Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:17, реферат
К концу 80-х годов социалистическая система в целом созрела для радикального реформирования. Так называемая перестройка была попыткой урегулирования лишь видимых конфликтов в обществе без разрешения системных противоречий социализма. Требовались изменения в самом существе власти, в её взаимоотношениях с народом, в характере отношений собственности и присвоении результатов труда.
Введение………………………………………………………………………………………………………………1
Экономическое развитие Кузбасса в 1976-2000 гг…………………………………………2
Зарождение рабочего движения……………………………………………………………………….5
Первый период……………………………………………………………………………………………………5
Реструктуризация угольной промышленности………………………………………………10
Второй период……………………………………………………………………………………………………12
Третий период……………………………………………………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………………………………….20
Список использованной литературы……………………………………………………………..21
Реструктуризация угольной промышленности стала рассматриваться как средство оперативного и эффективного решения всех наболевших вопросов отрасли. Программа реструктуризации была разработана на всероссийском и региональном уровне. Программные документы: "Основные направления реструктуризации угольной промышленности России" и "Программа реструктуризации угольной отрасли Кузбасса" появились в 1995 году, когда сама реструктуризация уже началась.
В программных документах были провозглашены основные цели и задачи реструктуризации: предполагалось создание конкурентоспособных угольных предприятий, обеспечивающих их самофинансирование на длительную перспективу; постепенное снижение государственных дотаций угольным предприятиям; обеспечение социальной защищенности работников (шахтеров и других трудящихся, занятых в отрасли), высвобожденных в результате закрытия ряда угольных предприятий; социально-экономическое и экологическое оздоровление и обеспечение социальной стабильности в угледобывающих регионах.
Поскольку реструктуризация предусматривает закрытие наиболее опасных и убыточных предприятий, она требует предварительной подготовил, длительных сроков ее осуществления. В Великобритании, например, реструктуризация угольной промышленности проводилась более 25 лет, с 1961 по 1994 год, причем закрытие шахт началось только через 5 лет. Более 20 лет осуществлялась реструктуризация угольной промышленности в Германии.
В России с ее большим числом угольных бассейнов, каждый из которых имел свои особенности залегания угля, состояния шахт, степени изношенности оборудования и возможности трудоустройства горняков, после закрытия шахт реструктуризацию угольной отрасли стали проводить форсированными методами. К началу реструктуризации угольная промышленность Кузбасса представляла сложный комплекс, включавший 78 шахт, 24 разреза, 28 обогатительных фабрик, несколько отраслевых институтов, 5 машиностроительных и 3 экспериментальных завода и 220 различных вспомогательных служб. Всего на этих предприятиях и учреждениях было занято более 315 тысяч человек.
Осложняло реструктуризацию в Кузбассе и то обстоятельство, что во многих городах и рабочих поселках работа на шахтах и связанных с угольной промышленностью предприятиях и организациях была единственной возможностью трудоустройства. Угольная отрасль в значительной степени поддерживала и развитие социальной сферы. Это все означало, что закрытие шахт приводит к замиранию жизни в ряде городов и поселках городского типа.
Первый этап реструктуризации угольной промышленности в Кузбассе 1994— 1998 годах отличался массовым закрытием шахт, стремительным падением объемов добычи угля, сокращением численности шахтеров и нарастанием социальной напряженности. Первоначально в бассейне предполагалось закрыть всего 9 шахт. В Программе реструктуризации угольной отрасли Кузбасса было указано уже 14 особо убыточных шахт, которые подлежали закрытию в первую очередь и 12 неперспективных шахт, которые в перспективе также следовало закрыть. Впоследствии число шахт, подлежащих закрытию, стало увеличиваться до 31, 35 и даже 44.
К числу "пионеров" в реструктуризации были отнесены шахты: "Анжерская", "Судженская» (старейшие в бассейне), "Северная", "Южная", "Бирюлинская", "Пионерка", "Суртаиха», "Черкасовская», "Карагайлинская», "Ноградская", "Красный углекон», "Северный Маганак», им. Димитрова, им. Шевякова. Программа была рассчитана на небольшой срок, 6—7 лет, до 2000 года. В это же время предполагалось произвести все подготовительные работы подготовить техническую документацию для закрытия, создать новые рабочие места, ввести в строй новые мощности. В такие короткие сроки осуществить весь предполагаемый объем работы было просто невозможно, и реструктуризация свелась к ускоренному закрытию шахт. К началу 1997 года первые 10 шахт, считавшихся наиболее убыточными, уже были закрыты, а всего в стадии закрытия находилось более 20 шахт. Резко упали объемы добычи. За четыре года (1993—1997 годы) добыча снизилась более чем на 12 процентов, со 107 до 94 миллионов тонн. Добыча наиболее ценных коксующихся углей уменьшилась на 30 процентов. Из всех шахт, ликвидированных к этому времени в Кузбассе, 80 процентов составляли шахты, добывающие коксующиеся угли. Росло число горняков и членов их семей, оставшихся без работы. Сложившаяся обстановка означала катастрофу в угольной промышленности бассейна и требовала нового подхода, нового этапа в ее реструктуризации.
В отличие от первого разрушительного этапа второй этап реструктуризации угольной промышленности Кузбасса, начавшийся с 1998 года, оказался более благоприятным, созидательным. Не имея возможности остановить закрытие тех шахт, где этот процесс уже начался, губернатор Тулеев А. Г. поставил задачу ускорить создание в Кузбассе новых угледобывающих предприятий. В результате на карте области появились новые шахты и разрезы. С 1998 года в Кузбассе вошли в эксплуатацию 11 угледобывающих предприятий, продолжается строительство еще 7 шахт и 3 разрезов. От года к году стали увеличиваться объемы добычи. В 1998 году в бассейне за долгие годы впервые превратилось падение добычи и её объем достиг 97,6 миллионов тонн, в 1999 году 109 миллионов тонн, в 2000 году — 115,6 миллионов тонн, в 2001 году - 126,7 миллионов тонн, в 2002 году - 131,7 миллионов тонн. В бассейне возродилось движение бригад-миллионеров. В 1998 году таких бригад было только две, в 2001 году 14. Это бригады Б. В. Михалева с шахты им. Кирова, В.С. Полюндры и А.И. Каменского с шахты "Есаульская", Н.А. Сырова с шахты "Распадская», и др. В настоящее время угольная промышленность Кузбасса вновь переживает подъем. Добычу угля осуществляют 52 шахты и 39 разрезов. Являясь крупнейшим угольным бассейном России, Кузбасс сегодня обеспечивает более половины всей добычи и около 82—84 процентов добычи коксующихся углей.
Второй период. Назревание "рельсовой войны"
Кризис в экономике Кемеровской области привел к ухудшению положения основной части населения региона. Одно из его проявлений инфляция. В 1992 году она "съела» практически! все прежние многолетние сбережения большой части населения, которое еще не выработало способностей жить в условиях неустойчивого рубля. Сложилось такое положение, при котором минимальный размер оплаты труда стал ниже прожиточного уровня. Из почти трехмиллионного населения области примерно один миллион жителей имел доход ниже прожиточного минимума.
Еще одной бедой кузбассовцев, как и всей страны, стали задержки заработной планы. Они составляли, по одним данным, 5 месяцев, по другим более полутора лет. К середине 1997 года долги по заработной плате приблизились к 4 триллионам неденоминированных рублей, по пенсиям — перевалили за 1 триллион рублей.
Анализ причин невыплаты зарплаты профсоюзами показывал, что в 17 процентах случаев это было связано с отсутствием средств бюджетов всех уровней, а более 80 процентов с работодателями. Ситуация с невыплатой заработной платы вполне вписывалась в систему взаимных неплатежей, которая охватила всю экономическую систему в стране с 1993 года.
Новым явлением отечественной действительности в 1990-х годах стала официальная безработица. Если в 1991 году число безработных составляло 32,9 тысячи человек, то на 1 июля 1997 года — уже 33 тысяч человек. Надо учитывать, что это только официальные данные, К этому надо добавить такой способ ликвидации права на труд, как отправление в неоплачиваемые отпуска. Определить реальную численность таких работников, которых коснулась эта мера, не представляется возможным.
Эти потери не смогли компенсировать вскоре наступившее необычайное по прошлым советским меркам изобилие импортных продовольственных и потребительских товаров в магазинах и рынках, широкий спектр предлагаемых услуг: цены на них оказались слишком велики для рядового потребителя.
Все это осложнило положение основной массы жителей области. Так, среднедушевые денежные доходы населения в регионе росли, о чём любила говорить Администрация области. В России во второй половине 1996 года они составили 724,3 тысячи рублей в месяц, а в Кемеровской области 793,1 тысячи. Область по этому показателю вышла на третье место в Сибири, уступив место только Тюменской области п Красноярскому краю. Если в 1991 году только каждая четвертая семья имела телефон, то спустя 5 лет, благодаря реализации программы "Связь", телефон стала иметь уже каждая третья семья. Начиная с 1992 года, количество автомобилей в личном пользовании кузбассовцев увеличилось почти в 2 раза. Росли жилая площадь, приходящаяся на одного жителя области, число образовательных учреждений, численность обучаемых в них, численность медицинских работников и т.д. Но вот другой показатель уровня жизни: стоимость набора основных продуктов питания. В сентябре 1996 года в Кемеровской области она была значительно выше, чем в Москве.
Напряженность в обществе вызывали и некоторые формы развлечения. Так, уже в первой половине 1990-х годах в области появились казино, американские игровые автоматы, карточные столики. Часто это сопровождалось различными шоу. При среднедушевом доходе в 1994 году в 264,1 тысячи рублей билет на такое развлечение стоил 25 тысяч.
Сокращалась, как и по всей стране, и продолжительность жизни. В области сложился уникальный даже для России разрыв между продолжительностью мужской и женской жизни, к примеру, в 1994 году он составил 13,6 года. В области мужчины в 1992 году жили 59,8 года, в 1995 году 55,4 года. Женщины жили 72,1 года, а стали жить 69 лет. Как и по всей стране, для области стал характерным процесс старения населения и рост детской смертности.
Постсоветская трансформация изменила организацию общественной жизни в регионах России. Это коснулось и Кемеровской области. На смену тоталитарным массовым организациям пришло значительное число менее многочисленных организаций и движений. Среди них своей организацией и численностью отличались областные организации КПРФ и ЛДПР.
Массовое сознание жителей Кемеровской области неуклонно перемещалось в левый спектр политических настроений. Этому, в первую очередь, способствовали длительные задержки заработной платы, рост цен на товары и услуги, увеличение тарифов, инфляция. Помимо обращений в федеральные органы власти, проведения акций протестов, профсоюзы стали осваивать и судебную практику защиты интересов работников. Так, по настоянию областной организации профсоюза работников народного образования и науки 350 педагогических коллективов обратились с исками в суд. Но только 75 из них удалось выиграть процессы. Невозможность решения острых проблем судебным порядком подталкивала к более решительным и активным действиям.
Важной чертой периода 1991—1997 годов стало появление общественных объединений преимущественно левоцентристского толка регионального плана. Среди них, например, были Союз трудящихся Кузбасса, "Трудовой Кузбасс", Совет рабочих комитетов Кузбасса, "демократический Кузбасс", "Союз народовластия и труда", движение избирателей Кузбасса, Земское движение, Всекузбасский совет труда, "Народовластие" и др. Они были довольно аморфны, неустойчивы, имели слабую социальную базу и держались на действиях только инициаторов. Поэтому в ближайшем будущем почти сошли с политической сцены.
Самый большой сектор занимают профессиональные союзы. Среди них выделяются два основных образования: Федерация профсоюзных организаций Кузбасса (ФПОК) и её недавние оппоненты Независимый профсоюз горняков (НПГ). Оказалось, что делить им особо нечего. Позиции ФПОК поддерживала областная организация КПРФ. Основными формами протеста стали забастовки, пикетирования, голодовки. С действиями протеста в Кузбассе солидаризировался министр по делам СНГ А. Г. Тулеев.
Близким к профсоюзным организациям по роду своей деятельности стал не очень влиятельный "Союз женщин Кузбасса". Но процесс политизации привел к тому, что как альтернатива ему возник Всекузбасский женский совет.
Неспособность существовавших партийных сил выразить интересы населения привела к тому, что в области стали создавать по инициативе профсоюзов "Комитеты спасения" в отдельных городах области. Появление их стало новой чертой общественного развития в середине 1990-х годов.
Первым такой комитет возник в Прокопьевске, видимо, в 1996 году. В таких объединениях соединялись территориальные отделения профессиональных союзов, предприятий. Это было реакцией на резкое ухудшение положения основной части жителей области.
Менее многочисленными и представительными были такие типичные постсоветские российские образования, которые возникли в конце 1980-х годов: демократическая партия России, "Отечество", "Яблоко".
Крайне незначительный вес в области имело областное отделение номенклатурной организации "Наш дом Россия". Это же было характерно для объединений: "Российский общенациональный союз"; "Регионы России", "Шахтеры России", "Партия российского единства и согласия" (ПРЕС) С. Шахрая, "демократический выбор России" Е. Гайдара, "Конгресс русских общин». Незаметно существовали в Кузбассе движение "держава», консервативное движение "Новая сила".
Что касается правоцентристского крыла общественного движения в области, то оно продемонстрировало свою неготовность вести активную, самостоятельную политическую линию. Это привело к сходу с политической арены рабочих комитетов, Конфедерации труда Кузбасса и др. объединений, возникших в 1990—1991 годах.
Попыткой консолидировать разношёрстное общественное движение и направить его по пути рыночного переустройства общественной жизни стала деятельность Общественной палаты Кузбасса. Она возникла в 1994 году на базе Консультативного совета партий, общественных и общественно-политических организаций. Это было одним из путей реализации договора о гражданском согласии между общественно-политическими силами и органами власти региона. В середине 1990-х годов в ней объединялись более 100 образований. Но она была парализована развитием нескольких тенденций: отсутствием объединяющего интереса всех слоёв населения региона, отсутствием сильного партийного руководителя.