Советский период развития конституционного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей Конституций Советского Союза, ведь каждому периоду развития СССР соответствует свой Основной Закон.
Задачами работы является выявление связи этих особенностей с изменением и развитием общественных и экономических отношений, политической системы общества в СССР.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………2
Глава 1 СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918 г…………………4
1.1 Разработка и принятие конституции РСФСР 1918 года……………...4
1.2 Основные принципы Конституции 1918 г…………………………….7
Глава 2 СОЗДАНИЕ СССР И КОНСТИТУЦИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА 1924 г……………………………………………………………………………11
2.1 Предпосылки объединения республик, образование
Советского Союза……………………………………………………..……11
2.2 Основные черты Конституции 1924 года……………………………..14
ГЛАВА 3 КОНСТИТУЦИЯ СССР 1936 г……………………………………17
3.1 Разработка и принятие "сталинской" Конституции……………...…..17
3.2 Основные черты Конституции 1936 г…………………………………18
ГЛАВА 4 РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СССР В 70-90-е гг. ХХ ВЕКА……………………………………………….....21
4.1 Работа над Конституцией 1977 г. Основные черты последней Конституции СССР………………………………………………………….….21
4.2 Конституционные реформы 80-90-х годов………………………..…..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...….25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………...………..27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ФЕВРАЛЬ 2013Г.docx

— 47.89 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………2

Глава 1 СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918 г…………………4

1.1 Разработка и принятие конституции  РСФСР 1918 года……………...4

1.2 Основные принципы Конституции  1918 г…………………………….7

Глава 2 СОЗДАНИЕ СССР И КОНСТИТУЦИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА 1924 г……………………………………………………………………………11

2.1 Предпосылки объединения республик,  образование

Советского Союза……………………………………………………..……11

2.2 Основные черты Конституции  1924 года……………………………..14

ГЛАВА 3 КОНСТИТУЦИЯ СССР 1936 г……………………………………17

3.1 Разработка и принятие "сталинской" Конституции……………...…..17

3.2 Основные черты Конституции  1936 г…………………………………18

ГЛАВА 4 РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СССР В 70-90-е гг. ХХ ВЕКА……………………………………………….....21

4.1 Работа над Конституцией 1977 г.  Основные черты последней Конституции  СССР………………………………………………………….….21

4.2 Конституционные реформы 80-90-х  годов………………………..…..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...….25

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………...………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

История России знает периоды постепенного развития своей государственности, когда поколение за поколением в  рамках одной царствующей династии происходило развитие социальных и  правовых институтов. Это поступательное движение вперед имело резкие взлеты (например, время реформ Петра Первого) и периоды постепенного развития. Развитие государства Российского  на основе преемственности традиций шло веками. Но есть в российской истории и период, когда все  действующие государственный институты  были разрушены, а новые строились  на принципиально новых принципах. Построенная на "обломках старого  мира" партией большевиков Советская  республика объединила вокруг себя отколовшиеся после распада царской империи  национальные окраины в Советский  Союз - СССР. Это государство за невероятно короткий по историческим меркам период - семь десятилетий - прошло путь от состояния  гражданской войны до супердержавы, интересы и влияние которой чувствовались  в любой точке земного шара.

Историография социалистического периода истории России достаточно неоднозначна и противоречива. Литература советского периода пронизана коммунистической идеологией, российские авторы 90-х годов ХХ века бросились в другую крайность, когда за жупелом тоталитаризма и комму-нистической диктатуры не показывались реальные достижения юридической науки того периода. Все это стимулирует к творческому переосмыслению всего прочитанного. В трудах и учебных пособиях последнего десятилетия (авторы - В.Чиркин, О.Чистяков, В.Баглай) взгляд на советское конституционное строительство стремится к объективному рассмотрению столь сложной проблемы. Материал из работ О.Чистякова положен в основу первых двух глав, третья глава создана на основе анализа прочитанной литературы из библиографического списка, фактический материал четвертой главы во многом взят из оригинального текста Основного Закона 1977 года.

История развития советской государственности  неразрывно связана с историей развития его права. Конституция - фундамент  правовой системы любого государства, поэтому при развитии государственно-правовых отношений конституционное строительство - непременное условие.

Целью данной работы является изучение особенностей Конституций Советского Союза, ведь каждому периоду развития СССР соответствует свой Основной Закон.

Задачами работы является выявление связи этих особенностей с изменением и развитием общественных и экономических отношений, политической системы общества в СССР. Марксистская теория развития государства определяет историю развития государства как историю борьбы классов, на этой основе и писались все советские конституции. Ведь у власти была коммунистическая партия, и марксизм-ленинизм - ее официальная идеология. Наглядным примером связи советского права и классовой борьбы является эволюция закрепленного в этих Конституциях избирательного права для различных категорий граждан.

В истории Союза Советских Социалистических Республик - СССР насчи-тывается четыре официально принятых Конституции, соответственно 1918, 1924, 1936, 1977 годов. Изучению особенностей их разработки, принятия и характерным  чертам посвящена эта работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918 г.

1.1 Разработка и принятие конституции РСФСР 1918 года.

После прихода партии большевиков  к власти в октябре 1917г. в результате вооруженного переворота для нее  стал актуальным вопрос законодательного закрепления своего положения в  качестве единственной правящей партии на территории России. Существовавшая до этого времени государственная  система была разрушена полностью, для построения новой необходимо было принять основополагающие, имеющие  конституционное значение законы.

Первые конституционные законы появились на II съезде Советов, а  первым таким законом, имеющим обобщающий характер, стала разработанная В.И. Лениным "Декларация прав трудящегося  и эксплуатируемого народа", принятая III Всероссийским съездом Советов. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя - национализацию земли, переход к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила  задачу уничтожения эксплуатации человека человеком.

В Декларации были зафиксированы основы государственного строя: "Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам"

Провозглашалось, что Советская  Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация  советских национальных республик, однако при этом не устанавливалось  конкретных форм федерации. В Декларации отмечались также основные принципы советской внешней политики. Таким  образом, Декларация в течение какого-то времени могла выполнять функции  Конституции. Она была как бы временной  Конституцией строящегося на обломках старой империи государства.

III Всероссийский съезд Советов  принял резолюцию о формировании  комиссии, и весной 1918г Ленин поручил  ВЦИКу заняться разработкой подробной Конституции Советской Республики. Конституционная комис-сия формировалась в ЦК партии большевиков. Председателем комиссии был назначен Я.М. Свердлов, заместителем - М.Н. Покровский, секретарем - В.А. Аванесов. Закрепив все ключевые посты в комиссии за собой, партия большевиков допустила в ее состав определенное количество беспартийных и также членов других партий, в частности, левых эсеров.

Участие в комиссии эсеров, конечно, несколько осложняло работу, однако сколько-нибудь существенного влияния  на ее ход оказать не могло, поскольку  большевики преобладали в комиссии: против 2-3 эсеров могли выступить 10-12 большевиков. Хотя на заседаниях комиссии обычно присутствовали не все ее члены, однако большинство при решении принципиальных моментов за коммунистами обеспечивалось всегда. Это вовсе не означает, что работа комиссии проходила безмятежно и без всяких споров. Совсем наоборот: такие споры, порой ожесточенные, можно отметить на каждом заседании комиссии ВЦИК. Столкновения мнений были не только на межпартийной основе, но и возникали между самими большевиками. И неудивительно, ведь создавалась первая в истории человечества Конституция социалистического государства, не имеющая никаких прецедентов, а опыт нового государственного строительства был весьма невелик.

Важный спор возник уже в начале работы комиссии. На заседании 5 апреля 1918 г. было решено поручить члену ЦК РКП(б), наркому по делам национальностей  И. В. Сталину и ответственному работнику  наркомата юстиции, известному специалисту  профессору М. А. Рейснеру подготовить  доклады об основных принципах устройства Российской республики, которые должны найти отражение в Конституции. Сталин и Рейснер подготовили  два различных проекта основных положений Конституции, главным  содержанием которых была проблема федерации. Рейснер исходил из представлений  о том, что национальный вопрос - пережиток феодализма, что он не имеет значения даже при капитализме и тем более не может приниматься в расчет в социалистическом государстве. В соответствии с этим М. А. Рейснер мыслил РСФСР как федерацию "трудовых коммун", практически - как федерацию административных единиц (областей, губерний, уездов и т. п.). Сама по себе эта идея была неплоха, ибо ее реализация могла бы способствовать укреплению государственного единства. Однако в реальных условиях 1918 года, когда по стране развертывались национальные движения под лозунгом создания национальной государственности, она была неосуществима и опасна.

И. В. Сталин стоял на иных позициях. Исходя из ленинских идей и накопленной  практики государственного строительства, он предложил строить федерацию  по национально-территориальному принципу. Комиссия большинством 5 против 3 голосов  приняла проект Сталина. 19 апреля комиссия ВЦИК закончила обсуждение основных положений Конституции и, разбившись на подкомиссии, приступила к работе над отдельными разделами закона. До июня 1918 г. одна за другой принимались  подготовленные главы. Параллельно  с комиссией ВЦИК над своим  проектом Конституции работали и  в наркомате юстиции. В.И.Ленин  лично редактировал текст Конституции, и

3 июля 1918 г. в "Известиях ВЦИК" готовый проект Конституции был  опубликован.

Проекты комиссии ВЦИК и наркомата  юстиции были рассмотрены специальной  комиссией ЦК РКП(б), и с дополнениями и поправками был одобрен первый из них. На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована комиссия для рассмотрения проекта  Конституции из 6 членов и 3 кандидатов. По докладу Ю. М. Стеклова с некоторыми изменениями и дополнениями он был  единогласно принят съездом 10 июля 1918г. Президиуму ВЦИК было поручено окончательно отредактировать Конституцию и, опубликовав в печати, ввести в  действие. 19 июля Основной закон был  опубликован в "Известиях. ВЦИК" и с этого момента вступил  в силу.

 

 

1.2 Основные принципы Конституции 1918 г.

Основные принципы Конституции  были сформулированы в ее шести разделах:

  1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;
  2. Общие положения Конституции РСФСР;
  3. Конструкция Советской власти (организация советской власти в центре и на местах);
  4. Активное и пассивное избирательное право;
  5. Бюджетное право;
  6. О гербе и флаге РСФСР.

В Декларации определялась социальная основа новой государственности - диктатура  пролетариата и ее политическая основа - система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Законодательно закреплялись первые экономические  преобразования: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, части  промышленности. Срок действия Конституции  определялся как "переход от капитализма  к социализму".

Государственное устройство РСФСР  носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, входящих на началах  федерации в РСФСР и состоящих  из нескольких национальных областей.

Высшим органом власти Конституция  провозглашала Всероссийский съезд  Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал  ответственный перед ним Всероссийский  Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). ВЦИК формировал Правительство  РСФСР - Совет Народных Комиссаров, состоявший из народных комиссаров, возглавлявших  отраслевые народные комиссариаты. В  городах и селениях создавались  городские и сельские советы.

Компетенция центральных органов  власти определялась следующим образом: Всероссийский съезд Советов  и ВЦИК осуществляли утверждение  и изменение Конституции, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности; основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировали общегосударственное законодательство. Всероссийский съезд Советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры.

Характерно, что законодательную  власть в РСФСР осуществляли сразу  три высших органа: Всероссийский  съезд советов, ВЦИК и СНК. Последний  мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК.

Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие Советы, было проведение в жизнь решений вышестоящих  органов и подчинение им по вертикали. В пределах своей территории местным  Советам предоставлялись широкие  полномочия по реализации своей компетенции. Этот принцип получил наименование "демократического централизма".

Явно политизированными являлись положения избирательной системы. К выборам допускались только отдельные социальные слои, в отношении  которых не допускались ограничения  по признакам пола, национальности, образования, вероисповедания. Эти  группы объединялись понятием "трудящиеся". Конституция допускала лишение "эксплуататоров" любых прав, если эти права используются в ущерб "трудящимся". Прямо  предусматривалось и два конкретных случаях такого лишения прав. Статья 65 лишала избирательных прав лиц, прибегающих  к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев, торговых и коммерческих посредников, некоторые другие категории  населения. Статья 19 ограничивала их в  праве военной службы, говоря, что  право защищать революцию с оружием  в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагалось исполнение иных военных обязанностей. Исключение из избирательного корпуса "социально-чуждых элементов" не позволяет рассматривать избирательное право Конституции 1918 года как всеобщее.

Информация о работе Советский период развития конституционного законодательства