Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:17, реферат
К концу 80-х годов социалистическая система в целом созрела для радикального реформирования. Так называемая перестройка была попыткой урегулирования лишь видимых конфликтов в обществе без разрешения системных противоречий социализма. Требовались изменения в самом существе власти, в её взаимоотношениях с народом, в характере отношений собственности и присвоении результатов труда.
Введение………………………………………………………………………………………………………………1
Экономическое развитие Кузбасса в 1976-2000 гг…………………………………………2
Зарождение рабочего движения……………………………………………………………………….5
Первый период……………………………………………………………………………………………………5
Реструктуризация угольной промышленности………………………………………………10
Второй период……………………………………………………………………………………………………12
Третий период……………………………………………………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………………………………….20
Список использованной литературы……………………………………………………………..21
Социальная напряженность в Кузбассе закладывалась давно. Кузбасс давал стране прибыли на 17 миллиардов рублей, а получал дотации на 1,3 миллиарда. Лишенные материальной поддержки из госбюджета шахты дошли «до ручки»: не хватало полотенец, мыла, стирального порошка. О недовольстве в Москве знали. В различные министерства, главе правительства Н. И. Рыжкову лично было отправлено 27 служебных записок. Наряду с обращением к руководству страны областные лидеры пытались решить назревшие проблемы традиционным образом, в том числе и запрещая забастовки. В секретном постановлении Кемеровского областного комитета КПСС "О фактах отказов трудящихся от работы на ряде предприятий области" от 5 апреля 1989 года осуждалась "практика решения политических, экономических и социальных вопросов путем отказа от работы как чуждая социалистическому строительству, наносящая моральный и материальный ущерб делу перестройки и обновления общества". Коммунисты, которые принимали участие в забастовках, могли быть исключены из рядов КПСС.
Однако 10 июля 1989 года долго зревшее недовольство стихийно вылилось в забастовку. Рабочие шахты имени Шевякова, поднявшись после смены, отказались идти в ламповую и «сдать свет» — лампочки с аккумуляторами. К ним присоединились рабочие первой и второй смен 344 человека не приступили к работе. 11 июля остановили работу все угольные предприятия Междуреченска. Рабочие вышли на главную площадь города. Был создан городской стачечный комитет, который возглавил горный мастер шахты имени Шевякова. Б. Кокорин. 11 июля в Междуреченск прибыли первый секретарь Кемеровского обкома КПСС А. Мельников и министр угольной промышленности М. Щадов. Попытки уговорить рабочих разойтись не удались. "Бастуем! Бастуем!" — скандировали рабочие. 12 июля уже на 18 предприятиях угольной промышленности бастовало свыше 20 тысяч человек. 13 июля в Кузбассе бастовало 52 предприятия, около 55 тысяч человек. Обнаружив, что против шахтеров Кузбасса власть не применила силу, забастовали Донбасс, Воркута, Караганда
Вспыхнувшая забастовка носила стихийный характер, но уже в первые дни шахтеры проявили высокую организованность.
15 июля была проведена первая конференция забастовочных комитетов Кузбасса и создан областной забастовочный комитет, председателем которого стал Т. Г. Авалиани, народный депутат СССР, член КПСС. Этот орган вёл переговоры с правительственной комиссией, прибывшей в Кузбасс 17 июля и столкнувшейся с принципиально новой для себя ситуацией. В Кузбассе уже бастовало более 180 тысяч шахтеров, которые получили поддержку со стороны горняков Донбасса. В Макеевке был проведен многотысячный митинг в поддержку требований шахтеров Кузбасса.
Хотя в ходе забастовки прозвучал ряд политических требований (выразить недоверие некоторым горкомам КПСС, упразднить политическую цензуру в местной печати, передать власть советам в центре и на местах, отменить шестую статью Конституции СССР), но в основном забастовка носила экономический характер. Экономические требования, затрагивали интересы не столько шахтеров, сколько всех кузбассовцев. Проявлялась Всенародная поддержка бунтующих шахтѐров, Активное и свободное участие журналистов областного телевидения в освещении забастовки (что явилось фактором популяризации забастовки, консолидации забастовщиков). Исключительно быстрая самоорганизация забастовщиков. 17—18 июля 1989 года правительственная комиссия и областной забастовочный комитет подписали "Протокол о согласованных мерах между региональным забастовочным комитетом Кузбасса и комиссией ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС". В нем наряду с разрешением проблем улучшения организации и оплаты труда, снабжения населения Кузбасса промышленными и продовольственными товарами, были предусмотрены пункты по углублению экономической реформы, в том числе перевод с 1 января 1990 года Кемеровской области на региональный хозрасчет, предоставление полной экономической и юридической самостоятельности угольным предприятиям Кузбасса и права продавать сверхплановую продукцию по договорным ценам не только внутри страны, но и за рубежом.
Но в целом наблюдались растерянность и зачастую полный паралич городских властей и администраций многих шахт и временное невыполнение ими управленческих функций. Профсоюзы показали абсолютную неспособность встать на защиту наѐмных работников. Они проявили полное позиционирование не с забастовщиками, а с администрациями предприятий. Власть имущие избрали тактику широкомасштабных и часто экономически несостоятельных обещаний забастовщикам.
После прекращения забастовки процесс институализации рабочего движения продолжался. 2 августа 1989 года Кемеровский облисполком зарегистрировал Совет рабочих комитетов Кузбасса. Целью его создания явилось всемерное содействие экономической перестройке, реализации и осуществлению контроля за выполнением "Протокола о согласованных мерах". Рабочие комитеты были сохранены и на первом этапе помогали руководству промышленных предприятий решать в министерствах вопросы финансирования и материально-технического снабжения не только угольной отрасли, но и области в целом.
8
ноября 1989 года был создан Союз трудящихся
Кузбасса как общественно-политическая
организация, как форма самоорганизации
рабочего движения. Наряду с экономическими
и социальными задачами новая организация
ставила целью достижение полновластия
народа через широкое представительство
социально активных трудящихся в советах
всех уровней, для достижения этой цели
Союз предполагал выдвижение политических
лидеров из числа рабочих, крестьян, интеллигенции,
в том числе и из рабочего движения.
Впервые в истории СССР была нарушена и монополия компартии на печать. Сначала явочным порядком (с декабря 1989 г.), а затем легитимным путем (с февраля 1990 г.) в Кузбассе стала выходить массовая газета, оппозиционная КПСС («Наша газета»). Не претендуя на исполнение властных функций, рабочие комитеты оперативно решали вопросы, начиная от защиты интересов отдельного человека до поставок технологического оборудования в регион или на отдельное предприятие, снабжения населения продовольственными и промышленными товарами, развития инфраструктуры городов и т.д. Взаимоотношения рабочих комитетов с властными структурами и администрациями предприятий на этом этапе были мирными и нередко конструктивными. Тактика давления "снизу" вполне удавалась. Угроза новой забастовки делала номенклатурных работников из всех эшелонов власти и хозяйственных структур готовыми к диалогу. Их тактику по отношению к рабочим комитетам можно определить, пожалуй, в двух видах: 1) сотрудничество - борьба, 2) сотрудничество - "сквозь зубы". Но в целом для руководящих работников было характерно либо скрытое, либо явное неуважение к партнёру. События того времени прекрасно подтверждали жизненность правила западных профсоюзов - забастовки укрепляют социальный мир и покой в обществе. Но власть вела активную работу по целенаправленной дискредитации лидеров рабочих комитетов (подкуп, клевета и др.). В начале 1990 г. по сети партийного просвещения пропагандировался листок-досье подготовленный, видимо, в недрах КГБ об имевших место правонарушениях в личной судьбе членов рабочих комитетов. Выступая перед преподавателями-обществоведами г. Кемерово, инструктор ЦК Кудрявцев В.И. давал им прямые указания на распространение компрометирующих материалов на лидеров рабочих комитетов. Такая настойчивость власти по дискредитации рабочих лидеров не могла не приносить свои плоды. Тем более, что те не могли добиться быстрого (как всеми ожидалось) улучшения жизни народа. Авторитет рабочих комитетов в народе стал падать к лету 1990 г.
Как
показали исследования, противоречия
между интересами власти (как работодателя)
и интересами основной массы россиян
(как наемных работников) на том
этапе (осень-зима 1989-90 гг.) имели шанс
развиться в традиционных рамках
экономической, профсоюзной борьбы.
Но не развились. Невыполнение руководством
страны взятых на себя в ходе июльской
забастовки обязательств, было расценено
рабочими комитетами как обман народа.
Постепенно лидеры рабочего движения
вызревали до понимания того, что сколько-нибудь
серьёзные изменения в положении трудящихся
невозможны без радикальной реорганизации
политической системы (пока в рамках социализма).
Власть имущие проявили недальновидное
упрямство в сохранении отживших государственных
и общественных институтов. Они открыто
продемонстрировали нежелание прислушиваться
к народу, интересы которого (применительно
к Кузбассу) вполне отражали рабочие комитеты.
Позиция советского менеджмента, традиционно
сводившаяся к обману, вынудила рабочие
комитеты отказаться от сотрудничества
с властью. Диалог был утрачен. По мнению
политологов, такой диалог является основным
механизмом, связывающим государство
с обществом. Переломным моментом в переходе
рабочих комитетов к политической борьбе
стали переговоры с правительственной
комиссией по выполнению требований июльской
забастовки 1989 г., состоявшиеся в январе
- феврале 1990 г. в Прокопьевске - Кемерово
- Москве. В ходе переговоров рабочие комитеты
предложили «Соглашение». В этом документе
лидеры рабочего движения Кузбасса и их
научные консультанты очень точно вышли
на стратегию реформ - формирование рыночных
отношений. Кузбасс предлагался в качестве
испытательного полигона. У лидеров рабочего
движения Кузбасса признание частной
собственности произошло эмпирическим
путем, как социальная догадка в январе
1990 г. Общественная же "реабилитация"
частной собственности на общероссийском
уровне произошла лишь к концу 1990 г., когда
была опубликована программа «500 дней».
Реализация же состоится лишь через два
года – с января 1992 г. («гайдаровские реформы»).
Как показали исследования Л.А.Гордона,
В.В.Комаровского, П.В.Бизюкова, Миловидова
Ю.Н., И.Г.Шаблинского и др. (Гордон 1993, Комаровский
1993, Бизюков 1995), проведённые в различных
регионах СССР, в то время не хватило небольшого
толчка, чтобы коммунистическое руководство
страны перешло от пустого декларирования
необходимости реформ к реальному их проведению.
Такой толчок могли дать кузбасские чиновники
и интеллигенция в союзе с рабочими комитетами.
Но не дали. Шанс превращения рыночных
идей в практику был упущен. Это был последний
шанс. Дальше начался ускоренный распад
КПСС (стержневой структуры жесткой власти,
как одного из главных факторов успешности
реформ). Лидеры рабочего движения сумели
сформировать концепцию радикальных реформ
в СССР, но не смогли создать механизма
их реализации.
В 1990—1991 годы рабочее движение было направлено на углубление радикальных преобразований не только экономической, но и политической системы СССР. Наиболее полно программа реформирования страны была представлена в докладе председателя Совета рабочих комитетов В. Голикова на первом съезде независимых рабочих организаций ряда промышленных центров страны, проходившем в конце апреля — начале мая 1990 года в Новокузнецке. Верховному Совету СССР в условиях провозглашенного им перехода к рыночной экономике предлагалось: принять антимонопольное законодательство, обеспечить полную экономическую и юридическую самостоятельность товаропроизводителей, разработать социальную программу защиты человека от конъюнктуры рынка, создать условия для принятия новой Конституции и разработать закон о партиях и общественно-политических организациях. О политизации рабочего движения свидетельствовали выступления части делегатов съезда, в которых открыто звучали антикоммунистические настроения.
Летом 1990 года рабочее движение Кузбасса стало связывать свои надежды на проведение экономической реформы на руководство РСФСР, в частности, на председателя Верховного Совета России Б. Н. Ельцина, который 17—19 августа 1990 года посетил Кузбасс. В ходе визита между Б. Н, Ельциным и Советом рабочих комитетов было подписано Заявление о намерениях, в котором говорилось о совместной борьбе за успешное проведение экономических реформ в республике и Кузбассе, за демократизацию общественной жизни и передачу всей полноты власти советам народных депутатов.
Рабочее движение Кузбасса активно поддержало российское руководство весной 1991 года во время политического кризиса в СССР. Горняки СССР объявили бессрочную политическую стачку до тех пор, пока не будут выполнены их требования. Основные политические требования горняков страны прозвучали с трибуны сессии Верховного Совета СССР: роспуск съезда народных депутатов СССР как не оправдавшего доверия народа, отставка союзного правительства и Президента СССР М. С. Горбачева, передача власти Совету Федерации, а также Верховным Советам и правительствам суверенных республик.
С целью обратить внимание на бастующих шахтеров восемь народных депутатов от Кузбасса, в том числе А. Малыхин, Б. Денисенко, В. Кузин и др., пошли на крайнюю меру объявили голодовку. В Москве шахтёры все лето проводили пикеты с плакатами, на которых разъяснялись лозунги бастующих: "Шахтеры Кузбасса бастуют не за кусок колбасы, а за нашу и вашу свободу!». Демократическими организациями страны было собрано около трех миллионов рублей для финансовой поддержки бастующих.
Августовские события стали переломными для России. В процессе формирования новых государственных структур часть лидеров рабочего движения была назначена на руководящие посты. Так, главой областной администрации Кемеровской области стал М. Б. Кислюк, представителем Президента А. В. Малыхин. В своих пространных заявлениях они поставили перед собой задачу стабилизации социально-политической ситуации в Кузбассе для проведения экономических реформ.
Указанные события обусловили изменения характера рабочего движения в Кузбассе. 9 декабря 1991 года Союз рабочих комитетов принял решение "о выходе из политического движения и поддержке политики Президента РСФСР Б. Н. Ельцина как единственно реальной демократической силы, способной провести реформы в стране".
Далее начался процесс затухания рабочего движения в Кузбассе. Областной рабочий комитет продолжал существовать, но его представители теряли влияние и авторитет в рабочих коллективах. Все большее влияние на ход локальных забастовок начинают оказывать "официальные" профсоюзы и оппозиционные правительству Ельцина — Гайдара политические силы.
Реструктуризация угольной промышленности
Реструктуризация в отличие от реконструкции - повышения мощности - означает внедрение комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на преобразование производственных и организационных структур предприятий или отрасли с целью повышения эффективности производства с одновременным решением социальных проблем.
В угольной промышленности Кузбасса процессы реконструкции начали осуществляться еще в годы первых пятилеток. В 90-е гг. XX в. вся угольная промышленность России, включая Кузбасс, вступила в процесс реструктуризации. Для этого были все основания.
В стране и в Кузбассе имелось большое число шахт, введенных в строй еще в 1930 -1950-е годы. Многие из них давно не реконструировались, и работать на них становилось опасно. В последние десятилетия по сравнению с нефтяной и газовой промышленностью в угольную отрасль направлялось значительно меньше средств, поэтому техника обновлялась медленно. Износ оборудования был очень высок и на многих шахтах превышал 70—80 процентов. По эти причинам начиная с 1991 года добыча угля в России стала сокращаться. В 1991г. в стране было добыто 353 млн. т угля, в 1995г. — 263 млн. т, в 1997—245 млн. тонн. В Кузбассе с 1989 г. также началось падение объемов добычи. После подъема в 1988г. - 159 млн. т, в 1989—1990 гг. добыча угля в бассейне не превышала 150 млн. т. Первоначально это пытались объяснить последствиями мощной шахтерской забастовки 1989г., положившей начало рабочему движению. Но это было ошибочное мнение. Причины лежали глубже в состоянии самих угольных предприятий, прежде всего шахт, их материально-технической базы, организации и оплаты труда шахтеров, в условиях их работы и быта.