Советский период развития конституционного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей Конституций Советского Союза, ведь каждому периоду развития СССР соответствует свой Основной Закон.
Задачами работы является выявление связи этих особенностей с изменением и развитием общественных и экономических отношений, политической системы общества в СССР.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………2
Глава 1 СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918 г…………………4
1.1 Разработка и принятие конституции РСФСР 1918 года……………...4
1.2 Основные принципы Конституции 1918 г…………………………….7
Глава 2 СОЗДАНИЕ СССР И КОНСТИТУЦИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА 1924 г……………………………………………………………………………11
2.1 Предпосылки объединения республик, образование
Советского Союза……………………………………………………..……11
2.2 Основные черты Конституции 1924 года……………………………..14
ГЛАВА 3 КОНСТИТУЦИЯ СССР 1936 г……………………………………17
3.1 Разработка и принятие "сталинской" Конституции……………...…..17
3.2 Основные черты Конституции 1936 г…………………………………18
ГЛАВА 4 РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СССР В 70-90-е гг. ХХ ВЕКА……………………………………………….....21
4.1 Работа над Конституцией 1977 г. Основные черты последней Конституции СССР………………………………………………………….….21
4.2 Конституционные реформы 80-90-х годов………………………..…..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...….25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………...………..27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ФЕВРАЛЬ 2013Г.docx

— 47.89 Кб (Скачать)

-об общественном устройстве;

- о суде и прокуратуре;

- об основных правах и обязанностях  граждан;

- об избирательной системе.

Закрепляются принципы федерализма, добровольность объединения равноправных союзных республик. Каждая республика имеет свою конституцию, учитывающую  ее особенности. Происходит утверждение  принципа верховенства представительных органов государственной власти, которые образуют подотчетные и  подконтрольные им органы управления.

Статья 112 Конституции провозгласила  принцип: судьи независимы и подчиняются  только закону. Разбирательство дел  во всех судах СССР открытое, поскольку  законом не предусмотрены исключения, с обеспечением обвиняемому права  на защиту. Органы прокуратуры независимы от любых местных органов и  подчиняются только Прокурору СССР.

Впервые отдельная глава X Основного  Закона была посвящена правам и обязанностям граждан, которые объявлялись равноправными  в своем конституционном статусе. Законом гарантировалось свобода  слова; свобода печати; свобода собраний и митингов; свобода уличных шествий  и демонстраций. Гражданам СССР обеспечивалась неприкосновенность личности. Никто  не может быть подвергнут аресту иначе  как по постановлению суда или  с санкции прокурора (ст.127 Основного  закона). Также конституция гарантировала  неприкосновенность жилища граждан  и тайну переписки.

Произошло значительное расширение перечня  прав и свобод. В политические права  включался стандартный набор  мировых демократических свобод. Большое значение Конституция придавала  социально-экономическим и социально-культурным правам личности (именно личности, а  не гражданина). Следует отметить, что гарантии политических и личных прав были только продекларированы без реальной привязки к действительности, в то же время социально-культурные и социально-экономические права были реальными, и их реализация обеспечивалась государством по мере возможностей (право на труд, на отдых, на получение образования, социальное обеспечение по старости и т.д.).

Конституция сняла вопрос о классовом  составе Советов и ввела всеобщее равное избирательное право, осуществляемое при тайном голосовании в Советы всех степеней. Возвестив о переходе от диктатуры к социалистической демократии, она действительно расширила  социальную основу власти, предоставив  всем трудящимся избирательные права; значительно демократизировала  избирательную систему.

В сфере союзных отношений, Конституция  разграничивала компетенцию Союза  и республик, что также в условиях партийного централизма имело условный характер.

Упоминания в тексте Конституции  суда и прокуратуры, придавало этим институтам конституционный характер, однако на практике их роль была невелика: в тот период из-под контроля органов  прокуратуры были фактически выведены органы НКВД.

Верховный Совет являлся своего рода парламентом страны. Его формирование происходило на основе общемировых  стандартов избирательного права.

После Верховного Совета СССР, вторым высшим органом государственной  власти был Президиум Верховного Совета СССР. К его ведению относились вопросы, входящие в компетенцию  президентов: роспуск представительных органов государства, учреждение орденов  и медалей и награждение ими, установление воинских званий, вручение верительных грамот.

В то же время Президиум Верховного Совета СССР в отличие от Президиума ЦИК СССР не имел права заниматься законодательной деятельностью, принимать законы СССР. Он мог только толковать законы и принимать Указы.

Таким образом, Конституция 1936 г. в  определенной степени закрепила  и разделение властей: законодательная  власть была сосредоточена в Верховном  Совете, исполнительная -- в СНК, высшая судебная власть -- в Верховном Суде СССР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СССР В 70-90-е гг. ХХ ВЕКА.

4.1 Работа над Конституцией 1977г. Основные черты последней Конституции СССР

За сорок лет после принятия предыдущей Конституции в стране произошли столь глубокие изменения  в области экономики, культуры, в  социальной структуре общества, что  их стало необходимо обобщить в новом  Основном законе страны. Поэтому 25 апреля 1962 г. Верховным Советом СССР была сформирована Конституционная комиссия, которая в 1976 г. на XXV съезде КПСС доложила, что проект новой Конституции  готов. Он обсуждался на заседаниях Политбюро, в Секретариате ЦК КПСС, на майском (1977 г.) Пленуме ЦК КПСС), затем в  Президиуме Верховного Совета СССР. Затем  проект был опубликован в прессе. После этого началось всенародное  обсуждение проекта Конституции. Седьмого октября 1977 года была принята Декларация: "Верховный Совет Союза ССР, действуя от имени Советского народа и выражая его суверенную волю, принимает Основой закон СССР".

Конституция исходит из основных принципов  и идей, выработанных предшествующими  советскими Конституциями. Отличительной  чертой этого документа является наличие вводной теоретической  части закона (преамбулы).

Конституция 1977 года состоит из крупных  разделов, посвященных основам общественного  строя и политики СССР, проблеме соотношения государства и личности, национально-государственному устройству страны. Прежние Конституции характеризовали  Советское государство как государство  рабочих и крестьян, Основной закон 1977г. включает в эту формулу и  интеллигенцию. Однако, характеризуя Советское  государство как государство  рабочих, крестьян и интеллигенции, Конституция 1977 года подчеркивает все  возрастающую консолидацию советского общества, его социальную однородность. Новая Конституция впервые вводит понятие "народ", и указание на народ как источник власти означает дальнейшее развитие Советской демократии. Но в реальности народ является лишь идеологической ширмой для в Коммунистической партии. В Конституции 1977г Коммунистической партии отводится особое значение. Статья 6 Основного Закона гласит: "КПСС, действуя в рамках Конституции СССР, осуществляет политическое руководство государственными и общественными организациями, направляет и координирует их деятельность".

В Конституции 1977 года были сильнее  закреплены права граждан, одними из важнейших в ней являются право  человека на труд и право на отдых . Конституция провозглашает и  совершенно новое право - право на охрану здоровья. Статья 42-я предоставляет  широкий круг мероприятий, целью  которых является забота о здоровье советских граждан в процессе их трудовой деятельности, развитие и  совершенствование техники безопасности и производственной санитарии, профилактические мероприятия, меры по оздоровлению окружающей среды и т.д.

Еще одним важнейшим мероприятием стало закрепление в Основном законе нового права советских граждан - права на жилище. В Конституции  развиваются дальше такие институты, как неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, тайна телефонных переговоров. Новая Консти-туция  не только закрепляет права и свободы, но и расширяет гарантии этих прав. Так, право на образование обеспечивается введением всеобщего обязательного  среднего образования (Конституция 1936г. гарантировала лишь всеобщее начальное  образование). Новая Конституция  обеспечивает использование свободы  совести, запрещая возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями (статья 52).

В любой статье, посвященной правам граждан, большую часть текста занимают гарантии того или иного права, предусматриваются  не только материальные, но и чисто  правовые гарантии прав и свобод советских  граждан. Так, статья 49 устанавливает, что должностные лица обязаны  в определенные сроки рассматривать заявления и предложения граждан, давать на них ответы и предпринимать необходимые меры.

Новый подход в "брежневской" Конституции  был к вопросу регулирования  судебной системы. Он заключался в фиксировании Конституцией основополагающих принципов, установленных действующим законо-дательством (коллегиальность рассмотрения дел, независимость судей, наказание  только судом, возможность участия  народных представителей в судопроизводстве). Однако судьи по-прежнему рекомендовались  к избранию партийными структурами. Неугодного судью просто не рекомендовали  к переизбранию.

 

4.2 Конституционные реформы 80-90-х  годов

Конституция 1977 года была сбалансированным и тщательно продуман-ным Основным Законом, созданным на основе шестидесятилетнего опыта советской власти. Она отражала сложившиеся на тот момент общественные отношения в стране, как говорилось в руководящих документах КПСС, "развитого  социализма". Надо отметить, что социально-экономические  права граждан СССР выполнялись  и обеспечивались во все возрастающем масштабе, однако это порождало атмосферу  иждивенчества и лени - ведь работай  человек много или мало - отличие  в его уровне жизни будет совсем небольшим: необходимый гарантированный  государством уровень жизни и  в лучшем случае немного сверх  того.

После прихода к власти в 1985 году на пост генсека КПСС М.С. Горбачева  руководство страны взяло курс на реформирование экономической и  политической системы страны. Эти "реформы" привели в конечном итоге к  разрушению государственной системы  управления и распаду СССР.

В последние годы существования  СССР в текст Конституции было принято множество поправок. Важнейшая  из них отменила ст.6 о руководящей  роли КПСС.

1 декабря 1988 г. Верховный Совет  СССР принял поправки к Конституции  СССР и новый закон о выборах  народных депутатов, согласно  которым был учрежден Съезд  народных депутатов СССР. Съезд  формировал Верховный Совет и  избирал Председателя Верховного  Совета, наделенного президентскими  функциями.

В результате конституционной реформы  в 1990 г. были приняты поправки к Конституции  СССР, согласно которым упразднялся  Совет Министров СССР и создавалось  правительство нового типа - Кабинет  Министров СССР при Президенте, с  более низким статусом и более  узкими функциями, нежели традиционный Совмин. Поправки к статьям 10-13 Конституции, принятые 14 марта 1990 года, фактически признали право частной собственности  на средства производства - краеугольный камень марксистской социали-стической  экономики был разрушен. Они допускали  наличие в собственности граждан  и негосударственных юридических  лиц средств производства, ценных бумаг, иных материальных и нематериальных объектов и прав, приносящих доход. По крайней мере декларативно все  три легальные формы собственности - собственность граждан, коллективная (включая акционерную) и государственная - были объявлены равными с точки  зрения объема прав и защиты. Поправки к Конституции в 1990-1991 году не спасли экономику от разрушения, а страну от развала. В конце 1991 года СССР как  государство перестал существовать, и последняя Конституция страны "развитого социализма" стала  достоянием истории.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При детальном рассмотрении особенностей содержания Конституций Советского государства 1918, 1924, 1936, 1977 годов прослеживается тесная взаимосвязь и влияние  социально-экономической обстановки в стране, а также задач, стоящих  перед находящейся у власти партии ВКП(б) - КПСС с содержанием принимаемых  Основных Законов. Видно, как с укреплением  мощи государства и ослаблением  классовых противоречий в обществе расширяются права и свободы  граждан. Этапу острейших классовых  противоречий и борьбы за власть соответствует  Конституция 1918г, в ней наиболее радикально решен вопрос о способах классовой борьбы, декларируются  основные принципы внутренней и внешней  политики, как они тогда понимались руководством только что захватившей  власть большевистской партии. Образование  единого государства - Союза ССР  неизбежно повлекло за собой создание новой Конституции 1924 года, юридическое  оформление нового государства и  разграничение властных полномочий между республиками и центральной  властью было основной ее задачей. В 1936 году, после построения "основ  социализма", была принята новая  Конституция, в которой значительно  расширялись права и свободы  граждан; одним из главных демократических  достижений в ней было введение всеобщего  равного и тайного избирательного права. Этапу наивысшего развития Советского государства - "развитого социализма" - соответствует Конституция 1977г. Права  и свободы в ней не только декларируются, но и гарантированы. Ведь экономическая  мощь СССР в 70-х годах ни у кого не вызывала сомнений, и государство  могло себе позволить фактическую  реализацию многочисленных прав своих  граждан. Таким образом, развитие права (а конституционное право является основой всей системы права) неразрывно связано с развитием государства. Особенно это видно на семи десятилетиях истории Советского государства, когда  особенности действующих в разное время конституций отражали уровень  общественных и экономических отношений в обществе, устанавливаемых и санкционируемых властью. Развалу СССР предшествовало внесение многочисленных, часто друг с другом не согласованных поправок в Конституцию, и это опять таки доказывает взаимосвязь государства и права: изменение конституционного права неизбежно привело к изменению государственного устройства страны. Задачу, поставленную перед данной курсовой работой, можно считать выполненной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция (Основной Закон)  Союза Советских Социалистических  Республик. - М., Политиздат, 1980.

2. Большая Советская Энциклопедия. - М, 1978.

3. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - М. Норма, 2000.

4. Чистяков О.И. Конституция РСФСР  1918 года - М., Зерцало-М, 2003.

5. Чистяков О.И. Конституция СССР 1924 года. -М., Зерцало-М, 2004.

6. Баглай В.М. Конституционное  право Российской Федерации.(учебное  пособие) - М. Норма, 2008.

7. Зиновьев А.В. Поляшова И.С.  Основы конституционного права  России. (учебно-методическое пособие) - СПб. Издательский дом Герда, 2008.

8. Исаев И.А. История государства  и права России (учебник, 2-е издание) - М., Юрист, 2001.

9. Исаев И.А. История государства  и права России в вопросах  и ответах. (учебное пособие) - М., Юрист, 2004.

10. Чиркин В.Е. Конституционное  право России (учебник)- М.Юрист,2007.

 


Информация о работе Советский период развития конституционного законодательства