Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:34, реферат
Вторая мировая война завершилась победой СССР и его союзников. С 17 июля по 2 августа 1945 г. состоялась Берлинская конференция, на которой руководители трех великих держав подписали документ эпохального значения - Потсдамское соглашение: это был международный вердикт, вынесенный фашизму и подведший итоги Второй мировой войны. Потсдамское соглашение, определившее послевоенное устройство мира и создание новых границ, стало международно-правовым выражением победы над фашизмом.
1. Послевоенные изменения в мире. Начало «холодной войны». стр. 2-7
2. Трудности послевоенного переустройства. Восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США. стр.7-14
3. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. стр.14 -17
Давние американские имперские амбиции и притязания обрели «второе дыхание» на изломе Второй мировой войны, когда экономический, политический и военный центр империализма переместился в США. Накануне окончания этой бойни США обзавелись атомным оружием и приступили к реализации своих претензий на навязывание народам мира жестких условий. Устремление империализма США в послевоенный период сводилась к следующему: «Минимум доверия Кремлю и максимум опоры на собственные, прежде всего военно-стратегические преимущества, куда входили монополия на атомное оружие, география, сырьевые и человеческие ресурсы, уровень экономического развития, наука и национальная мораль - так в сжатом виде формулировалась одна из главных установок идеологов новой формации, так называемых атлантистов, полагавших, что в ядерную эру на земном шаре не осталось территорий, которые бы не входили в сферу жизненных интересов США».
Ставка правящих кругов США на силовую политику после Второй мировой войны была логическим продолжением стремления американского империализма к мировому господству, сформулированного в январе 1918 г. в «14 пунктах» программы президента США В. Вильсона. На Парижской мирной конференции 1919 г. он предложил разделить Россию «на большие естественные области, каждую со своей экономической жизнью». Согласно имперским замыслам Вильсона, ни одна из таких областей не должна была стать достаточно самостоятельной, чтобы образовать сильное государство. Имперская политика американского капитала была направлена на внедрение в практику международных отношений старого буржуазного принципа «разделяй и властвуй» и преследовала цель перекроить геополитическое пространство Советской России, а также подчинить интересам США весомую часть мировых сырьевых ресурсов в условиях передела сфер влияния между победителями и побежденными в Первой мировой войне, между сильными и слабыми соперниками в мире капитала после войны.
Яркий свет на истоки нового внешнеполитического курса США после Второй мировой войны проливают признания американского дипломата, одного из архитекторов политики сдерживания коммунизма, Джорджа Кеннана. В 1948 г. он писал: «Мы имеем приблизительно половину всемирного богатства ... но только 5 % его населения... В этой ситуации ... наша реальная задача в предстоящие годы состоит в том, чтобы разработать такую систему отношений, которая позволит нам поддерживать положение неравенства... Чтобы достичь этого, мы должны избавиться от всякой сентиментальности и мечтаний, ... сосредоточиться повсюду на наших непосредственных национальных целях ... и решать эту задачу в прямых понятиях силы. Чем меньше нам будут препятствовать в этом идеалистические лозунги, тем лучше». Для реализации этих замыслов нужно было стереть с лица Вселенной оплот мира и социализма - СССР, ставший главным препятствием на пути империализма США к мировому господству.
Именно с этой целью монополистический капитал США возвел в ранг государственной политики экономическое, политическое, военное и идеологическое подчинение своим интересам всех более слабых союзников и противников. В решении этой стратегической задачи после варварской бомбардировки Хиросимы и Нагасаки особый упор делался на проведение политики с позиции силы и дипломатии атомного шантажа. При этом необходимо отметить, что американская силовая политика в тот период основывалась на атомном превосходстве США и исходила из следующей факторов:
1) монополии на атомное оружие,
2) почти
абсолютной монополии на
3) монополии собственной неуязвимости.
Главное острие атомной стратегии во всех без исключения геополитических проектах США было направлено против СССР.
Как отмечает канадский политолог Д. Смит, американская стратегическая доктрина, разработанный в 1946-1947 гг., призывала к нападению на Россию с использованием около пятидесяти атомных бомб. Проект «молниеносной атомной войны» против СССР рьяно поддерживали британские поджигатели войны. В апреле 1948 г. посол США в Великобритании Л. Дуглас докладывал Вашингтону, что У. Черчилль «верит, что пришло время прямо сказать Советам, что если они не уйдут из Берлина и не оставят Восточную Германию, не отведут войска к польской границе, мы разрушим до основания их города». Американский империализм намеревался отныне и впредь диктовать свою волю и СССР, и всему миру в ультимативной форме.
В этих
условиях у Советского Союза, обескровленного
недавно завершившейся войной, не
было иного выбора, кроме создания
своего собственного ядерного оружия.
Это стоило советской экономике
столько же, сколько ведение Великой
Отечественной войны против гитлеровского
фашизма в течение почти
С другой стороны, американский империализм
не мог смириться с ликвидацией своей
атомной монополии, на протяжении всех
послевоенных лет стремился сохранить
свое военное преимущество, безудержно
наращивая и совершенствуя ракетно-ядерное
оружие и средства его доставки к цели,
увеличивая ударную мощь армии, авиации,
флота и морской пехоты США. Утверждение
ядерного мышления в Вашингтоне положило
начало гонке вооружений, особенно в ракетно-ядерной
области, где СССР в подавляющем большинстве
случаев лишь повторял или копировал американские
шаги, чтобы ликвидировать свое отставание
в этой сфере и достичь военно-стратегического
паритета с США. Эра разрядки напряженности
была официально провозглашена тогда,
когда американская и советская элиты
подтвердили друг другу, что обе страны
обладают равной разрушительной силой
для достижения практических политических
замыслов.
3. Ужесточение
политического режима и
Надежды советского народа, перенёсшего невиданные тяготы военного времени, на коренное улучшение своей жизни, не оправдались. Не подтвердились чаяния советских людей, их вера, что будет покончено с политическими и идеологическими ограничениями, мечта крестьян о роспуске колхозов, интеллигенции - об ослаблении идеологического контроля. Ответом на стремление к демократии, свободе были новые репрессии. Диктатура, основанная на насилии, не могла существовать без репрессий. О новом ужесточении режима свидетельствовала участь репатриированных военнопленных, из которых (всего 2 млн. 270 тыс.) только 20% получили разрешение вернуться домой, остальные отправлялись в лагеря.
На территориях, включенных в СССР в 1939-1940 гг. и оставшихся в оккупации, развились национальные движения против советизации, вооруженное сопротивление. На Западной Украине была создана мощная подпольная вооруженная организация - ОУН (Организация украинских националистов), затем возникла Украинская повстанческая армия (УПА), численность которой достигла в 1944 г. более 20 тыс. человек. Окончательно Западная Украина была покорена только в 1950 г. после проведения коллективизации, переселения целых деревень, депортации, ссылки или арестов около 300 тыс. человек. Массовая депортация проводилась и в прибалтийских республиках: около 400 тыс. литовцев, 150 тыс. латышей и 50 тыс. эстонцев.
Политика репрессий против некоторых наций и народностей и игнорирование их национальных чаяний, чрезмерное прославление прошлого русского народа означали ревизию национальной политики СССР, истории межнациональных отношений. Сталин поднимал тост в честь победы не за советский, а за русский народ, объяснив, что последний – «руководящая сила Советского Союза», сыграл решающую роль в войне, называл наиболее выдающейся нацией. Историкам особо рекомендовалось показывать влияние Киевской Руси на Западную Европу, исторический вклад русского народа в развитие человечества. Заодно показывалось превосходство русской науки: ей был приписан приоритет открытия радио, создания лампы накаливания, трансформатора, самолета, парашюта, передачи электроэнергии. В целом конец 40-х - начало 50-х годов отмечены утверждением имперской идеологии, идеи русской государственности, весьма выгодной для укрепления режима деспотической власти.
Если
русское прошлое превозносилось
во всех своих аспектах (древность
происхождения, уровень цивилизации,
достижения в области науки и
искусства, военные победы и т.д.),
то на этом фоне история и культура
нерусских народов
Для сохранения советского режима, для борьбы с богатейшей державой мира - США диктатор воссоздал атмосферу, позволяющую держать народ в страхе, изолировал его железным занавесом от остального мира. Делалось все это под аккомпанемент шовинистической, антиамериканской, антисемитской пропаганды. Россия была провозглашена родиной чуть ли не всех изобретений и открытий, а современные открытия в западных странах провозглашались ложными. Была объявлена реакционной лженаукой кибернетика, подвергнута критике квантовая физика, теория относительности и т.д. В июле-августе 1948 г. завершился разгром генетики, означавший торжество Лысенко. Его победа связана не только с обещаниями добиться небывалых урожаев с помощью ветвистой пшеницы, что было блефом. Дело было в идеологии: власти не хотели признавать существование единицы наследственности - гена, влияющего на качество человека. В случае признания получалось, что не все в человеке подвластно партии и государству. С этим не смогло смириться советское руководство, претендовавшее на абсолютную власть над человеком.
В 1946 г. власти развернули широкую кампанию против любого проявления интеллектуального творчества, где обнаружились так называемые заграничное влияние, западное упадочничество, мелкобуржуазный индивидуализм, космополитизм, низкопоклонство перед Западом. Идеологическое руководство этой кампанией осуществлялось лично Ждановым, поэтому её окрестили «ждановщиной». ЦК КПСС обрушился прежде всего на журналы «Ленинград» и «Звезда» (второй был закрыт), обвиненные в проведении чуждой идеологии, особенно после публикаций произведений поэтессы А. Ахматовой и сатирика М. Зощенко. Этих авторов исключили из Союза писателей. В рассказе Зощенко «Приключения обезьяны» Жданов увидел нарочито уродливое изображение жизни советских людей, что видно в словах, вложенных в уста обезьяны: «в зоопарке жить лучше, чем на воле, и что в клетке легче дышится, чем среди советских людей».
Другим постановлением ЦК подверг критике безыдейные фильмы – «Большая жизнь», «Адмирал Нахимов» и «Иван Грозный». Эйзенштейна упрекнули в том, что он показал величавшего, по мнению Сталина, русского государя Ивана Грозного слабохарактерным человеком. Была объявлена борьба против «декадентских тенденций» (неприятие обыденной реальности, принципиальная аполитичность, склонность к иррационализму и мистицизму) в театре, против включения в репертуар пьес зарубежных драматургов. В 1948 г. те же тенденции обнаружились в музыке. Представителями формалистического направления в музыке были названы А. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, В. Мурадели и др.
Вскоре последовал запрет на контакты и вступление в брак советских граждан с иностранцами. Критика космополитизма быстрсР приобрела все более откровенный антисемитский характер: многий интеллигенты - евреи были обвинены в антирусском космополитизме (мировоззрение ставящее общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации), сионистской деятельности в интересах империализма. Преследования начались после того, как советские евреи поддержали создание Израиля в 1948 г. Сталин поначалу оказывал Израилю Венную и дипломатическую поддержку, рассчитывая иметь свой форпост на Ближнем Востоке. С помощью советского оружия Израиль взял верх над арабами. Затем израильтяне сделали выбор в пользу США, резонно полагаясь на поддержку более богатой страны и дотации многочисленной американской еврейской общины. Теперь Сталин и в советских евреях увидел потенциальных вражеских агентов. По указанию вождя на рубеже 1948 и 1949 гг. был распущен Еврейский антифашистский комитет, его председатель народный артист СССР С. М. Михоэлс был убит агентами госбезопасности, (а официально сообщалось о том, что он сбит автомобилем). 13 членов Комитета были казнены. Несколько сот еврейских интеллигентов были арестованы, отправлены в лагеря или расстреляны. К пяти годам ссылки была приговорена жена Молотова П. С. Жемчужина, которая была освобождена после смерти вождя. Были закрыты еврейские театры, музеи, издательства, газеты, проводились массовые увольнения евреев и т.д. Такая кампания нужна была Сталину для того, чтобы «промыть мозги» населению и подготовить его к массовым репрессиям, будущей войне. Органы безопасности получили установку считать каждого еврея потенциальным шпионом США и врагом советской власти (учитывая роль евреев в США).
В январе 1953 г. было объявлено о разоблачении террористической группы врачей, работников Кремлевской больницы. Было арестовано 9 высокопоставленных врачей, в большинстве евреев, в том числе личный врач Сталина академик В. Н. Виноградов. Он поплатился за то, что посоветовал уже старому и больному вождю уйти на покой. Они были обвинены в том, что действуя по заданиям американской и английской разведок, умерщвляли руководителей партии и государства путем заведомо неправильного лечения, в том числе Жданова, готовились убить Конева, Василевского. Разоблачительницей «вредителей» была врач Кремлевской больницы Л. Ф. Тимашук, которую наградили орденом Ленина (после смерти Сталина она была лишена ордена). Врачи были подвергнуты истязаниям с целью добиться от них нужных признаний. В марте все обвиняемые должны были быть приговорены к смертной казни; привести её в исполнение предполагалось на одной из площадей Москвы. Тем временем участники организованных митингов требовали смертной казни для «врачей-убийц».
Информация о работе Советский Союз в середине 40-х начале 50-х гг