиции. 4 августа 1930 года коллегия Наркомюста РСФСР приняла
постановление о перестройке органов юстиции в этой связи.
Интересно, что Наркомюст РСФСР предложил передать в подсудность
народных судов все дела, ранее составлявшие компетенцию окружных судов, в
том числе и те, по которым можно было применить высшую меру наказания,
однако Правительство Республики с этим не согласилось.
10 июля 1934 года был образован Народный комиссариат внутренних дел
СССР с включением в его состав Объединенного государственного политического
управления (ОГПУ). Судебная коллегия ОГПУ была упразднена, и все дела
теперь направлялись по подсудности: Верховный суд СССР, Военная коллегия
Верховного суда СССР, военные трибуналы округов и соответствующие судебные
органы.
В 1933 году была создана Прокуратура СССР как самостоятельный и
независимый орган. Верховный суд сосредоточил свою деятельность в области
судебного надзора.
Товарищеские суды
Еще одним органом, возникшим в рассматриваемый период, стали
товарищеские суды. История их создания такова. Еще 5 апреля 1921 года СНК
РСФСР утвердил Положение о дисциплинарных товарищеских судах «в целях
поднятия трудовой дисциплины и производительности труда». Они могли