Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 22:43, контрольная работа
Особенности политической жизни в СССР в 1953 – 1964 годах.
Введение 3
1 Борьба за власть и внутриполитическое развитие страны 4
1.1 Подготовка к ХХ съезду и план разоблачения культа личности И.С.Сталина 8
1.2 Основные положения доклада Н.С.Хрущева "О культе личности и его последствиях на ХХ съезде КПСС 10
1.3 Создание и крах "антипартийной" группы после ХХ съезда КПСС 13
2 Социально-экономические реформы 1950-х – начало 1960-х годов и их последствия 18
3 Новые подходы в общении с миром или внешняя политика СССР 25
Заключение 33
Список использованных источников 37
Незабываемые впечатления для советских людей и для всего мира стали введение в эксплуатацию первого атомного ледокола “Ленин”, открытие Института ядерных исследований. Безусловно, это были крупные события. Но ничего тогда не говорилось об опасностях, которые несет массовое освоение ядерной энергии, о необходимости строжайшего соблюдения технологической дисциплины, повышения уровня безопасности на ядерных объектах. Не узнал советский народ и об аварии в городе Кыштым близ Челябинска, в результате которой произошло заражение радиоактивными веществами на территории ряда областей, сотни людей облучились, свыше 10 000 сельских жителей были отселены из радиоактивной зоны, хотя десятки тысяч сельских жителей продолжали там жить ещё долгие десятилетия.
Тяжёлая
и сырьевая отрасли промышленности,
развивались успешно, чего нельзя было
сказать о гражданских отраслях машиностроения,
практически лишённых притока новейших
технологий и поэтому обречённых на отставание.
[Под ред. А.Т.Тертышного, В.Д.Камынина и А.В.Трофимова. Выбор пути. История России 1939 – 2000 Екатеринбург. 2001. С.255 – 259]
[Д. Хостинг
“История Советского Союза”. М: 1993. С.
187]
3
Новые подходы в общении с
миром или внешняя политика СССР
Внешнеполитические проблемы, отягощавшие и без того непростое внутреннее положение страны, требовали новых подходов к их решению. Теоретико-политические принципы и нормы, определявшие внешнюю политику СССР, подверглись существенному переосмыслению и трансформации. Вскоре после смерти Сталина появились признаки «потепления» международной ситуации: была окончена война в Корее, стали налаживаться отношения с Югославией, был провозглашен тезис о том, что в третьей мировой войне не будет победителей в силу разрушительного характера ядерного оружия.
Изменения
внешнеполитической линии советского
руководства проходили в
В значительной степени международную обстановку в Европе осложнял «австрийский вопрос». В 1945 году Австрия была разделена на зоны оккупации США, Англии и СССР. Несмотря на то, что в 1949 году оккупационные зоны в Германии были преобразованы в суверенные государства, Австрия по-прежнему оставалась оккупированной страной. Одним из главных препятствий на пути объединении Австрии была позиция СССР, который стремился либо превратить Австрию в своего союзника по типу ГДР, либо создать социалистическое государство на основе оккупированной зоны. Выход из создавшегося положения наметился лишь в 1955 году.
В
мае 1955 году в Женеве главы правительств
СССР, США, Великобритании и Франции
заключили государственный
В
середине 50-х годов наметился
положительный сдвиг в
Одновременно СССР выступил с целым пакетом мероприятий по разоружению. Он предложил резко сократить все виды вооружений и оружия, при чем приступать к разоружению предлагалось немедленно, не предусматривался какой- либо контрольный механизм, разоружение должно было проводиться без этапов, то есть одноразово. Эти инициативы были отвергнуты западными державами, лидеры которых рассматривали их как нереальные и не заслуживающие внимания.
В августе 1955 году Верховный Совет СССР принял решение о сокращении вооруженных сил на 640 тысяч человек в одностороннем порядке. В 1956 году было принято решение еще сократить вооруженные силы – на 1,2 миллиона человек, сверх проведенного в 1955 году сокращения.
Переломным направлением внешнеполитической деятельности государства стал ХХ съезд КПСС. Выступая с докладом на съезде, Н.С.Хрущев фактически подверг ревизии сталинскую теоретическую схему, согласно которой, пока существует капитализм, и в этой связи борьба за всемирное продвижение дела «мировой революции» и расширение рамок социализма считалось более важной задачей, чем борьба за мир. Основные новации в докладе Н.С.Хрущева сводились к следующему: продолжение углубления общего кризиса капитализма не означает полного застоя, приостановки производства и технического прогресса в капиталистических странах. Как говорилось в докладе Н.С.Хрущева, «пока на Земном шаре существует капитализм, реакционные силы, представляющие интересы капиталистических монополий, будут и впредь стремится развязать войну, но теперь имеются мощные общественные и политические силы, располагающие серьёзными средствами для того, чтобы не допустить развязывания войны империалистами».
Реализуя новые подходы во внешней политике в 1957 году, СССР внес в ООН ряд предложений: о приостановке испытаний ядерного оружия; о принятии обязательств об отказе от применения атомного и водородного оружия; о сокращении вооруженных сил СССР, США, Китая до 2,5 миллионов, а затем до 1,5 миллионов; о ликвидации баз на чужих территориях. В 1958 году СССР прекратил в одностороннем порядке проведение ядерных испытаний. Западные страны скептически отнеслись к советским предложениям, выдвигая такие условия, как разработка мер доверия и контроля за исполнением принятых решений. В свою очередь, Советский Союз отказывался от этих мер, рассматривая их как вмешательство во внутренние дела.
Советский Союз налаживает отношения с Турцией, Ираном, Японией. С последней в 1956 году была подписана декларация, предусматривающая прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений. В 1956 году велись двусторонние переговоры с Англией, Францией, в 1958 году было заключено соглашение с США о сотрудничестве в сфере культуры, экономики, об обмене делегациями ученых, деятелями культуры. В сентябре 1959 году Н.С.Хрущев с первым официальным визитом посетил США, где конкретных решений принято не было, но стороны смогли лучше понять позиции друг друга. Однако последующий ход событий показал, что заявление западных держав о желании содействовать развитию отношений с Советским Союзом, не было искреннем. Об этом свидетельствовали отказ США отменить дискриминационные меры в торговле с СССР, срыв переговоров между двумя странами по финансовым вопросам. Не прекращались и полеты американских высотных самолётов в воздушном пространстве СССР в шпионских целях. На протесты советской стороны США требовали доказательств. А их не было. Наглядные доказательства появились лишь 1 мая 1960 года, когда в районе Свердловска советской ракетой был сбит самолет У – 2, пилотируемый Ф.Пауэрсом. Среди обломков самолета обнаружили специальную фотоаппаратуру с заснятыми на пленку военными объектами СССР. То, что самолет выполнял разведывательные цели, подтвердил на судебном процессе Ф.Пауэрс.
На
состоявшейся вскоре после этого
события встрече
В тоже время неизменными оставались позиции СССР в восточноевропейских социалистических странах, при их некоторой большей политической самостоятельности. Попытки выхода этих стран за рамки дозволенной «либерализации» достаточно жестко пресекались. В сентябре – октябре 1956 году правительство Венгрии попыталось выйти из состояния жестокой зависимости от СССР, восстановить демократию в западном варианте. По Варшавскому договору были выведены советские войска из Венгрии. Венгерское правительство заявило о своем выходе из Организации Варшавского Договора и прекращении союзнических отношений с СССР. Они контролировали обстановку в Будапеште, арестовывали и убивали приверженцев прежнего режима. В Венгрии в ноябре 1956 году группа коммунистов обратилась к Москве вновь ввести войска в Будапешт для пресечения кровопролития. «Сентябрьская революция» была подавлена с помощью советских войск, была восстановлена власть компартии и все союзнические обязательства Венгрии. На виду с венгерскими событиями 1956 году привели к падению авторитета СССР на международной арене, в том числе популярность коммунистических идей, и к ослаблению мирового коммунистического движения.
Весной-летом 1961 году в ГДР обострился политический кризис вызванный тем, что значительная часть ее населения, прежде всего молодежь крупных городов, стала открыто выступать за изменение политического строя страны. Территория Западного Берлина использовалась для оказания широкой материальной и организационной помощи. В этих условиях правительство ГДР приняло решение возвести, вокруг Западного Берлина стену, с тем, чтобы прекратить контакты между «внутренней и внешней контрреволюцией». Создание «Берлинской стены» отрицательно сказалось на развитии международных отношений в Европе и во всем мире.
Вслед за Берлинским кризисом последовал Кубинский (Карибский, «ракетный») кризис. Он поставил мир на грань мировой катастрофы, поскольку СССР и США, как никогда ранее, оказались на пороге ядерной войны. В 1959 году на Кубе к власти пришли антиамериканские силы во главе Ф.Кастро. США развернули массированную пропагандистскую и подрывную войну против этой страны, планировалось даже нанесение бомбовых ударов по стратегическим пунктам. В этих условиях СССР в 1961 году принял решение разместить на острове советские войска и ракеты среднего радиуса действия с ядерными боеголовками. К сентябрю 1962 года на Кубе находилось 43 тысячи советских военнослужащих, 164 ядерных боеголовки. Ракеты Р – 12 дальностью полёта свыше 2 тысячи километров; были способны покрыть большую часть территории США, включая не только юг, но и севера- восток со столицей Вашингтоном и другие крупнейший центры. В течение нескольких месяцев рухнула вся созданная американцами система безопасности.
«Белый дом» потребовал убрать с Кубы уже установленные ракеты и вернуть военные корабли, вёзшие новые ракеты. В противном случае он угрожал нанести ракетно – бомбовые удары по ним, зачем неизбежно последовала бы полномасштабная война между двумя странами. В последний момент, лишь благодаря проявленной мудрости и готовности к компромиссу со стороны Н.С.Хрущёва и президента США, Дж.Кеннеди, удалось предотвратить ядерную катастрофу. Между ними было заключено «джентльменское соглашение». СССР вывез ядерные ракеты с Кубы и вернул корабли в свои порты, взамен США обещали не организовывать прямые вторжения на остров и убрать ракеты среднего радиуса действия с ядерными боеголовками, нацеленными на СССР, находящиеся на военных базах США, Турции и Италии.
Кубинский кризис был кульминацией обострения отношений государств периода «холодной войны». Конфликт развивался согласно логике «холодной войны», предполагавший конфронтацию между СССР и США. Кубинский кризис дополнял перманентно продолжавшийся Берлинский кризис.
Во второй половине 50 – начале 60-х годов сложные проблемы возникли во взаимоотношениях СССР с Китаем и Албанией. Обвинив советское руководство в отходе от принципов марксизма-ленинизма, резко выступив против осуждения культа личности в Советском Союзе, эти две страны в начале 60-х годов практически прекратили отношения с СССР.
В1961 году были прерваны отношения между Албанией и СССР. Албания отказалась предоставить СССР военно-морские базы и арестовала советские подводные лодки, находившиеся в её портах. В своей политике албанское правительство опиралось на помощь и поддержку китайского руководства во главе с Мао Цзэдуном.
Первые разногласия с Китаем обнаружилась в середине 50-х годов. Китайскому руководству не понравилось разоблачение культа личности Сталина. Большое значение для раскола двух государств имело так же осторожная критика Р.С.Хрущевым экономического курса Китая. Руководители КНР опасались, что советский лидер может вмешаться и во внутренний конфликт в Компартии Китая. Отказ СССР предоставить Китаю ядерное оружие, его нейтралитет во время индийско-китайского конфликта и его сдержанность американо-китайских столкновениях из-за прибрежных островов – все эти события конца 50-х годов явились предпосылкой открытой полемики коммунистических партий и правительств двух стран. Китай уже больше не хотел мириться с ролью «младшего брата» в социалистической семье и стремился оттеснить СССР с главенствующих позиций. Естественно, руководство Советского Союза не могло согласиться с этим, что и вызывало постоянно нарастающую напряженность.