Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 15:26, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью данной работы является исследование государственно-церковных отношений в первые два десятилетия существования Советской власти с решением следующих конкретных задач:
1. выяснить идеологические и политические предпосылки антирелигиозной политики государства;
2. рассмотреть государственную законодательную базу церковной политики и практику ее осуществления;
3. показать организацию, характер и последствия репрессивных мер советской власти против церкви, раскрыть формы и методы деятельности карательных органов власти;
4. определить региональный аспект рассматриваемых проблем.
Федеральное агентство по образованию
Саратовский
государственный социально-
Кафедра
экономической и политической истории
России
Курсовая работа на тему:
СОВЕТСКАЯ
ВЛАСТЬ И ЦЕРКОВЬ 1920-1930
Выполнила:
студентка 1курса, 14 группы
Факультета
экономики и менеджмента
Проверил: д-р ист. наук,
проф.
Горохов В. С.
Саратов 2010
Введение
До
конца 80-х годов история Российской
Православной Церкви в послереволюционной
России практически не рассматривалась.
Считалось, что утверждение
Отношения
РПЦ с государством складывались
веками. От государственной политики
зависело положение самой церкви
и доля ее участия в решении
социальных и нравственных проблем.
Последние десятилетия
В
истории взаимоотношений
Предметом настоящей работы является исследование отношений государства
и Русской
Православной Церкви в первые два
десятилетия существования
Историография проблемы исследования. Многие десятилетия во взглядах на отношения государства и религиозных организаций в советский период нашей истории, в оценке позиций и поступков каждой из сторон мы удовлетворялись той правдой, которая была найдена в далекие 30-50-е годы. «Атеистическая» литература, за редким исключением, обращаясь к данной тематике, использовала одни и те же сюжеты и исторические факты, выставляя в качестве «подпорок» для выводов и заключений бесконечный ряд переходящих от автора к автору «классических» цитат. Добавить к этому установившийся негласный запрет на изучение религиозной жизни в стране и публикацию о ней материалов, закрытость учреждений, занимавшихся церковной политикой, недоступность для исследователей документов, хранившихся в спецхранах. И как итог - отсутствие объективной оценки этих отношений в отечественной историографии, засилие атеистического взгляда на данную проблему.
Непосредственно
в рассматриваемый период не выходило
серьезных работ, ставивших своей
целью рассмотрение вопроса отношений
церкви и органов власти в лице
ВЧК-ОГПУ-НКВД. Так, «Известия ВЦИК»
и «Курские епархиальные ведомости»
давали общую оценку отношения государства
и церкви, сообщались факты насилия
над духовенством и монастырями.
В сборниках приводились
После войны научные труды и издания использовали разнообразный документальный материал для циркуляции положения религии и церкви в СССР. Подтверждением этому служат работы Е.Ф. Грекулова «Православная инквизиция в России», А.И. Виноградова «Свобода совести и религия», Н.С. Гордиенко «Современное православие», где авторы, критически оценивая место и роль РПЦ в советском государстве, не рассматривали детально вопрос отношений церкви и карательных органов в первые годы советской власти, а лишь вскользь упоминали об этом факте.
Наиболее полно и серьезно взаимоотношения церкви и карательных органов власти были рассмотрены М.И. Одинцовым. В своих трудах «Государственно-церковные отношения в России. На материалах отечественной истории ХХ века», «Хождение по мукам» и «Государство и церковь. (История взаимоотношений. 1917-1938 гг.)» автор наиболее детально и полно рассмотрел и изучил специфику деятельности НКВД по отношению к церкви, оценил многоаспектность государственно-церковных «баталий» и многообразие подходов к изучению этой темы.
В
«Иллюзиях и догмах» В.А. Алексеева
более полно рассмотрены
Таким образом, современное состояние историографии проблемы предполагает лишь начало поворота в сторону глубокой научной разработки поставленных вопросов на конкретном историческом этапе с привлечением новейших исторических источников. Деятельность государства в сфере проведения антирелигиозной политики в Центральном Черноземье требует отдельного исследования.
Цель и задачи исследования. Целью данной работы является исследование государственно-церковных отношений в первые два десятилетия существования Советской власти с решением следующих конкретных задач:
Глава 1. Церковь и большевики
Ни для кого не секрет, что православная церковь в России начала ХХ века играла большую роль в духовной сфере жизни. Вера сопровождала русских людей самых разнообразных сословий повсюду. И, хотя православие – далеко не единственная конфессия столь многонационального государства, связь с православной церковью была заметна невооруженным взглядом повсеместно. Православная церковь - довольно крупный собственник, источник образования (не главный и не единственный, конечно).
С победой большевистской идеологии в России началась непримиримая борьба со всеми другими видами идеологии. Религия рассматривалась новой властью в качестве одного из основных препятствий на пути установления монополии в области идеологии. Православие как оплот многовековой российской монархии, как составляющая официальной идеологии – «православие, самодержавие, народность», как часть той государственности, которую разрушили большевики, подверглось уничтожению наряду с другими остатками прежнего строя. Поэтому политика правящей партии по отношению к церкви была определена.
Факторами, способствовавшими
«Определяя основы взаимоотношения с государством, церковь исходила из признания необходимости союза с ним. Поместным Собором было принято положение, в силу которого православная церковь в России «должна быть в союзе с государством, но под условием своего свободного внутреннего самоопределения», и в соответствии с ним Соборное определение «О правовом положении Православной Российской Церкви». Главной своей задачей церковь считала «пропитывать государство духом христианства»1
На протяжении гражданской войны и военного коммунизма государство выдвинуло несколько постановлений по отношению к Церкви:
произвола
при закрытии богослужебных зданий
и осуществления различных
Попытки верующих и духовенства оказать сопротивление окончились лишь новыми арестами, судами и высылками тысяч людей в лагеря и под надзор.
На Церковь обрушивались все новые и новые запреты, ограничения, регламентации — по самым различным сторонам церковной жизни, вплоть до отправления богослужения, в ходе которого были объявлены допустимыми лишь те проповеди, что посвящались «сугубо религиозным темам»; поскольку рамки этого ограничения не были оговорены, открывался простор для любого произвола в отношении духовенства. Местным властям было разрешено закрывать храмы и прекращать деятельность религиозных обществ в них, если эти здания потребуются для «иных целей», а затем — и вовсе распускать религиозные объединения, если их члены будут замечены в «политической неблагонадежности и антисоветской деятельности».
Патриарх Тихон призывал прихожан активно становиться «в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силы своего святого воодушевления», и «не вступать с извергами рода человеческого в какое-либо общение».
Такое заявление не могло пройти незамеченным. За это поплатится не только патриарх. Еще враждебнее встретили большевики «Постановление Святейшего патриарха и Священного Синода» от 15 февраля 1918 г., в котором говорилось о непринятии верующими атеистических действий. В принятом Поместным собором «определении» 1917-1918 гг. были перечислены наказания за лояльность по отношению к Советской власти: епископы и священнослужители, «содействующие проведению в жизнь враждебных церкви положений декрета о свободе совести и подобных ему актов, подлежат запрещению в священно служении и в случае не раскаяния извергаются из сана», а миряне отлучаются от церкви. Протест духовенства остался в тени.
30 августа 1918 г. в «Известиях» был опубликована инструкция «О порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».2 Принятие инструкции вызвало шквал возмущения со стороны духовенства. Поместный Собор в послании к СНК потребовал ее отмены.
Инструкция
затрагивала практически все
возникавшие перед органами власти
на местах вопросы по проведению в
жизнь декрета, давала необходимый
материал для их разрешения. Казалось,
созданы все условия для
Центральное место в ряду мер разоблачительного характера заняла развернувшаяся в 1918-1920 гг. кампания вскрытия и "разоблачения" святых мощей (постановления Наркомюста от 14 августа 1919 г. об организационном вскрытии мощей и от 25 августа 1920 г. о ликвидации мощей во всероссийском масштабе).3
Нельзя не отметить, кроме того, что ВЧК, а затем и ОГПУ, НКВД постоянно сохраняли собственное видение содержания и способов проведения «церковной политики» и всяческим образом защищали свою «самостоятельность».
В ноябре 1918г. патриарха Тихона арестовали, но уже через несколько дней освободили, опасаясь возмущения верующих.
Если
во время гражданской войны