Советский период развития конституционного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей Конституций Советского Союза, ведь каждому периоду развития СССР соответствует свой Основной Закон.
Задачами работы является выявление связи этих особенностей с изменением и развитием общественных и экономических отношений, политической системы общества в СССР.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………2
Глава 1 СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918 г…………………4
1.1 Разработка и принятие конституции РСФСР 1918 года……………...4
1.2 Основные принципы Конституции 1918 г…………………………….7
Глава 2 СОЗДАНИЕ СССР И КОНСТИТУЦИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА 1924 г……………………………………………………………………………11
2.1 Предпосылки объединения республик, образование
Советского Союза……………………………………………………..……11
2.2 Основные черты Конституции 1924 года……………………………..14
ГЛАВА 3 КОНСТИТУЦИЯ СССР 1936 г……………………………………17
3.1 Разработка и принятие "сталинской" Конституции……………...…..17
3.2 Основные черты Конституции 1936 г…………………………………18
ГЛАВА 4 РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СССР В 70-90-е гг. ХХ ВЕКА……………………………………………….....21
4.1 Работа над Конституцией 1977 г. Основные черты последней Конституции СССР………………………………………………………….….21
4.2 Конституционные реформы 80-90-х годов………………………..…..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...….25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………...………..27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ФЕВРАЛЬ 2013Г.docx

— 47.89 Кб (Скачать)

Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в Советы (правило, действовавшее еще при выборах  в земства и Государственную  думу). Прямыми были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов  на основе принципов представительства  и делегирования. Тем самым создавался организационный фильтр, предназначенный  для отсева "чуждых элементов", тем более эффективный, так как  на практике и в инструкциях о  выборах был закреплен порядок  открытого голосования.

В Конституции обозначались только те права и свободы, которые могли  обеспечиваться государством без дополнительного  финансирования: свобода совести(ст.13), свобода слова и печати(ст.14), свобода  собраний (ст.15), свобода объединения  во всякого рода союзы (ст.16). Но конституционно не закреплялось, например, право на образование - не было материальных средств. Однако демократия была только для  трудящихся. Конституция не признавала формального равенства прав. Конституция  закрепляла всего две обязанности: трудиться и защищать социалистическое отечество.

В целом Конституция 1918 г. заложила правовую основу и новую идеологию  для изменения структуры старой власти и законодательства. С ее принятием политический режим в  стране законодательно приобрел четко  выраженный классовый характер. Демократия сохранялась только для определенной части населения. Все классы, кроме  рабочих и беднейшего крестьянства, становились фактически бесправными. Они лишались не только политических свобод, но и гражданских, экономических. Подобная политика способствовала не поиску компромиссов, а разжиганию взаимной ненависти между классами и в целом в обществе.

Конституция 1918г. отличается значительным количеством программных положений, определяя направления дальнейшего  государственного строительства. Некоторые  статьи Конституции носят чисто  политический характер, они ориентированы  на все мировое сообщество. Так, в  ст. 4 выра-жена непреклонная решимость "вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. СОЗДАНИЕ СССР И КОНСТИТУЦИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА 1924г.

2.1 Предпосылки объединения республик, образование Советского Союза

На исходе гражданской войны  территория страны представляла собой, особенно на окраинах, конгломерат  различных государственных и  национально-государственных образований, статус которых определялся многими  факторами: движением фронтов, состоянием дел на местах, силой местных сепаратистских и национальных движений.

По мере того, как Красная Армия  занимала опорные пункты на различных  территориях, возникала необходимость  упорядочения национально-государственного устройства. О том, каким оно должно быть, среди большевистского руководства  не было единого мнения еще со времен партийных дискуссий по национальному  вопросу. Так, значительная часть большевиков  вообще игнорировала идею национального  самоопределения, целиком полагаясь  на "пролетарский интернационализм" и выступая сторонниками унитарного государства; их лозунг - "Долой границы!", выдвинутый Г.Л. Пятаковым. Более осторожную позицию занимал Ленин. Отвергая идею "культурно-национальной автономии", принятую в программах ряда социал-демократических  партий Запада, он ставил вопрос о желательной  для большевиков форме национального  самоопределения в зависимости  от конкретно-исторических условий  и от того, как будет развиваться "революционная борьба пролетариата Впрочем, осознавая сложность проблемы, Ленин настаивал на ее специальном  анализе, который следовало бы поручить представителю национальных меньшинств. Как раз к месту пришелся "чудесный грузин". Закрепление в партии за Сталиным роли специалиста по национальному  вопросу, видимо, было связано с тем, что его "разработки" весьма совпадали  с мыслями самого Ленина.

На территории, где к 1922 г. установилась власть Советов, этнический состав, несмотря на изменение границ, оставался очень  пестрым. Здесь проживало 185 наций и народностей, многие из них представляли либо "рассеянные" национальные общности, либо недостаточно определившиеся этнические образования, либо специфические ответвления других этносов. Для объединения этих народов в единое государство, бесспорно, существо-вали объективные предпосылки, имеющие глубокие исторические, эконо-мические, политические и культурные основания. Образование СССР не было только навязанным сверху актом большевистского руководства. Это одновременно был процесс объединения, поддерживаемый "снизу".

Развитие союза республик, где  победила социалистическая революция, первоначально шло по пути их вхождения  в состав РСФСР или подписания двухсторонних договоров, которые  начали заключаться с 1920 года. На их основе ликвидировались таможенные границы между республиками, создавалось  единое торговое пространство и налоговое  законодательство, формировался общий  бюджет.

Закавказье представляло собой  сложный комплекс национальных отношений  и противоречий, сохранившихся с  давних времен. Этот регион требовал особенно тонкого и взвешенного подхода. Период существования здесь в  предшествующие годы местных национальных правительств, сметенных Красной  Армией и местными большевиками, тоже оставил определенный след в сознании населения. Грузия, например, в период своего независимого существования  в 1918-1921 гг. наладила довольно широкие  связи с внешним миром. Экономика  ее имела довольно своеобразные черты: слабая промышленность, но очень заметная роль мелкого производства и мелких торговцев. Сильным было влияние  местной интеллигенции. Поэтому  некоторые большевистские лидеры, и  прежде всего Ленин, считали, что  в отношении Грузии нужна особая тактика, не исключающая, в частности, приемлемого компромисса с правительством Ноя Жордания или подобными ему  грузинскими меньшевиками, которые  не относились абсолютно враждебно  к установлению советского строя  в Грузии.

Вскоре национально-государственное  строительство в регионе завершилось  созданием Закавказской Федерации (ЗСФСР), однако интересы населения  отдельных республик и национальных территорий были попраны. По договору 1922 г. республики передавали свои права  союзной закавказской конференции  и ее исполнительному органу - Союзному совету в области внешней политики, военных дел, финансов, транспорта, связи; в остальном республиканские  исполнительные органы сохраняли самостоятельность. Так выработалась модель объединения, которой вскоре предстояло пройти испытание  на прочность в связи с решением вопроса об отношениях Закавказской Федерации и РСФСР.

В августе 1922 г. для реализации идеи объединения советских республик  в Москве была образована специальная комиссия под председательством В.В.Куйбышева, но наиболее активная роль в ней принадлежала Сталину. По составленному им проекту, предусматривалось вхождение всех республик в РСФСР на правах автономных. Разосланный на места проект вызвал бурю возражений республиканских элит, но в самой комиссии он получил одобрение. Дальнейшие события характеризуются вмешательством Ленина. Он предложил другой вариант, федеративный принцип устройства государства, где в Федерацию объединились бы равноправные, а не подчиненные РСФСР республики.

30 декабря 1922 г. на съезде Советов,  где были представлены делегации  РСФСР, Украины, Белоруссии и  ЗСФСР, было провозглашено образование  Союза Советских Социалистических  Республик (СССР). СССР был создан  как государство, а не межгосударственное  объединение (конфедерация).

Формально Советский Союз учреждался как федерация суверенных советских  республик с сохранением права  свободного выхода и открытым доступом в нее. Однако механизма "свободного выхода" не предусматривалось. В  компетенцию Союза передавались вопросы внешней политики, внешней  торговли, финансов, обороны, путей  сообщения, связи. остальные вопросы  управления оставались в ведении союзных республик. Высшим органом страны объявлялся Всесоюзный съезд Советов, в перерывах между его созывами - ЦИК СССР, состоявший из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Этот же съезд принимает решение о разработке проекта Конституции союзного государства.

 

2.2 Основные черты Конституции  1924 года

Первая Конституция СССР была принята  в январе 1924 года. Она в значительной мере сохранила некоторые черты, свойственные Конституции 1918г. Оставаясь  открыто классовой, она существенно  смягчила при этом формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении "паразитических" слоев общества, исключила положения о мировой  революции и интересах всего  человечества. Конституция 1924 г. стала  юридически более строгой и сняла  общие политические положения, присущие Конституции 1918г.

Собственно Конституция состояла из двух частей:

  • Декларации об образовании СССР, в котором говорилось о причинах объединении республик и принципах объединения (добровольность, равноправие);
  • Договора (состоял из 11 глав и 72 статей).

Так как Конституция 1924г. разрабатывалась  как основной закон Союзного государства, принципиально новыми в ней по сравнению с предыдущей были следующие  моменты:

  • В ней отражен факт вхождения республик в Союз ССР. Он зафиксирован в ст. 3, записавшей, что "республики, … входя в состав Союза ССР, передают Союзу полномочия, отнесенные в соответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов Союза ССР".
  • В ст. 19 определялось, что в пределах, указанных в Конституции СССР и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, на территории республик имеют обязательную силу постановления верховных органов СССР. За этим исключением никакие органы, кроме республиканского Съезда Советов, ВЦИК, его Президиума и СНК, не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории республик СССР. Этим косвенно подтверждались суверенные права республик вне пределов прав Союза, однако прямого указания на суверенитет республик в их Конституциях не содержалось.
  • В связи с появлением субъектов СССР в ее Конституции появились положения, определяющие статус этих субъектов и полномочия федерации в отношении их.

В структуре Конституции была выделена глава "О советских соци-алистических республиках ", в которой определялись принципы формиро-вания их органов  государственной власти, порядок  принятия Основных Законов (Конституций) ССР и Положений об автономных областях. К ведению республиканского Съезда Советов было отнесено окончательное  утверждение Конституций АССР. К  совместному ведению Съезда и  ВЦИК относилось установление границ республик, АССР и автономных областей, утверждение Конституций союзных  республик, АССР, разрешение споров между  республиками, АССР и другими частями  федерации, отмена постановлений Съездов  Советов республик, АССР и автономных областей, нарушающих настоящую Конституцию  или постановления верховных  органов СССР. Конституция определяла полномочия верховных органов власти (внешние сношения и торговля, вопросы  войны и мира, организация и  руководство вооруженными силами, общее  руководство и планирование экономики  и бюджета, изменение Конституции). Во всех сферах управления, кроме отнесенных к компетенции Союза, каждая союзная  республика осуществляла свою власть самостоятельно. Территория союзной  республики не могла быть изменена без ее согласия. Конституция устанавливала  для граждан республик единое союзное гражданство. Высшим органом  власти являлся съезд Советов  СССР, куда 1 депутат избирался от 25 тысяч городских избирателей или от 125 тысяч сельских жителей.

Конституция СССР 1924 года была первой Конституцией Союзного государства. Она  юридически закрепила сам факт его  существования, распределила полномочия союзных и республиканских органов  власти, поэтому последующее конституционное  законотворчество союзных республик  происходит на ее основе, причем этот процесс  шел по линии все большего совпадения структуры и содержания конституций  республик с Конституцией СССР и  установления почти единообразного текста конституций всех союзных  республик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1936 г.

3.1 Разработка и принятие "сталинской" Конституции

Сформированное к середине 30-х  годов новое общество требовало  своего конституционного закрепления. (Была создана качественно новая  экономика -- планово-распределительная; сформированы новые методы управления -- административно-командные; ликвидирован частный сектор; сформирована социально-однородная структура общества -- рабочий класс, колхозное крестьянство, трудовая интеллигенция). "Класс эксплуататоров" был  уничтожен, но роль государства в  общественных отношениях не только не снизилась, (как планировали теоретики  марксизма), а наоборот все больше возрастала. Кроме того, Сталин поставил цель создать самую передовую  на тот исторический момент конституцию  государства, в которой были бы закреплены основные демократические ценности.

Поэтому на февральском (1935 г.) Пленуме  ЦК ВКП(б) принимается решение о  разработке нового проекта Конституции. Возглавил конституционную комиссию И.В. Сталин. Соответственно разделам будущей  Конституции было сформировано 12 подкомиссий. В работе над проектом Конституции  принимали участие такие деятели  компартии, как Н.Бухарин, К.Радек, М.Литвинов и другие. Возникающие в процессе работы дискуссионные вопросы решались в партийном порядке.

5 декабря 1936г на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов  новая Конституция была принята  единогласно. Структурно она состояла  из тринадцати глав, которые содержали  146 статей. По провозглашенным свободам  она являлась самой демократической  Конституцией в мире. Ее характерные  черты -- простота четкость, ясность,  продуманность, логичность расположения  глав и статей. Вне сомнения  это было высшее достижение  советской юриспруденции 30-х годов.

 

 

3.2 Основные черты Конституции  1936 г.

Конституция 1936 г. во многом отличалась от Конституции 1924 г. и содержала  ряд глав, которых ранее не было:

Информация о работе Советский период развития конституционного законодательства