Советская власть и церковь 1920-1930гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является исследование государственно-церковных отношений в первые два десятилетия существования Советской власти с решением следующих конкретных задач:
1. выяснить идеологические и политические предпосылки антирелигиозной политики государства;
2. рассмотреть государственную законодательную базу церковной политики и практику ее осуществления;
3. показать организацию, характер и последствия репрессивных мер советской власти против церкви, раскрыть формы и методы деятельности карательных органов власти;
4. определить региональный аспект рассматриваемых проблем.

Работа содержит 1 файл

советская власть и церковь 1920-30гг.docx

— 57.96 Кб (Скачать)

    Федеральное агентство по образованию

    Саратовский государственный социально-экономический  университет

    Кафедра экономической и политической истории  России 
 

    Курсовая  работа на тему:

    СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ И ЦЕРКОВЬ 1920-1930 
 
 
 
 

                Выполнила:

                студентка 1курса, 14 группы

                Факультета  экономики и менеджмента 
                 

                Проверил: д-р ист. наук,

                проф. Горохов  В. С. 

    Саратов 2010

    Введение

    До  конца 80-х годов история Российской Православной Церкви в послереволюционной России практически не рассматривалась. Считалось, что утверждение коммунистической идеологии ведет к преодолению  религиозного сознания. Государство  проводило политические ограничения  церкви и утверждение атеизма. Русская  Православная Церковь (РПЦ) еще недавно  представлялась жертвой государственного атеистического тоталитарного режима. В условиях демократизации нашего общества РПЦ получила более широкие возможности  для проповеднической и социальной деятельности, устранение всякой дискриминации  по отношению к священнослужителям и верующим. Происходит процесс возвращения  ранее изъятых ценностей, строятся новые храмы и монастыри. Государство  осуществляет более взвешенную церковную  политику, соблюдая суверенитет РПЦ, а в решении многих общественных проблем выступает в качестве ее партнера.

    Отношения РПЦ с государством складывались веками. От государственной политики зависело положение самой церкви и доля ее участия в решении  социальных и нравственных проблем. Последние десятилетия значительно  изменили наше общество, изменилась и  роль церкви в нем.

    В истории взаимоотношений государства  и церкви есть много «белых пятен» и одно из них – 20-30-е годы ХХ века. Отношения новой власти в первые десятилетия ее существования с  традиционным институтом церкви складывались неоднозначно. Исследование этой проблемы является актуальным, потому что позволяет  более полно и всесторонне  раскрыть сущность этих отношений, пролить  на них луч неизвестности, рассмотреть  взаимодействие центральных и местных  органов власти (в том числе  и карательных) в вопросах церковной  политики, а также дает возможность  проанализировать данный процесс и  его последствия.

    Предметом настоящей работы является исследование отношений государства

и Русской  Православной Церкви в первые два  десятилетия существования Советской  власти, а точнее, отношение и  политика карательных органов (ВЧК-ОГПУ-НКВД) в церковном вопросе.

    Историография проблемы исследования. Многие десятилетия  во взглядах на отношения государства  и религиозных организаций в  советский период нашей истории, в оценке позиций и поступков  каждой из сторон мы удовлетворялись  той правдой, которая была найдена  в далекие 30-50-е годы. «Атеистическая»  литература, за редким исключением, обращаясь  к данной тематике, использовала одни и те же сюжеты и исторические факты, выставляя в качестве «подпорок» для выводов и заключений бесконечный  ряд переходящих от автора к автору «классических» цитат. Добавить к этому  установившийся негласный запрет на изучение религиозной жизни в  стране и публикацию о ней материалов, закрытость учреждений, занимавшихся церковной политикой, недоступность  для исследователей документов, хранившихся  в спецхранах. И как итог - отсутствие объективной оценки этих отношений  в отечественной историографии, засилие атеистического взгляда на данную проблему.

    Непосредственно в рассматриваемый период не выходило серьезных работ, ставивших своей  целью рассмотрение вопроса отношений  церкви и органов власти в лице ВЧК-ОГПУ-НКВД. Так, «Известия ВЦИК»  и «Курские епархиальные ведомости» давали общую оценку отношения государства  и церкви, сообщались факты насилия  над духовенством и монастырями. В сборниках приводились отдельные  факты осуществления декрета  «Об отделении церкви от государства», сопровождавшихся разорением храмов и  «революционным судом». Нужно подчеркнуть, что специальных работ о взаимодействии центральных и местных властей  и церкви не издавалось.

    После войны научные труды и издания  использовали разнообразный документальный материал для циркуляции положения  религии и церкви в СССР. Подтверждением этому служат работы Е.Ф. Грекулова «Православная инквизиция в России», А.И. Виноградова «Свобода совести и религия», Н.С. Гордиенко «Современное православие», где авторы, критически оценивая место и роль РПЦ в советском государстве, не рассматривали детально вопрос отношений церкви и карательных органов в первые годы советской власти, а лишь вскользь упоминали об этом факте.

    Наиболее  полно и серьезно взаимоотношения  церкви и карательных органов  власти были рассмотрены М.И. Одинцовым. В своих трудах «Государственно-церковные  отношения в России. На материалах отечественной истории ХХ века», «Хождение по мукам» и «Государство и церковь. (История взаимоотношений. 1917-1938 гг.)» автор наиболее детально и полно рассмотрел и изучил специфику  деятельности НКВД по отношению к  церкви, оценил многоаспектность государственно-церковных  «баталий» и многообразие подходов к изучению этой темы.

    В «Иллюзиях и догмах» В.А. Алексеева  более полно рассмотрены проблемы взаимоотношений церкви и государства  в первое десятилетие после 1917 года. На основе ранее неизвестных архивных материалов автор рассматривает  вопросы о причинах массового  закрытия церквей в 20-30-е годы, о  репрессиях против духовенства и  верующих.

    Таким образом, современное состояние  историографии проблемы предполагает лишь начало поворота в сторону глубокой научной разработки поставленных вопросов на конкретном историческом этапе с  привлечением новейших исторических источников. Деятельность государства в сфере  проведения антирелигиозной политики в Центральном Черноземье требует  отдельного исследования.

    Цель  и задачи исследования. Целью данной работы является исследование государственно-церковных  отношений в первые два десятилетия  существования Советской власти с решением следующих конкретных задач:

  1. выяснить идеологические и политические предпосылки антирелигиозной политики государства;
  2. рассмотреть государственную законодательную базу церковной политики и практику ее осуществления;
  3. показать организацию, характер и последствия репрессивных мер советской власти против церкви, раскрыть формы и методы деятельности карательных органов власти;
  4. определить региональный аспект рассматриваемых проблем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Церковь и большевики

    1. Конфликт с патриархом Тихоном

    Ни  для кого не секрет, что православная церковь в России начала ХХ века играла большую роль в духовной сфере  жизни. Вера сопровождала русских людей  самых разнообразных сословий повсюду. И, хотя православие – далеко не единственная конфессия столь многонационального государства, связь с православной церковью была заметна невооруженным взглядом повсеместно. Православная церковь - довольно крупный собственник, источник образования (не главный и не единственный, конечно).

    С победой большевистской идеологии  в России началась непримиримая борьба со всеми другими видами идеологии. Религия рассматривалась новой  властью в качестве одного из основных препятствий на пути установления монополии  в области идеологии. Православие  как оплот многовековой российской монархии, как составляющая официальной  идеологии – «православие, самодержавие, народность», как часть той государственности, которую разрушили большевики, подверглось уничтожению наряду с другими остатками прежнего строя. Поэтому политика правящей партии по отношению к церкви была определена.

      Факторами, способствовавшими проведению  намеченного большевиками курса  стали, противоречия «светского клерикализма», в условиях которого Россия вступила в эпоху революций, неразрешенность «религиозного вопроса» и потребность в коренных реформах вероисповедальной сферы, наконец, кризис, переживаемый самой церковью на рубеже XIX-ХХ вв.

    «Определяя основы взаимоотношения с государством, церковь исходила из признания необходимости союза с ним. Поместным Собором было принято положение, в силу которого православная церковь в России «должна быть в союзе с государством, но под условием своего свободного внутреннего самоопределения», и в соответствии с ним Соборное определение «О правовом положении Православной Российской Церкви». Главной своей задачей церковь считала «пропитывать государство духом христианства»1

    На протяжении гражданской войны и военного коммунизма государство выдвинуло несколько постановлений по отношению к Церкви:

  1. от декабря 1918 - указывалось на недопустимость какого-либо

произвола при закрытии богослужебных зданий и осуществления различных акций  в отношении духовенства

  1. от марта 1919 г. — открывало собой кампанию по "ликвидации мощей"
  2. август 1920 г. – «полной ликвидации культа мощей и мумифицированных трупов» с передачей их государственным музеям.

    Попытки верующих и духовенства оказать  сопротивление окончились лишь новыми арестами, судами и высылками тысяч  людей в лагеря и под надзор.

    На  Церковь обрушивались все новые  и новые запреты, ограничения, регламентации  — по самым различным сторонам церковной жизни, вплоть до отправления  богослужения, в ходе которого были объявлены допустимыми лишь те проповеди, что посвящались «сугубо религиозным темам»; поскольку рамки этого ограничения не были оговорены, открывался простор для любого произвола в отношении духовенства. Местным властям было разрешено закрывать храмы и прекращать деятельность религиозных обществ в них, если эти здания потребуются для «иных целей», а затем — и вовсе распускать религиозные объединения, если их члены будут замечены в «политической неблагонадежности и антисоветской деятельности».

    Патриарх Тихон призывал прихожан активно становиться «в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силы своего святого воодушевления», и «не вступать с извергами рода человеческого в какое-либо общение».

    Такое заявление не могло пройти незамеченным. За это поплатится не только патриарх. Еще враждебнее встретили большевики «Постановление Святейшего патриарха и Священного Синода» от 15 февраля 1918 г., в котором говорилось о непринятии верующими атеистических действий. В принятом Поместным собором «определении» 1917-1918 гг. были перечислены наказания за лояльность по отношению к Советской власти: епископы и  священнослужители, «содействующие проведению в жизнь враждебных церкви положений декрета о свободе совести и подобных ему актов, подлежат запрещению в священно служении и в случае не раскаяния извергаются из сана», а миряне отлучаются от церкви. Протест духовенства остался в тени.

    30 августа 1918 г. в «Известиях»  был опубликована инструкция  «О порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».2 Принятие инструкции вызвало шквал возмущения со стороны духовенства. Поместный Собор в послании к СНК потребовал ее отмены.

    Инструкция  затрагивала практически все  возникавшие перед органами власти на местах вопросы по проведению в  жизнь декрета, давала необходимый  материал для их разрешения. Казалось, созданы все условия для планомерного и повсеместного исполнения положений  декрета. Но реализовать сложившиеся  благоприятные предпосылки не удалось. Процесс отделения церкви от государства  и нормализации отношений между  религиозными центрами и советской  властью затянулся на несколько  лет. Причинами тому были, с одной  стороны. разразившаяся гражданская война и интервенция, а с другой - нежелание обеих сторон идти на компромисс и сотрудничество.

    Центральное место в ряду мер разоблачительного  характера заняла развернувшаяся в 1918-1920 гг. кампания вскрытия и "разоблачения" святых мощей (постановления Наркомюста от 14 августа 1919 г. об организационном вскрытии мощей и от 25 августа 1920 г. о ликвидации мощей во всероссийском масштабе).3

    Нельзя  не отметить, кроме того, что ВЧК, а затем и ОГПУ, НКВД постоянно  сохраняли собственное видение  содержания и способов проведения «церковной политики» и всяческим образом  защищали свою «самостоятельность».

      В ноябре 1918г. патриарха Тихона арестовали, но уже через несколько дней освободили, опасаясь возмущения верующих.

      Если  во время гражданской войны гонения  на Русскую православную церковь  носили отчасти стихийный, эмоциональный  характер, то после ее окончания, они  приобретают элементы плановости и  целенаправленности. Особенно ярко это  проявилось в ходе так называемого  «изъятия церковных ценностей», проходившего под предлогом помощи голодающим Поволжья.

Информация о работе Советская власть и церковь 1920-1930гг