Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:34, реферат
Вторая мировая война завершилась победой СССР и его союзников. С 17 июля по 2 августа 1945 г. состоялась Берлинская конференция, на которой руководители трех великих держав подписали документ эпохального значения - Потсдамское соглашение: это был международный вердикт, вынесенный фашизму и подведший итоги Второй мировой войны. Потсдамское соглашение, определившее послевоенное устройство мира и создание новых границ, стало международно-правовым выражением победы над фашизмом.
1. Послевоенные изменения в мире. Начало «холодной войны». стр. 2-7
2. Трудности послевоенного переустройства. Восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США. стр.7-14
3. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. стр.14 -17
Советский
Союз в середине 40-х
начале 50-х гг.
1. Послевоенные изменения в мире. Начало «холодной войны». стр. 2-7
2. Трудности послевоенного
переустройства. Восстановление народного
хозяйства и ликвидация
3. Ужесточение политического
режима и идеологического контроля. стр.14
-17
1. Послевоенные изменения в мире. Начало «холодной войны».
Вторая мировая война завершилась победой СССР и его союзников. С 17 июля по 2 августа 1945 г. состоялась Берлинская конференция, на которой руководители трех великих держав подписали документ эпохального значения - Потсдамское соглашение: это был международный вердикт, вынесенный фашизму и подведший итоги Второй мировой войны. Потсдамское соглашение, определившее послевоенное устройство мира и создание новых границ, стало международно-правовым выражением победы над фашизмом.
Для определения конкретной виновности лиц, развязавших Вторую мировую войну, был создан Международный военный трибунал. Он начал свою работу в Нюрнберге 20 ноября 1945 г. и закончил ее 1 октября 1946 г.
Созданный в соответствии с договоренностями на конференции в Потсдаме Совет министров иностранных дел СССР, США, Англии и Франции (СМИД) разработал тексты мирных договоров с государствами - союзниками фашистской Германии: Италией, Финляндией, Венгрией и Румынией. После рассмотрения их Парижской мирной конференцией (29 июля - 15 октября 1946 г.) и согласования ряда статей на сессии СМИД в Нью-Йорке (4 ноября - 11 декабря 1946 г.) эти договоры 10 февраля 1947 г. были подписаны.
В договорах отмечалось, что состояние войны прекращается и что каждая из стран, с которой заключается договор, получит поддержку при приеме в ООН. В политических статьях этих договоров содержались обязательства не допустить возрождения и деятельности фашистских организаций, выдать военных преступников. Мирные договоры зафиксировали территориальные изменения. Италия сохранялась в основном в границах на 1 января 1938 г. Небольшие ее территории были переданы Франции, Югославии (восточная часть Юлийской Крайны). Западная часть Юлийской Крайны с городом Триест была выделена в свободную территорию Триест. В 1954 г. при одобрении ООН эта территория была поделена между Югославией и Италией. Советско-финская граница сохранялась по состоянию на 1 января 1941 г. Однако область Петсамо (Печенга) возвращалась СССР. Вместо полуострова Ханко Финляндия предоставляла СССР в аренду Порккала-Удд (от аренды этого района СССР досрочно отказался в 1955 г.). Северная Трансильвания из состава Венгрии передавалась Румынии. Граница между Румынией и СССР проходила по линии, зафиксированной соглашениями этих стран от 28 июня 1940 г.
Ряд статей предусматривал ограничение вооруженных сил государств, подписавших эти договоры, и обязывал их частично возместить ущерб, нанесенный экономике стран-победительниц. Что касается репараций со стороны Венгрии и Румынии, они составили символическую сумму - 1/25 ущерба, причиненного Советскому Союзу этими странами.
Подписание мирных договоров стало важным шагом в послевоенном урегулировании международных отношений. Однако такого рода сотрудничество явилось последней совместной крупной акцией союзников по антигитлеровской коалиции.
Вторая мировая война привела к серьезным геополитическим изменениям. Изменилась карта мира, в первую очередь, карта Европы. Ряд стран Восточной (Польша, Румыния, Чехословакия, Венгрия), Центральной (часть Германии - ГДР) и Южной (Албания, Югославия) Европы встали на путь демократического развития, ликвидировав тем самым географическую изоляцию Советского Союза и сделав невозможным осуществление идеи создания вокруг СССР так называемого «санитарного кордона». Претерпели крупные изменения экономика и политика бывших союзных держав. Усиление СССР и США в качестве двух мировых лидеров, упрочение в этих странах экономических и политических позиций сил, заинтересованных в развитии военно-промышленных комплексов, привело к обострению отношений между ними, к навязанной гонке вооружений и усилению борьбы за сферы влияния.
Перенесшие тяготы самой разрушительной мировой войны вправе были рассчитывать на утверждение в мире новой организации международных отношений, основанных на иных демократических началах и международном праве. Такая цель, в частности, была поставлена перед Организацией Объединенных Наций (ООН), созданной 25 июня 1945 г. на конференции в Сан-Франциско (представлено было 50 государств). День вступления в силу
Как показали дальнейшие события, надежды на ООН не оправдались. Сразу же по создании ООН становится ареной столкновения по различных вопросам, в первую очередь между США и СССР. Стало очевидным, что бывшие союзники по антигитлеровской коалиции каждый по-своему формирует стратегию и тактику поведения на международной арене. Мир вступал на тропу «холодной войны», сопровождавшейся невиданной гонкой вооружений и безумной пропагандой и контрпропагандой.
В общественном мнении до сих пор существует довольно неоднозначное объяснение причин «холодной войны». Основная вина за развязывание «холодной войны» возлагается на США. Считается, что «холодная война» не могла быть выбором СССР после жесточайшей войны и огромных жертв. Сталин прекрасно понимал реальное соотношение сил и поэтому вел себя с максимальной осторожностью.
Согласно другой точке зрения, основная вина за «холодную войну» лежит на Сталине. Указывается на «хозяйничанье» СССР в Восточной Европе, стремление Советского Союза упрочить свои позиции в Иране (попытки создания совместных советско-иранских нефтяных компаний, поддержка сепаратистских движений курдов и азербайджанцев), провоцирование войны в Корее, жесткая идеологическая риторика и т.д.
Но существует и третья точка зрения. Стремления или даже готовности к ведению крупной войны не было ни у Сталина, ни у Трумэна. Но было другое - стремление закрепить те сферы своего влияния в мире, которые стали итогом второй мировой войны.
Геополитическая ситуация складывалась таким образом: СССР доминировал в Восточной Европе, США - в Западной. Но постепенно стало выясняться: «доминирование» оказалось иллюзорным. Развитие восточноевропейских стран все более связывалось с поисками своих национальных путей к социализму. С 1946 г. уже было ясно, что Восточная Европа легко может выйти из-под контроля СССР. Таяло влияние и США в Западной Европе (победа коммунистов на выборах во Франции, Италии; недовольство европейских народов пребыванием в их государствах американских солдат, стремление к самостоятельности в экономической политике и т.д.). Развитие стран Западной Европы не могло не тревожить американцев. США и СССР все более становились не только противниками, но и строителями такой системы международных отношений, которая дисциплинировала бы союзников и закрепляла бы за США и СССР статус «сверхдержав». Создается так называемая блоковая система отношений. В 1949 г. США под своим началом создают Североатлантический Союз (НАТО).
В послевоенном развитии страны Восточной Европы прошли несколько этапов:
1) этап народно-демократических
революций, который
2) переход
от «народной демократии к
социализму», точнее, к административно-командной,
«сталинской» модели, хронологические
рамки которого охватывают
3) наконец,
этап отхода от социализма
и выхода из системы «
Народно-демократические революции выросли из широкого национально-освободительного, антифашистского движения, развернувшегося в годы Второй мировой войны. Эти движения оформились в виде народных фронтов. В роли руководителя выступали коммунистические или рабочие партии.
Программа народных фронтов состояла в следующем: освобождение страны от фашизма, проведение социальных перемен, переход на путь демократии, установление демократической власти. Военные действия против оккупантов развернулись с первых же дней в Югославии, партизанская война - в Польше. Под руководством коммунистических и рабочих партий произошли антифашистские вооруженные восстания: в Румынии - 23 августа 1944 г.; в Словакии - 29 августа 1944 г.; в Болгарии - 9 сентября 1944 г.; в Чехии - 5 мая 1945 г.
В результате побед народно-демократических революций к власти пришли коммунисты.
Победа Советской Армии над фашизмом, освобождение ею указанных стран способствовали огромному росту в этих странах авторитета Советского Союза. На территории СССР формировались польские, чехословацкие воинские части. Они потом стали ядром вооруженных сил Польши и Чехословакии. Присутствие советских войск на территории государств Восточной Европы в послевоенное время сыграло не последнюю роль в развитии событий. Общественное мнение восточноевропейских стран после Мюнхена больше доверяло СССР, чем западным демократиям.
Наконец, после окончания Второй мировой войны у СССР было понятное и обоснованное стремление обеспечить свою безопасность.
В конце сентября 1947 г., когда представители 6 компартий стран Восточной Европы, Франции и Италии собрались по инициативе СССР в Польше, чтобы создать совместное информационное бюро, призванное обеспечить обмен опытом и, в случае необходимости, координацию деятельности компартий на основе взаимного согласия. На Западе создание Коминформа было воспринято как возрождение Коминтерна (распущенного в 1943 г.).
В глазах западных политиков «советский блок» выглядел впечатляющим монолитом, а создание Информбюро - объявлением войны западной цивилизации. Согласно ему, в мире сформировались два лагеря - империалистический и антиимпериалистический. Основная цель последнего заключается в ослаблении империализма.
Советский Союз оказывал материальную помощь странам Восточной Европы. В 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ).
В послевоенное время в западных странах наблюдалось увеличение численности и влияния коммунистов.
В ряде западных государств (Австрия, Бельгия, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Норвегия, Финляндия, Франция) коммунисты в конце войны и в первые послевоенные годы входили в состав правительств.
В то же время в послевоенные годы явственно обозначился разрыв в уровне экономического развития между отдельными западными государствами. Экономика Италии, Японии, Западной Германии была на длительное время дезорганизована. Значительно ослабли позиции Франции как великой державы. Ускорился распад Британской империи. Промышленное производство Англии длительное время находилось в состоянии застоя. Она в значительной степени попала в экономическую зависимость от США, которые за годы войны еще более упрочили экономические позиции в западном мире. Воспользовавшись ослаблением конкурентов, США захватили мировые рынки и значительно расширили экспорт своих товаров.
В декабре 1945 г. президент Трумэн писал в обращении к конгрессу: «Мы должны признать, что победа, которую мы одержали, поставила американский народ перед лицом постоянной и жгучей необходимости руководства миром, а чтобы выполнить эту задачу, мы должны иметь огромную военную силу и при помощи силы диктовать другим странам свои условия при решении международных вопросов». Этим целям были подчинены различные варианты разработанных в США концепций политики «с позиции силы», «балансирования на грани войны», доктрины «сдерживания», «отбрасывания коммунизма», «освобождения плененных народов». США заключили военные союзы с 42 из 64 государств, имевшихся тогда на политической карте мира.
Составной частью политики «сдерживания коммунизма» явилась доктрина Трумэна, провозглашенная в марте 1947 г. Президент США выступил с заявлением, смысл которого сводился к тому, что существование СССР «представляет собой угрозу для США».
В 1947 г. в США был разработан «план Маршалла», который предусматривал экономическую помощь разоренной Европе. Целью этого плана, помимо восстановления экономики западноевропейских стран, являлось и усиление влияния США в этом регионе, подготовка создания военного блока западных держав под руководством США. «План Маршалла» предусматривал также помощь СССР и странам Восточной Европы. В июне 1947 г. в Париже состоялась конференция по обсуждению плана. Представительная делегация СССР согласилась на двустороннюю помощь без предварительных условий и контроля. После отклонения этих требований СССР, а затем Польша, Чехословакия, Румыния, Венгрия, Албания и Финляндия заявили о своем отказе от участия в плане. 2 июля 1947 г. В. переговоры были прерваны, заявлением СССР о том, что европейские страны потеряют ради удовлетворения нужд некоторых держав, свою экономическую и национальную независимость. Таким образом в июле 1947г. произошел раскол Европы.
«План Маршалла» был распространен и на Западную Германию. США, Англия и Франция договорились об экономическом, административном объединении своих зон оккупации Германии, а затем в сентябре 1949 г. обособленного Западно-Германского государства - ФРГ - было завершено расчленение Германии (в октябре 1949 г. была образована ГДР).
Отношения между Западом и СССР ухудшались и из-за прямой помощи, оказываемой Югославией, Болгарией и Албанией коммунистическому партизанскому движению в Греции.
В ответ на обращение СССР к Турции - принять участие в охране проливов Босфор и Дарданеллы США направили мощную армаду в восточный сектор Средиземного моря.
Информация о работе Советский Союз в середине 40-х начале 50-х гг